Институциональные особенности формирования экономики, основанной на знаниях


НазваниеИнституциональные особенности формирования экономики, основанной на знаниях
страница1/2
Авдеева Евгения Александровна
Дата конвертации19.08.2012
Размер341 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьЭкономическая теория
Год2011
На соискание ученой степениКандидат экономических наук
  1   2


На правах рукописи


Авдеева Евгения Александровна


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ


Специальность 08.00.01 – Экономическая теория


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Краснодар

2011

Диссертация выполнена на кафедре теоретической экономики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»



Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Сидоров Виктор Александрович


Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Мамедов Октай Юсуфович


доктор экономических наук, профессор

Малейченко Вячеслав Николаевич



Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»



Защита состоится 21 декабря 2011 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.13 при ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149 (читальный зал).

Электронная версия размещена на сайте ВАК Минобрнауки России http://vak.ed.gov.ru/


Автореферат разослан 17 ноября 2011 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук,

профессор



Вукович Г.Г.




1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Трансформация российской экономической системы в качестве воспроизводственной основы продолжает опираться на приоритетное развитие сырьевых отраслей и производств, доля которых в общем объеме совокупного общественного производства сегодня составляет 24,5%, а в российском экспорте – до 57%. Такая структура производства неизбежно толкает Россию в число сырьевых придатков развитых стран мира. Между тем лидеры мировой экономики одним из приоритетов социально-экономического развития считают формирование инновационного типа общества, характеризуемого не только широким фронтом воспроизводства нового знания, но и активным его применением в воспроизводственных процессах. В обществе нового типа знания проникают во все сферы производственных отношений, существенно преображая сам способ производства, воздействуя на его структуру, тем самым определяя вектор экономического развития на перспективу.

Сегодня по содержанию общественного труда Россия существенно отстает от развитых стран, где новые знания обеспечивают свыше 75% прироста ВВП. Доля затрат на технологические инновации в стоимости промышленной продукции в России составляет чуть более 1%, в Германии – 5%. И это при том, что по числу ученых Россия находится на третьем месте в мире. Создавшаяся ситуация требует коренных перемен в подходах к структуризации производства, однако Стратегия социально-экономического развития страны на период до 2020 г., обозначившая базовые концепции инновационного перевооружения хозяйства, не дает комплексных механизмов их реализации.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что в современной экономике знания становятся ключевым ресурсом развития материального и духовного производства. Поэтому для выхода из создавшегося положения мы должны ориентироваться прежде всего на решение проблемы формирования базиса и последующего развития экономики знаний. При этом следует учитывать институциональные факторы этого процесса, поскольку реформы экономического пространства России требуют своего продолжения. Вместе с тем в научной литературе не получила достаточно полного отражения новая роль знания, обусловленная процессами глобальной трансформации, отсутствуют комплексные решения проблемы поиска приоритетов инновационного развития, в полной мере не определены стратегические направления формирования экономики, основанной на знаниях.

Все изложенное определило выбор темы и актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной экономической науке проблеме производства знаний всегда уделялось много внимания. Типологизация знаний начала обсуждаться в рамках философии науки такими известными мыслителями, как Платон, Аристотель, и получила развитие в работах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, К. Маркса. В период расцвета классической политической экономии исследования сосредоточились на вопросах эффективности функционирования знания в системе общественного воспроизводства, при этом затрагивались и проблемы отдельных комплексов экономических отношений.

Иерархические принципы построения экономики, основанной на знаниях, можно найти в трудах А. Маршалла, Й. Шумпетера, В. Парето, Дж. Кларка, А. Пигу и др., однако до сих пор проблема классификации видов знаний до конца не решена – не сформирована ни одна общепризнанная концепция, удовлетворяющая потребности хозяйственной жизни общества.

Теоретико-методологический фундамент изучения знаний как базиса общественного производства обусловлен развитием экономической теории в рамках междисциплинарных исследований и связан с именами Д. Белла, Ф. Махлупа, А. Тоффлера, Ф. Найта, О. Уильямсона. Особо следует отметить работы М. Поланьи, оказавшие большое влияние на понимание социально-экономической сущности знания.

Важное значение для исследования процесса формирования экономики знаний имеют теории человеческого капитала, развитые в работах Ф. Фукуямы, Г. Беккера, Т. Шульца, раскрывшие противоречия, присущие этой категории.

Проблематика образования как основная форма концентрации знания в качестве ресурса экономического развития свойственна исследованиям Л. Турроу, Дж. Кендрика, Д. Робертсона, Х. Шпиннера, Т. Стоуньера.

Работы указанных авторов отличает революционность взглядов, обоснованность суждений и четкость выводов, в то же время в них категория знания часто отождествляется с информацией и информативностью, что не позволяет в полной мере идентифицировать знание в качестве самостоятельного ресурса.

Эволюция различных взглядов на природу экономики знаний и формы ее существования раскрывается в трудах российских ученых. Решению проблемы субординирования форм знаний посвящены исследования М. Чешкова, Л. Иноземцева, Н. Моисеева, А. Ракитова. Рыночная проблематика вопроса получила освещение в работах Л. Абалкина, С. Глазьева, Д. Львова, Р. Капелюшникова, В. Мау и др.

Исследования показали, что среди ученых нет однозначного понимания принципов формирования экономики, основанной на знаниях, в условиях перманентной институализации экономики. Раскрытию этого вопроса посвящен ряд работ российских авторов: Е. Гильбо, Л. Демидовой, М. Субботина, В. Варнавского, О. Мамедова, В. Малейченко. Тем не менее следует констатировать, что нуждаются в обобщениях поэтапные результаты рыночной трансформации знаний. Научной разработки ждут проблемы оптимизации ресурсной составляющей новой экономики. Ряд вопросов о специфической роли знания в современной России также оказались к настоящему времени недостаточно изученными, не дана оценка новых тенденций и особенностей формирования экономики, основанной на знаниях, в контексте трансформации институциональных факторов.

Таким образом, актуальность и недостаточная изученность обозначенных проблем предопределили выбор темы, а также цель, задачи и структуру диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Цель исследования – выявление содержания производства, накопления и использования знания в экономической системе с учетом институциональных особенностей социально-экономических преобразований, влияние этого процесса на воспроизводственные условия формирующегося рынка в экономике России и определение принципиальных направлений конструирования экономики, основанной на знаниях, по отношению к нашей стране. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

– уточнить концепции экономики знаний в различных экономических системах и выявить сущностные черты экономики, основанной на знаниях;

– аргументировать доминантный характер знания как ресурса современных экономических отношений и определить институциональный базис экономики, основанной на знаниях, обратив внимание при этом на особенности, свойственные нашей стране;

– установить сферы приоритетного государственного влияния на процесс формирования экономики, основанной на знаниях, в нашей стране;

– выявить основные приоритеты в трансформации российской социально-экономической системы для условий инновационного развития;

– предложить систему институциональных мероприятий для целей формирования экономики, основанной на знаниях, соответствующих приоритетам инновационного развития.

Область исследования. Исследование проведено по специальности 08.00.01 – Экономическая теория Паспорта специальностей ВАК (экономические науки)в рамках раздела 1.1 «Политическая экономия: структура и закономерности развития экономических отношений; собственность в системе экономических отношений; экономические интересы; фазы общественного воспроизводства, взаимосвязь его материально-вещественных и стоимостных факторов; воспроизводство общественного и индивидуального капитала; эффективность общественного производства; взаимодействие производительных сил, экономических форм, методов хозяйствования и институциональных структур; воздействие новых технологических укладов на процессы формирования и функционирования экономических структур и институтов; инновационные факторы социально-экономической трансформации; теория хозяйственного механизма и его развитие: принципы, особенности, тенденции; закономерности эволюции социально-экономических систем; гуманизация экономического роста; теория «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знаниях»; состав, структура и динамика национального богатства; экономика ресурсов (рынков капиталов, труда и финансов); роль и функции государства и гражданского общества в функционировании экономических систем; теория государственного сектора в экономике; закономерности глобализации мировой экономики и ее воздействие на функционирование национально-государственных экономических систем; взаимодействие экономических и политических процессов на национально-государственном и глобальном уровнях; вызовы глобализации и их последствия; формирование экономической политики (стратегии) государства; теоретические проблемы экономической безопасности»; 1.4 «Институциональная и эволюционная экономическая теория: теория прав собственности; теория транзакционных издержек; институциональная теория фирмы; эволюционная теория экономической динамики; теория переходной экономики и трансформации социально-экономических систем; социально-экономические альтернативы. Развитие институтов хозяйственного механизма в постиндустриальном обществе».

Объект исследования – экономические системы с доминированием знания как основного ресурса и выделением в их структуре факторов, влияющих на его движение в воспроизводственном процессе, в том числе и в условиях перманентной модификации институциональной среды.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, опосредующие воспроизводственные условия экономики, основанной на знаниях, и характеризующие сущностные черты ее формирования и движения, применительно к соответствующим институтам транзитивной экономики.

Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды, базирующиеся на фундаментальных положениях, разработанных отечественными и зарубежными учеными, учитывающие особенности функционирования рыночного механизма в производственных отношениях. Отправной точкой исследования стали обобщения и выводы, вытекающие из теорий факторов производства, постиндустриального и информационного общества, концепций глобальных экономических систем, парадигмы человеческого капитала и рыночного предпринимательства, а также отдельные гипотезы современных экономистов, философов и социологов. Для решения отдельных исследовательских задач применялись планы-прогнозы российской государственной статистики, одновременно в качестве концептуального обоснования исследования использовались положения современной хозяйственной доктрины.

Инструментарно-методический аппарат исследования опирался на общенаучные методы анализа: научной абстракции, системного обобщения, логики, сравнения, а также на аналитические приемы сравнительной статистики, компаративистики, количественной и качественной зависимости. Для решения отдельных проблем исследования использовался инструментарий прогнозирования и экономического моделирования.

Информационно-эмпирическая основа исследования базировалась на специализированных изданиях, данных официальной статистики, материалах хозяйственной практики и аналитической информации, опубликованной в официальных источниках и полученной через сеть Интернет.

Рабочая гипотеза заключается в системном представлении теоретических положений автора, в соответствии с которыми место и роль знания в устойчивом развитии воспроизводственного процесса трансформационной экономики определяются его эволюцией под действием институциональной рыночной трансформации (прежде всего в направлении модернизации человеческого капитала), что предполагает неизбежность формирования специфических механизмов государственного регулирования экономики, основанной на знаниях.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Структурная перестройка российской экономики повлекла за собой коренные перемены воспроизводственного процесса, сказавшиеся на трансформации основного экономического отношения, проявляющегося, в частности, в способах взаимодействия ресурсов. В связи с этим особое внимание следует сконцентрировать на зависимости состояния экономики от качества использования знания. Продуцирование знания как основного ресурса современной экономической системы определяется созданием и поддержанием необходимой институциональной среды, выступающей базисом условий баланса интересов в использовании факторов производства. Происходящие изменения требуют осознания институциональных особенностей формирования экономики, основанной на знаниях, адаптации существующих и создания новых механизмов и инструментов по отношению к воспроизводству человеческого капитала как единственного продуцента знания. Данное положение обусловлено тем обстоятельством, что существующие сегодня в рамках теории факторов производства представления ориентируются на информацию, в принципе являющуюся лишь производной знания как такового, абсолютным носителем которого выступает человек.

2. Смена ориентиров производственного отношения осуществляется вследствие накопления знаний, вызывающего специфические трансформационные процессы в области смены технологических укладов и способов производства. Таким образом, основным источником экономического развития выступает объем накопленных знаний, выраженный в способности общества придать им практическое применение. Знание выступает как всеобщая категория, обладающая интегративными свойствами, определяющая условия конкурентного противостояния, развития партнерских отношений, качественные характеристики современных экономических систем. При этом расширенное воспроизводство знания служит важнейшим условием решения имеющихся институциональных и организационно-экономических проблем в функционировании рыночного воспроизводственного механизма.

3. Знания в совокупности с целесообразной деятельностью человека образуют человеческий капитал как важнейший институт постиндустриальной экономики. В то же время эффективность его функционирования находится в прямой зависимости от взаимодействия с другими институтами (государства, собственности, предпринимательства, права) и институциями (моделями поведения, менталитетом, привычками, сознанием). В связи с этим чисто рыночные методы регулирования экономики, основанной на знаниях, часто оказываются несостоятельными. Единственной силой, способной консолидировать разнонаправленность интересов субъектов рынка, в этих условиях оказывается государство, выступающее инициатором в определении приоритетов развития экономической системы. Его усилия должны направляться на создание условий по развитию партнерских отношений, гуманизации экономического пространства, совершенствованию человеческого капитала.

4. Одной из главных задач государства и бизнеса в современной экономике является выбор механизмов по совершенствованию сферы производства знаний. Представляется, что эта задача должна решаться в направлении смягчения угроз, связанных с кризисом основного и человеческого капитала, возникших в ходе реализации программы перехода к рынку, выработки эффективных инструментов, способствующих становлению национальной инновационной системы, активизации условий, повышающих эффективность институциональных факторов в обеспечении жизненного цикла знания как продукта, формирования социально ориентированной системы с высоким уровнем воспроизводства человеческого капитала. Приоритетным направлением в этой работе должна стать доступность знания как такового (наука, образование, рост личных доходов, развитие инфокоммуникаций и пр.).

5. В формировании экономики, основанной на знаниях, ключевую роль приобретают интеллектуальные ресурсы. Информационные и коммуникационные технологии, специальные знания, новые виды деятельности, возникающие на их основе, ведут к тому, что все бо́льшая часть стоимости создается не в материальном производстве, а на стадии конструирования и разработок. Знания перестают быть относительно самостоятельной отраслью общественного воспроизводства, проникая буквально во все сферы хозяйства. Складывающаяся ситуация требует создания действенных механизмов поддержки инновационной деятельности. По мнению соискателя, для этого необходима единая инновационно-инвестиционная стратегия, ориентированная на активизацию деятельности новых и перерабатывающих секторов с высокой степенью обработки конечной продукции. В рыночном воспроизводственном механизме эта задача вне развития государственной собственности в полной мере решена быть не может, поскольку в формировании экономики нового типа существенную роль играет развитие институционального базиса, обуславливающего персонификацию нового инвестиционного товара.

6. Общими стратегическими направлениями формирования экономики, основанной на знаниях, являются: 1) обеспечение институциональных условий для эффективного инновационного партнерства (достижение баланса интересов и институтов в партнерских отношениях); 2) стимулирование институтов, адекватных требованиям экономики, основанной на знаниях; 3) формирование условий, способных обеспечить переход от технологии к бизнес-инженерии; 4) системность в разработке краткосрочных и долгосрочных экономических интересов и безусловная их защита; 5) переход к новому качеству развития, основанного на открытых миру образовании, фундаментальной науки, социально-экономических инновациях, усилении влияния гражданского общества и гуманизации экономического роста; 6) индивидуализация присвоения, обособление хозяйствования, конкретные формы, способы и пропорции распределения материальных благ, исходящие из естественных источников приращения нового знания.

Научная новизна диссертационного исследования в целом заключается в обосновании авторского подхода к проблеме формирования экономики, основанной на знаниях, базирующейся на институционализации интересов бизнеса, государства и общества. В частности, элементы приращения новационного знания состоят в следующем:

– дана авторская трактовка экономики, основанной на знаниях, как открытой системы, в рамках которой происходит смена методологической парадигмы: классическое представление о роли знания уступает место концепции нелинейного развития, отличающейся от имеющихся аналогов тем, что в ней определяющим элементом эффективности общественного производства становится ресурс человеческого капитала;

– обоснован вывод о деструктивном характере российской экономики, результатом и причиной неэффективности которой выступает низкая продуктивность сложного по своей структуре, но качественно однородного труда, что позволяет определить не только приоритеты модернизации человеческого капитала, но и аргументировать стратегию формирования экономики, основанной на знаниях;

– определены институциональные особенности экономики, где знания играют ключевую роль в воспроизводственных процессах, что позволяет дифференцировать их на экзогенные (знания как институт, основной ресурс, общественное благо, инициатор инноваций, идущих снизу, механизм смены институционального режима) и эндогенные (импорт институтов, абсолютизация роли государства, недооценка человеческого капитала, слабость института предпринимательства, неразвитость нового типа развития общественного образования и информационной деятельности);

– обосновано положение о том, что в глобальной мирохозяйственной системе человеческий капитал выступает не только основным фактором экономического роста, но и определяющим ресурсом в конкурентоспособности отечественной продукции, отличающееся от имеющихся аналогов тем, что в условиях современного хозяйства качественное обновление служит основой повышения эффективности общественного производства;

– уточнен перечень факторов, обуславливающих эффективность формирования экономики, основанной на знаниях, что позволило произвести их группировку по сущностным признакам на субъективные и объективные (по характеру возникновения), рыночные и административные (по характеру проявления), экологические и социальные (по характеру воздействия);

– предложены приоритетные направления трансформации социально-экономических отношений с целью формирования экономики, основанной на знаниях, отличающиеся от известных аналогов созданием соответствующей доктрины, где в качестве приоритетов определены принципы баланса институтов и интересов, разделения функций собственности и власти, общественно-государственного контроля над эксплуатацией ресурсного потенциала страны, одинаковых для всех участников норм и правил экономического поведения, примата государственной воли в обеспечении инновационного характера развития, формирования ценовой политики в целях структуризации народнохозяйственных пропорций и стимулирования платежеспособного спроса на инновации в сфере производства; разрешение структурных проблем путем встраивания потенциала знания в систему воспроизводственных отношений.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические и методические разработки позволяют обосновать и предложить перспективные теоретические модели воспроизводственной динамики экономики, основанной на знаниях, с учетом институциональных особенностей периода строительства рыночных отношений. Применительно к условиям России проведенные исследования позволяют разработать рекомендации по неотложным мерам, обеспечивающим повышение эффективности использования ресурсного потенциала страны в условиях формирования инновационно ориентированного хозяйства. Отдельные положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях при преподавании истории экономических учений, экономической теории, спецкурсов по проблемам постиндустриальной, информационной экономики, в учебно-методической работе, а также могут быть использованы в качестве основы государственного регулирования народнохозяйственных пропорций, равно как и при разработке долгосрочной экономической политики государства.

Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации, полученные в диссертации, опубликованы автором в 8 работах объёмом 3,1 п.л., доложены и обсуждены на научно-практических конференциях всероссийского и межвузовского уровней, а также на вузовских семинарах и круглых столах в г. Краснодаре, Новосибирске.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, библиографии. Материалы диссертации содержат 29 таблиц и 12 рисунков.

  1   2

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница