Тенденции развития натурфилософской поэзии мордовии


Скачать 297,89 Kb.
НазваниеТенденции развития натурфилософской поэзии мордовии
страница1/3
БУРНОСОВА Ирина Владимировна
Дата конвертации14.08.2012
Размер297,89 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьЛитература народов Российской Федерации (мордовская)
Год2012
На соискание ученой степениКандидат филологических наук
  1   2   3


На правах рукописи


БУРНОСОВА Ирина Владимировна


ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

НАТУРФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ МОРДОВИИ


Специальность 10.01.02 –

Литература народов Российской Федерации

(мордовская)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Саранск 2012

Работа выполнена на кафедре литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»



Научный руководитель:

доктор филологических наук

Рогачев Владимир Ильич




Официальные оппоненты:

доктор филологических наук

Шаронова Елена Александровна


кандидат филологических наук,

старший научный сотрудник

Гнатовская Оксана Богдановна



Ведущая организация: Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт Академии наук Республики Татарстан имени Г. Ибрагимова»


Защита состоится « ___ » марта 2012 года в « ___ » часов на заседании диссертационного совета Д 212.118.02 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» по адресу: 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, 13б.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.


Автореферат разослан « ____ » февраля 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук

доцент О. И. Бирюкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В условиях стремительного развития науки и высоких технологий, вынуждающих человека переосмысливать свои представления о мире, частью которого он является, проблема взаимоотношений человека и природы приобретает особое звучание. Специфика восприятия природы играет существенную роль среди множества факторов, под воздействием которых формируются нравственная чистота и духовное совершенство общества в целом. Взаимоотношение природы и людей – цивилизованный диалог, предопределенный самим происхождением человека как живой материи, осознающего, что природный мир является отправной точкой как чувств и эмоций самого человека, так и основой его мировоззрения. В настоящее время мастера художественного слова все чаше стремятся к точному и беспристрастному воспроизведению действительности, постепенно подходя к попытке объяснения характера и даже судьбы человека влиянием естественной среды, которая его окружает. По мнению ученых, философия природы как отражение естественных жизненных ритмов все больше входит в нашу жизнь и в литературу, поэтому на современном этапе литературного развития, когда большое внимание уделяется влиянию внешних факторов на изображение внутреннего мира современника, возникает естественная необходимость подробного изучения темы «природа и человек». Сказанное во многом обусловливает потребность в целостном научном исследовании тенденций развития мотивов изображения природного и человеческого миров в поэзии Мордовии.

Анализ имеющихся на сегодняшний день литературоведческих исследований, в которых в той или иной мере затрагивается заявленная тема, позволяет констатировать слабую выраженность теоретико-методологического обоснования современных подходов к изучению пейзажных мотивов в поэзии Мордовии и отсутствие целостной картины развития философии природы в поэтическом творчестве. Проблема «человек и природа» в поэзии многогранна, представляет интерес как с точки зрения исследовательской работы, так и систематизации природных мотивов в рамках отдельно взятой литературы России.

Изучение работ литературоведов и критиков, так или иначе касавшихся проблемы взаимоотношений человека и природы в поэзии Мордовии, позволило нам сформулировать ряд исходных положений исследования: а) пейзажная лирика – особый жанр литературы Мордовии, который стоит у ее истоков: зачинатели поэзии Мордовии зачастую начинали свое творчество именно с пейзажной лирики; б) стремление к жизненной правде и непрерывный творческий поиск наряду с эволюцией общественного и гражданского сознания явились основными причинами того, что пейзажная лирика Мордовии на протяжении XX в. претерпела существенные изменения; в) основное содержание пейзажной лирики Мордовии составляют природа и человек, природа и общество, философское осмысление роли человека в мире путем познания природного мира. Пейзажная лирика в нашем понимании является средством целостного постижения не только самой природы, но и характера национально-художественного мышления представителей литературы разных народов, поэтому мы предприняли попытку проследить на основе анализа конкретных поэтических текстов специфику воплощения устойчивых натурфилософских мотивов в поэзии Мордовии.

Актуальность диссертационной работы заключается, таким образом, в значимости заявленной темы, обусловленной решением задачи выявления особенностей решения проблемы взаимоотношений человека и природы в творчестве поэтов Мордовии, необходимостью ее периодизации, определяемой изменениями в общественной и культурной сферах жизни общества, повлекших за собой переосмысление духовных и нравственных ориентиров.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественном литературоведении вопрос о необходимости целостного изучения взаимосвязи природы и человека ставился неоднократно1. Данная проблема стала особенно актуальной в последние десятилетия, когда в связи с нарастающей угрозой экологического кризиса назрела острая необходимость определения роли и места природного мира в жизни человека, влияния окружающей среды на формирование его мировоззрения, духовно-нравственных ориентиров и ценностей. В мордовском литературоведении наиболее значимым исследованием по обозначенной проблеме является работа В. В. Горбунова «Поэзия – душа народа» (1973), в которой теме воплощения образа природы в лирике Мордовии посвящена отдельная глава. Заслуживают внимания также исследования других региональных ученых: А. В. Алешкина («Поэзия и время», 1969; «Лирика русских поэтов Мордовии», 1975), Л. Г. Васильева («И. Д. Пиняев: очерк жизни и творчества», 1990), М. И. Малькиной («Сергей Васильевич Кинякин», 1993) А. Д. Шуляева («Песни», 1975), и современных исследователей: Е. И. Азыркиной («Человек и природа в мордовской прозе», 1996), Н. И. Вирясовой («Мифологические мотивы в мордовской эпической поэзии», 2008), О. С. Зиявадиновой («Тема природы и ее художественное воплощение в коми литературе», 2007) и др.

Отдельные вопросы философского осмысления образа природы в творчестве некоторых поэтов Мордовии XX в. нашли отражение в диссертационных исследованиях С. Н. Степина («Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии: 1970-1990 гг.», 2000), Е. В. Барановой («Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе (1980–1990-е гг.)», 2000) и др. Тем не менее, на сегодняшний день отсутствует исследование, направленное на выявление характерных тенденций, которые определяют развитие натурфилософской лирики в поэзии Мордовии на протяжении всей ее истории.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении тенденций развития философии природы в поэзии Мордовии и определении уровня влияния натурфилософии на развитие мордовской литературы в целом.

В соответствии с поставленной целью в процессе исследования возникает необходимость решения следующих задач:

– систематизировать суждения философов, критиков и литературоведов о теме «природа и человек» и образе природы в поэзии Мордовии; обосновать правомерность выделения такого явления, как натурфилософская поэзия Мордовии;

– выявить специфику раскрытия темы «природа и человек» в творчестве конкретных поэтов Мордовии, определить ее идейно-художественные особенности;

– раскрыть на основе сравнения типологические и индивидуальные черты художественного воплощения темы природы в творчестве поэтов Мордовии;

– проанализировать основные мировоззренческие аспекты (эстетический, социальный, экологический, аксиологический, философский) художественного осмысления природы в поэтическом творчестве; установить тенденции и основные закономерности развития натурфилософской поэзии Мордовии.

Объектом исследования выступают способы философского осмысления природного мира в поэзии Мордовии

Предмет исследования – тенденции развития философии природы в поэзии Мордовии.

Материалом исследования являются произведения поэтов Мордовии 20-х гг. XX – начала XXI вв. Для сравнительно-сопоставительного анализа привлекались отдельные произведения русской классической поэзии (Н. А. Некрасова, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. В. Кольцова, С. А. Есенина). В числе исследуемых нами авторов такие яркие представители литературы Мордовии, как А. В. Арапов, М. И. Безбородов, В. А. Гадаев, З. Ф. Дорофеев, Н. И. Ишуткин, И. А. Калинкин, С. В. Кинякин, А. К. Мартынов, А. М. Моро, И. Д. Пиняев, В. М. Юдина и др. Выбор материала исследования мотивирован значимостью творчества данных авторов для развития пейзажной и натурфилософской поэзии Мордовии.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили подходы к проблеме взаимоотношений человеческого и природного миров, в числе которых: представление о природе как о сфере трудовой и творческой деятельности человека1; трактовка природного мира как источника вдохновения2; представление природы как системы, нуждающейся в защите человека и равноправном сотрудничестве с ним1; определение природы как средства формирования и изменения мировоззрения человека2 и др.

Отдельные аспекты значимости проблемы «человек и природа» в литературе раскрыты в трудах таких выдающихся литературоведов, как Г. Н. Поспелов, В. Е. Хализев, М. Н. Эпштейн и др. При анализе пейзажной лирики в аспекте национального мировоззрения мы опирались на положения, изложенные в работах литературоведов, этнографов, философов, фольклористов: А. В. Алешкина, В. В. Горбунова, Т. П. Девяткиной, Н. В. Зиновьева, М. И. Малькиной, Н. Ф. Мокшина, М. Н. Салаевой Е. И. Чернова, А. М. Шаронова, А. Д. Шуляева, Н. Г. Юрченковой и др.

При решении поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

  • сравнительно-исторический метод, позволяющий сопоставить лирические произведения поэтов разных временных отрезков в соответствии с решением поставленной проблемы;

  • герменевтический метод, ориентированный на раскрытие содержания художественного текста через интерпретацию смысла;

  • метод целостного анализа художественного произведения.

Наряду с перечисленными методами в работе применялись культурно-исторический и аксиологический подходы как при анализе конкретных явлений в поэзии Мордовии, так и отдельных художественных произведений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в мордовском литературоведении системно исследуется тема взаимоотношений человека и природы на материале поэзии Мордовии XX – начала XXI в.. В работе выявлены наиболее значимые художественные идеи философии природы и особенности их воплощения в творчестве более чем сорока авторов на разных этапах становления и развития литературы Мордовии; проанализирована специфика определения поэтами понятий «человек», «природа», «вселенная» в аспекте философских, религиозных, этнических, эстетических, экологических, культурных и социально-исторических ценностей.

Хронологические границы исследования (1920–2000-е годы) обусловлены тем, что именно в этот период мордовская лирика приобретает статус масштабного литературного явления, в рамках которого появляется возможность четкой градации отдельных направлений в развитии поэзии, позволяющих рассмотреть проблему взаимоотношений человека и природы. Значительный объем анализируемого материала позволяет выявить основные законы построения, типологии и функционирования природного мира в творчестве отдельных поэтов Мордовии.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении тенденций функционирования мотивов натурфилософской поэзии Мордовии. Полученные результаты позволяют выявить и систематизировать материал по проблеме исследования, дают представление о специфике реализации темы «природа и человек» в творчестве конкретных авторов, проецируют выявленные особенности натурфилософской поэзии на картину исторического развития литературы Мордовии.

Научно-практическая значимость работы определяется возможностью использования теоретических положений, конкретного материала и выводов, полученных в ходе исследования, в работе учителей-словесников и преподавателей вузов при подготовке спецкурсов, факультативных занятий по изучению региональной литературы. Отдельные положения и выводы диссертации могут представлять интерес для исследователей, занимающихся изучением натурфилософии в литературе и национальной поэзии, а также для авторов учебников и учебно-методических пособий.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Пейзажная лирика, находившаяся у истоков зарождения мордовской поэзии, на протяжении XX в. претерпела существенные эволюционные изменения, постепенно обогатившись философским содержанием и сформировавшись в качестве лирической натурфилософии. Природа и человек, природа и общество, философское осмысление роли человека в мире путем познания природного мира являются ключевыми составляющими содержания натурфилософской поэзии Мордовии.

2. В реализации темы «природа и человек» в поэзии Мордовии можно выделить два основных этапа: в первой половине XX в. на первый план выходят представления об эстетической значимости природы, ее способности влиять на мысли, чувства и состояние человека; во второй половине XX в. преобладающей тенденцией выступает поиск диалога между природой и человеком.

3. Поэты Мордовии для характеристики связи между природой и человеком используют различные творческие подходы: экологический подход, основанный на стремлении сохранить и приумножить природные богатства (И. Д. Пиняев, И. А. Калинкин и др.), религиозный подход, признающий объяснение сложнейших процессов мироустройства действием высших сил (Ю. Б. Скрипкин и др.), биофилософский подход, последователи которого утверждают необходимость взаимосвязанного развития природы и человека (А. В. Арапов, С. В. Кинякин, А. Н. Терентьев, Ю. Б. Скрипкин и др.) и др. Данные тенденции объединяет признание необходимости взаимного равноправного сотрудничества мира природы с человеческим разумом.

4. Несмотря на различия в системе взглядов на природу как на объект изучения и покорения, поэты Мордовии представляют ее средоточием красоты и гармонии, дающим человеку возможности для жизни, труда и творчества, эстетического наслаждения.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование прошло апробацию на кафедре литературы и методики обучения ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева». Основные положения, содержание и выводы диссертационного исследования получили отражение в 14 статьях, 3 из которых опубликованы в журналах, входящих в Перечень научных изданий, определенный ВАК РФ. Материалы исследования представлены в докладах и сообщениях на международной научно-практической конференции «Осовские педагогические чтения «Вклад педагогических вузов в социокультурное развитие общества»» (Саранск, 2009); всероссийских научно-практических конференциях: «Межкультурные связи в литературном образовании» (Саранск, 2008), «Молодежь и наука: проблемы современного образования» (Саранск, 2009), «Социально-гуманитарное знание и общественное развитие» (Саранск, 2009), «Надькинские чтения» – «Язык. Культура. Этнос (традиции и современность)» (Саранск, 2010), «Педагогическое образование: новое время – новые решения» (Саранск, 2010); «Евсевьевские чтения» (Саранск, 2009, 2010, 2011); на всероссийском научном семинаре «Литературная классика в современном мире: проблема общечеловеческих ценностей и поиска идеала» (Саранск, 2010).

Тема научного исследования поддержана Федеральной целевой программой «Научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. (гос. контракт № П 660 от 19.05.2010 «Интеграция художественных традиций литератур народов Поволжья и Приуралья в контекст современных социокультурных проблем»; гос. контракт № 02.740.11.0427 «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании»).

Структура диссертации Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем диссертации 203 страницы, библиографический список включает 210 наименований.

  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница