Первичная профессиональная социализация будущих врачей на этапе обучения в вузе


Скачать 424,69 Kb.
НазваниеПервичная профессиональная социализация будущих врачей на этапе обучения в вузе
страница1/2
МУРЗАГАЛИНА Людмила Владимировна
Дата конвертации17.08.2012
Размер424,69 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьТеория и методика профессионального образования
Год2010
На соискание ученой степениКандидат педагогических наук
  1   2


На правах рукописи


МУРЗАГАЛИНА Людмила Владимировна


ПЕРВИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


УФА - 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования «Башкирский государственный

педагогический университет им. М.Акмуллы»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Амиров Артур Фердсович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Шарипов Фанис Вагизович


кандидат педагогических наук, доцент

Фролов Юрий Владимирович


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Магнитогорский

государственный университет»


Защита состоится «15» декабря 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при Башкирском государственном педагогическом университете им.М.Акмуллы по адресу: 450000, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы».


Автореферат диссертации размещен на официальном сайте Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы http://www.bspu.ru


Автореферат разослан « » 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор Г.И.Гайсина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Современное высшее медицинское образование главной своей целью ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности врача. Профессиональная социализация будущего врача на этапе обучения в вузе имеет немаловажное значение в плане экономии государственных затрат на переобучение и переподготовку специалистов, а также с целью выстраивания студентом собственной траектории профессионального развития и удовлетворенности результатами учебной, а в будущем и профессиональной деятельности.

Проблемам профессиональной социализации медицинского работника посвящены единичные научные исследования, в частности, следует отметить интерес в этом направлении со стороны ученых-социологов и философов, но их исследования затрагивают иные, чем в педагогической науке аспекты профессиональной социализации специалистов для системы здравоохранения. В педагогике же данные вопросы освещены пока еще недостаточно, можно сказать, намечены основные пути, которые требуют дальнейшего изучения и анализа. Это объясняется прежде всего тем, что в связи с происходящими социальными преобразованиями в обществе система профессионального образования находится в поиске адекватных научно-педагогических концепций содержательно–технологического обеспечения образовательного процесса, в пространстве которого осуществляется профессиональная социализация специалистов.

Именно система профессионального медицинского образования выступает главным фактором и пространством производства и воспроизводства медицинских кадров. Однако в рамках этой системы профессиональное становление личности будущего врача до нынешнего времени сводилось в основном к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков. Характеристики личности, развитие ее ценностей и мировоззренческого потенциала, значимые для будущей профессии, согласно общепринятой точке зрения, переносились на этап профессиональной деятельности и последипломного образования. В последнее время многими учеными высказывается мнение о том, что у будущего врача ценностно-мировоззренческая позиция должна быть сформирована уже на этапе первичной профессиональной социализации во время обучения в вузе, поскольку моральная ответственность врача очень высока.

Первичная профессиональная социализация будущих медиков предполагает совершенствование морально-этической культуры студента, так как она повышает ценность общения между врачом и больным и располагает большими психотерапевтическими возможностями; гуманистическую направленность деятельности будущих медицинских работников, ориентированную на сохранение здоровья как высшего блага и величайшей ценности индивида и общества; высокую престижность труда и личности медицинского работника, его авторитет сопряжен с высокой мерой ответственности.

Выпускник высшего медицинского заведения может иметь сформированные навыки саморегуляции, положительный эмоциональный настрой на осуществление лечебной деятельности, готовность к продолжению личностного и профессионального роста, активность и мобильность при решении клинических задач только в результате успешной профессиональной социализации.

В последнее десятилетие те или иные аспекты проблемы социализации личности все чаще оказываются в фокусе внимания ученых-педагогов, а целый ряд авторов учебных пособий по педагогическим дисциплинам ставит социализацию в ряд основных понятий не только социальной, но и общей педагогики (В.И. Журавлев, Г.М. Андреева, Ю.И. Кривов, В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.И. Шиянов и др.), а также педагогики профессионального и дополнительного образования (Л.А. Амирова, С.Г. Вершловский, М.Т.Громкова, С.И. Змеев, С.В. Сальцева, Н.К. Сергеев и др.).

В плане решения задач нашего исследования нами проанализированы труды А.Ф.Амирова, К.Ш. Ахиярова, Л.Б. Буевой, А.С.Гаязова, Н.Ф.Головановой, Э.Ф. Зеера, Н.А. Каргапольцевой, И.С. Кона, Ю.И.Кривова, А.В.Мудрика, С.В.Паирель, Т.Парсонса, Б.Д. Парыгина, В.А.Сластенина, С.Г. Спасибенко, J.R Harris, Donald Light, Suzanne Keller, Graig Calhoun, Geerard O’Donnell, D.L. Vandell, Vander Zanden, W.James, которые затрагивали те или иные аспекты социализации.

Проблемы профессиональной адаптации как стадии социализации рассматривались многими учеными (Б.Л. Вульфсон, Ф.А. Мустаева, Т.Парсонс, В.А.Петровский, Г.И.Насырова и др.)

Профессиональной социализации будущих врачей были посвящены отдельные исследования Г.С. Абрамовой, А.Ф.Амирова, А.Н.Глушко, Н.Д.Лакосиной, Ю.П. Лисицына, В.Л. Назифуллина, Н.Д. Твороговой, Б.А.Ясько.

С точки зрения педагогики «социализация» рассматривается как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, умений, навыков, ценностей, социальных норм поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества и профессионального сообщества (Ю.И.Кривов). Безусловно, в новых условиях требует своего раскрытия педагогический подход к содержательной и процессуальной конкретике феномена социализации в различных видах образования. В частности, требует своей конкретизации смысловая наполненность исследуемого нами понятия и феномена.

Педагогические коллективы высшего учебного заведения при организации целенаправленного процесса профессиональной социализации призваны спроектировать такое образовательное пространство социализации, в котором студенты наиболее полно и разносторонне с учетом индивидуальных способностей могли бы приобретать первоначальный профессиональный опыт и необходимые профессионально-личностные качества.

Анализ научных источников по профессиональной социализации будущего врача позволил обнаружить, что имеются дополнительные резервы в совершенствовании организации и содержания системы образования в медицинском вузе с учетом современных требований к специалисту. Этот анализ также показал, что данная проблема не была в должной мере рассмотрена в контексте противоречий между:

- потребностью общества в профессионально социализированных и социально ориентированных молодых врачах, мотивированных на оказание медицинской помощи людям, компетентных не только в своей узкой специальности, но и в области проблем здоровья населения, и современным состоянием вузовского образования, в котором структура подготовки специалистов-медиков не соответствует потребностям рынка труда;

- стремлением высших медицинских учебных заведений формировать у будущих врачей на этапе обучения в вузе готовность к профессиональной деятельности в современном ее понимании, где функции врача определяются новыми требованиями социума к профессиональному сообществу врачей и неразработанностью научных аспектов организации пространства их профессиональной социализации, а также невыявленностью научных основ и существенных педагогических условий, способствующих решению этой задачи;

- необходимостью организации образовательного процесса медицинского вуза по целенаправленной профессиональной социализации будущих врачей и отсутствием содержательно-технологического обеспечения данного процесса.

Существующие противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости научного обоснования и практической разработке педагогических условий. Целью настоящего исследования является разработка, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий, обусловливающих успешность первичной профессиональной социализации будущих врачей в образовательном процессе вуза. Актуальность исследования проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современной педагогической теории и практике способствовали определению темы диссертационной работы: «Первичная профессиональная социализация будущих врачей на этапе обучения в вузе».

Объект исследования – образовательный процесс в медицинском вузе.

Предмет исследования – процесс первичной профессиональной социализации студентов медицинского вуза в учебной и внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс первичной профессиональной социализации будущего врача в образовательном процессе медицинского вуза будет успешным, если:

- сущность и содержание процесса профессиональной социализации будущего врача поддерживается целенаправленным воздействием на студентов всех внешних и внутренних факторов, обеспечивающих успешную его интеграцию в профессиональную социокультурную среду;

- выявлены социализирующие возможности образовательного пространства медицинского вуза, его инфраструктуры и базовых учреждений, в которых осуществляется практическая часть подготовки студентов;

- спроектирована, теоретически обоснована и апробирована модель профессиональной социализации будущего врача;

- управление данным процессом осуществлено с учетом уровней профессиональной социализированности.

В соответствии с целью, проблемой и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

    1. Проанализировать накопленный научно-теоретический материал в области философии, социологии, медицины и педагогики с целью исследования сущности феномена первичной профессиональной социализации и содержания этого понятия в аспекте медицинского образования.

    2. Выявить социализирующие возможности образовательной среды медицинского вуза как пространства, в котором формируются результирующие компоненты профессиональной социализации будущих медицинских работников.

    3. Разработать и обосновать модель профессиональной социализации будущего врача.

    4. Апробировать в образовательной практике выдвинутые педагогические условия первичной профессиональной социализации студентов в медицинском вузе и экспериментально проверить их эффективность в профессионально-личностном становлении и развитии будущего врача.

Методологическую основу исследования составили концепции и положения личностно ориентированного (Е.В.Положенцева, А.З.Рахимов, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, Д.Б. Эльконин, И.С.Якиманская и др.), компетентностного (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, В.А.Козырев, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицина и др.), индивидуально-творческого и гуманистического (В.И.Андреев, А.А.Бодалев, Ю.П.Лисицын, А.Маслоу, Н.И.Пирогов, К.Роджерс) подходов.

Теоретическую базу исследования составили:

- фундаментальные труды в области философии, психологии и социологии образования, рассматривающие закономерности диалектического развития личности, формирования социальной позиции (Н.А. Бердяев, Б.С.Гершунский, Э.Дюркгейм, А.С.Запесоцкий, И. Кант, К. Маркс, А.Маслоу, А.Олпорт, К.Роджерс, Г.Спенсер и др.);

- идеи представителей социологической науки о влиянии социальных систем на процессы самоопределения, самореализации, социального и профессионального становления личности (М.Вебер, Р. Мертон, Т. Парсонс, И.С. Кон и др.), а также теоретические концепции реализации процесса социализации в образовательной среде (А.Ф.Амиров, Г.М.Андреева, С.Г.Вершловский, Г.И.Гайсина, А.С.Гаязов, А.В.Мудрик, Ф.А.Мустаева, В.С.Мухина, А.В.Петровский, М.М.Поташник, В.А.Сухомлинский, Э.Ш.Хамитов и др.);

- положения теории развития личности, ее субъектной позиции на основе единства профессионального образования и деятельности (Б.Г.Ананьев, Р.М.Асадуллин, Л.В.Бенин, В.В.Кузнецов, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.З.Рахимов, В.А.Сластенин, Ф.Ш.Терегулов, Р.М.Фатыхова, И.Д.Фрумин, Ф.В. Шарипов, Б.Д.Эльконин и др.);

- концепции педагогического проектирования, моделирования и конструирования образовательных систем (Е.С.Заир-Бек, Е.Н.Степанов, В.А.Штофф и др.);

- учение о ценностях, ценностных ориентациях и их значении в выборе человеком профессии (С.П.Иваненков, А.В. Кирьякова, Ю.П. Лисицын и др.);

-концепции и положения профессионального медицинского образования, формирование профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности рассматривались в работах Г.С.Абрамовой, В.А.Аверина, Т.Л.Бухариной, А.Н.Глушко, А.Н.Краснова, Н.В.Кудрявой, Н.Д.Лакосиной, В.Л.Назифуллина, Н.Д.Твороговой, И.Харди, Ю.А.Юдчиц, Б.А.Ясько и др.

Для исследования обозначенной проблемы нами использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы в области педагогики, социологии, философии и медицины; анализ документации, учебных планов и программ медицинского вуза, учебных и методических пособий; изучение педагогического опыта, целенаправленное педагогическое наблюдение; анкетирование; интервьюирование; моделирование процесса первичной профессиональной социализации в условиях образовательных и профессиональных ситуаций; педагогический эксперимент; методы математической статистики (G-критерий знаков, критерий Фишера (угловое преобразование Фишера); анализ и обобщение экспериментальных результатов по выявлению эффективности профессиональной социализации будущих врачей на этапе обучения в вузе.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет». Исследованием было охвачено 258 студентов лечебного факультета и 87 преподавателей медицинского университета.

Исследование проводилось в течение 2004-2010 гг. в три этапа. На первом этапе (2004-2006 гг.) изучалась и анализировалась философская, социологическая, медицинская и педагогическая литература по проблеме исследования; определялись методологические и содержательные основы исследования; анализировались современные проблемы, сопровождающие процесс подготовки специалистов в медицинской сфере, и требования к выпускнику медицинского вуза; выявлялись основные направления, способствующие профессиональной социализации студентов высшего профессионального образования; формулировались цель, рабочая гипотеза, задачи исследования; выявлялись социализирующие возможности образовательного пространства медицинского вуза; изучались и обосновывались педагогические условия профессиональной социализации будущих врачей; проводился констатирующий эксперимент с соответствующей обработкой и анализом собранного материала.

На втором этапе (2007-2008 гг.) определялись уровни, показатели и критерии профессиональной социализированности студентов; разрабатывалась и обосновывалась содержательно-процессуальная модель профессиональной социализации будущего врача; конкретизировались и корректировались педагогические условия, способствующие успешному осуществлению процесса первичной профессиональной социализации будущих врачей; выверялись диагностические и развивающие методики; проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) систематизировались и анализировались результаты формирующего эксперимента; проверялась эффективность педагогических условий первичной профессиональной социализации будущих врачей; обобщались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы; формулировались основные выводы исследования; осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- получила научную интерпретацию сущность понятия «первичная профессиональная социализация будущего врача», которая заключается в активном и целенаправленном профессионально-личностном становлении и развитии студента медицинского вуза на основе первичной интеграции в профессиональную социокультурную среду, систему здравоохранения и непрерывного медицинского образования;

- разработана и апробирована модель профессиональной социализации будущего врача в образовательном пространстве медицинского вуза, функционирующая на принципах целостности, гуманистичности образования и открытости образовательной системы;

- обоснованы педагогические условия профессиональной социализации студентов медицинского вуза: формирование субъектной позиции будущего специалиста в процессе организации производственной практики студентов в лечебных и профилактических учреждениях здравоохранения; ориентация образовательного процесса на профессиональные знания, а также знания в области проблем здоровья населения и врачебной действительности; направленность образовательного процесса медицинского вуза на формирование как профессиональных, так и социально важных качеств личности; применение кейс-технологий при организации самостоятельной работы студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- выделены этапы профессиональной социализации врача (первичный, вторичный и компетентностный) и теоретически обоснованы возможности образовательного процесса медицинского вуза как пространства первичной профессиональной социализации будущих врачей;

- материалы и выводы диссертационной работы углубляют теорию профессиональной социализации личности, а полученные данные о специфике и механизмах первичной профессиональной социализации будущих врачей расширяют имеющиеся теоретические представления по исследуемой проблеме;

- проведенное в исследовании теоретическое моделирование процесса профессиональной социализации будущего врача на этапе обучения в вузе дает возможность определить стратегию организации педагогической деятельности, ориентированную на развитие профессионально-личностного потенциала и субъектной позиции студента медицинского вуза, а предложенная модель может быть использована как опорная для дальнейших теоретических разработок проблемы с широким выходом на образовательную практику высшей школы.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методических подходов к обоснованию и организации процесса профессиональной социализации студентов медицинского вуза на основе раскрытия профессионально-личностного потенциала и развития субъектности будущего врача. Разработанный учебно-методический комплекс, включающий в себя программу элективного курса, учебно-методическое пособие «Профессиональная социализация будущего врача», комплект ситуационных заданий профессиональной направленности, сценарии роле-деловых игр, тесты для контроля, программу социально-психологического тренинга, тематику и сценарии круглых столов, может быть использован педагогами высшей школы для решения задач воспитания и профессиональной социализации студентов. Комплект диагностических методик и критериальный инструментарий могут быть использованы для входного, промежуточного и итогового контроля качества подготовки специалиста.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, сформулированных на основе анализа сущности и структуры первичной профессиональной социализации будущего врача, а также в результате изучения условий ее реализации в образовательном пространстве медицинского вуза; применением оптимального набора методов в теоретических и эмпирических исследованиях; завершенностью опытно-экспериментальной работы, подтвердившей выдвинутую гипотезу; применением методов математической обработки полученных экспериментальных данных.

Личное участие автора в получении научных результатов заключается в проведении научно-теоретического анализа проблемы профессиональной социализации будущего врача в образовательном пространстве вуза; участии в разработке Концепции воспитательной работы Башкирского государственного медицинского университета; разработке и апробации теоретической модели первичной профессиональной социализации будущего врача; обосновании педагогических условий, способствующих эффективной профессиональной социализации студента-медика, в теоретическом и эмпирическом аспектах; организации и проведении опытно-экспериментальной работы с целью анализа эффективности первичной профессиональной социализации студентов в медицинском вузе в ходе направляемого воздействия; разработке учебно-методического комплекса, сопровождающего процесс первичной профессиональной социализации будущего врача, и применении его в образовательном пространстве вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством личного участия соискателя в разработке проекта Концепции воспитательной работы в ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Росздрава. Основные положения исследования отражены в публикациях автора в рецензируемых изданиях: «Высшее образование сегодня», Москва, 2010; «Педагогический журнал», Уфа, 2010; «Медицинский вестник», Уфа, 2010.

Ведущие теоретические положения диссертации и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на Международной («Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения», Новосибирск, 2010), Всероссийских («Образование в регионах», Екатеринбург, 2009; «Роль вуза в формировании социокультурного пространства», Стерлитамак, 2010), региональных научно-практических конференциях («Оптимизация формирования профессионального поведения студентов, обучающихся в медицинском университете», Уфа, 2009; «Система обеспечения инновационных образовательных программ», Уфа, 2008; «Деятельность разноуровневых структур в аспекте преемственности образовательных процессов (система «Школа-ВУЗ»)», Уфа, 2008), на теоретико-методологических и методических семинарах кафедры педагогики и психологии Башкирского государственного медицинского университета. Внедрение материалов и результатов исследования осуществлялось в ходе преподавания авторских элективных курсов и дисциплин психолого-педагогического и биоэтического курсов на лечебном факультете Башкирского государственного медицинского университета. Автором опубликовано 12 научных работ по теме исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностные характеристики процесса первичной профессиональной социализации будущих врачей на этапе вузовского обучения выражаются в том, что это активный, целенаправленный социально ориентированный процесс профессионально-личностного становления и развития обучающегося, в ходе которого вырабатывается адекватная ценностно-мировоззренческая позиция будущего врача, гуманистическая направленность его деятельности, происходит мотивированная и осмысленная первичная интеграция в профессиональную социокультурную среду, систему здравоохранения и непрерывного медицинского образования.

2. В образовательной среде медицинского вуза выявлены социализирующие возможности, способствующие активизации процесса первичной профессиональной социализации будущего врача, такие как: желание и возможность управленческого и профессорско-преподавательского состава университета создавать действенные организационные и педагогические условия для успешной профессиональной социализации студентов; ориентация профессиональной подготовки студентов на жизненные и профессиональные реалии будущей деятельности врача, на современные проблемы здоровья населения; разнообразие форм учебной и внеучебной деятельности; формирование и мотивированное обогащение многомерного клинического и социального опыта, морально-этической культуры студента, его социальной позиции; применение в учебном процессе новейших достижений мирового и европейского уровня в области медицинской науки, техники и технологий; использование дополнительных возможностей, расширяющих пространство социализации студента-медика с целью освоения основных социально-профессиональных ролей; превалирование гуманистического характера отношений в учебном процессе для развития важных для будущей профессии социальных и профессиональных качеств личности студента-медика.

3. Предложенная теоретическая модель профессиональной социализации будущего врача способствует становлению студента медицинского вуза как субъекта лечебно-профилактической деятельности вследствие целенаправленного воздействия на развитие самостоятельности студента и творческой деятельности, ориентированной на сохранение здоровья людей как высшего блага человека и общества.

4. Разработанный комплекс педагогических условий профессиональной социализации будущих врачей (формирование субъектной позиции будущего специалиста в процессе организации производственной практики студентов в лечебных и профилактических учреждениях здравоохранения; ориентация образовательного процесса на профессиональные знания, а также знания в области проблем здоровья населения и врачебной действительности; направленность образовательного процесса медицинского вуза на формирование как профессиональных, так и социально важных качеств личности; применение кейс-технологий при организации самостоятельной работы студентов) содействует раскрытию их профессионально-личностного потенциала и ведет к формированию профессионально важных качеств личности врача, активной субъектной позиции специалиста, а также выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Структура диссертации соответствует логике построения педагогического исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (214 источников). Текст изложен на 218 страницах, содержит 10 таблиц и 2 рисунка.

  1   2

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница