Самопринятие и стремление к самосовершенстованию субъектов образовательного процесса вуза как фактор направленности учебной мотивации студентов


Скачать 183,1 Kb.
PDF просмотр
НазваниеСамопринятие и стремление к самосовершенстованию субъектов образовательного процесса вуза как фактор направленности учебной мотивации студентов
страница1/11
Киселева Екатерина Павловна
Дата конвертации12.08.2012
Размер183,1 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьПедагогическая психология
Год2008
На соискание ученой степениКандидат психологических наук
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
На правах рукописи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Киселева Екатерина Павловна 
 
 
 
 
 
 
САМОПРИНЯТИЕ И СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОВЕРШЕНСТОВАНИЮ 
СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА КАК ФАКТОР 
НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ 
 
 
 
19.00.07 – педагогическая психология 
 
 
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ 
диссертации на соискание ученой степени  
кандидата психологических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курск – 2008 

 
 
Работа выполнена на кафедре практической психологии 
ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» 
 
Научный руководитель 
доктор психологических наук, профессор 
Маралов Владимир Георгиевич 
 
 
 
Официальные оппоненты: 
доктор психологических наук, профессор 
Исаева Надежда Ивановна 
 
кандидат психологических наук, доцент 
Рогожникова Светлана Магумаевна 
 
 
 
Ведущая организация 
ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова» 
 
 
Защита  состоится  «26»  января  2009 г.  в  16.00  часов  на  заседании 
диссертационного 
совета 
ДМ 
212.104.03 
в 
ГОУ 
ВПО 
«Курский 
государственный университет» по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева,33 
                                                         
С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  библиотеке  ГОУ  ВПО  «Курский 
государственный университет» по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33 
 
 
 
Автореферат разослан  «___» декабря 2008 г. 
 
 
 
 
 
 
Ученый секретарь 
диссертационного совета, 
кандидат психологических наук                                                        Н. А. Сухих 
 
 
 
 
2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
 
Актуальность 
исследования. 
Раскрытие 
внутренних 
ресурсных 
состояний  студентов  является  актуальной  задачей  современного  вузовского 
образования.  Приоритетными  качествами  студентов  становятся  активность, 
инициативность,  умение  самостоятельно  планировать  и  контролировать  свою 
учебную деятельность, выраженная мотивация учения.  
Значимость  изучения  мотивов  учебной  деятельности  обусловлена,  прежде 
всего, тем, что нередко у современных студентов учебная деятельность приобретает 
формальный характер, она больше ориентирована не на усвоение новых знаний, а на 
успешную  сдачу  сессии  любыми  средствами.  При  этом  у  многих  студентов 
отсутствуют  творческий  подход  в  решении  учебных  задач,  желание  работать  с 
дополнительной литературой, самостоятельная постановка учебных целей и т.д. 
В  условиях  перехода  к  многоуровневой  системе  образования  от  студентов 
требуется  самостоятельность,  умение  правильно  организовать  работу,  учитывать  и 
распределять  время.  Решение  этих  вопросов  является  существенным  для 
совершенствования  практики  обучения  в  вузе,  т.к.  высокий  уровень  учебной 
мотивации,  ее  внутренняя  направленность  являются  действенным  средством 
повышения  эффективности  и  качества  учебного  процесса.  Мотивы  являются 
главной движущей силой в деятельности человека, в процессе становления и развития 
его  личности,  в  формировании  будущего  специалиста-профессионала  (Л. И. Божович, 
А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Д. И. Фельдштейн и др.). 
В  отечественной  психологии  имеется  большое  количество  исследований, 
посвященных  изучению  учебной  мотивации  студентов  (А. А. Вербицкий, 
Ю. П. Платонов,  Т. А. Платонова,  В. А. Якунин  и  др.).  Изучаются  факторы, 
условия  и  средства  формирования  мотивационной  сферы  (Р. И. Цветкова), 
психолого-педагогические 
особенности 
мотивов 
учебной 
деятельности 
студентов  различных  вузов  (С. С. Котов,  Н. А. Павлова,  О. А. Чаденкова), 
динамика  мотивов  студентов  в  процессе  обучения  (Е. А. Афанасенкова), 
психологические  средства  оптимизации  мотивации  учебной  деятельности 
студентов  (Т. А. Кононова)  и  др.  Существуют  работы,  посвященные 
особенностям  и  развитию  мотивации  студентов  –  будущих  представителей 
самых  разных  профессий  (психологов  –  Ю. А. Агарков,  А. Ю. Попова; 
курсантов  и  слушателей  высших  образовательных  учреждений  МВД  России  – 
К. Э. Комаров; специалистов социальной работы – М. В. Кондратьева и др.).  
Меньшее количество исследований посвящено вопросам направленности 
мотивации. 
Обобщению 
и 
анализу 
исследований 
по 
особенностям 
направленности  мотивации  посвящены  работы  Х. Хекхаузена,  Т. В. Борзовой, 
Т. О. Гордеевой, 
Д. А. Леонтьева, 
В. Э. Мильмана, 
А. Б. Орлова, 
Е. В. Сидоренко,  В. И. Чиркова.  Вопросам  диагностики  и  развития  внутренней 
мотивации  –  работы  Т. Д. Дубовицкой,  Е. Б. Гончаровой,  В. А. Климчука. 
Особенности направленности мотивации на студенческой выборке исследовали 
А. Г. Бугрименко, Ю. Л. Верхова и др. 
Учебная  мотивация  и  ее  направленность  обуславливаются  многими 
объективными и субъективными факторами. К объективным факторам относят: 
 
3
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница