Хакшинос Анализ художественных особенностей «Адабиёти шаб» («Литературы ночи») современной поэзии Ирана


Скачать 367,89 Kb.
НазваниеХакшинос Анализ художественных особенностей «Адабиёти шаб» («Литературы ночи») современной поэзии Ирана
страница1/2
Мухаммадкозим
Дата конвертации12.10.2012
Размер367,89 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьЛитература народов стран зарубежья (персидская литература)
Год2012
На соискание ученой степениКандидат филологических наук
  1   2
На правах рукописи


Мухаммадкозим Хакшинос


Анализ художественных особенностей «Адабиёти шаб» («Литературы ночи») современной поэзии Ирана


10.01.03 -литература народов стран

зарубежья (персидская литература)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Душанбе - 2012


Работа выполнена на кафедре иранской филологии Таджикского национального университета.


Научный руководитель – доктор филологических наук, зав. кафедрой

Иранской филологии, профессор

Сафаров Умарходжа Рахимович


Официальные оппоненты – доктор филологических наук, профессор

профессор кафедры педагогики высших школ

и гуманитарных наук Технологического

университета Таджикистана

Ходжамуродов Олимджон Хамроевич


кандидат филологических наук, доцент

кафедры современной литературы

Таджикского национального университета

Эмомали Сироджиддин


Ведущая организация – Институт языка, литературы, востоковедения письменного наследия АН Республики Таджикистан.


Защита диссертации состоится «14» июня 2012с. в 13.30 часов на заседании диссертационного совета Д 737.004.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете (734025 г. Душанбе, пр. Рудаки, 17).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Таджикского национального университета.

Автореферат разослан «… » ….. 2012 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук, профессор М.Б.Нагзибекова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Изображение удивительных картин природных явлений на протяжении многих веков находилось в центре внимания поэтов. Даже при беглом взгляде на литературу, созданную на этой основе, исследователь может убедиться в поэтичности картин природы. Истинную причину особого внимания к данной теме следует искать в той нерасторжимой связи, которая сложилась между человеком и природой. Человек постоянно ощущает на себе влияние природы, получая от нее заряд бодрости и сил. Классификация, упорядочение и описание явлений природы может привести к выводам, заслуживающим внимания. Однако из великого множества природных явлений в настоящем исследовании мы акцентировали свое внимание на категории времени «ночь», то есть ее описании в «литературе ночи».

Актуальность исследования. Данная диссертация посвящена рассмотрению характерных особенностей «литературы ночи», возникшей в пятидесятые годы под влиянием сложной социально-политической обстановки иранского общества. «Литература ночи», возникшая в иранской литературе указанного периода, главной целью ставила создание стихов протеста, в которых крамольные мысли скрывались бы под символическим «покровом ночи». Ночь, место и время, в которые она «опускалась» служили тем способом, посредством которого можно было выразить свое отношение к происходящим в обществе социально-политическим процессам. Таким образом, эту литературу можно назвать также литературой «сопротивления или противостояния». Данная литература до сих пор не получила своего всестороннего и глубокого исследования. Лишь некоторые статьи и замечания исследователей в журналах и газетах проливают свет на отдельные особенности изучаемого литературного процесса. В то же время, необходимо отметить, что произведения, созданные в определенный период истории иранского общества (50-ые и последующие годы) заслуживают отдельного монографического исследования, что и определяет актуальность и научную значимость темы нашего диссертационного исследования. Важность и значимость этой темы объясняется также и тем, что помогает глубже понять социально-политическую атмосферу изучаемого периода, определить влияние политических событий на литературу того времени.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексное научное исследование настоящей проблемы.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи:

- исследовать и дать характеристику категории времени (ночь и ее проявления) в аспекте смыслового наполнения этого понятия в классической литературе;

- проанализировать и дать оценку изучаемой темы в произведениях поэтов - представителей хорасанского, иракского и индийского стилей;

- систематизировать многообразие, сходство и различия в стилистике и художественном творчестве поэтов, отобразивших картины ночи;

- проанализировать произведения выдающихся поэтов-классиков, посвященных теме ночи, с целью выявления скрытых в них целей и задач;

- рассмотреть понятие «ночь» в литературе периода Конституции (Машрута), выявить смысловую нагрузку понятия «ночь» как приёма сравнения;

- определение условий появления «литературы ночи» во взаимосвязи с культурой и социально-политической обстановкой того времени;

- рассмотрение с современной точки зрения произведений таких известных поэтов, воспевавших ночь, как Нимо Юшидж, Сухроб Сипехри, Сиявуш Касраи и др.;

- выявить на основе обширного художественного материала и завершенных исследований роль и место «литературы ночи» в современной поэзии Ирана.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании впервые в истории востоковедения предпринята попытка рассмотрения и изучения литературного течения «литература ночи» с начала его возникновения до настоящего времени. Тема «литература ночи» в персидской поэзии впервые подвергается всестороннему анализу в плане отдельного монографического исследования. Научная новизна диссертации заключается еще и в том, что в ней впервые осуществляется полный анализ произведений иранских поэтов, приверженцев течения «литература ночи», аргументированно показывается плодотворное влияние национальных традиций и новаторство иранских поэтов, определяется место данного литературного течения в сокровищнице духовных ценностей иранского народа в XX и начале XXI вв.

В диссертации определяются особенности «литературы ночи», исследуются сюжеты, конфликты и противостояние национальных образов и характеров, творческие стили, в том числе формы нереалистического отражения действительности особенно романтический пафос в иранских романтических произведениях.

Из завершенных научных исследований на данную тему в первую очередь, можно назвать книги «Золото в меди» («Тилло дар мисс») - Ризы Барохани, «Новая поэзия от истоков до сегодняшнего дня» («Шеъри нав аз огоз то имруз») - Мухаммада Хукуки, статьи Хусрава Фаршиварда, Мухаммада Шафии Кадкани, Худои Шарифова, Умара Сафара, Таккии Пурномдорияна и др.

Необходимо подчеркнуть, что научно-теоретическую основу настоящего исследования составили работы таких известных ученых Ирана, как Шамс Лангруди и Саид Махмуд Зарфани.

Методология исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет индивидуальный анализ творчества литераторов, исследования литературоведов, текстологов и иранистов различных школ и направлений. Автор в своих поисках руководствовался методологическими достижениями отечественных и зарубежных ученых. Исторический принцип исследования базировался на традиционной и новой методологии. Совмещение традиционной точки зрения, взгляда «изнутри», с позициями современного литературоведения обеспечивает необходимый историзм, позволяет более адекватно интерпретировать рассматриваемую проблему и делать важные теоретические выводы о характере развития «поэзии ночи» в целом. В работе также были применены методы сравнительно-исторического и сравнительно-типологического анализа.

Научная ценность работы. Работа представляет определенный интерес для ученых-литературоведов, занимающихся изучением истории литературы Ирана, выявлением и описанием литературной и политической обстановки исследуемого периода.

Помимо этого, результаты диссертации могут быть использованы при изучении истории современной персидской литературы, составлении учебников для филологических факультетов высших учебных заведений и общеобразовательных школ, написании диссертационных работ, чтении спецкурсов и проведении семинаров. Определенный интерес работа представляет и для таджикских писателей.

На защиту выносятся следующие положения:

. Рассмотрение категории времени (ночь) в творчестве поэтов хорасанского стиля.

. Выявление ассоциативно-символических образов ночи как особого индивидуального восприятия картин ночи.

. Сравнительный анализ образа ночи в творениях Фирдоуси и в творчестве других поэтов.

. Исследование картин ночи в творчестве поэтов иракского и индийского стилей.

. Выявление основ формования «литературы ночи» и роли поэтов этого направления в современной литературе Ирана.

. Выявление влияния и роли политических событий того времени на формирование и развитие «литературы ночи».

. Сравнительный анализ творчества поэтов «литературы ночи» с творениями поэтов-классиков, на основе сравнения их художественных и изобразительных средств.

Источники исследования. Основным источником и материалом диссертационного исследования послужили произведения выдающихся современных поэтов Нимо Юшиджа, Сухроба Сипехри, Фуруги Фаррухзод, Сиявуша Касрои и других последователей «новой поэзии» Ирана.

Наряду с этими источниками в диссертации, при необходимости, были использованы также стихи классиков и поэтов периода революции Машруте (конституции) Маликушшуаро Бахара, Эраджа Мирзо, Парвин Эхтисами, Арефа Казвини.

На основе подробного анализа творчества вышеназванных поэтов автор диссертации пришел к выводу, что «литература ночи» возникла именно в пятидесятые годы прошлого века, благодаря нововведениям поэтов школы Нимо. Исходя из этого тезиса, основной акцент в диссертации был сделан на творчество поэтов-новаторов.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры иранской филологии факультета языков Азии и Африки

( протокол №6, 20. 11. 2011г.) ТНУ.

По теме диссертации в научно-литературных журналах, областных и республиканских коллективных научных сборниках напечатаны четыре статьи, список которых приводится в конце автореферата.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,

заключения и списка использованной литературы.


Основное содержание диссертации

Во Введении обосновывается актуальность исследуемой темы, ее значимость в истории литературы Ирана, показывается степень ее изученности, научная новизна, перечисляются источники, послужившие материалом для диссертационной работы, излагается методика исследования, содержится обзор использованной литературы.

Первая глава называется «Отрезок времени «ночь» и его смысловое наполнение в классической литературе (в творчестве поэтов хорасанского стиля, основа и причины обращения поэтов к понятиям «ночь и тьма»). В этом разделе, анализируя обширный материал, автор выявляет причины устойчивости темы «ночи» и ее характерные особенности в персидской классической литературе.

Первая причина заключается в том, что ночь, как определенный отрезок времени на протяжении всей истории персидской классической литературы постоянно находилась в центре внимания поэтов. Из анализа обширного поэтического материала следует, что, пожалуй, трудно назвать поэта, который бы прямо или косвенно не обращался к этой теме. Другой причиной особого внимания к понятию «ночь» является то, что «эта соседка жизни и судьбы (то есть ночь) с рожденья рода человеческого до первых клинописей на камнях, первых записей на бумаге, первых книжных изданий постоянно сопровождала людей в их снах и воображении» [17,61].

В этой главе автор попытался выявить среди художников слова истинных мастеров пейзажной поэзии, создавших уникальные картины ночи. В связи с поставленной целью первый раздел первой главы - «Ночи Фирдоуси» - посвящен анализу картин ночи в его выдающемся произведении «Шахнаме». В диссертации подчеркивается, что «ночь» Фирдоуси, согласно суждениям большинства исследователей литературы, живая картина, которая никогда не стареет. Она величественна и неповторима, как и сама поэзия Фирдоуси. Никто из поэтов прошлого и настоящего не смог подняться до его уровня. Необходимо отметить, что одной из важнейших особенностей уникальности поэзии Фирдоуси является ее язык, который заслуживает особого внимания в связи с характеристикой хорасанского стиля.

Его языку свойственны простота, притягательность и доходчивость образов и мыслей, характерные хорасанскому стилю. Но, в то же время, это высокий литературный язык, наполненный величием и красочностью средств художественного изображения, выстроенный из устойчивых словосочетаний, делающих его поэзию незыблемой и нетленной.

О поэтическом мастерстве Фирдоуси и его пейзажных картинах, связанных с изображением ночи, свои суждения высказывали многие исследователи его творчества, одним из которых является доктор Х.Фашивард. Согласно его взглядам, «Фирдоуси, как и другие поэты, в ночные часы, полные тайн, возбуждающих поэтическое воображение, окунувшись в ее мираж, посредством тонких сравнений и метафор, неповторимых по своему звучанию мелодии слов и выражений, своим высоким поэтическим искусством создавал многообразные и несравненные по своей красоте и силе воздействия образы ночи»[16,544].

В диссертации подчеркивается мысль, что поэт изображал «ночь» во всех ее красках и проявлениях.

Главная роль в пейзажных картинах Фирдоуси отводится цветовой гамме. Цвета в «Шахнаме» Фирдоуси - это особый мир, безгранично широкий и глубокий по своему звучанию и смысловой насыщенности. Подбирая необходимые оттенки для подчеркивания той или иной мысли, поэт обращается к разным предметам, которые по своему цвету чем-либо схожи с цветом ночи. Таким образом, все картины ночи, встречающиеся в творении Фирдоуси, можно разделить на несколько групп. В первую группу следует отнести предметы, которые по цвету имеют сходство с ночью. Во вторую группу входят стихи, в которые изобилуют сравнениями ночи с живыми существами, чем-либо напоминающими ночь. И, наконец, третью группу составляют стихи, построенные на сравнении ночи со смуглыми людьми.

Сравнение ночи с черным цветом:

شــبی قــیرگون، ماه پنهان شده

به خــواب اندرون مرغ و دام و دده [4,1752].

В темную ночь спряталась луна

В сон гремучий погрузились птицы, живые существа.


Сравнение ночи с черной рекой:


چــنان گشت باغ و لب جویبار

کجــا موج خـیزد ز دریای قار . [4,1065]

Такими стали сад и брега ручья

Где волнами бушевала черная река.


Рассматривая сравнения, использованные в « Шахнаме» при восхвалении ночи, нетрудно убедиться, что большинство поэтических образов построено путем выявления связей между ночью и другими предметами. Более того, все выражения и сравнения, которые поэт использует при описании ночи, никогда не повторяются и поэт каждый раз находит в них новые оттенки и смысловые повороты.

Фирдоуси тонко чувствует роль цветовой гаммы в создании символических и ассоциативных образов и в силу этого с большим искусством использует каждый оттенок цвета.

Другой особенностью пейзажных стихов Фирдоуси, посвященных описанию картин ночи, является то, что поэт свое внимание уделяет тематики времени. Примечательно, что обращение Фирдоуси в «Шахнаме» к этой философской категории во многом отличается от других поэтов.

Согласно замечанию Растагора Фисои, « время в «Шахнаме» является своего рода ключом, раскрывающим смысловые оттенки символов, обращаясь к которому Фирдоуси создает множество эпических картин времени посредством изображения восхода, также заката солнца и луны». [13. 174]

Создание пейзажных картин путем сопоставления дня и ночи является еще одним приёмом описания ночи в «Шахнаме». Шафеи Кадкани утверждает, что Фирдоуси никоим образом не прибегает к изображению ради изображения и использует пейзаж с целью показа различных фрагментов и сцен жизни и природы. Выражаясь иначе, изображение картин ночи в «Шахнаме» можно встретить в невероятно большом количестве, в то время как ее восхвалению поэт уделяет гораздо меньше внимания.

  1   2

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница