Социально-экономические реформы правительства тургута озала в турции (1983-1989 гг.)


НазваниеСоциально-экономические реформы правительства тургута озала в турции (1983-1989 гг.)
страница1/4
ПРОНИНА Вероника Валерьевна
Дата конвертации15.08.2012
Размер0,63 Mb.
ТипАвтореферат
СпециальностьВсеобщая история (Новая и новейшая история)
Год2010
На соискание ученой степениКандидат исторических наук
  1   2   3   4



На правах рукописи


ПРОНИНА Вероника Валерьевна


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

ПРАВИТЕЛЬСТВА ТУРГУТА ОЗАЛА

В ТУРЦИИ (1983–1989 гг.)


Специальность 07.00.03 – Всеобщая история

(Новая и новейшая история)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Казань – 2010


Работа выполнена на кафедре новой и новейшей истории Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина»


Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Ягудин Булат Мухамедович


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Уразова Елена Измайловна (Москва)


кандидат исторических наук, доцент

Набиева Алсу Рустэмовна (Казань)


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»


Защита состоится «11» февраля 2010 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 081. 01 по присуждению ученой степени доктора исторических наук при ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 35 (корпус № 2), ауд. 1113.


С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета.


Автореферат разослан «____» _________________20___ г.





Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук,

доцент Д.Р. Хайрутдинова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Модель социально-экономического развития Турецкой Республики, основанной на базе турецкого либерализма, представляет собой эффективный алгоритм развития для некоторых развивающихся стран. Фундамент для политического и социально-экономического обновления Турции республиканского периода заложил первый президент республики Мустафа Кемаль Ататюрк. Однако реформы Ататюрка явились теоретико-практическим анонсом неолиберальных реформ 80-х гг. ХХ в., в результате которых в научный оборот была введена категория турецкое «экономическое чудо».

Исследование феномена турецкого «экономического чуда» как целостного явления, повлекшего за собой качественные изменения в социальной, экономической и политической сферах турецкого общества, представляется весьма актуальным. Резкий скачок экономического роста впервые наблюдался в ведущих державах Западной Европы в 50–60-ые гг. ХХ в. Позднее и в развивающихся странах складываются экономические модели, однако их отличительной чертой является сплетение традиций собственного государства и опыт капиталистических держав. Поэтому немаловажным является освещение турецкого опыта решения проблем. Опыт Турции интересен как вариант перехода от смешанной экономики, где доминирует государственный сектор, к экономике открытой, способной воспринимать любые новации.

Значимую роль в формировании нового экономического образа страны сыграл премьер-министр Турецкой Республики в 1983–1989 гг. Тургут Озал. Идеология Т.Озала являлась синтезом технологической вестернизации и культурного туркизма и исламизма. Многие турецкие ученые называют его идеологию «турецко-исламским синтезом»1. Согласно этой идеологии, следуя принципам ислама и турецкого национализма, Турция могла иметь надежду на достижение сильного положения на международной арене. С одной стороны, в его идеологии выделены османская и исламская культуры. С другой, ключевыми элементами теории явились экономический и политический либерализм. Т.Озал утверждал, что модернизацию можно достичь только через либерализацию. Он использовал экономический либерализм, чтобы достигнуть политического плюрализма.

Объектом исследования является социально-экономическая история Турецкой Республики в ХХ в.

Предметом исследования стали преобразования в социально-экономической сфере жизни Турции, осуществленные правительством Тургута Озала в 1983–1989 гг.

Исходя из проблематики, целью работы является выявление предпосылок, хода и результатов реформирования социально-экономической сферы жизни Турции в 1983–1989 гг.

Для достижения поставленной цели сформулирован следующий ряд задач:

-выявить, классифицировать и проанализировать теоретические предпосылки либеральных и неолиберальных концепций развития Турецкой Республики от эпохи Танзимата до второй половины ХХ века;

-изучить генезис турецкого либерализма;

-проанализировать роль личности премьер-министра Турецкой Республики в 1983–1989 гг. Тургута Озала, охарактеризовать его как политика и экономиста;

-исследовать источники ставшие основой методологической базы турецких неолиберальных концепций;

-установить основные предпосылки и причины, предопределившие неизбежность осуществления комплекса социально-экономических реформ;

-исследовать направления социально-экономического либерализма эпохи Т.Озала;

-проанализировать либеральные реформы Т.Озала в политическом, экономическом и социальном секторах.

Хронологические рамки исследования обозначены периодом наиболее активного социально-экономического реформирования – 1983–1989 гг., когда премьер-министром Турецкой Республики был Тургут Озал, когда осуществлялась реализация нового плана развития. После обозначенного периода Турецкая Республика превратилась в одну из ведущих развивающихся стран. Так, по окончании 1980-х гг. мы можем судить о произошедшем «турецком экономическом чуде». Уместным, на наш взгляд, явился анализ предшествующего преобразованиям периода: первые попытки либерализации в XIX в. в эпоху Танзимата, модернизация республиканского периода, военный переворот 1980 г. и режим военной диктатуры 1980–1983 гг.

Географические рамки исследования охватывают территорию современной Турецкой Республики. Отталкиваясь от темы исследования, весьма важным для нас явилась дифференцированность экономического развития западных и восточных регионов (вилайетов – vilayet) страны. Удаленные от европейской части Турции восточные районы в начале 1980-х гг. находились на слишком низкой стадии развития и требовали реформирования в первую очередь.

В процессе исследования были затронуты некоторые внешнеэкономические вопросы: о сотрудничестве со странами Западной Европы и США, об иностранных инвестициях, о миграции трудящихся, об обмене опытом, об оказании поддержки в социально-экономических преобразованиях, об экономических отношениях с соседними для Турции странами. Поэтому иногда географические рамки расширялись до границ как капиталистически развитых (США, ФРГ, и др.), так и развивающихся (Иран, Саудовская Аравия и др.) стран.

Характеристика источников. Источниковая база исследования включает широкий и разнообразный круг материалов на турецком, русском и английском языках. Были изучены, проанализированы и сопоставлены несколько групп источниковых материалов.

Первую группу представляют государственно-правовые источники. Главный документ данной группы – Конституция Турецкой Республики, принятая в 1982 г.1 Часть четвертая Конституции посвящена некоторым финансово-экономическим вопросам страны. В ней содержатся основные положения, регламентирующие процедуру принятия государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением. Конституция обязывает государство планировать экономическое, социальное и культурное развитие страны. План, согласно Конституции, должен стимулировать национальное накопление и повышение производительности, обеспечивать стабильность цен и сбалансированность внешних платежей, способствовать капиталовложениям и росту занятости, а также эффективному использованию природных ресурсов, учитывать о бщественные интересы и потребности (ст. 166)2. Важно отметить, что предпринимательская деятельность в Турции осуществляется в соответствии с государственным планом.

Согласно Конституции, государство обязано принимать меры, обеспечивающие и стимулирующие нормальное обращение денег, кредита, капитала, рыночных товаров и услуг, а также меры, препятствующие фактическому возникновению монополий и картелей на рынках или их образованию на основе соглашений (ст. 167)1.

Согласно закону № 440 «О государственных экономических организациях (ГЭО)»2, базовые цены на государственную продукцию регулировались государством. Это подчеркивает сильное, большое участие государства в экономике страны.

В связи с реорганизацией ГЭО в октябре 1983 г. был принят Закон № 2929 «О государственных экономических организациях»3. Он подчеркивал, что госсектор остается еще основной базой социально-экономического развития страны. Но был сделан значительный шаг в сторону деэтатизации, что свидетельствует о начавшихся изменениях в соотношении двух основных секторов экономики – государственном (этатистском) и частном (предпринимательском). Однако предусматривалось, что создание самих ГЭО и компаний с их участием должно было регулироваться на принципах автономии и смешанной экономики.

Закон № 2983 «О поощрении сбережений и ускорении общественных капиталовложений»4 (февраль 1984 г.) вносил изменения и значительно расширял прежнее законодательство о демонополизации и акционировании ГЭО. Очевиден следующий сдвиг в сторону либерализации – устанавливаются финансовые способы и методы постепенной приватизации государственных мероприятий. К тому же согласно данному закону, появляется поддержка со стороны правительства накоплений капитала и сбережений.

Декрет, принятый в июне 1984 г.5, подтвердил в целом новую структуру ГЭО, право за Координационным советом принимать решения о ликвидации, передаче, продаже или предоставлении права эксплуатации государственных организаций всех видов. Принятие этого декрета ускорило пересмотр всей структуры и реорганизацию государственных предприятий в самостоятельные акционерные компании. Как только после выпуска в продажу акций частная доля превысит 50% капитала, власти должны были принимать решение о состоявшейся естественной ликвидации государственного предприятия, превращении его в частное.

Переводя экономику на рельсы рынка, появляются целые серии законов о приватизации, об аренде. Не удивительно, что принимаются они уже в период гражданского правительства с Тургутом Озалом во главе. В частности, в 1985 г. принят Закон № 3226, который вводил лизинговую форму аренды движимой и недвижимой собственности местными и иностранными арендаторами6.

В ноябре 1985 г. вышел Закон № 3238, который предусматривал ликвидацию монополии в оборонной промышленности, открытие ее частному сектору, в том числе иностранному капиталу. Семь заводов-монополий были реорганизованы в акционерные компании. Часть их акций открылась для продажи. Приобретению подлежало до 49% акций7.

Закон № 3291 (1986 г.) «О приватизации» 8 устанавливал конкретные формальности перевода ГЭО в частный сектор и явился итоговым законом, касающимся методов приватизации. Предшествующие ему законы середины 1980-х гг. не проводили фактическую приватизацию конкретных госпредприятий, они законодательно утверждали право на такую приватизацию.

В диссертационной работе приведены данные правительственных социально-экономических программ развития1. Речь, в частности, идет об упомянутом «пакете мер» от 24 января 1980 г. Согласно новой экономической стратегии, предусматривалось насаждение основы рыночной экономики.

В качестве источников были использованы директивы пятилетних планов. Как известно, в турецкой экономике с 1963 г. введено государственное планирование. В рамках исследуемого периода рассматриваются IV пятилетний план (1979–1983)2, переходный 1984 г. и V пятилетний план (1985–1989)3.

Ко второй группе относятся источники официальной статистики, отчеты Кабинета Министров, отдельных экономических структур, как государственных, так и частных. Важным источником явился отчет премьер-министра Турецкой Республики за 1983–1986 гг.4 Нас интересовали принципы реорганизации системы государственного накопления, лежавшие в основе экономической трансформации, а также финансирования капиталовложений, формирования финансовых источников, процессы приватизации и т.д.

Согласно порядку планирования экономического развития Турции по истечении каждого пятилетнего издавался общий отчет о деятельности правительства Тургута Озала5, который освещал изменения в различных сферах жизни республики. Нас интересовали сводные таблицы, компаративный анализ истекшей пятилетки, изменения доли ВВП.

Третью группу источников составляют экономические разделы программ политических партий Турецкой Республики, их официальные заявления, меморандумы и т.д. В этой группе представлены программы следующих партий: Партия Отечества (Anavatan Partisi (ANAP)6 Партия Справедливости и Развития (Adalet ve Kalkenma Partisi (AKP)7, Партия Верного Пути (Dogru Yol Partisi (DYP)8, Демократическая Левая Партия (Demokratik Sol Partisi (DSP)9, Партия Добродетели (Fazilet Partisi )10, Партия Националистического движения (Milliyetçi Hareket Partisi (MHP)11, Молодая Партия (Genç Parti)12, Партия Независимой Турции (Bağımsız Türkiye Partisi (BTP) 1. При анализе данных документов мы руководствовались целью выявить направленность социально-экономической программы той или иной партии.

Следующую группу составляют источники периодической печати и средства массовой информации. Прежде всего, это издания, излагающие изменения и развитие в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах общественной жизни Турции. Среди центральных ежедневных газет (27 наименований) общественно-политического характера следует назвать Akşam («Вечер»)2, T.C. Resmî gazette («Официальная газета Турецкой Республики»)3; Cumhuriyet («Республика»)4; Milliyet («Патриотизм»)5; Milli Gazete («Национальная газета»)6; Hürriyet («Свобода»)7; Dünya («Мир»)8; Sabah («Утро»)9; The Turkish news; Turkish Daily News. Istanbul Tıcaret («Торговля Стамбула»)10; Zaman («Время»)11. Из материалов прессы ценным для нас были официальные заявления турецких государственных деятелей, отношение к социально-экономическим преобразованиям в стране.

Отдельную группу источников составляют мемуары, записки политических деятелей Турецкой Республики. В диссертации использованы воспоминания и мемуары Премьер-министра Турции в 1983–1989 гг. Тургута Озала.12 Ценным явилось отношение главы турецкого правительства к происходящим в стране переменам, анализ недочетов и недоработок социально-экономических реформ, расстановка приоритетов в дальнейшей трансформации сфер жизни общества, а также планы предполагаемых мероприятий. К источникам данной группы относятся официальные заявления и мемуары Н. Эрбакана13 – лидера традиционных исламистов Турции, С. Демиреля – бывшего Премьер-министра и лидера Партии Справедливости. Мы руководствовались целью выявить основные политические взгляды указанных государственных деятелей, анализ событий с их точки зрения в период проведения социально-экономических реформ правительством Тургута Озала – их политического противника. К этой же группе источников относится работа государственного слушателя, сторонника и помощника Тургута Озала Энгина Гюнера «Я в годы Озала»14. Нас интересовали разделы, относящиеся к периоду 1983–1989 гг., когда Тургут Озал занимал пост Премьер-министра Турецкой Республики (Başbakanlık Т.С.).

В данном диссертационном исследовании широко использовались ресурсы Всемирной сети Интернет. Эти источники выделены нами в следующую группу. Официальные документы по Турции были получены посредством правительственных сайтов1. Важные данные статистической направленности находятся на сайтах, которые относятся к различным сферам промышленности и инфраструктуры, а также сельского хозяйства2. В документах этих сайтов отражены структурные изменения, приведен компаративный анализ социально-экономических преобразований. Использовались электронные ресурсы области экономики3. В работе также использовались отечественные ресурсы сети Интернет4.

Степень изученности темы. Исследовательская литература по теме диссертационного исследования разделена по языковому принципу. Из монографий и коллективных трудов отечественных авторов мы руководствовались работами Моисеева П.П., Киреева Н.Г., Старченкова Г.И., Уразовой Е.И., Розалиева Н.Ю., Данилова В.И., Велиева Д.А.. Труды П.П. Моисеева5 ценны материалами по исследованию аграрного сектора экономики. Ученый дает оценку аграрного строя в Турции, характеризует положение турецкой деревни, анализирует такие процессы, как технизация и модернизация. Также имеются отдельные статьи, характеризующие аграрную сферу в соответствии с новой конституцией.

Турколог Н.Г.Киреев в работе «История этатизма в Турции»1 исследует формы активного вмешательства государства в социальную и экономическую эволюцию турецкого общества в новое и новейшее время. Анализируется эволюция этатизма в Турции, особое внимание уделено развитию госсектора. В рамках данной работы наиболее ценной является глава «Этатизм и либерализация экономики. 80-е годы»2, где выделяется новая роль государства в экономической политике, приводятся особенности законодательного регулирования. Другая монография исследователя – «Развитие капитализма. К критике теории «смешанной экономики»»3 – дает картину накопления, развития частного капитала в сферах промышленности, торговли и услуг, аграрной сфере, что, несомненно, является необходимым для выявления причин и хода преобразований. В работе «Сохранился ли в Турции госсектор? Некоторые итоги приватизации» ученый анализирует итоги приватизации в Турции, начавшейся в середине 1980-х гг., рассматривает факторы, способствовавшие успешному протеканию приватизации и причины, тормозившие ее4. По мнению, исследователя, самым для того времени смелым шагом правительства Т. Озала считается принятый в июне 1986 г. закон № 3291, получивший в Турции наименование Кодекса приватизации5.

В статье «Метаморфозы правящей элиты Турции» 6 Н.Г. Киреев излагает историю эволюции правящей элиты Турции (30–90-х гг. ХХ в.). Среди факторов, определяющих ее ход, выделяются: концепция национализма, провозглашенная Кемалем Ататюрком, курс на вестернизацию и укрепление светского характера государства, противодействие влиянию социалистических и коммунистических идей на политический курс страны, воздействие ислама на внутреннюю жизнь Турции, особенно усилившееся в последнее десятилетие ХХ века. Следующее исследование Н.Г. Киреева «Светскость или шариат: раскол в турецком обществе на пороге ХХI века»7 раскрывает процессы, расколовшие турецкое общество на пороге ХХI века по вопросу: должно ли оно быть светским, или строиться по законам шариата, включает исторический, социально-общественный, экономический и политический, в том числе военно-политический аспекты проблемы. Автор анализирует в динамике на протяжении всех 75 лет существования современной Турции сложную, мозаичную систему турецкого общества, составляющих его социальных слоев и групп, партийно-политическую пирамиду.

К исследованиям социальной истории, влияния экономической трансформации 1980-х гг. на турецкое общество относятся работы Г.И. Старченкова1. Особый интерес вызвало научно-популярном издании «Современная Турция»2, в котором содержались сведения о современном положении Турции, ее историческом пути со времен Османской империи, отношениях со странами Запада и Востока. Нас интересовал период 1980-х гг. – «новый этап развития». В работах Г.И. Старченкова изложены основные тенденции экономического развития турецкого общества, его вестернизации.

Крупным исследователем турецкой экономики является Е.И. Уразова. В работе «Экономика Турции: от этатизма к рынку»3 раскрыта экономическая эволюция в Турции. Автор показал, что турецкий опыт 1980-х гг. перевода экономики на рыночную основу и отказ от политики импортзамещения и элементов экономического вмешательства в конечном результате не означали завершение государственных инвестиционных программ. По мнению исследователя, была совершена их переориентация в сторону большего внимания к инфраструктуре, не отказываясь от общенационального планирования.

В одной из статей Е.И. Уразовой «К оценке роли исламских идей и капиталов в турецкой экономике»4 анализируется влияние активизировавшихся в 1990-е гг. турецких исламистов на экономику страны. Для нас было ценно то, что в работе подчеркивается популизм идей исламистов, сводящийся к отрицанию всего, что связано с западной культурой и насаждению мусульманских принципов во всех сферах жизнедеятельности страны. В то же время автор акцентирует внимание на выходе на политическую арену преемницы запрещенной партии Рефах – Партии Добродетели, программа которой является конструктивной и не представляет угрозы для продолжения модернизации и европеизации Турции, что дает исламским кругам возможность установить нормальные отношения с западным миром.

Существует еще одна проблематика, которой непосредственно занимается Е.И. Уразова – это вопрос внешнего долга. В статье «Внешний долг Турции и проблема его погашения (1980–90 гг.)»5 представлен экскурс в экономическую историю Турцию, характеризующий процесс привлечения внешних ресурсов в качестве наиболее важных факторов экономического развития Турции. В то же время подчеркивается, что данное направление способствовало значительному увеличению внешнего долга, погашение которого превращается в обременительную обязанность всего населения страны, а соответственно, накладывает существенный отпечаток на экономическую стратегию и политику страны.

Е.И. Уразова определяет основные черты турецкой экономической модели в сравнении со странами Европейского Сообщества. В текст помещена таблица: Динамика государственного долга и денег в обращении в Турции (данные за 1984–1995 гг.)1.

Монография Ю.Н. Розалиева «Экономическая история Турецкой Республики»2 раскрывает особенности экономического развития до 1980-х гг. Для данного исследования ценным является период 70-х гг. ХХ в. как время нарастания всеохватывающего кризиса и неизбежности преобразований в экономике.

В.И. Данилов являлся крупным специалистом по социально-политическим процессам в Турции. В монографии «Турция 80-х: от военного режима до «ограниченной демократии»»3 был рассмотрен короткий, но очень важный период истории Турции. Автор дал анализ внутри- и внешнеполитических причин военного переворота 1980 г. и их влияния на политику военной администрации в годы военной диктатуры. В монографии раскрываются закономерности и особенности эволюции политической системы общества.

В работе В.И. Данилова «Метаморфозы турецкого национализма»4 исследуются позиции национализма – тюркизма и их влияние на политическую ситуацию в стране. Ученый исследовал позиции военного руководства5 и пришел к выводу, что вернуть национализму прежний объединяющий характер не удалось.

Азербайджанский исследователь Д.А. Велиев в работах «Вопросы стабилизации экономики Турции в 1985–1989 гг.»6 и «Экономические проблемы Турции в правительственной программе Т. Озала»7 оценивает изменения в социально-экономической структуре Турции, рост потенциала частного сектора, анализирует введенный Т. Озалом курс на усиление политико-экономической интеграции с миром.

В трудах Н.Ю. Ульченко особое внимание уделено сопряжению экономического развития и исламской экономики, дан анализ внешнеэкономических отношений Турции как с развитыми, так и с развивающимися странами, а также определена интеграция турецкой экономики в систему мирового хозяйства8.

В связи с тем, что экономический курс в Турции в 1980-е гг. строился по принципам монетаризма, следует обозначить основных сторонников чикагской экономической школы и их труды – М. Фридмен «Если бы деньги заговорили»1, М. Добб «Экономический рост и слаборазвитые страны»2, П. Самуэльсон «Основания экономического анализа»3, Р. Харрод «К теории экономической динамики»4, Я. Тинберген «Пересмотр международного порядка»5 и др. Все перечисленные работы интересовали нас как базис турецкого правительства для проведения реформирования в стране. Чикагская школа выступает против вмешательства государства в экономику, объясняя, что рыночный механизм обеспечит ее функционирование. Экономические кризисы представители школы связывают не с противоречиями капиталистического воспроизводства, а с нарушениями в кредитно-денежной сфере и ошибками в экономической политике.

Среди монографий турецких исследователей особую ценность несут работы о развитии в турецком обществе принципов либерализма и неолиберализма. В трудах Дж. Актана6 и Х.Четина7 представлены этапы становления европейского либерализма, выделены сектор экономического и сектор политического либерализма. Особенности появления и развития турецкого либерализма прослежены в монографиях Дж. Федайы8, С. Гюндюза9, О. Акяра10, Т. Атеша11. Немаловажным фактором, по мнению авторов, оказалось влияние западных держав на внутренне развитие Порты. Отдельным блоком представлены работы крупного турецкого ученого Т. Чавдара, областью исследований которого является история Османской империи конца XIX в.12, а также первые периоды республиканской Турции13. Т. Чавдар утверждает, что предпосылки турецкого либерализма появились еще в первой половине XIX в. Политика периода Танзимата способствовала формированию в турецком обществе нового представления о развитии государства и экономики. Однако, по мнению Т. Чавдара, османское духовенство опасалось появления новых идеологий, развитие и усиление которых могло бы подорвать авторитет мусульманской религии, режима султаната и самого султана. Исследователь А. Ясай1 в своих трудах анализирует деятельность европейских государств по отношению к Турции. По мнению ученого, опираясь на опыт Запада, Турция приступила к вестернизации. Во второй половине ХХ в. концепция классического либерализма с его принципами невмешательства государства в ее экономические дела преобразуется в неолиберализм, который допускает помощь государства в сложных кризисных периодах. В монографиях турецких таких ученых, как А. Ышыклы2, Я. Аккайа3 и Н. Балкана4, исследован европейский неолиберализм, его плюсы и недостатки, выделены особенности проявления неолиберальных идей в Турецкой Республике. В целом в работах турецких исследователей присутствует положительная оценка деятельности турецкого правительства, возглавляемого Т. Озалом. Авторы отмечают такие негативные тенденции, как многолетняя задолженность государства перед странами Запада, безработица, слабое реформирование аграрного сектора, недостаточное развитие социальной сферы.

В турецкой литературе содержатся работы, характеризующие личность Тургута Озала, раскрывающие его внутреннюю и внешнюю политику. Ценными в этом плане являются труды Х. Каздаглы5, М. Биранда6 и Х. Джемаля7, которые представляют Т. Озала как реформатора, сумевшего объединить в своей политике западные тенденции и исламские традиции. Ученые утверждают, что турецкое общество, независимо от происхождения и положения на социальной лестнице, поддерживало гражданское правительство 1983–1989-х гг. В монографии Б. Арала8 о внутренней и внешней политике озализма раскрыта неразрывная связь двух направлений деятельности правительства. Неоднократно для полноты анализа в трудах турецких исследователей приводятся цитаты Т. Озала. Одним из наиболее известных высказываний является: «Служение людям есть служение Богу». Согласно М. Атаману9, придерживаясь такого мнения, премьер-министр Турецкой Республики синтезировал общественные и религиозные тенденции, которые разделяло большинство населения. Крупным исследователем турецкой социально-экономической истории Турции является М. Барлас10, автор монографии, посвященной периоду правления Т. Озала. В работе автор анализирует политическую деятельность премьер-министра, предлагает оценку политики Партии Отечества в интерпретации других политических партий Турции. Ценным считаем блок о социальной политике правительства в исследуемый период. В монографиях таких турецких исследователей, как И. Дагы1, Р. Гёзен2 и С. Гюгдюз3 представлены этапы вестернизации турецкого общества, формирование либерального мышления, функционирование Турецкой Республики на международной арене. Авторы приводят главные принципы озализма – свобода мысли, свобода религии и совести и свобода предприятия.

В ходе исследования мы также руководствовались коллективными трудами и сборниками статей. Актуальные проблемы социально-экономического и политического развития современной Турции, ее внешняя политика, вопросы идеологии и культуры, некоторые аспекты истории Турецкой Республики и Османской империи представлены в сборнике статей «Турция. История и современность»4. Ряд статей, что особенно ценно, посвящен анализу Турецкой конституции 1982 г., сравнению ее положений с конституциями 1924 и 1961 гг. по широкому кругу вопросов. Коллективный труд «Турция: новые тенденции экономического развития в 80-е годы»5 раскрывает изменения в экономике Турции в ходе реализации принятой в 1980 г. новой стратегии развития. Основные цели стратегии – перевод экономики на экспорториентированную модель, ограничения государственного вмешательства и развитие рыночных отношений, широкое привлечение иностранного капитала и технологии. В следующей работе – «Капитализм в Турции: социально-экономическое развитие в 50-80-х годах»6 – на примере Турции исследуются проблемы «периферийного капитализма», его общие и специфические черты, изменения в различных отраслях экономики, в социально-экономической структуре турецкого общества. Также комплекс разнообразных сведений о Турции (природные условия, численный и национальный состав населения, языки, религия, государственный строй, административное деление, политические и общественные организации, история, экономика и культура) содержат справочники «Турецкая Республика» 1990-го7 и 2000-го8 годов издания. Ценно то, что в данных справочниках имеются статистические таблицы, а в одном из них (1990) представлена конституция Турецкой Республики.

Новизна исследования. В отечественной и зарубежной литературе имеются работы историков-востоковедов, туркологов-экономистов, в которых изучены и проанализированы предпосылки и реформы 1983–1989 гг. в Турецкой Республике. Новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые предпринята попытка целостного, комплексного исследования социально-экономических реформ правительства Тургута Озала. В работе выделена и показана роль государства в проведении реформ и личностных заслуг премьер-министра Тургута Озала в осуществлении преобразований. Также выявлены основные факторы, ставшие предпосылками трансформации турецкой экономики. В научный оборот введен ряд новых источников и литературы. Нами предложен и введен в научный аппарат диссертационного исследования новый термин «озализм», характеризующий процессы, происходившие в период социально-экономических преобразований Т. Озала. Озализм включает в себя такие категории, как туркизм, либерализм, оттоманизм, консерватизм.

Научная значимость. Значение социально-экономических преобразований для исторической науки заключается в том, что данная работа восполняет определенные пробелы в изучении социально-экономической истории Турецкой Республики и особенно в период фундаментального реформирования социально-экономического уклада страны. Экономическая трансформация повлекла за собой коренной поворот в жизни государства. В работе выделены основные этапы генезиса либерализма в Турции, начиная с эпохи Танзимата, выявлена необходимость и неизбежность проведения социально-экономических реформ, проанализированы важнейшие сферы экономики и те структурные изменения, которые произошли в них.

Практическая значимость исследования заключается в возможности целенаправленного использования материалов диссертации в разработке программ, курсов лекций и специальных семинаров для студентов высших и средних учебных заведений; в научно-исследовательской работе. Материалы диссертации предназначены для широкого круга читателей – историков, экономистов, студентов и преподавателей, интересующихся экономической историей Турции и развивающихся стран.

Методологическая основа работы. Для достижения цели и решения поставленных задач исследования мы руководствовались основными общеисторическими научными методами, к которым относятся историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный1. Помимо указанных научных методов исследования мы использовали принцип историзма и принцип объективности. Реформы как коренные перемены в жизни государства сопровождали человечество в течение всей его истории. Закономерные и последовательные изменения в промышленном развитии, в аграрном секторе, в сфере инфраструктуры, в налоговой и инвестиционной политике и т.д. имеют место быть исследованными и проанализированными. В формулировке результатов исследования осуществлена попытка максимально освободиться от личных пристрастий и антипатий, однако в работе прослеживается объективная авторская точка зрения на исследуемую проблему. Для этого мы руководствовались принципом объективности.

Используя тот или иной общеисторический метод, в диссертационном исследовании применены и другие общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, объяснение и т. д.). Они выступают в качестве конкретных познавательных средств, необходимых для реализации подходов и принципов, лежащих в основе ведущего метода.

Структура исследования. В соответствии с проблематикой и задачами строится структура работы, которая состоит из введения, двух глав: первая глава – три параграфа, вторая глава – три параграфа, заключения, приложений, списка сокращений и списка источников и литературы.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были представлены в виде докладов и сообщений на международной конференции «Мировое политическое и культурное пространство: история и современность» (2006), на I и II Евразийского научного форума (2008–2009) итоговых научных конференциях Казанского государственного университета (2007–2008). Основные результаты исследования нашли отражение в 4-х статьях.
  1   2   3   4

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница