Русское православие в Восточном Казахстане в XVIII xx вв.


Скачать 475,26 Kb.
НазваниеРусское православие в Восточном Казахстане в XVIII xx вв.
страница1/4
Ларионов Михаил Михайлович
Дата конвертации16.08.2012
Размер475,26 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьОтечественная история (История Республики Казахстан)
Год2010
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Университет Кайнар


УДК 94(574.4): 271.2 На правах рукописи


Ларионов Михаил Михайлович


Русское православие

в Восточном Казахстане в XVIII – XX вв.


07.00.02 – Отечественная история (История Республики Казахстан)


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2010


Работа выполнена на кафедре Истории Казахстана университета Кайнар


Научный руководитель: кандидат исторических наук

Осипов В. П.


Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Кудайбергенов А.Н.


кандидат исторических наук

Тимофеева Л.В.


Ведущая организация: Институт истории и этнологии

им. Ч. Валиханова КН МОН РК


Защита состоится «24» ноября 2010 года в 16. 00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.15.09 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 – Отечественная история (История Республики Казахстан) при Казахском Национальном педагогическом университете им. Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Жамбыла, 25, конференцзал.

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета им. Абая по адресу: 050010, г. Алматы, пр. Достык, 13.


Автореферат разослан «23» октября 2010 г.


Учёный секретарь

Диссертационного совета,

доктор исторических наук,

профессор Г.С. Султангалиева

ВВЕДЕНИЕ


Общая характеристика работы. Диссертация посвящена всестороннему и поэтапному рассмотрению вопросов возникновения и распространения православия в Восточном Казахстане в XVIIIXX вв. Основное внимание в диссертации обращено на возникновение церковных приходов в Прииртышье, строительство храмов в городах и станицах, селах и деревнях русских переселенцев - крестьян и казаков, организации внутриконфессиональной деятельности местного клира, работе миссионерского характера и просветительства среди населения. В исследовании выделены и очерчены наиболее важные моменты в жизни церковных общин в связи с изменениями эпистемы исторического развития края.

Актуальность темы исследования. Политические потрясения конца XX века, связанные с распадом СССР, вызвали образование на его территории независимых государств, начавших строить свою жизнь и писать свою историю в новых геополитических условиях. В поисках ориентиров для этого строительства, вполне закономерным было обращение к своей истории, истокам, традициям, к национальному сознанию и самобытности. С отказом от государственного атеизма постепенно возвращается интерес к религии, к истории теизма, происходит обращение к забытым за 70 лет советской власти религиозным святыням. В связи с этим возросшим интересом начинается процесс возвращения утраченного – восстановление разрушенных, реконструкция и передача религиозным объединениям сохранившихся, а также строительство новых храмов различных конфессий. Такие процессы начались как в России, так и в других странах некогда единого государства. В Казахстане на волне самоопределения началось возрождение духовной жизни как мусульманских, так и христианских общин, в том числе и православных. В настоящее время православие – вторая, после ислама, по числу последователей, конфессия в стране. Своё отношение к этой проблеме Президент Казахстана выразил в следующих словах: «…Мощное духовное начало, непреходящие нравственные ценности, присущие большинству религий, заслуживают поддержки, равно как и взаимоуважительные межконфессиональные отношения» [1]. Тема, таким образом, актуализируется как прогматико-политическим смыслом, так и эвристическим началом.

История русского православия в Восточном Казахстане до настоящего времени не являлась темой особого исследования. В ряде научных трудов, исследований, несомненно, обладающих большой познавательной ценностью в общеисторическом смысле, рассматривающих те или иные моменты Отечественной истории, тема собственно православия, во всех её проявлениях: распространение, структурная организация, высокая степень культурологического значения, выраженная в первую очередь появлением на территории современного Казахстана значимых архитектурно-художественных культовых сооружений, изменение положения церкви при различных политических системах и так далее, в целом звучит лишь опосредованно, в контексте исследования иных направлений. И это, в равной степени, относится как к периоду существования монархии, так и, в особенности, к советскому периоду, за всё время существования которого никакие исследования в области церковной истории, имеющей непосредственное отношение к Восточному Казахстану, не проводились. Ситуация несколько изменилась лишь в новейшее время, когда в ходе демократизации общества возник интерес к «белым пятнам» недавнего прошлого своей страны.

Практическая актуальность темы диссертации проистекает из возможности использования её материалов в специальных и общих курсах по истории Казахстана, краеведческой работе и музейной деятельности, а также реконструкции и восстановлении памятников православного культового зодчества.

Степень изученности проблемы. Теистические воззрения населения Казахстана на различных этапах истории – от древности до современности всегда привлекали внимание различных научных направлений и отдельных ученых. Известно, что впервые монотеистические взгляды стали появляться в некоторых регионах Центральной Азии в виде зороастризма еще в десятом- девятом веках до н.э. Затем получили распространение иудаизм, буддизм и христианство, в форме несторианства, митраизм, манихейство. Наряду с этим на протяжении тысячелетилетий существовало тенгрианство как одно из направлений вероисповедания ряда тюркских племен. Начиная с VIII в. на территорию Казахстана стал проникать ислам, который хан Узбек с 1312 года сделал государственной религией Золотой орды, затем это традиционно стало верой тюрков и казахов. В XVII – XVIII вв. в евразийском пространстве сомкнулись ислам и православное христианство, что было связано с политической историей формирования Российской империи. Все эти теистическо-культурологические процессы нашли отражение в общеисторической литературе – истории Казахстана и России. Прежде всего, стоит отметить пятитомные издания «Истории КазССР» и «Истории Казахстана», а также истории России последних лет [2].

Эти работы в основном выполнены в культуроведческом плане, в виде учебников, учебных пособий, справочных изданий. Таковыми, к примеру, являются учебники М.М.Усеновой и С.М.Усенова, Г. Есима, А. И. Артемьева по религиоведению, справочник «Религии Казахстана» В. Иванова и Я. Трофимова [3]. Книги по теории и истории мировых религий, труды С. Токарева, И. Крывелёва, Л. Васильева, Н. Порублёва и др. [4], отдельным религиозным течениям и антологии историко-теистического плана. Это издания Ахмедова А., Акназарова Х., Грюнбаума Г., Бойс М., Султангалиевой А.К., Толеубаева А. и т.д. [5].

Это общая картина историографии хотя и отражает, но мало соотносится с предметом исследования.

Историография же изучаемого вопроса невелика. Очень ограниченное количество публикаций по истории православия в Восточном Казахстане, или, иначе говоря, в Семипалатинском Прииртышье, вышли в свет до октябрьской революции 1917 г. В сущности, единственным исследователем православия в данном регионе, в этот период был священник-краевед Б. Г. Герасимов, оставивший большое количество трудов, среди которых особое место принадлежит статье «Старинные церкви Семипалатинской области», опубликованной в «Записках Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Российского Императорского Географического общества» (ЗСП ЗСО РГО), печатном органе местных исследователей, в 1915 г. Статья содержит важнейшую информацию о православии в крае, его истории. В частности в ней даётся достаточно объёмная информация о шести наиболее ранних по хронологии церковных сооружениях Семипалатинского Прииртышья. Б. Г. Герасимов в выборе объектов, исследуемых в этой работе, исходил из принципа давности построения того или иного храма, превышавшей уже в то время 100-летний возраст. Для современного исследователя весьма важным представляется наличие в этом списке таких ключевых для истории православия в Прииртышье культовых сооружений как Знаменский, утраченный ныне, собор в Семипалатинске и Троицкий храм в Усть-Каменогорске, отметивший в 2009 г. 200-летний юбилей со дня окончания его строительства. Информация о других храмах ценна уже тем, что до настоящего времени они не дошли, разрушенные в советскую эпоху, и, свидетельство Б. Герасимова является единственным источником, дающим некоторое представление о них. Другим, не менее важным компонентом данной работы является прилагаемая таблица имевшихся в наличии в 1914 г. православных храмов Семипалатинской области. Этот список, а также статистические данные, которые помещались в издаваемых в Семипалатинске «Адресах-Календарях», дают, во-первых, общее представление о количестве приходов и их месте в церковных структурах, и, во-вторых, направляют пути поисковой работы возможных современных исследователей данной темы. Кроме всего перечисленного, работа Б. Герасимова опосредованно знакомит нас с такими, давно утраченными в подлинниках документами, как послания правящих томских архиереев, направленные на координацию церковного строительства в Прииртышских крепостях, фрагментами церковных летописей, имеющих и общеисторическое значение.

Некоторое значение для изучения православия в Восточном Казахстане имеют и другие работы Б. Г. Герасимова. Так, в общем-то, отвлечённой от темы статье «Поездка на Рахмановские минеральные ключи», опубликованной в 1907 г. в «ЗСП ЗСО РГО», тем не менее, даётся весьма интересный материал о наличии церковных сооружений не только в административных границах Семипалатинской области того времени, но и, что наиболее важно, о тех храмах, которые находились в южных районах Томской губернии, ныне входящих в состав Восточно-Казахстанской области.

Немалую ценность представляет работа Б. Г. Герасимова «Первые осёдлые засельщики Кокпектинского округа», (ЗСП ЗСО РГО, 1914 г.) в которой рассматривается проблема возникновения очагов православия в отдалённых от крупных центров районах обширной Семипалатинской области.

Отдельные работы Б. Герасимова дают представление о некоторых священнослужителях дореволюционной эпохи, о тех из них, с которыми он имел соприкосновение на жизненном пути. В числе последних можно назвать два очерка-некролога, один из которых посвящён памяти известного в крае подвижника веры, семипалатинского иерея Евфимия Владимирова, другой – памяти своего первого учителя, священника и педагога, неутомимого исследователя – протоиерея Александра Сосунова, настоятеля Троицкого храма Усть-Каменогорской крепости. В «Омских епархиальных ведомостях» (№ 19, 1913 г.) помещена ещё одна работа священника Б. Герасимова «Освящение храма в селе Верх-Ульбинском (Согра), Змеиногорского уезда, Устькаменогорского благочиния». Небольшая по размерам статья, почти заметка, она интересна не только как живое свидетельство церковной жизни начала XX века, но и перечнем участников этой акции – священнослужителей, оставивших заметный след в истории православия в Прииртышье.

В число работ, непосредственно освещающих отдельные моменты из православной жизни дореволюционного периода можно включить такие монографии как: «Сказание об Абалацкой Иконе Божией Матери» П. В. Сулоцкого [6] и «Краткое сказание о Чудотворной Иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, о чудотворной же копии с Нея, находящейся в городе Семипалатинске, и о Святом Ключе» священника Дмитрия Алексинского [7], посвящённые известной прииртышской святыне. Этой же теме посвящена статья А. Скандина «Святой Ключ около города Семипалатинска», опубликованная в историко-литературном журнале «Исторический Вестник» [8]. Среди работ, посвящённых миссионерской деятельности в Восточном Казахстане можно назвать опубликованные в Томских епархиальных ведомостях «Записки миссионера Киргизской миссии протоиерея Филарета Синьковского за 1889 г.» [9].

С уменьшением идеологического давления на церковь в 70-е гг. и начавшейся перестройкой и гласностью в 80-е годы XX в., началось более широкое освещение истории христианства в России. Но имеющиеся исследования посвящены, как правило, изучению этого вопроса в общегосударственных масштабах. В большинстве своём они носят светский характер, хотя имеются и значительные исследования сугубо церковных историков XX века. К первым, например, относятся такие работы как «Иллюзии и догмы» В. А. Алексеева [10], «Православие в наши дни» М. Н. Бессонова [11] и др. К числу вторых принадлежит замечательный труд А. Левитина-Краснова и В. Шаврова «Очерки по истории русской церковной смуты. Материалы по истории Церкви» [12]. Московская Патриархия осуществила в 1988 г. юбилейное издание, приуроченное к знаменательной в истории Русской православной церкви дате – 1000-летию Крещения Руси «Русская Православная Церковь. 988 -1988. Очерки истории» [13]. Все эти монографии посвящены различным вопросам из истории русского православия, но, они носят общецерковный характер и лишь косвенным образом могут быть использованы при изучении проблем, составляющим т.н. региональный компонент.

Непосредственно к характеристике различных сторон проявления православия на общеказахстанском и региональном уровнях, на разных этапах истории относятся труды А. И. Артемьева, З. Т. Садвокасовой, Л. В. Тимофеевой и других авторов.

Книга А. И. Артемьева даёт общий, но краткий обзор православия в Казахстане. Монография З. Т. Садвокасовой посвящается православию в смысле его участия в духовной экспансии царизма. В ряде кандидатских диссертаций и в статьях соискателей по этим диссертациям затрагиваются вопросы распространения православия по регионам Западного, Северного и Южного Казахстана. В частности диссертация Л. В. Тимофеевой посвящена истории православия в Семиречье [14].

В настоящее время церковной истории Восточного Казахстана посвящены следующие работы. Это, во-первых, монография В. Н. Кашляка «Храмы Семипалатинска» [15], представляющая собой добротное собрание различного материала, касающегося не только православных храмов, но и всех остальных культовых сооружений г. Семипалатинска. Выход в свет этой книги – итог многолетней исследовательской деятельности В. Кашляка. Его же авторству принадлежит и другая книга – «Семипалатинск: Три века истории» [16], в которой также рассматриваются некоторые проблемы истории православия в Прииртышье. Однако исследования В. Н. Кашляка не выходили до сих пор за рамки собственно семипалатинской истории, как города. По-прежнему отсутствуют публикации общеобластного направления. Исключение составляют лишь книги автора: «Православие в архитектуре и истории Восточного Казахстана» (2006) [17] и «Православное зодчество Восточного Казахстана» (2007) [18]. Первая содержит ряд статей, посвящённых различным вопросам истории православия в Восточном Казахстане в целом, и, отдельных приходов в частности. В книге рассматривается сложность взаимоотношений государства и церкви в советский период. Вторая книга посвящена немногим сохранившимся памятникам православного культового зодчества Восточного Казахстана, большинство которых находятся в настоящее время на стадии разрушения. При работе над этой книгой автором осуществлена реконструкция утраченных архитектурных форм этих зданий, на каждое из них составлена историческая справка. Кроме этого в книге помещены составленные автором карты различных периодов в истории православия в области. Вся помещённая в книге информация обобщена в таблице.

Источниковая база. В процессе сбора материала для диссертации и накопления необходимой фактологической информации, а также нужных знаний об исследуемом объекте были предприняты научно-исследовательские командировки в различные районы Восточно-Казахстанской области, в частности в город Семипалатинск, крупнейший административный и духовный центр региона на протяжении длительного времени. Проведена соответствующая поисковая работа в архивах и музеях Прииртышья. Во многом сбору информации помогло членство автора в составе рабочей группы по охране и выявлению памятников архитектуры, истории и монументального искусства на территории Восточного Казахстана, созданной при областном акимате в соответствии с президентской программой «Культурное наследие», а также работа в Восточно-Казахстанском областном этнографическом музее в должности заведующего сектором по изучению истории религий ВКО. В немалой степени ходу исследовательской деятельности способствовало наличие историко-богословского образования, полученного в стенах Московской Семинарии, а также многолетнего непосредственного служения на различных приходах Восточного Казахстана в священном сане. Это обстоятельство способствовало формированию определённых представлений о судьбе православия в крае, благодаря тесному общению с отдельными прихожанами-старожилами, являющимися живыми свидетелями некоторых событий в местах их постоянного проживания, связанных с общим ходом церковной истории Прииртышья.

Источниковая база настоящего исследования состоит, прежде всего, из архивных документов. В советский период знакомство с таковыми было либо затруднено, либо вовсе невозможно в силу известных обстоятельств. В настоящее время документы рассекречены, активно используются в работе. Основная часть материалов по Восточному Казахстану сосредоточена в двух ведущих архивах области: Государственном Архиве Восточно-Казахстанской области (ГАВКО) и Центре Документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области (ЦДНИ ВКО, Семипалатинск). Документы, хранящиеся в них, содержат ценные сведения по советскому периоду истории церкви в регионе. Переписка представительных церковных советов с органами советской власти, решения областных, окружных, городских и районных Исполнительных Комитетов, Административного и Иностранного (НКВД) отделов по вопросам, касающимся различных сфер жизни и деятельности церковных общин, постановления о закрытии приходов и переоборудовании церковных зданий под «культурно-просветительские» нужды или их разбор (снос), анкеты служителей культа и т.д. – вот далеко не полный перечень информации, которую содержат архивные документы. К этому перечню можно добавить документы, раскрывающие внутренний мир церковных общин, проблемы связанные с прохождением ими регистраций, свидетельствующие о жёстком противостоянии между православными общинами: так называемыми «тихоновцами» (сторонниками традиционного православия) и «обновленцами» (революционно настроенной частью духовенства и мирян), их борьбы за право обладать культовыми сооружениями и многое другое.

Современная Восточно-Казахстанская область расположена на части бывших территорий дореволюционных Семипалатинской и Томской областей. Поэтому подавляющее большинство документов, хранящихся в архивах Восточного Казахстана, в должной мере освещают нам подробности церковной жизни лишь в рамках прежних административных границ, в то время как районы, находящиеся севернее Иртыша находятся в меньшей степени изученности. Другой проблемой является непосредственное изучение на местах миссионерской деятельности на территории области. Местные архивы также содержат весьма незначительный материал по этому вопросу. Поэтому в работе использованы некоторые материалы из Государственного Архива Томской области (ГАТО). Среди документов, обнаруженных в ГАТО, имеются различные ведомости, касающиеся как деятельности Киргизской (Казахской) духовной миссии в целом, так и отдельных миссионерских станов в частности, метрические книги, приказы по Сибирскому казачьему войску и т.п.

К историографическим источникам, использованным при исследовании данной темы, относятся труды дореволюционных и современных историков – Б. Г. Герасимова, В. Н. Кашляка, В. А. Алексеева, В. П. Никитина, А. Левитина-Краснова, В. Шаврова и других авторов, анализ произведений которых был дан в подразделе о степени изученности проблемы.

Таким образом, источниковая база данной работы условно может быть разделена на три основные группы. К первой, группе относятся опубликованные работы исследователей дореволюционного и советского периодов, а также труды современных историков. Вторую, основную группу источников составляют документы, хранящиеся в различных архивах Республики Казахстан и Российской Федерации. И, наконец, третья группа источников может быть охарактеризована как полевые сборы: работа со старожилами – очевидцами ряда событий, по возможности непосредственное выявление и изучение на местах сохранившихся свидетельств прошлого.

Научная новизна главным образом заключается в том, что долгие годы, особенно в советский период данная проблема не изучалась. Настоящее исследование является первой работой, в которой подробно рассматриваются вопросы, связанные с жизнью и деятельностью православной церкви в Казахстанском Приртышье. В дореволюционный период, последней работой, посвящённой данной теме, была опубликованная в 1915 году, в печатном органе местных исследователей – «Записках Семипалатинского подотдела западносибирского отдела российского императорского географического общества» статья Б.Г.Герасимова «Старинные церкви Семипалатинской области».

Кроме того, исходя из историографии вопроса и состояния источников, новизна работы заключается в исследовании и всестороннем анализе ранее практически не изучавшихся вопросов, касающихся истории православия на региональном уровне, во введении в научный оборот целого ряда архивных документов, в систематизации изучаемого материала. Осуществлена попытка реконструкции событий рассматриваемого периода.

В частности, комплексно рассматривается процесс распространения православия в Казахстанском Прииртышье в дореволюционный период. На базе большого количества исследованных архивных документов впервые систематизирован материал по истории «обновленчества» в крае и противостояния ему традиционалистских «тихоновских» общин, и, наконец, дана характеристика положения православных приходов в Восточном Казахстане во второй половине XX века, после возрождения церковной жизни в регионе на волне т.н. «сталинского ренессанса», а также в период «хрущёвской оттепели» и «застоя».

Объектом исследования является Русская православная церковь, регионально представленная совокупностью структурных подразделений, священно-и-церковнослужителей, культовых сооружений и т.д.

Предметом исследования является распространение православия в регионе через церковные приходы и их миссионерской деятельности; формы взаимоотношений между государством и церковью в условия различных политических систем на примере Семипалатинского Прииртышья.

Цель и задачи исследования. Актуальность и новизна предмета изучения определили цель настоящего исследования – провести комплексный анализ жизни и деятельности православной церкви в Восточном Казахстане в XVIII – XX веках. В соответствии с поставленной целью исследования в работе поставлены и решаются следующие задачи:

- осуществить анализ и изучение источников и литературы по денной теме;

- исследовать деятельность первых приходов в период распространения православия в регионе в XVIII – начале XIX вв., раскрыть историю возникновения и развития приходов Семипалатинска и Усть-Каменогорска;

- проанализировать положение православной церкви в регионе в середине XIX в., проследить процесс формирования в этот период двух крупных приходов – в Семипалатинске и в Сергиополе;

- осветить вопрос о миссионерско-просветительской деятельности православной церкви в Семипалатинской области, дать характеристику процессу расширения приходской деятельности православной церкви в Прииртышье в конце XIX – начале XX вв.;

- показать процесс изменения положения православной церкви в Восточном Казахстане в 20-х годах XX века (во время и после Гражданской войны), изучить вопрос о статусе православной церкви в условиях Российской империи и Советского государства;

- дать характеристику обновленческого раскола в Русской церкви, исследовать моменты, связанные с его появлением и распространением в Казахстанском Прииртышье, рассмотреть положение православных приходов во второй половине XX века.

Методологические основы исследования. В настоящей работе концептуальной основой является цивилизационный подход с общим выходом на понимание того, что происходило не просто завоевание Казахстана Россией и его колонизация в рамках политического хода истории, но и цивилизационного взаимодействия кочевой и оседло-земледельческой с элементами индустриального развития цивилизациями. А это другое видение и понимание происходящих событий. Такой подход тем более важен, что как утверждается в современном теоретическом осмыслении, данные интеграционные процессы шли в рамках евразийского единства, т.е. той цивилизационной общности, которая мало кем оспаривается. Напротив, эта концепция поддерживается на высшем уровне политического руководства Казахстана и России.

Одновременно в диссертации присутствуют и социально-формационные аспекты исторической философии в виде историографического наследия советского и постсоветского периода в работах, имеющих фактографические материалы по этому вопросу, где делается упор на национально-политические и социально-экономические стороны бытия народов в очерченных хронологических периодах.

Конечно, в работе использованы принципы объективности и презумпции невиновности акторов исторического процесса. Материалы диссертации опираются на законы диалектики познания и логики повествования. Применены общенаучные методы системного и структурного анализа, историко-исследовательские приемы синхронизации событий, хронологической последовательности и т.д.

Из исследовательских процедур впервые применен метод графической реконструкции памятников православно- храмового наследия. Использованы и другие общие и частные принципы научного анализа, такие как: принцип историзма – поэтапного развития сюжетной линии повествования; выявления и максимально полного набора фактов, необходимых для решения конкретной задачи исторического исследования; непредвзятое и всестороннее изучение вопроса; принцип гражданственности, определяющий значимость исследуемой проблемы для общества; комплексного использования работ по истории Русской православной церкви; материалы по краеведению; изучение архивных документов, отражающих многозначность аспектов церковно-приходской, а также государственной деятельности.

Методология исследования предполагает наряду со сравнительно-историческим подходом и историческую ретроспекцию.

Хронологические рамки настоящего исследования продиктованы поставленной целью и задачами и, в соответствии с ними, охватывают довольно значительный период с начала XVIII – до второй половины XX веков включительно, т.е. эпоху проникновения в Прииртышье, развития, существования при различных формах государственной власти русского православия, испытавшего на себе всю сложную гамму революционных преобразований, неприкрытых гонений и удушливую тяжесть застойного периода, и начало возрождения в конце XX в. Данные хронологические рамки определяются самим фактом существования предмета изучения: от момента его возникновения до определенной ломки устаревших стереотипов о роли и значении данной конфессии в жизни и деятельности казахстанского общества. Существование православия в Казахстане было неразрывно связано с перипетиями исторических судеб казахского и русского народов на протяжении XVIII – XX вв. Общеисторические условия продиктовали применение в диссертации определенной периодизации и структуризации предмета исследования, нашедших отражение в содержании и задачах настоящего исследования.

Территориальные границы распространяются на большую часть современной Восточно-Казахстанской области, основу которой составляет исторически сложившаяся Семипалатинская область в границах 1913 с позднейшим добавлением ряда северных и южных территорий. Особо важное место в исследовании принадлежит городам Семипалатинску и Усть-Каменогорску.

Положения, выносимые на защиту. 1. Возведение храмов православной церкви в Семипалатинске и Усть-Каменогорске в XVIII в. явилось свидетельством культурно-теистического утверждения России на правобережье Иртыша.

2. Образование и расширение православных приходов, и строительство церквей в первой половине XIX в. стало началом религиозной экспансии России в казахских степях.

3. Распространение клонизационно-прозелитической деятельности православной церкви во второй половине XIX – начале XX вв. через систему церковно-приходских школ и светских культурных учреждений.

4. Организация церковно-приходской службы православной церкви среди местного населения и установление отношений с религиозными общинами других теистических направлений.

5. Отторжение Советской властью церкви, её раскол, падение религиозного влияния в обществе, постепенное прекращение деятельности церковных приходов в Восточном Казахстане в 20 – 30-е гг. XX в.

6. Ослабление давления государства на церковь и постепенное возрождение православия во второй половине XX в. и подъем духовно-религиозной жизни в современном Казахстане.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что разработанные в ней историографические вопросы истории православия в Прииртышье, фактографический материал, содержащийся в исследовании, а также полученные результаты и выводы могут быть включены в обобщающие труды по новой и новейшей истории Казахстана. Результаты анализа, на наш взгляд представляют интерес и при подготовке общих и специальных курсов по краеведению, а также в лекционно-пропагандистской работе по возрождению духовно-нравственного развития общества.

Апробация работы: Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в научных изданиях и отражены в шести статьях, опубликованных в журналах «Региональный вестник Востока» (Усть-Каменогорск), «Вестник Университета Кайнар», «Казахская Цивилизация» (Алматы), в выступлениях на восьми международных и республиканских научно-практических конференциях, проходивших в городах: Алматы, Барнауле, Усть-Каменогорске, Семипалатинске и Горно-Алтайске, а также в трёх монографиях по теме.
  1   2   3   4

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница