Совершенствование управления здравоохранением открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в период структурной реформы (по материалам Дальневосточной железной дороги)


Скачать 288,06 Kb.
НазваниеСовершенствование управления здравоохранением открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в период структурной реформы (по материалам Дальневосточной железной дороги)
страница1/3
Салашник Виктор Михайлович
Дата конвертации12.08.2012
Размер288,06 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьОбщественное здоровье и здравоохранение
Год2006
На соискание ученой степениКандидат медицинских наук
  1   2   3



На правах рукописи


Салашник Виктор Михайлович


совершенствование управления

здравоохранением открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в период структурной реформы

(по материалам Дальневосточной железной дороги)


14.00.33 – Общественное здоровье и здравоохранение


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук


Хабаровск – 2006

Диссертация выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» и службе медицинского обеспечения Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»


Научный руководитель:

доктор медицинских наук Солохина Людмила Васильевна

Научный консультант:

доктор медицинских наук, профессор Алексеенко Сергей Алексеевич


Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук

доктор медицинских наук

Киселев Сергей Николаевич

Юдин Сергей Васильевич


Ведущая организация:

ГУ Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья РАМН


Защита диссертации состоится «30» июня 2006 года в 14 часов на заседании диссертационного совета К.208.026.01 при ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дальневосточного государственного медицинского университета.


Автореферат разослан «29»мая 2006 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат медицинских наук Мельникова Н.А.

Общая характеристика работы



Актуальность проблемы. Здоровье человека, как социально – экономическая категория представляет собой важнейший элемент национального богатства: для поддержания здоровья требуется определенная часть валового национального продукта, но и само здоровье человека должно рассматриваться как ресурс, необходимый для производства материальных благ (Бедный М.С., 1984; Валентей Д.И., 1999; Корчагин В.П., 1999; Лисицын Ю.П., 1986, 1987, 1992, 2001; 2003; Стародубов В.И., 2000, 2001, 2003, 2004; Салтман Р.Б., Дж., 2000; Щепин О.П., Овчаров В.К., Максимова Т.М., 2003 и др.).

Сохранение здоровья экономически активного населения, своевременное выявление и лечение профессиональных, производственно обусловленных заболеваний – важное условие развития всех отраслей экономики, эффективного решения целого комплекса важнейших общенациональных задач (Путин В.В., 2004).

В связи с этим здравоохранение на железнодорожном транспорте рассматривается как часть технологического процесса, важная составляющая жизнедеятельности и устойчивой работы отрасли, инструмент повышения эффективности производственной деятельности (Якунин В.И., 2004; Атьков О.Ю., 2004 и др.). Оно способно обеспечивать устойчивую работу железнодорожного транспорта и тем самым участвовать в решении вопросов, связанных с его модернизацией (Атьков О.Ю., 2005).

Одной из главных задач ОАО «РЖД» перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя услуг по перевозке грузов и пассажиров. Следовательно, повышение управляемости системой здравоохранения, улучшение медицинских и экономических результатов ее работы будут способствовать снижению себестоимости перевозок и повышать безопасность этих перевозок с позиций человеческого фактора ( Атьков О.Ю., 2003, 2004, 2005; Азаров А.В., 2003,2004; Калугина Е.А., 2003, 2004; Шумилина Э.Г., 2003 и др.).

В настоящее время очевиден дефицит специальных научных исследований оценки здоровья отдельных профессиональных групп населения, в т.ч. работников железнодорожного транспорта с использованием специальных индикаторов, основанных на методах потенциальной демографии и собственного восприятия качества жизни.

Кроме того, исследований, посвященных изучению уровня и качества жизни медицинских работников ведомственных учреждений, как основы формирования эффективной трудовой мотивации в условиях структурной реформы на железнодорожном транспорте также не проводилось.

Многоаспектная информация о состоянии здоровья работников железнодорожного транспорта и его тенденциях в переходный период позволяет не только дать оценку адекватности проводимых структурных преобразований в здравоохранении, но и требует создания новых форм и методов оценки эффективности этих преобразований, является основой для научно обоснованной управленческой деятельности медицинских служб ОАО «РЖД».

Цель исследованияна основе комплексного социально-гигиенического исследования здоровья работников Дальневосточной железной дороги обосновать предложения по совершенствованию управления ведомственным здравоохранением в условиях реформирования.

Основные задачи исследования:

  • проанализировать закономерности формирования важнейших характеристик здоровья работников Дальневосточной железной дороги и их тенденции в период реформы на железнодорожном транспорте

  • дать оценку проведенным структурным преобразованиям, ресурсной базе в новых экономических условиях

  • проанализировать уровень и качество жизни медицинских работников и обусловленные ими проблемы управления кадровыми ресурсами

  • изучить качество жизни работников локомотивных бригад по данным анкетирования

  • научно обосновать приоритеты дальнейшего корпоративного развития учреждений здравоохранения, разработать предложения, направленные на повышение управляемости системы здравоохранения на железнодорожном транспорте.

Научная новизна исследования. Впервые проведено комплексное исследование важнейших характеристик здоровья работников Дальневосточной железной дороги (ДВОСТ ж. д.) в период структурной реформы на железнодорожном транспорте с использованием методов потенциальной демографии и технологии измерения качества жизни.

Анализ структурных изменений, оценка ресурсной базы ведомственного здравоохранения в переходных период реформирования позволили оценить доступность медицинской помощи, определить приоритетные направления инвестиционных программ.

Впервые на основе изучения уровня и качества жизни медицинских работников учреждений здравоохранения ДВОСТ ж.д., выявлены факторы, отрицательно влияющие на формирование трудовой мотивации.

Системный анализ позволил научно обосновать основные направления стратегии развития здравоохранения на ДВОСТ ж.д., разработать предложения по совершенствованию управления здравоохранением в условиях структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Научно – практическая значимость работы определяется результатами исследования, позволившими научно обосновать предложения по повышению эффективности управления системой здравоохранения, внедрить их в практическую деятельность негосударственных учреждений здравоохранения Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», службы медицинского обеспечения

Углубленное комплексное социально – гигиеническое исследование, посвященное вопросам состояния здоровья работников ОАО «РДЖ» в период реформирования позволило службе медицинского обеспечения на ДВОСТ ж.д. целенаправленно планировать и реализовывать комплекс лечебно – профилактических и восстановительных технологий для снижения уровня ведущих заболеваний, приводящих к профессиональной непригодности, инвалидности и смертности.

Материалы исследования использовались: аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в текущей деятельности, а также в отражении докладов Президенту Российской Федерации и администрации Президента Российской Федерации; при подготовке 7 нормативных и методических документов Департамента здравоохранения ОАО «РЖД», в т.ч. «Концепции развития здравоохранения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на период до 2010 г.»,

Результаты настоящего исследования используются в учебном процессе на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Дальневосточного государственного медицинского университета при проведении занятий со студентами и циклов повышения квалификации организаторов здравоохранения.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Комплексный анализ показателей здоровья работников Дальневосточной железной дороги, с использованием методов потенциальной демографии, индикаторов качества жизни (опросник SF- 36) выявил их особенности в период структурной реформы на железнодорожном транспорте.

2. Анализ ресурсной базы установил приоритеты инвестиций в кадровые ресурсы, основные фонды учреждений здравоохранения.

3. Совершенствование управления здравоохранением ДВОСТ ж.д. на основе стратегического планирования позволило определить приоритетные направления корпоративного развития учреждений здравоохранения ОАО «РЖД», использовать адекватные индикаторы оценки их эффективности.

.Апробация работы и публикации. Результаты проведенного исследования доложены и обсуждены на региональной научно-практической конференции «Современные проблемы железнодорожной и клинической медицины на Дальнем Востоке» (Владивосток, 2001); «Ведомственное здравоохранение: проблемы и перспективы» (Хабаровск, 2001); заседаниях Координационного Совета по здравоохранению в Дальневосточном федеральном округе (2002 – 2003 гг.); Российской научно-практической конференции «Здоровье населения, политика и технология развития здравоохранения» (Москва, 2003); международной научно – практической конференции «Здравоохранение на железнодорожном транспорте государств – участниц СНГ» (Москва, 2003); региональной научно – практической конференции, посвященной 50-летию отделенческой больницы на ст. Комсомольск (Комсомольск – на – Амуре, 2003 г.); на 1 – ом съезде врачей железнодорожного транспорта России (Москва, 2004), Медицинских советах Департамента медицинского обеспечения ОАО «РЖД».

Результаты научного исследования представлены в 15 печатных работах.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов и предложений, списка литературы, включающего 240 источников, из которых 205 – отечественных и 35 – зарубежных, приложений. Общий объем работы 175 машинописных страниц. Диссертация проиллюстрирована 48 таблицами, 24 рисунками.


Содержание работы

Во введении обоснована актуальность, определены цель и задачи исследования, показана научная новизна и практическая значимость выполненной работы, изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе проведен обзор отечественных и зарубежных источников по исследуемой проблеме, проанализированы научные исследования по совершенствованию организации медицинского обеспечения работников железнодорожного транспорта. Рассмотрены особенности реформирования ведомственной системы здравоохранения. В результате проведенного анализа выявлено, что в период структурной реформы на железнодорожном транспорте основной акцент делался на достижении полной экономической самодостаточности учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» и незначительное внимание уделяется анализу медицинских и социальных последствий реформ, совершенствованию стратегического управления, что обуславливает актуальность настоящего исследования.

Во второй главе изложены программа, материалы и методика исследования, рассматривается статистическая и методическая база работы.

В соответствии с целью и задачами исследования объектом изучения явились работающие на Дальневосточной железной дороге железнодорожники и региональная ведомственная система здравоохранения, ее кадровые ресурсы.

Настоящее исследование проводилось по принципу многоступенчатого отбора с использованием методов сплошного и выборочного наблюдения в соответствии с планом и программой исследования (схема 1).

На первом этапе оценивались структурные преобразования ведомственного здравоохранения в период реформирования, дана характеристика ресурсной базы, проанализированы показатели деятельности учреждений здравоохранения, в т.ч. по медицинскому обеспечению безопасности движения.

На втором этапе изучены тенденции показателей здоровья работников ДВОСТ ж.д. Проведен сравнительный анализ заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности, по данным профилактических осмотров и по причинам смерти.

На третьем этапе дана характеристика кадровых ресурсов, изучен уровень и качество их жизни, покупательная способность разных категорий работников, удовлетворенность работой.

На четвертом этапе рассчитано число лет недожития по причине преждевременной смертности работников Дальневосточной железной дороги по методике, предложенной В.В.Двойриным и Е.М. Аксель (1993), показан вклад каждой причины в сокращение периода трудоспособности.

На пятом этапе изучено качество жизни работников локомотивных бригад на основании интервьюирования по опроснику SF -36.




Комплексное социально – гигиеническое исследование состояния здоровья работников ДВОСТ ж.д. показателей деятельности ведомственной системы здравоохранения проводилось на основе анализа официальных статистических данных Департамента здравоохранения ОАО «РЖД», службы медицинского обеспечения на ДВОСТ ж.д., а также выборочного исследования на основе опроса железнодорожников, медицинских работников, выкопировки данных из первичной документации, врачебных свидетельств о смерти.

Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: информационно – аналитический, статистический, медико – демографический, а также методы социологического исследования, экономического анализа, сравнительного и системного анализа.

Исследование проводилось в период с 2000 по 2004 гг. Статистическая обработка материала проводилась на персональном компьютере IBM PC с использованием пакета статистических прикладных программ Statistica 5.1.

В третьей главе представлен сравнительный анализ показателей здоровья работников Дальневосточной железной дороги, преждевременной смертности и связанных с ней потерь человеко – лет потенциальной жизни.

Проведено углубленное изучение заболеваемости по данным обращаемости, профилактических осмотров, по причинам смерти.
Анализ заболеваемости по данным обращаемости показал, что в 2004 г. на 1000 населения приходилось 1173,7 случаев заболеваний, в т.ч. с впервые установленным диагнозом – 514 на 1000 чел., что не превышает показателей по ДВФО, ОАО «РЖД». Показатель патологической пораженности вырос в 1,4 раза, охвата диспансерным наблюдением работников ДВОСТ ж.д. - в 1,5 раза и превышает сетевой. В структуре диспансерной группы ведущее место занимают болезни системы кровообращения – 22,1 % и болезни органов пищеварения - 19,3 %.
Установлен достоверный рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) по причине заболеваний: с 58,9±0,2 до 65,9±0,2.

Анализ средних показателей числа случаев ЗВУТ на 100 работающих (2000 –2001 и 2003 –2004 гг.) позволил выявить достоверный рост по причине болезней нервной системы, глаза и его придаточного аппарата, системы кровообращения, уха и сосцевидного отростка, кожи и подкожной клетчатки, новообразований, психических расстройств (p 0,01).

Одновременно отмечается достоверное снижение ЗВУТ болезнями органов дыхания, по причине язвы желудка и двенадцатиперстной кишки (p  0,05), что обусловлено реализацией целевых профилактических программ.

Среди отдельных категорий к самым неблагополучным относятся работники локомотивной, службы пути, пассажирской. Выявлена прямая средней силы корреляционная зависимость (rxy = 0,42) между уровнем ЗВУТ и долей рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам.

Обращает на себя внимание, что при снижении процента нетрудоспособности работников ДВОСТ ж.д. до 3,1 %, у работников локомотивных бригад он остается на одном уровне - 3,5 против 3,1 % по ОАО «РЖД».

Рост ЗВУТ определяет тенденции показателя первичного выхода на инвалидность работников ДВОСТ ж.д. За исследуемый период он вырос на 41,1%, в т.ч. по причине болезней костно-мышечной системы (р  0,001), системы кровообращения (р 0,05); остался на прежнем уровне при новообразованиях, в результате травм. В 2004 г. 85,5 % первичной инвалидности формировали 4 класса болезней - системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы всех локализаций, костно – мышечной системы. При стабильном уровне I-ой и II-ей групп стойкой утраты трудоспособности достоверно возросла интенсивность III-й группы, вклад которой 63 % (d =0,63).

Установлено, что при снижении уровня профессиональной непригодности работников I категории, среди машинистов он увеличился в 1,6 раза, помощников машинистов - остался на прежнем уровне, что обусловлено не только разной возрастной структурой, но и уровнем ответственности. Ведущие причины профессиональной непригодности – болезни системы кровообращения и уха с нарушением слуховой функции.

Анализ преждевременной смертности работников показал, что в 2000-2004 гг. ее уровень достоверно снизился, но при сохранении существующих тенденций прогнозируется ее рост от внешних причин – травм и отравлений. Последнее десятилетие - это ведущая причина преждевременной смертности, а в ДВФО ее интенсивность превышает уровень Российской Федерации.

Второе место по значимости занимают болезни системы кровообращения, являясь причиной преждевременной смерти каждого третьего умершего. Несмотря на то, что ее интенсивность на 28,2 % ниже, чем от неестественных причин, среднегодовой темп прироста значительно выше - 7,8 % .

Уровень смертности работников локомотивных бригад достоверно не изменился, но в 2003 г. он был выше в 2 раза смертности на ДВОСТ ж.д – 43  8,4 против 23,3  0,5 (р 0,05).

На основание сплошного статистического исследования 1155 случаев преждевременной смертности работников ДВОСТ ж.д. проанализированы потери трудового потенциала в 2000 – 2004 гг.

Таблица 1

Число потерянных человеко – лет потенциальной жизни в результате

преждевременной смертности работников ДВОСТ ж.д. (на 1000 чел.)


Причины

2000-2001

2003-2004

Темп роста %

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Все причины


49,6

9,4

47,0

4,5

94,7

47,8
  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница