Эволюция эстетического поля денотативного класса (на материале русской поэзии XVIII xx вв.)


Скачать 281,59 Kb.
НазваниеЭволюция эстетического поля денотативного класса (на материале русской поэзии XVIII xx вв.)
страница1/3
Морозова Надежда Сергеевна
Дата конвертации17.08.2012
Размер281,59 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьРусский язык
Год2010
На соискание ученой степениКандидат филологических наук
  1   2   3
На правах рукописи


Морозова Надежда Сергеевна


ЭВОЛЮЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОЛЯ

ДЕНОТАТИВНОГО КЛАССА <СНЕГ>

(на материале русской поэзии XVIII – XX вв.)


10.02.01 – русский язык


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Архангельск – 2010

Работа выполнена на кафедре языкознания Северодвинского филиала

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»


Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Симашко Татьяна Васильевна


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Туранина Неонила Альфредовна


кандидат филологических наук

Нефедова Светлана Николаевна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Владимирский государственный

гуманитарный университет»


Защита состоится «29» апреля 2010 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата филологических наук ДМ 212. 191.04 при Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 164520, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Торцева, 6, ауд. 21.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 163002,

г. Архангельск, пр. Ломоносова, 4.


Автореферат разослан «___» марта 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

профессор Э.Я. Фесенко


Интерес ученых к поэтической речи в силу ее своеобразия и сложности не ослабевает уже в течение многих лет. Работы А.Н. Веселовского, А.А. Потебни, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина и др. служат прочным теоретическим и методологическим фундаментом для дальнейшего изучения своеобразия поэтического языка. В свете антропоцентрической парадигмы особую значимость приобретает вопрос об отражении результатов эстетического способа освоения действительности в языке. В связи с этим исследователи обращаются к описанию национально значимых концептов на материале художественных текстов, раскрывают особенности словесно-образной репрезентации природных объектов, ментальных и духовных сущностей, описывают индивидуально-авторские модели мира (Э.В. Бабарыкова, Ю.Г. Бобкова, М.В. Дудорова, М.В. Пименова, С.Ш. Схаляхова и др.). Однако проблема описания своеобразия эстетического способа на фоне обыденного сознания остается еще мало изученной. В диссертационном исследовании эта задача решается на основе изучения целостного фрагмента мира – денотативного класса, единицы которого отражают результаты разных способов познания мира, в том числе и эстетического (Т.В. Симашко).

Этот подход реализован при изучении таких объектов действительности, как облака, получивших отражение в научных и художественных текстах, и ветер – в текстах поэзии (Н.В. Анисимова, Н.В. Осколкова). В реферируемой работе в качестве исследуемого фрагмента русской картины мира выступает снег как вид атмосферных осадков. Значимость данного объекта подтверждается тем, что он находит отражение в разных видах искусства, в том числе в фольклоре и произведениях поэтов разных эпох и направлений.

При описании особенностей индивидуальной картины мира исследователи используют различный объем текстов (одно произведение, цикл, все творчество). В концепции фрагментации семантического универсума, приводящей к выделению предельного яруса, представленного определенным составом денотативных классов в рамках семантического пространства «человек – природа», реализуется другой подход к изучению поэзии – «от реалии к тексту» (Т.В. Симашко). Денотативный класс представляет собой сложную структуру, которая включает базовый фонд как стихийно сложившуюся совокупность единиц, отражающих обыденный способ познания действительности, и несколько периферий, одна из которых аккумулирует результаты эстетического познания объектов действительности.

Привлечение к анализу материала русской поэзии XVIII – XX вв. дает возможность выявить эволюцию освоения объекта снег поэтическим сознанием, установить, какие средства и поэтические модели наиболее типичны для изображения снега, как образ снега наделяется особым символическим содержанием. Решение этих вопросов считаем актуальным для формирования представления об эстетическом способе освоения фрагмента мира.

В качестве гипотезы исследования принято положение о том, что процесс эстетического освоения объекта снег имеет эволюционный характер и предполагает постепенное расширение круга единиц, ориентированных на данный фрагмент мира.

Предметом исследования является изучение способов концептуализации снега как вида атмосферных осадков в разные периоды развития поэзии.

Цель работы состоит в изучении эволюции эстетического освоения снега как природного явления на материале поэтических текстов XVIII – XX вв.

Данная цель определила постановку и решение следующих задач:

1. Обозначить основные подходы к исследованию поэтической речи и аспекты изучения образа снега на материале художественных текстов.

2. Установить состав эстетического поля денотативного класса <снег>, описать особенности функционирования его компонентов в качестве репрезентантов объекта снег и в роли изобразительно-выразительных средств при создании образов других объектов мира.

3. Выявить признаки снега, концептуализированные в художественных текстах, установить время их освоения поэтическим сознанием и особенности их описания.

4. Определить направления поэтической концептуализации свойств снега и выявить компаративные доминанты в изображении снега на всех этапах развития русской поэзии.

5. Установить круг объектов действительности, при художественном описании которых привлекаются концептуальные признаки снега, и установить роль компонентов денотативного класса <снег> в создании образного смысла.

Объектом исследования стали все доступные нам поэтические произведения XVIII – ХХ вв., а также фольклорные тексты, привлекаемые с целью выявления сложившихся в устном народном поэтическом творчестве образов снега. При отборе материала не учитывалось формальное деление авторов на поэтов «первого», «второго» ряда, так как для установления общих и индивидуальных черт в изображении целостного фрагмента действительности, для выявления эволюции его эстетического освоения, по нашему мнению, необходимо привлечение всего корпуса созданных текстов.

Материалом исследования послужило около 7 800 лирических контекстов, в которых употребляются компоненты эстетического поля денотативного класса <снег>. При сборе материала привлекались как книжные издания (более 200 источников), так и литературно-критические журналы (около 360 номеров). Единицей анализа выступает фрагмент текста, рассматриваемый в работе как структурно-семантическое единство, в котором создан образ снега как реалии или использованы компоненты денотативного класса <снег> в роли выразительных средств. Таким образом, весь собранный поэтический материал можно рассматривать как единый текст, в котором отражена динамика освоения объекта снег поэтическим сознанием.

В ходе исследования был использован комплекс методов и приемов. Сбор материала осуществлялся на основе сплошной выборки. При выявлении значений слов в поэтических текстах на фоне языковых значений, существующих в определенный период развития литературного языка, а также при установлении синтагматических и парадигматических связей единиц денотативного класса <снег> применялись приемы контекстуального и компонентного анализа. В ходе изучения материала были использованы элементы сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического и количественного методов анализа. Применение описательного метода, включающего приемы наблюдения, интерпретации, обобщения, было вызвано необходимостью систематизировать языковые единицы и классифицировать их по различным основаниям.

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что впервые на материале русской поэзии XVIII – XX вв. представлено описание особенностей эстетического способа освоения целостного фрагмента действительности <снег>. Выявлен состав эстетического поля денотативного класса <снег> и определены основные тенденции его эволюции. Установлены концептуальные признаки снега, актуализирующиеся при поэтическом описании этого явления природы и привлекаемые для образного изображения других реалий мира; определены основные направления поэтической концептуализации объекта снег и компаративные доминанты.

Теоретическая значимость работы. Полученные результаты расширяют и углубляют лингвокогнитивный аспект изучения поэтических текстов, демонстрируя возможность описания целостного фрагмента действительности, освоенного русским поэтическим сознанием. Изучение формирования эстетического поля <снег>, определение основных тенденций его развития, выявление регулярных и нерегулярных способов концептуализации описываемого объекта представляют важный материал для осмысления путей развития поэтического языка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная в работе методика может быть использована при изучении особенностей эстетического освоения других значимых компонентов семантического пространства «человек – природа». Материалы и результаты работы могут найти применение при создании словаря денотативных классов, при чтении курсов высшей школы «История русской литературы», «История русского литературного языка», «Филологический анализ текста», «Стилистика русского языка», «Русская языковая картина мира», а также в преподавании специальных курсов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Денотативная концепция фрагментации семантического универсума является продуктивной при изучении поэтических текстов, так как позволяет выявить представленный в них образ целостного фрагмента мира.

2. В формировании эстетического поля денотативного класса <снег> выявлены две тенденции: первая состоит в постепенном расширении состава эстетически освоенных компонентов (за счет привлечения единиц базового фонда изучаемого класса, единиц других денотативных классов и за счет создания окказиональных слов), вторая – в неравномерности использования компонентов этого поля в ходе развития поэтического языка.

3. В поэтических текстах концептуальные признаки снега (‘цвет’, ‘плотность / рыхлость’, ‘влажность / сухость’ и др.) всегда соотнесены с одним из четырех состояний этого вида атмосферных осадков (‘падение’, ‘покров’, ‘движение под действием силы ветра’, ‘таяние’). Установлено, что только некоторые из признаков проявляются при описании всех состояний снега. Разная степень включенности признаков в изображение состояний снега позволяет разграничить регулярные и нерегулярные признаки.

4. Эстетическое освоение физических состояний снега осуществляется двумя способами. Первый предполагает изображение снега как явления природы с помощью сравнения его с человеком, животными, предметами. Второй заключается в актуализации состояний снега при создании образов других реалий (человека, растений, животных и т.д.) и абстрактных сущностей (времени, исторических событий и др.).

5. Общность в восприятии объекта снег разными авторами и сходство механизмов языкового отражения его свойств проявляется в наличии в поэтическом языке повторяющихся поэтических сочетаний, которые представляют собой фрагменты текста с компонентами денотативного класса <снег>, используемые поэтами разных эпох. При этом многократное повторение конкретных синтагм в творчестве разных авторов не лишает эти сочетания экспрессивности и эстетической нагрузки.

Апробация работы. Основные положения работы были представлены в форме докладов и сообщений на 5 международных научных конференциях в Северодвинске (2007, 2009), Борисоглебске (2008), Архангельске (2008), Севастополе (2009); на 2 всероссийских научных конференциях с международным участием в Уфе (2008), Омске (2009); на 2 научно-практических конференциях в Новокузнецке (2007), Вологде (2008), на 4 внутривузовских конференциях Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2006 – 2009). Основные положения работы обсуждались на методологических семинарах и заседаниях кафедры языкознания Северодвинского филиала ГОУ ВПО «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (сентябрь 2008, ноябрь 2009, январь 2010), на совместном заседании кафедр русского языка и языкознания Северодвинского филиала ГОУ ВПО «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (март 2010). Результаты исследования отражены в главе коллективной монографии, в 11 статьях, в том числе в 2 статьях объемом 0,9 п.л. в изданиях из списка, рекомендованного ВАК. Общий объем опубликованных работ составляет 5,1 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, списка источников.

Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность и новизна работы, раскрывается ее теоретическая и практическая значимость, определяются объект, предмет, материал исследования, формулируются его цель и задачи, гипотеза, указываются используемые методы, приводятся положения, выносимые на защиту.

Глава 1 «Поэтический язык как объект лингвистических исследований» состоит из трех разделов. Раздел 1.1 представляет собой методологическую базу исследования: в нем описаны системно-структурный (Р.О. Якобсон, Ю.М. Лотман и др.), семантико-стилистический (Б.А. Ларин, В.В. Виноградов и др.), лингвопоэтический (В.П. Григорьев, Н.А. Кожевникова, М.А. Бакина и др.), концептуальный (М.В. Пименова, С.Г. Воркачев и др.), лексикографический (Л.Г. Яцкевич, Н.А. Туранина и др.) аспекты изучения художественной речи. Ученые определили основные закономерности развития поэтического языка, выявили главные тенденции в использовании выразительных средств, установили источники и причины пополнения лексического состава поэтического языка, изучили средства художественной репрезентации отдельных национально значимых концептов. Развитие поэтики в течение прошлого века, исследование идиостилей, изучение индивидуально-авторских словоупотреблений закономерно приводит к появлению лексикографического направления и составлению различных словарей, содержащих ценную систематизацию поэтического материала с учетом различных оснований (В.П. Григорьев, Н.В. Павлович, Н.Н. Иванова и др.).

Важность подхода к анализу художественной речи в направлении «от реалии к тексту», от свойств и признаков объекта, закрепленных в обыденном сознании, к их эстетическому преломлению в поэтическом языке обосновывается в связи с развитием когнитивной лингвистики, которая открывает возможности выявления особенностей эстетического способа познания мира. Поэтические контексты, выявленные с учетом имени-метки денотативного класса <снег>, входящего в семантическое пространство «человек – природа», отражают результаты эстетического способа познания целостного фрагмента мира (Т.В. Симашко). В русле этого подхода Н.В. Анисимовой продемонстрирована возможность сопоставления единиц базового фонда и периферии и разных периферий между собой, структура эстетической периферии денотативного класса <ветер> и ее динамика установлены Н.В. Осколковой.

Утверждается, что анализ поэтических контекстов на фоне состава базового фонда денотативного класса <снег> позволит определить степень участия его компонентов в репрезентации поэтического видения данного явления природы, а также выявить круг единиц, которые наиболее активно подвергаются семантическому преобразованию, вовлекаясь в образное описание других реалий мира. Обосновывается значимость снега как явления природы для русской картины мира. В связи с этим отмечается большое количество языковых единиц, содержащихся в базовом фонде денотативного класса <снег> и свидетельствующих о развитости знаний о снеге; функционирование образа снега в разных жанрах фольклора, отражающего результаты коллективного эстетического способа познания.

В разделе 1.2 проведен анализ литературоведческих и лингвистических работ, посвященных изучению образа снега (метели) в русской литературе. Установлено, что материал нашего исследования в научной литературе представлен незначительно, привлекается для решения частных задач, связанных с изучением роли слов в рамках отдельных идиостилей, выявлением их индивидуально-авторского, контекстуального или символического значения (работы О.В. Шульской, И.А. Тарасовой, Е.В. Купчик, Е.В. Сергеевой и др.).

В 1.3 изложены критерии отбора материала и методика его анализа; описаны общие закономерности развития эстетического поля денотативного класса <снег>, особенности его устройства; обоснована необходимость изучения образа снега как объекта реальности, различные признаки которого получили освоение в поэтических текстах. В связи с обозначенным в работе подходом к изучению поэтического языка, с опорой на исследования литературоведов (А.С. Бушмин, В.Э. Вацуро, Е.Н. Купреянова, В.А. Келдыш и др.) обосновывается деление всего материла с учетом основных тенденций развития поэтического языка на следующие периоды: XVIII в., XIX в., рубеж XIX – XX вв., 30-е – середина 80-х гг. XX в., конец XX в.

В аспекте поставленных в работе задач обосновывается распределение всего материала на две группы контекстов: первую составляют контексты, в которых отражены концептуальные признаки снега как реалии, вторую – те, в которых компоненты денотативного класса <снег> используются в функции выразительных средств. Первую группу составили более 6 300 контекстов, вторую – более 1 400 фрагментов текстов. В главах II и III описаны результаты анализа выделенных групп контекстов.

Глава 2
  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница