Финансирование стимулирующих дотаций субъектам РФ из федерального бюджета


Скачать 199,73 Kb.
PDF просмотр
НазваниеФинансирование стимулирующих дотаций субъектам РФ из федерального бюджета
страница1/13
Емельянова Ольга Владимировна
Дата конвертации15.08.2012
Размер199,73 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьФинансы, денежное обращение и кредит
Год2009
На соискание ученой степениКандидат экономических наук
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

                                                           На правах рукописи 
 
 
 
 
 
 
Емельянова Ольга Владимировна 
 
 
 
ФИНАНСИРОВАНИЕ СТИМУЛИРУЮЩИХ 
ДОТАЦИЙ СУБЪЕКТАМ РФ  
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 
 
 
 
Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение  и кредит 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ 
диссертации на соискание ученой степени  
кандидата экономических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нижний Новгород - 2009
 


Работа  выполнена  на  кафедре  «Финансы»  ГОУ  ВПО  «Нижегородский 
государственный университет им. Н.И. Лобачевского» 
 
 
 
 
 
Научный руководитель – 
доктор экономических наук 
Яшина Надежда Игоревна 
 
 
 
Официальные оппоненты: 
доктор экономических наук, профессор 
Малкина Марина Юрьевна
кандидат экономических наук  
Гришунина Инна Александровна 
 
 
Ведущая организация: 
ГОУ ВПО «Волго-Вятская академия 
государственной службы»  
 
 
 
Защита  состоится  18  июня  2009  года  в  16  часов  на  заседании 
диссертационного  совета  Д.212.166.18  при  Нижегородском  государственном 
университете  им.  Н.И.  Лобачевского  по  адресу:    603600,  г.  Нижний  Новгород, 
ул. Б. Покровская, д. 37, ауд. 315. 
 
С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  фундаментальной  библиотеке  ГОУ 
ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». 
Электронная версия автореферата размещена на сайте: http://www.unn.ru 
 
Автореферат разослан 16 мая 2009 года. 
 
 
 
 
 
 
Ученый секретарь 
диссертационного совета                                                      В.Н. Ясенев     
 
 

 
 
 
ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ 
Актуальность  темы  исследования.  В  современных  условиях  нестабильной 
экономической  ситуации  и  выпадения  значимых  доходов  бюджетов  бюджетной 
системы  РФ  особенно  необходимо  повышение  эффективности  реализации  бюджетной 
политики органов власти всех уровней в РФ.  
В  последнее  десятилетие  в  РФ  планомерно  реализовывались  процессы 
централизации в системе межбюджетных отношений. По отчетным данным вес доходов 
территориальных  бюджетов  в  2000  году  составлял  48  процентов  всех  доходов 
бюджетов бюджетной системы РФ, в 2007 только 38 процентов, что свидетельствует о  
снижении  бюджетной  независимости  региональных  и  местных  администраций. 
Политика федеральных органов власти в области межбюджетных отношений привела к 
тому,  что  по  состоянию  на  2009  год  в  России  осталось  лишь  десять  субъектов  РФ, 
которые не получают дотации из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). 
Для  России  характерен  очень  высокий  уровень  региональной  дифференциации: 
размер  валового  регионального  продукта  (ВРП)  на  душу  населения  в  субъектах  РФ 
различается в десятки раз. 
Для  многих  наименее  развитых  регионов  страны  именно  федеральные 
бюджетные  средства  позволяют  местным  администрациям  выполнять  базовые 
функции. Благодаря помощи из ФФПР уровень бюджетной обеспеченности Ингушетии 
увеличивается в 5,33 раза, Дагестана – в 2,73 раза, Карачаево-Черкесской Республики – 
в  2,59  раза,  Адыгеи  –  в  2,25  раза,  что  свидетельствует  о  ярко  выраженном  процессе 
горизонтального  перераспределения  бюджетных  средств  в  бюджетной  системе  РФ. 
Таким  образом,  одно  из  ключевых  мест  в  системе  межбюджетных  отношений  между 
федеральным  Центром  и  регионами  в  России  занимает  система  межбюджетных 
трансфертов. 
Разрыв  между  регионами  с  наиболее  низкими  значениями  бюджетной 
обеспеченности  и  средним  по  России  уровнем  постоянно  увеличивается.  Это  требует 
регулярного  увеличения  ассигнований  из  федерального  бюджета  для  предоставления 
финансовой  помощи  субъектам  РФ,  что  способствует  росту  бюджетных  расходов  в 
целом.  
Однако  в  2005-2008  годах  темпы  роста  ФФПР    уступали  как  официальным 
темпам  инфляции,  так  и  темпам  увеличения  расходов  федерального  бюджета.  В 
качестве наиболее вероятной причины возникновения такой неоднозначной тенденции 
представляется возможным указать расстановку  приоритетов федерального Центра при 
реализации  финансовой  политики:  одной  из  главных  задач  является  борьба  с 
инфляцией.  Таким  образом,  при  сокращении  реального  объема  финансовой  помощи, 
все  большая  доля  федеральной  помощи  приходится  на  самые  дотационные  регионы. 
Поэтому  регионы  с  уровнем  экономического  развития  выше  среднего  несут  большие 
финансовые  потери  относительно  дотационных  субъектов  РФ.  Из  вышеизложенного 
следует,  что  задачей  системы  предоставления  финансовой  помощи  регионам  на 
протяжении  последних  лет  является  механическое  выравнивание  уровня  бюджетной 
обеспеченности регионов с акцентом на поддержку отстающим. 
Российская  модель  бюджетного  федерализма  является  серьезной  преградой  на 
пути  экономического  развития.  В  настоящее  время,  при  входе  в  глубокий  и 
продолжительный  мировой  экономический  кризис,  к  внутренним  преградам  на  пути  к 
экономическому  росту  добавляются  серьезные  внешние.  В  условиях  масштабного 

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница