Парадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте (на материале англоязычной поэзии)


Скачать 263,43 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПарадигмы поэтических образов в диахроническом аспекте (на материале англоязычной поэзии)
страница1/20
МАТВЕЕВА Анна Сергеевна
Дата конвертации17.08.2012
Размер263,43 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьГерманские языки
Год2011
На соискание ученой степениКандидат филологических наук
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
На правах рукописи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МАТВЕЕВА Анна Сергеевна 
 
 
 
 
 
 
ПАРАДИГМЫ ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ 
В ДИАХРОНИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 
(на материале англоязычной поэзии) 
 
 
 
Специальность 10.02.04 – германские языки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ 
диссертации на соискание ученой степени 
кандидата филологических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2011 
 

Работа  выполнена  на  кафедре  английского  языкознания  филологического 
факультета  ФГОУ  ВПО  «Московский  государственный  университет  имени  М.  В. 
Ломоносова». 
 
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:          доктор филологических наук,                                                                                             
профессор кафедры английского языкознания                                                              
филологического факультета                                                              
Задорнова Велта Яновна                                                         
ФГОУ ВПО «Московский государственный 
университет имени М.В. Ломоносова» 
 
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:    доктор филологических наук, профессор, 
зав. кафедрой английского языка для 
естественных факультетов факультета 
иностранных языков и регионоведения  
Полубиченко Лидия Валерьяновна  
ФГОУ ВПО «Московкий государственный 
университет имени М.В. Ломоносова» 
 
кандидат 
филологических 
наук, 
доцент 
института лингвистики 
Семенюк Евгения Вячеславовна  
ГОУ  ВПО  «Российский  государственный 
гуманитарный университет» 
 
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:            ГОУ ВПО «Московский архитектурный 
институт (Государственная академия)» 
 
 
Защита  диссертации  состоится  14  апреля  2011  года  в  __  часов  на  заседании 
диссертационного  совета  Д  501.001.80  при  ФГОУ  ВПО  «Московский 
государственный  университет  имени  М.В.  Ломоносова»  по  адресу:  119991,  г. 
Москва,  ГСП-1,  Ленинские  горы,  МГУ,  1-й  учебный  корпус,  филологический 
факультет. 
 
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке 1-го учебного 
корпуса  ФГОУ  ВПО  «Московский  государственный  университет  имени  М.  В. 
Ломоносова». 
 
Автореферат разослан ______2011г. 
 
 
Учёный секретарь 
диссертационного совета 
профессор  
Т.А. Комова 
 

 
Термин «образ» используется в различных гуманитарных дисциплинах, таких как 
философия,  психология,  эстетика,  искусствоведение,  поэтика,  литературоведение.  В 
филологии  до  сих  пор  нет  четкого  определения  этого  понятия,  и  среди  филологов  нет 
единодушия  в  вопросе  о  принципиальной  необходимости  этого  термина  ввиду 
расплывчатости  его  определений1.  Для  литературоведов  главными  факторами 
оказываются  содержательная  сторона  образа,  а  также  идея  о  том,  что  это  способ 
отражения  действительности  и  образы  представляют  собой  обобщенные  портреты  и 
картины 
человеческой 
жизни2. 
Среди 
языковедов 
наблюдается 
тенденция 
отождествлять  образ  с  тропом,  что  не  является  правомерным,  так  как  троп  –  это  не 
более, чем употребление слова в переносном значении, в то время как образ не отделим 
от  общего  смысла  художественного  произведения3.  Можно  предположить,  что  образ 
является  связующим  элементом,  «посредником»  между  содержанием  текста  и  его 
языковым  выражением.  Он  обеспечивает  необходимую  концептуальную  связь  между 
уровнем  языкового  выражения  (лингвостилистическим  уровнем)  и  глобальным 
художественным содержанием литературного произведения4. 
Одним  из  способов  проникновения  в  суть  художественного  образа  является  его 
изучение  в  историческом  плане.  Известно,  что  понятие  образа  функционирует  в 
исследованиях, посвященных изучению истории литературы, в которых высказывается 
мысль  о  повторяемости  в  литературных  произведениях  образов,  мотивов,  сюжетов  и 
типов5.  Каждая  новая  поэтическая  эпоха  по-новому  интерпретирует  уже  известные 
образы,  предлагая  их  новые  модификации  и  комбинации.  «Вся  работа  поэтических 
школ сводится, в частности, гораздо больше к расположению образов, чем к созданию 
их»6.  Именно  узнавание  знакомого  образа  в  его  новом  воплощении  доставляет 
наслаждение читателю. 
В  последнее  время  и  на  Западе,  и  в  России  усилился  интерес  к  вопросам, 
связанным  с  механизмами  порождения  метафорических  структур,  с  преобразованием 
ментальных  категорий  в  языковые  в  процессе  метафорического  отображения 
действительности.  Дж.  Лакофф  и  М.  Джонсон  приходят  к  выводу  о  метафоричности 
человеческого  сознания,  которая  проявляется  в  повседневной    речи  при  помощи 
устоявшихся метафор7. Говоря о метафоричности мышления и языка человека, который 
склонен  к  описанию  реалий  одной  жизненной  сферы  посредством    единиц  из  других 
сфер,  они  вводят  термин  “metaphoric  concept/conceptual  metaphor”  (концептуальная 
метафора).  Это  некая  абстрактная  аналогия,  существующая  в  понятийной  системе 
носителей  языка.  По  аналогии  с  обыденным  языком,  существуют  концептуальные 
метафоры  и  в  понятийной  системе  языка  поэзии.  В  то  время,  как  для  русской  поэзии 
было  проведено  детальное  исследование  концептуальных  метафор,  английский 
                                               
1  См.,  напр.,  Липгарт  А.  А.  Методы  лингвопоэтического  исследования.  –  М.,  1997.  С.  89;  The  New 
Princeton  Encyclopedia  of  Poetry  and  Poetics.  /  Ed.  by  A.  Priminger  and  T.  V.  F.  Brogan.  –  Princeton 
University Press, 1993. – P. 557. 
2  См.,  напр.,  Тимофеев  Л.  И.  Основы  теории  литературы.  М.,  1976.  –  С.  60;  Волков,  И.  Ф.  Теория 
литературы. М., 1995. – С. 75. 
3 Винокур Г. О. О языке художественной литературы// Сборник статей. – М., 1991. – С. 27. 
4  Задорнова  В.  Я.  Парадигмы  образов  в  английской  поэзии.  //  Культура  народов  Причерноморья.  / 
Научный  журнал.  –    №82,  т.1.  –  Симферополь,    2006;  см.  также  Шахбаз  С.  Образ  и  его  языковое 
воплощение. – Дисс. … канд. филол. наук, – М., 2010. 
5 Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М., 1989. 
6 Шкловский В. Б. О теории прозы. – М., – 1983. – С. 10. 
7 Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. – Lnd, 1981. – P. 4. 
 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница