Политические и социокультурные механизмы регулирования миграционных процессов


Скачать 289,83 Kb.
НазваниеПолитические и социокультурные механизмы регулирования миграционных процессов
страница1/2
Намдаков Анатолий Зандараевич
Дата конвертации13.08.2012
Размер289,83 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьГ.
Год2007
На соискание ученой степениКандидат политических наук
  1   2

На правах рукописи

Намдаков Анатолий Зандараевич


политические и социокультурные

механизмы регулирования миграционных процессов

Специальность

23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук


Чита – 2007

Работа выполнена на кафедре политологии ГОУ ВПО

«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского»


Научный руководитель доктор социологических наук,

доцент

Лига Марина Борисовна


Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор

Фомина Марина Николаевна


кандидат политических наук

Жамсуев Баир Баясхаланович


Ведущая организация: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации


Защита состоится «6» ноября 2007 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.299.03 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук при Читинском государственном университете по адресу: 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, зал заседаний ученого совета.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Читинский государственный университет.


Автореферат разослан «6» октября 2007 г.


Автореферат размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Читинский государственный университет» http: // www.chitgu.ru «5» октября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор социологических наук, доцент Романова Н.П.

I. общая характеристика работы


Актуальность исследования. Современные миграционные процессы охватывают все мировое пространство и все континенты планеты, затрагивают все слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности. Последствия результатов миграционных процессов приводят к обострению проблем социального, экономического, культурного плана.

В определении детерминаций миграционных процессов поворотным для России стал период начала 1990-х гг. В результате реформ произошла либерализация общества, что не могло не сказаться на качестве миграционных процессов. Государство ослабило контроль над миграционными процессами, которые приобрели стихийный характер. Это привело к таким последствиям, как усиление антагонизма между представителями разных национальностей и религий, размывание культурного контекста, этнической идентичности, политическая нестабильность и т.д. Для России проблема миграции осложняется тем, что этот процесс происходит в контексте депопуляции основной части населения. Нельзя забывать того факта, что миграция приводит к изменениям в социокультурной среде общества вообще и отдельного региона в частности.

Актуальность осмысления природы миграции, в основе которой лежат разные причины, неоднозначные, а порой противоречивые, заключается в необходимости реализации эффективной миграционной политики. На современном этапе развития науки особенно значим политологический анализ механизмов регулирования миграционных процессов на уровне отдельных регионов. Возникает настоятельная необходимость анализа процессов регулирования и оптимизации миграционной политики России. Требуется системный анализ для описания его положительных сторон и выявления механизмов, которые способствуют улучшению миграционной ситуации. Во многом это связано с тем, что только в последние годы региональные особенности миграционных процессов оказались в центре внимания исследователей. На современном этапе развития научной теории и миграционной политики важным становится учет региональной специфики миграционных процессов, а также механизмов их регулирования. В отдельных регионах России уже накоплен опыт, который позволяет решать данные проблемы более или менее успешно. К числу таких регионов можно отнести Агинский Бурятский автономный округ (далее АБАО), где выработаны оптимальные механизмы реализации миграционной политики.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема миграционных процессов стала объектом научного исследования в отечественной и зарубежной литературе в конце XIX в., в частности, можно выделить следующие направления исследования миграции:

  • теоретико-методологическая база исследования миграции была заложена в работах классиков социально-политической мысли М. Вебера, Г. Зиммеля, К. Маркса, Р. Мертона, Т. Парсонса и др.;

  • анализ миграционных процессов в связи с процессами колонизации русскими территорий Сибири и Дальнего Востока (В.П. Вощинин, Г.К. Гинс, В.Н. Григорьев, И.А. Гурвич, А.А. Исаев, А.А. Кауфман, Н.П. Огановский, Н.М. Ядринцев и др);

  • выявление закономерностей миграционных процессов и различных способов их регулирования (Р.Г. Абдулатипов, О.Д. Воробьева, Г.Г. Гольдин, Ж.А. Зайончковская, Т.И. Заславская, В.А. Ионцев, В.Г. Костин, В.А. Михайлов, В.И. Мукомель, М.Б. Олкотт, В.И. Переведенцев, Т.М. Регент, Л.Л. Рыбаковский, В.А. Тишков, Б.С. Хорев и др.). Особое значение для нашего исследования играет работа М.Л. Тюркина, направленная на анализ уже сложившейся институциональной миграционной системы России;

  • анализ закономерностей и специфики миграционных процессов в СССР (М.Б. Денисенко, В.А. Ионцев, В.М. Моисеенко, В.И. Переведенцев,
    Б.С. Хорев, В.В. Покшишевский, О.С. Чудиновский, Л.Л. Рыбаковский);

  • описание и анализ различных последствий миграции ( Р.Г. Абулатипов, В.В. Амелин, С.А. Арутюнов, Л.Ф. Болтенкова, Г.С. Витковская,
    А.Г. Вишневский, А.Ф. Дашдамиров, Л.М. Дробижева, А.Е. Жарников, В.Ю. Зорин, К.В. Калинина, Н.М. Лебедева, А.А. Мациев, Н.П. Медведев, В.А. Михайлов, В.А. Тишков и др.);

  • выявление закономерностей миграционных процессов в их связи с демографической и экономической ситуацией в стране (А.Г. Вишневский, С.П. Капица, В.Г. Костаков, В.И. Мукомеля, И.М. Римашевская, Л.Л. Рыбаковский);

  • анализ отечественной миграционной политики (Б.С. Хорев, А.У. Хомре, В.М. Моисеенко, Л.Л. Рыбаковский и др.);

  • описание и анализ результатов вынужденной миграции, их последствий, в особенности взаимоотношений мигрантов и местного населения (Г.С. Витковская рассматривала вопросы положения русских в странах СНГ и Балтии; Ю.П. Дощицин, Н.И. Лапин описали положение вынужденных переселенцев в крупных городах; А.В. Дмитриев дал анализ конфликтных ситуаций, которые складываются в разных федеральных округах);

  • раскрытие взаимосвязи уровня мобильности населения и региона страны, в котором оно проживает (Т.В. Герасимова и Т.В. Шилова);

  • выявление взаимосвязи миграционной политики и безопасности страны, влияния миграции на развитие политической, экономической, социальной безопасности (Г.Е. Алексеев, В. Гельбрас, И.А. Малаха, Л. Перепелкин, В. Супяна, И.Г. Ушкалов и др.).

Актуальность этих проблем и их недостаточная разработанность определили объект, предмет, цели и задачи данного диссертационного исследования.

Объект исследования – механизмы регулирования миграционных процессов.

Предмет исследования – особенности механизмов регулирования миграционных процессов в Агинском Бурятском автономном округе (АБАО).

Цель исследования – анализ политических и социокультурных механизмов регулирования миграционных процессов в субъекте Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. раскрыть и обосновать природу и содержание понятий «миграция», «миграционный процесс» и «миграционный поток» в контексте политических процессов и проблем;

  2. рассмотреть существующие классификации миграционных процессов;

  3. выявить политические и социокультурные механизмы регулирования миграционных процессов;

  4. исследовать проблему взаимодействия федерального и регионального уровней политической власти в формировании механизмов регулирования миграционных процессов в субъекте Федерации;

  5. осуществить анализ регулирования миграционных процессов политическими (законодательная база, Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел, федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, социальные службы и т.д.) и социокультурными механизмами миграционной политики, осуществляемой в АБАО.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологическую основу исследования составляют принципы системного, структурного, функционального и институционального подходов. Системный подход позволил раскрыть целостность миграционного процесса Структурный метод дал возможность рассмотреть миграцию как процесс, состоящий из ряда иерархически расположенных объектов и элементов, развивающихся в соответствии с собственной логикой и логикой социокультурного развития. Функциональный подход раскрывает исследуемый феномен с точки зрения его воздействия на цели развития общества вообще и отдельного региона в частности. В рамках институционального подхода становится возможным раскрыть механизмы упорядочение миграционных процессов на различных уровнях (федеральном, региональном) государственной власти, где элементы миграционного процесса рассматриваются в их восприимчивости к внешним воздействиям. В исследовании использовался нормативно-ценностный подход, что позволило выяснить значения миграционных процессов как политических явлений для развития субъекта Федерации.

Важными методологическими и теоретическими источниками явились работы классиков политологии, социологии, социальной философии, теории и концепции современных западных и отечественных ученых: структурный функционализм (М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин, Р. Мертон); интегративная теория «миграциологии», разработанная В.А. Ионцевым на стыке социальной философии, социологии, демографии и экономики; социология миграции как специальная социологическая теория (Т.Н. Юдина); трехчастная теория миграции Л.Л. Рыбаковского.

Междисциплинарный характер проблемы обусловливает применение комплекса методов различных наук: политологии, социологии, психологии и т.д. В исследовании применяется метод социально-философского теоретического анализа, общенаучные методы анализа и синтеза, вторичный анализ результатов философских, социологических, психологических, политических и экономических исследований по данной проблеме. В работе также использован метод анализа статистических данных, характеризующий миграционные процессы в Агинском Бурятском автономном округе за период 2000-2006 гг.

Информационную базу диссертации составили труды отечественных и зарубежных исследователей. Особая группа источников – Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, нормативно - правовые акты Правительства Российской Федерации, Администрации АБАО. Отдельную группу источников образуют статистические данные паспортно-визового отделения УВД АБАО и Отдела Федеральной миграционной службы по АБАО.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  • осуществлена концептуализация понятий «миграция», «миграционный поток», «миграционный процесс» в контексте политологического знания;

  • дано определение понятиям политические и социокультурные механизмы регулирования миграционных процессов;

  • на основе рассмотренных классификаций описан новый тип миграционных процессов «трансграничная миграция», раскрыты и обоснованы специфика и содержание этого понятия, выделены и охарактеризованы его основные черты;

  • раскрыта специфика взаимодействия федеральной и региональной власти в формировании механизмов регулирования миграционных процессов в субъекте Федерации, заключающаяся в большем учете региональной специфики реализации миграционной политики;

  • выявлены и описаны политические (законодательная база, Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел, федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, социальные службы и т.д.) и социокультурные (этническая идентичность, автохтонная характеристика этноса, проживающего в конкретном регионе, территориальное положение региона и т.д.) механизмы регулирования миграционных процессов в АБАО.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты вносят вклад в выявление механизмов регулирования миграционных процессов в контексте проводимой региональной экономической, социальной, этно-культурной политики. Работа уточняет теорию миграционной политики, способствует повышению эффективности политологических исследований по миграции, расширяет представления о политических и социокультурных механизмах регулирования миграционных процессов.

Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренные положения, доказанные автором в процессе диссертационного исследования, могут быть использованы:

  • при разработке и реализации региональных, муниципальных программ в сфере миграционной политики;

  • органами государственного регионального и муниципального управления для совершенствования мониторинга миграционных процессов;

  • специалистами миграционных служб, профессиональная деятельность которых связана с решением проблем в области миграционной политики;

  • при подготовке лекционных курсов и спецкурсов по специальностям «Политология», «Социальная политика», «Социология», «Социальная антропология» и т.д.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Исследование миграции позволило рассмотреть ее в трех аспектах: структурном, процессуальном и институциональном. В процессуальном аспекте миграция представляет совокупность трех стадий: исходную, основную и заключительную. В структурном аспекте миграция представляет сложную открытую трехуровневую систему. В институциональном аспекте миграция представлена Федеральной миграционной службой, Министерством внутренних дел, федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, социальными службами, которые занимаются правовым регулированием миграционных процессов и отслеживают миграционные потоки. Под «миграционными процессами» понимается ряд последовательных событий, приводящих человека к смене жительства на определенный или постоянный срок. «Миграционный поток» рассматривается как устойчивый канал движения населения, существующий между определенными странами.

  2. Описан новый вид миграции – трансграничная миграция, характеризующаяся интенсивностью и частотой обмена временными мигрантами (туристами, коммерсантами и т.д.) между приграничными регионами.

  3. Ведущую роль в формировании и реализации миграционной политики играют две группы механизмов. Первая включает в себя политико-правовое, к числу которых относятся нормативно-правовая база (законы, приказы, указы) и институциональные учреждения (Федеральная миграционная служба, Министерство внутренних дел, федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти и т.д.); вторая группа – социокультурные механизмы (культурная и этническая идентичность, автохтонная характеристика этноса, проживающего в конкретном регионе, территориальное положение региона, значимость традиционных связей и межродственных отношений и т.д.).

  4. Для успешной реализации миграционной политики в регионе необходим учет одновременно как политических, так и социокультурных механизмов.

  5. В становлении и эффективной реализации миграционной политики АБАО большую роль играют социокультурные механизмы, которые тормозят отток населения из субъекта Федерации, препятствуют возникновению негативных социально-политических явлений и процессов, создают благоприятные условия для притока населения в округ.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение в процессе делового общения с членами межведомственной комиссии по миграционной политике при Администрации Агинского Бурятского автономного округа, на заседаниях кафедры политологии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Ключевые тезисы и выводы диссертации были обсуждены на научных конференциях разных уровней: международной научно-практической конференции «Традиции и инновации: проблемы качества образования», всероссийской научно-практической конференции «Реальность этноса»,

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из двух глав, содержащих по два параграфа, введения, заключения и библиографического списка.

II. Основное содержание работы

Во Введении раскрывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, характеризуются методологические основы работы, методы, использованные в работе, дается оценка научной новизны, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, выдвигаются основные положения, выносимые на защиту, представляется апробация работы.

Первая глава «Теоретико-методологические основы изучения миграционных процессов» посвящена выявлению и анализу предметных областей научного знания, касающихся изучения миграционных процессов и использующихся при изучении данного явления, и основных понятий, которые характеризуют содержание миграции, миграционных процессов и миграционных потоков.

В параграфе 1.1. «Концептуализация понятий “миграция”, “миграционный процесс” и “миграционный поток” в политологическом знании» производится концептуализация понятий «миграция», «миграционной процесс» и «миграционный поток», раскрывается их взаимозависимость.

Как было выявлено в ходе диссертационного исследования, наиболее распространенным является определение миграции как любого территориального перемещения, совершающегося между различными населенными пунктами, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. В современной науке принято выделять два больших типа перемещения населения: длительные постепенные миграции и относительно быстрые перемещения, которые и называются собственно миграциями.

Сегодня ученые говорят о системной роли миграции, что проявляется в формировании устойчивых потоков людей в глобальном контексте, которые значительно изменяют перераспределение людей на планете. Это актуализирует исследования миграции в политологическом знании. Современной методологической тенденцией в области изучения миграции является стремление ученых проводить интегративные исследования, что побуждает некоторых из них к формированию особого предметного поля (миграциология, миграционная теория, социология миграции и т.д.).

В параграфе отмечается, что существует настоятельная необходимость различать термины «миграция», «миграционный процесс» и «миграционный поток». Под миграцией в широком смысле понимается любое перемещение в пространстве и времени, которое осуществляют люди, животные, растения и т.д. Миграционный процесс – это ряд последовательных событий, которые приводят человека к смене места жительства на определенный или постоянный срок. «Миграционный поток» является устойчивым каналом, существующим между определенными странами.

В диссертационном исследовании миграция рассматривается в трех аспектах: процессуальном, структурном и институциональном.

В процессуальном аспекте миграция представляет собой процедуру, которая может быть подразделена на несколько этапов. Как было выявлено в ходе диссертационного исследования, миграция делится на три стадии: исходную, основную и заключительную. Исходная стадия (или подготовительная) – процесс формирования территориальной подвижности населения, основная стадия – собственно перемещение, завершающая (заключительная) – приживаемость мигрантов на новом месте.

В структурном аспекте миграция представляет сложную открытую систему, в которой выделяются три основных уровня изучения, представляющих социальные уровни бытия данного явления. Прежде всего, выделяется собственный уровень – это уровень, представляющий миграцию в ее нерасчлененной целостности. Наличие внутренних элементов, конституирующих изучаемый предмет, представляет нижестоящий уровень. В нашем случае миграция распадается на последовательность стадий процесса, субъектов данного процесса, социальных институтов, регулирующих миграционные потоки. Наконец, выделяется вышестоящий уровень, в который включена миграционная система. Общество и культура представляют собой тот контекст, в который вписана миграция.

В институциональном аспекте миграция представлена Федеральной миграционной службой, Министерством внутренних дел, федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти, социальными службами, которые занимаются правовым регулированием миграционных процессов и отслеживают миграционные потоки. Их совокупность представляет собой миграционную систему конкретной страны.

В диссертационном исследовании показано, что в структуре миграционной системы можно выделить четыре блока: общая миграционная подвижность (миграционная активность) населения, территориальное перераспределение населения, миграционное поведение населения и механизм его регулирования. Данная схема позволяет выделить элементы в миграционных процессах, которые дают возможность выстраивать их институциональное регулирование.

На миграционную систему оказывают воздействие внешние детерминанты, которые определяются уровнем социального, экономического, политического и культурного развития. Учреждения и субъекты миграционной политики могут и должны пользоваться возможностями социокультурных механизмов регулирования миграции, определяемых так, поскольку они лежат вне непосредственной компетенции миграционных служб.

Диссертант обращает внимание на необходимость анализа поведения субъектов миграционного процесса, к которым относятся государственные чиновники, группы людей, объединенных по различным признакам (возрастным, конфессиональным, этническим, региональным классовым), толпа, демонстрация, политическая партия, творческое объединение, этническая диаспора и т.д. Понимание сущности данного явления с точки зрения мигранта как главного субъекта миграции позволяет увидеть миграцию не только с точки зрения ее объективных, но и субъективных детерминант.
  1   2

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница