Конституционно-правовой механизм реализации принципа разделения властей в условиях российского федерализма


Скачать 152,81 Kb.
PDF просмотр
НазваниеКонституционно-правовой механизм реализации принципа разделения властей в условиях российского федерализма
страница1/5
Карелин Александр Владиславович
Дата конвертации15.08.2012
Размер152,81 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьКонституционное право; муниципальное право
Год2010
На соискание ученой степениКандидат юридических наук
  1   2   3   4   5
На правах рукописи
Карелин Александр Владиславович
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Специальность: 12.00.02 – конституционное право;
 муниципальное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва – 2010

Работа  выполнена  на  кафедре  государственно-правовых  дисциплин
ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет»
Научный руководитель:   кандидат юридических наук, доцент
Белоусова Елена Вениаминовна
Официальные оппоненты:  доктор юридических наук, доцент
Синцов Глеб Владимирович
кандидат юридических наук, доцент
Грудцына Людмила Юрьевна
Ведущая организация -
ГОУ ВПО «Московский городской
университет управления Правительства
Москвы»
Защита диссертации состоится 25 марта 2010 г. в 14.00 час. на заседании
диссертационного  совета  Д 521.004.06 при  ННОУ  ВПО «Московский
гуманитарный университет» по адресу: 111395,  г. Москва, ул. Юности, д. 5/1,
учебный корпус № 3, ауд. 511.
С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  библиотеке  ННОУ  ВПО
«Московский гуманитарный университет».
Автореферат разослан «___» февраля 2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент
          Е.В. Белоусова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Разделение властей – одна из главных основ
конституционного  строя  Российской Федерации. Этот принцип с самого начала стоял
во  главе  угла  формирования  политико-государственного  устройства  современной  де-
мократической  России. Наше  государство  строилось  буквально  на  обломках  прежней
советской системы. В Советском Союзе принцип разделения властей не признавался и
в государственном устройстве не использовался, поскольку обратное тут же подорвало
бы основы тоталитарного правления: всевластие КПСС и административно-командную
экономику. Напротив, как только страна встала на путь демократии, именно акцент на
разделение властей сделал возможным глубокие реформы государственных институтов
и открыл возможности для появления и дальнейшего развития гражданского общества.
С  упрочением  разделения  властей  государство  перестало  быть  самодовлеющей
силой, а в самом государственном устройстве стали происходить необратимые измене-
ния, повлекшие за собой трансформацию самой роли государства, постепенно превра-
щающегося в инструмент реализации общезначимых общественных интересов. Конеч-
но, все эти радикальные перемены нельзя  сводить к действию одного лишь  принципа
властей. Реализация этого принципа – лишь предпосылка подлинных демократических
преобразований, но роль этой предпосылки  фундаментальна.
В  динамике  реальной  жизни  и  конкретных  исторических  условиях  развития  го-
сударственности  современной  России  разделение  властей  также  предстает  довольно
динамичным, постоянно  меняющимся  политико-правовым  явлением, активно  влияю-
щим  на  структуру  и  взаимоотношение  всей  системы  государственной  и  вообще  пуб-
личной власти. Иначе и не может быть, поскольку сама современная российская госу-
дарственность еще весьма молода и находится пока еще в ранней стадии своего станов-
ления. Ситуация осложняется еще и тем, что разделение властей в России является цен-
тральным  принципом  огромного  федеративного  государства. Реализуется  он  в  двух
ипостасях.
Во-первых, по горизонтали политико-государственного  устройства Федерации и
ее субъектов, где на каждом уровне выстраивается сходная модель разделения на зако-
1

нодательную, исполнительную и судебную ветви двухуровневой государственной вла-
сти.
Во-вторых, выделяется также разделение властей по вертикали, где единая госу-
дарственная власть разделяется между федеральным центром и субъектами Федерации.
Обе этих составляющих разделения властей реализуются в единстве, поскольку разде-
ление властей определяет разделение полномочий, прежде всего, единой государствен-
ной власти. Да и сам он, в конечном, счете, призван обеспечить эффективное функцио-
нирование этой единой власти.
Разделение  властей – это  единство  в  типовом  разнообразии. Поэтому  вся  дина-
мика  государственно-правовых  отношений, возникающих  в  системе  федеральных  ор-
ганов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а
также между федеральным центром и регионами опосредуется и регулируется на осно-
ве общего двуединого принципа. В известной мере он уже используется и в формиро-
вании системы местного самоуправления России.
В последние годы по мере проведения административной реформы и совершен-
ствования  институтов  демократического  устройства  страны, направленные  на  общее
укрепление российской государственности и развитие институтов гражданского обще-
ства, разделение властей становится динамичным и  меняется применительно  к проис-
ходящим  преобразованиям. При  этом  следование  принципу  разделения  властей  как
универсальному  инструменту  сохранения  и  развития  демократических  институтов  и
федерализма  в  России  становится  особенно  актуальным. Само  разделение  властей  в
России  превращается  в  инструмент  провозглашенной  Президентом  Российской  Феде-
рации модернизации страны: «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторон-
няя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основан-
ной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства
мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и тех-
нологии, вещи и технологии, полезные людям. Вместо архаичного общества, в котором
вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных
людей. Вместо  сумбурных  действий, продиктованных  ностальгией  и  предрассудками,
будем  проводить  умную  внешнюю  и  внутреннюю  политику, подчинённую  сугубо
прагматичным  целям. Вместо  прошлой  построим  настоящую  Россию – современную,
2
  1   2   3   4   5

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница