Организационно-педагогические условия создания профильных классов для старшеклассников с низким уровнем обученности


Скачать 293,52 Kb.
НазваниеОрганизационно-педагогические условия создания профильных классов для старшеклассников с низким уровнем обученности
страница1/3
Романовская Татьяна Ивановна
Дата конвертации12.08.2012
Размер293,52 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьОбщая педагогика, история педагогики и образования
Год2003
На соискание ученой степениКандидат педагогических наук
  1   2   3
На правах рукописи

 

 

Романовская Татьяна Ивановна

 

 

Организационно-педагогические условия

создания профильных классов для старшеклассников с низким уровнем обученности

 

 

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

 

Самара - 2003

 

 

Диссертация выполнена на кафедре педагогики Самарского государственного педагогического университета

 

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Бусыгина Алла Львовна

 

Официальные оппоненты: - доктор педагогических наук, профессор Пугач Валерий Исаакович, кандидат педагогических наук Велиева Наталия Николаевна

 

Ведущая организация: Ульяновский государственный педагогический университет

 

Защита состоится « 2 » июля 2003 года в « 10 » часов на заседании диссертационного совета Д.212.216.01 по присуждению ученой степени кандидата наук в Самарском государственном педагогическом университете по адресу: 443099, Самара, ул. М. Горького 65/67.

 

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. На современном этапе две взаимообусловленные тенденции - стандартизация и дифференциация - явственно вырисовываются в процессе развития российского образования.

О первой свидетельствуют настойчивые попытки введения уже разработанных государственных образовательных стандартов, широкомасштабный эксперимент по введению Единого государственного экзамена в средней общеобразовательной школе. Проблема стандартизации образования также нашла широкое отражение и во многих психолого-педагогических исследованиях (Б.С. Гершунский, Г.Д. Глейзер, В.М. Полонский А.И. Субетто, А.Н. Аутов, С.А. Бешенков, Л.Н. Боголюбов, Е.А. Быстрова, А.П. Валицкая, Н.Ф. Виноградова, Ю.И. Дик, Г.В. Дорофеев, А.Н. Захлебный, Л.В. Кузнецова, А.А. Кузнецов, А.А. Каверина, Г.С. Калинова, Ю.И. Лыссой, B.C. Леднев, Б.Н. Йеменский, Г.Н. Никифоров, Н.Н.Петрова, В.И. Пугач, В.Г. Разумовский, М.В. Рыжаков, Н.М. Сокольникова, Е.К. Страут, И.Т. Суравегина, А.Г. Хрипкова, Н.М. Шанский, В.Н. Шаулин, А.Н. Лейбович, С.Е. Шишов, А.В. Салихов, В.В. Судаков и др.

О размахе второй тенденции - дифференциации образования (в том числе профильной дифференциации содержания образования) - можно судить по темпам роста в течение последнего десятилетия XX века числа инновационных учебных заведений (гимназий, лицеев, колледжей; банковских, торговых, морских школ и т.д.), сети профильных классов с углубленным изучением тех или иных предметов.

Проблема дифференциации образования также не была обойдена вниманием педагогов-исследователей (А.П. Авдеев, С.Я. Батышев, А.Л. Бусыгина, А.К. Бруднов, И.Д. Бутузов, Р.Б. Вендеровская, Н.Н. Велиева, Р. Винклер, М.Д. Виноградова, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусеев, Г.В. Дорофеев, В.К. Дьяченко, Н.С. Захаренко, Т.Б. Захарова, Л.Н. Калашникова, Ю.М. Колягин, А.А. Кирсанов, В.А. Крутецкий, Х.Й. Лийметс, М.А. Мельников, Н.К. Мешалкина, Т.П. Михневич, В.М. Монахов, Л.А. Осколова, И.М. Осмоловская, В.А. Орлов, Е.А. Певцова, Е.С. Рабунский, Н.Э. Унт, М.Ф. Федина, Л.И. Фишман, Н.М. Шахмаев, Е.А. Ямбург, И.С. Якиманская и др.). В этих работах широко использовались результаты психологических исследований по проблемам личности, ее мотивации и способностей (Б.Г. Ананьев, Г.В. Акопов, Т.К. Ахаян, Д.Н. Богоявленский, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, З.И. Васильев, К.М. Гуревич, И.В. Дубровина, З.И. Калмыкова, Е.А. Климов, Т.Е. Конников, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Мальковская, К.Д. Радина, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славина, Г.И. Щукина и др.).

Тем не менее, как свидетельствуют данные социологических исследований, почти во всех регионах страны доля школ, не осуществляющих никакой профессиональной ориентации, составляет не менее двух третей (Ф.Э Шереги). В психолого-педагогических исследованиях практически отсутствует разработка проблем организации профильных классов для старшеклассников с низким уровнем обученности, но при этом контингент таких учащихся составляет подавляющее большинство.

Вместе с тем, происходящие социально-экономические изменения, обусловленные, прежде всего, невиданными темпами информационной и технологической революций, на современном этапе резко актуализируют проблему качественного образования широких масс населения, решение которой представляется невозможным без обеспечения равного доступа учащихся старших классов к образованию, достаточному для дальнейшего обучения в вузе.

В этой связи отметим, что детальная, теоретико-методологическая разработка организации профильной дифференциации содержания образования на старшей ступени средней школы выступает сегодня насущной потребностью всей системы образования (в том числе, среднего и высшего).

Таким образом, констатируем определенное и существенное противоречие между состоянием теоретического знания и запросами, реалиями образовательной практики, выражающееся в несоответствии между необходимостью перехода к организации профильной дифференциации содержания образования на старшей ступени средней школы и отсутствием научно обоснованных рекомендаций для осуществления такого перехода. Стремление отыскать пути разрешения перечисленных задач и обусловило проблему нашего исследования.

В теоретическом плане - это проблема определения принципов и задач профильной дифференциации содержания образования на старшей ступени средней школы. В практическом плане - выявление социально-педагогических условий комплектования профильных классов для старшеклассников с низким уровнем обученности и дидактических требований к организации учебно-воспитательного процесса в этих классах.

Объект исследования - процесс профильной дифференциации содержания образования на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования - теоретические основы организации профильных классов для старшеклассников с низким уровнем обученности.

Цель исследования - определение организационно-педагогических условий комплектования профильных классов для старшеклассников с низким уровнем обученности и дидактических требований к организации учебно-воспитательного процесса в этих классах.

Гипотеза исследования. На современном этапе развития российского социума реального повышения качества среднего образования, позволяющего учащимся продолжить обучение в вузе, можно достичь при условии развертывания на базе обычных общеобразовательных школ сети профильных классов для старшеклассников с низким уровнем обученности. При этом учебно-воспитательный процесс в этих классах будет более эффективным, если формирование контингента этих классов будет осуществляться на основе равного доступа старшеклассников к профильному образованию (в соответствии с их способностями и профессиональными намерениями), а организация этого процесса будет отвечать вполне определенным дидактическим требованиям.

Задачи исследования. Гипотеза и цель исследования предопределили необходимость последовательного решения следующих задач.

1) На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность дифференциации обучения как объективно обусловленного социального процесса селекции подрастающего поколения, осуществляющейся с целью оптимального достижения образовательных целей, гармонизации запросов отдельной личности и потребностей социума.

2) На основе социологического анализа практики дифференцированного обучения в инновационных учебных заведениях теоретически обосновать необходимость профильной дифференциации содержания образования на старшей ступени средней школы для учащихся с низким уровнем обученности.

3) Выявить организационно-педагогические условия, принципы комплектования профильных классов для старшеклассников с низким уровнем обученности, разработать технологию такого комплектования.

4) Определить дидактические требования к организации учебно-воспитательного процесса в профильных классах для старшеклассников с низким уровнем обученности и произвести оценку их целесообразности на основе результатов эксперимента.

Положения, выносимые на защиту.

1. Дифференциация обучения представляет собой объективно обусловленный социальный процесс, сущность которого - селекция подрастающего поколения, осуществляющаяся с целью гармонизации запросов отдельной личности и потребностей социума. Этот процесс на современном этапе российской действительности объективно выступает как адаптивный агент стандартизации образования. Он находит свое практическое воплощение в развитии различных концепций и теорий дифференцированного образования; в поиске новых форм и методов обучения, варьировании содержания образования; в образовательной деятельности инновационных учебных заведений, профильных классов и т.д.

Дифференциация обучения выступает атрибутом сферы образования, который сегодня в сознании коллективного субъекта педагогической деятельности российского социума рассматривается как эффективное средство повышения качества образования и развития школьников. С дифференциацией обучения связываются определенные надежды на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, на обеспечение возможности равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями и т.д. И все это в контексте понимания того, что дифференциация обучения при определенных условиях способна стать фактором дегуманизации образования.

2. На современном этапе наблюдается резкое снижение качества образования в массовой российской средней школе. Она не решает задачи профессиональной ориентации учащихся. Разворачивается процесс вытеснения неимущих учащихся в школы, не способные дать качественное образование, достаточное для его продолжения в высшей школе. Инновационные учебные заведения (лицеи, гимназии, колледжи и т.п.), «институт профильных классов», осуществляющие профильную дифференциацию обучения учащихся на основе их селекции по уровню академической компетентности, в условиях резкой стратификации российского социума фактически превратились в канал социальной сегрегации и в состоянии лишь частично решать задачи профессиональной подготовки подрастающего поколения.

В этих условиях одним из возможных, если не главным, направлением демократизации образования, фактором смягчения социальной напряженности в российском социуме, решением задачи профессиональной ориентации подрастающего поколения может стать развертывание на базе обычных образовательных школ сети профильных классов для старшеклассников с низким уровнем обученности.

Формирование контингента этих классов должно осуществляться на основе принципа эгалитарности профильной дифференциации обучения на старшей ступени средней школы.

3. Взаимообусловленными факторами, подлежащими учету при определении номенклатуры профильных классов, выступают профессиональные намерения учащихся и их способности; социальные потребности и возможности региона, сложившейся сферы образования; представления об упомянутых намерениях, потребностях и возможностях субъекта коллективной педагогической деятельности, принимающего решение о целесообразности и необходимости создания того или иного профильного класса.

Основным социально-педагогическим принципом формирования контингента профильных классов выступает принцип комплексного подхода, согласно которому распределение учащихся в профильные классы должно осуществляться на основе интегральной оценки таких параметров, как «обученность», «способности», «мотивация», «Я-концепция».

Технология комплектования старших профильных классов, базирующаяся на упомянутом принципе, должна в обязательном порядке включать социально-экономический анализ потребностей региона и возможностей системы образования; организацию допрофильной подготовки учащихся 9-х классов и социометрические исследования их профессиональных намерений; определение номенклатуры старших профильных классов; критериально-ориентированное и нормированное тестирование учащихся по профильным учебным дисциплинам; психологическое тестирование; экспертную оценку общих, специальных способностей, уровня мотивации и обученности учащихся; интегральную оценку таких параметров, как «обученность», «способности», мотивация», «Я-концепция».

Проблема профильного обучения старшеклассников с низким и неравномерным исходным уровнем обученности допускает эффективное решение при соблюдении определенных дидактических требований к учебно-воспитательному процессу (наличие коррекционного этапа для выравнивания уровня базовых знаний учащихся; реализация механизма разноуровневой дифференциации в контексте создания конкурентной образовательной среды; ориентация на развитие самостоятельного мышления учащихся на основе широкого использования эвристических методов обучения; постоянный мониторинг учебных достижений учащихся и психологического климата класса).

Результаты проведенного нами в течение пяти лет педагогического эксперимента подтверждают возможность получения качественного профильного образования старшеклассниками с низким исходным уровнем обученности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- раскрыта сущность дифференциации обучения как объективно обусловленного социального процесса селекции подрастающего поколения, осуществляющейся с целью оптимального достижения образовательных целей, гармонизации запросов отдельной личности и потребностей социума (на современном этапе дифференциация обучения выступает в качестве адаптивного агента стандартизации образования);

- теоретически обоснована необходимость профильной дифференциации содержания образования на старшей ступени средней школы для учащихся с низким уровнем обученности, исходя из принципа эгалитарности дифференциации обучения (он заключается в необходимости обеспечения равного доступа всех старшеклассников к качественному профильному образованию, достаточному для продолжения обучения в вузе);

- выявлены факторы, учет которых обязателен в процессе определения номенклатуры старших профильных классов (профессиональные намерения учащихся и их способности; социальные потребности и возможности региона, сложившейся системы образования; представления об упомянутых намерениях, потребностях и возможностях субъекта коллективной педагогической деятельности, принимающего решение о целесообразности и необходимости создания того или иного профильного класса);

- сформулирован и обоснован принцип комплексного подхода к проблеме формирования контингента старших профильных классов для учащихся с низким уровнем обученности (это формирование должно осуществляться на основе интегральной оценки таких параметров, как «обученность»; «способности»; «мотивация»; «Я-концепция»);

- разработана технология формирования контингента старших профильных классов с низким уровнем обученности (она должна предусматривать социально-экономический анализ потребностей региона, потребностей и возможностей системы образования; организацию допрофильной подготовки учащихся 9-х классов и социометрические исследования их профессиональных намерений; определение номенклатуры старших профильных классов; критериально-ориентированное тестирование и нормированное тестирование учащихся по профильным учебным дисциплинам; психологическое тестирование; экспертную оценку общих, специальных способностей, уровня мотивации и обученности; интегральную оценку таких параметров, как «обученность», «способности», мотивация», «Я-концепция»);

- выявлены и теоретически обоснованы дидактические требования к учебно-воспитательному процессу в старших профильных классах для учащихся с низким уровнем обученности (наличие коррекционного этапа для выравнивания уровня базовых знаний учащихся; реализация механизма разноуровневой дифференциации в контексте создания конкурентной образовательной среды; ориентация на развитие самостоятельного мышления учащихся на основе широкого использования эвристических методов обучения; постоянный мониторинг учебных достижений учащихся и психологического климата класса).

  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница