Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности


Скачать 158,51 Kb.
PDF просмотр
НазваниеЖизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности
страница1/9
Воронина Ольга Александровна
Дата конвертации12.08.2012
Размер158,51 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьПедагогическая психология
Год2008
На соискание ученой степениКандидат психологических наук
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
На правах рукописи 
 
 
 
 
Воронина Ольга Александровна 
 
 
 
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ 
КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
 
 
19.00.07 – педагогическая психология 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ 
диссертации на соискание ученой степени 
кандидата психологических наук 
 
 
 
 
 
 
Курск – 2008

Работа выполнена на кафедре практической психологии 
ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» 
 
 
Научный руководитель: 
доктор психологических наук, профессор 
Маралов Владимир Георгиевич 
 
 
Официальные оппоненты: 
доктор психологических наук, доцент 
Малышев Константин Борисович 
 
кандидат психологических наук 
Санникова Юлия Павловна 
 
 

Ведущая организация: 
ГОУ ВПО Пермский государственный  
университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
Защита состоится «27» января 2009 г. в 16.00 часов на заседании диссер-
тационного совета ДМ 212.104.03 в ГОУ ВПО «Курский государственный уни-
верситет» по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33 
 
С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  библиотеке  ГОУ  ВПО  «Курский 
государственный университет» по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33 
 
 
 
Автореферат разослан  «      » декабря 2008 г. 
 
 
 
 
 
 
Ученый секретарь 
диссертационного совета                                                            Н.А. Сухих 
 
 
2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
 
Актуальность исследования.  Проблема отношения к учебной деятельно-
сти является одной из центральных в педагогической психологии (Б. Г. Ананьев, 
В. М. Бехтерев,  Л. И. Божович,  А. Ф. Лазурский,  А. Н. Леонтьев,  Б. Ф. Ломов, 
В. Н. Мясищев,  С. Л. Рубинштейн  и др.).  Изучение  отношения  к  учебной  дея-
тельности  позволяет  анализировать  внутренние  побудительные  силы  учащихся, 
оценивать  эффективность  системы  образования  в  целом  (Л. И. Божович, 
А. К. Маркова, И. С. Якиманская и др.). 
В настоящее время учеными осуществлено значительное число исследова-
ний отношения учащихся к учебной деятельности в младшем школьном возрасте 
(Ш. А. Амонашвили,  И. И. Вартанова,  Е. А. Залученова  и др.),  подростковом 
(Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Шевчук и др.), старшем школьном воз-
расте (А. Д. Андреева, С. А Захарова, А. К. Маркова и др.). Значительно меньше 
работ  посвящено  изучению  проблемы  отношения студентов  к  учебной  деятель-
ности (И. Г. Антипова, Т. Д. Дубовицкая, А. С. Спасский и др.). 
Обращаясь к анализу понятия «отношение студентов к учебной деятельно-
сти»,  исследователи  рассматривают  вопросы,  затрагивающие  его  структуру 
(Б. Г. Ананьев, 
Л. И. Божович, 
Г. С. Костюк, 
А. Н. Леонтьев), 
свойства 
(Н. В. Кузьмина),  особенности  формирования  (Н. Ш. Валеева,  А. Г. Колденкова, 
Н. М. Пейсахов,  Л. Б. Юшкова),  условия  (факторы)  становления  (В. Н. Косырев, 
Н. Г. Левандовский,  Н. И. Мешков,  В. А. Сластенин,  М. И. Старов),  динамику 
развития  и  соотношение  с  мотивационной  системой  (Н. В. Кузьмина, 
Н. И. Мешков,  Н. Б. Нестерова,  А. А. Реан,  В. А. Якунин),  влияние  на  успеш-
ность  деятельности  и  поведения  (Б. Г. Ананьев,  А. А. Бодалев,  Б. Ф. Ломов, 
С. Л. Рубинштейн). 
В 
исследованиях 
Н. И. Мешкова, 
Н. Б. Нестеровой, 
А. А. Реана, 
В. А. Якунина  и др.  экспериментально  выявлена  отрицательная  динамика  отно-
шения студентов к учебной деятельности, вследствие чего актуальным становится 
вопрос  о  создании  специальных  психолого-педагогических  условий  в  вузе  для 
поддержки и развития позитивного отношения студентов к учебной деятельности.  
Динамика  отношений  зависит  от  ряда  взаимосвязанных  факторов:  социо-
культурных, педагогических и психологических (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, 
В. А. Сластенин,  Д. И. Фельдштейн).  Особая  роль  в  развитии  отношений  при-
надлежит  такому  психологическому  фактору  как  жизненные  стратегии  лично-
сти.  
Основы  жизненной  стратегии  закладываются  в  период  ранней  юности  и 
тесно  связаны  с  такой  существенной  характеристикой  возраста,  которую 
Л. И. Божович определяет как обращенность в будущее и оценка с этой позиции 
настоящего.  Исходя  из  данного  теоретико-методологического  положения,  акту-
альным  является  изучение  жизненных  стратегий,  которые  позволяют  человеку 
через  представление  будущего  осознанно  и  целенаправленно  развивать  свой 
личностный потенциал в настоящем.  
Осознанная постановка жизненных целей, способность становиться субъ-
ектом  собственной  жизнедеятельности  и  собственного  саморазвития,  прини-
 
3
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница