Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире


Скачать 330,41 Kb.
PDF просмотр
НазваниеСамоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире
страница1/20
Лукьянов Олег Валерьевич
Дата конвертации15.08.2012
Размер330,41 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьОбщая психология, психология личности, история психологии
Год2009
На соискание ученой степениДоктор психологических наук
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
На правах рукописи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Лукьянов Олег Валерьевич 
 
 
САМОИДЕНТИЧНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА В 
МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ 
 
 
 
Специальность 19.00.01 – общая психология,  
психология личности, история психологии  
 
 
 
 
 
 
Автореферат  
диссертации на соискание ученой степени  
доктора психологических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Томск – 2009 


Работа выполнена на кафедре социальной и гуманистической психологии ГОУ ВПО 
«Томский государственный университет» 
 
 
 
Научный консультант: 

доктор психологических наук, профессор  
Галажинский Эдуард Владимирович 
 
 
 
Официальные оппоненты:  доктор психологических наук, профессор  
Сергиенко Елена. Алексеевна 
 
доктор психологических наук, профессор  
Леонтьев Дмитрий Алексеевич 
 
доктор психологических наук, профессор  
Краснорядцева Ольга Михайловна 
 
 
 
Ведущая организация: 
Учреждение РАО «Психологический институт»,  
г. Москва  
 
 
 
 
Защита состоится 27 ноября 2009 года в 14.00 час. на заседании диссертацион-
ного  совета  Д 212.267.16  при  ГОУ  ВПО  «Томский  государственный  университет» 
(634050, г. Томск, пр. Ленина, 36). 
 
 
 
 
С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  Научной  библиотеке  ГОУ  ВПО  «Том-
ский государственный университет» (г. Томск, пр. Ленина, 34а). 
 
 
 
Автореферат разослан «____»_________________ 2009 г. 
 
 
 
Ученый секретарь 
диссертационного совета  
д-р псих. наук, доцент   
 
 
 
 
   
 
     Т.Г. Бохан  
 

 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
Актуальность  исследования.  Проблема  самоидентичности  возникла  в  психоло-
гии на стадии ее перехода от идеалов классической рациональности к идеалам неклас-
сицизма  и  с  тех  пор  прочно  заняла  свое  место  среди  центральных  проблем  теории  и 
практики. С момента возникновения ее следует относить к числу сложнейших общена-
учных и философских проблем, в решение которых значительный вклад вносит психо-
логическая наука. Вопрос, имеющий общенаучную значимость звучит так: каким обра-
зом и за счет чего обеспечивается устойчивое бытие систем, способом существова-
ния  которых  является  (само)развитие?
  «Сегодня  познавательное  и  технологическое 
освоение  сложных  саморазвивающихся  систем  начинает  определять  стратегию  перед-
него края науки и технологического развития» (В.С. Степин, 2003). В психологии эта 
проблема,  поступательно  углубляясь,  обретает  свое  специфическое  решение,  транс-
формируя научную мысль, и этот опыт является поистине бесценным как для филосо-
фии и гуманитарных наук, так и для наук, предметом которых являются менее сложные 
саморазвивающиеся системы, нежели человек. 
Но  проблема  еще  и  в  том,  что  этот опыт  был  и  продолжает  оставаться  не  доста-
точно  отрефлексированным,  хотя  уже  сегодня  понимание  развития  представлений  об 
идентичности  может  внести  существенный  вклад  в  решение  вопросов,  считающихся 
наиболее трудными в философии саморазвития. К их числу относится вопрос о возник-
новении в саморазвивающихся системах специфических инструментов – «информаци-
онных структур-кодов», на которые падает особая динамическая нагрузка. Эти инстру-
менты, возникая, отбирают то, что значимо для системы, «фиксируют ценную для сис-
темы информацию», и, выступая компонентом системы, «определяют способы ее взаи-
модействия со средой и ее воспроизводимости как целого» (В.С. Степин, 2003). По от-
ношению  к  человеку  таким  инструментом  надо  считать  психику,  но  проблема  собст-
венно  психологии  заключается  в  том,  что  психика  привычно  продолжает  рассматри-
ваться  в  своей  отражательно-регулятивной  функции  и  до  сих  пор  наука  не  может  в 
полной мере оценить гениальную догадку Л.С. Выготского: «вся психика построена по 
типу инструмента, который выбирает» (Л.С. Выготский, 1982). 
Л.С.  Выготский  был  одним  из  первых  ученых,  обративших  внимание  на  то,  что 
психология сталкивается с «динамикой сорта flushing» (текучей динамикой) и это про-
являет несовершенство методов «статического» понимания психики и человека. «Ста-
тическая» точка зрения, в отличие от «динамической», «бессильна разрешить вопросы 
происхождения,  развития,  течения  жизни  и  вынуждена  ограничиться  констатировани-
ем, собиранием, обобщением и классификацией эмпирических данных, не зная истин-
ной природы изучаемых явлений
» (Л.С. Выготский, 1983). Традиционная наука, по мне-
нию автора культурно-исторической теории, привыкла рассматривать психологические 
феномены «как статус, а не как процесс, как состояние, а не как становление». Эта ме-
тодологическая  установка  во  многом  сохранилась  и  до  сих  пор,  что  существенно  за-
трудняет не только изучение, но и осознание общенаучного и психологического значе-
ния  проблемы  самоидентичности.  С  другой  стороны,  на  современном  этапе  требует 
 
3
 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница