Методология и механизмы финансирования региональных инфраструктурных проектов


НазваниеМетодология и механизмы финансирования региональных инфраструктурных проектов
страница1/4
Дриго Михаил Фёдорович
Дата конвертации12.08.2012
Размер0,62 Mb.
ТипАвтореферат
СпециальностьФинансы, денежное обращение и кредит
Год2011
На соискание ученой степениДоктор экономических наук
  1   2   3   4


На правах рукописи


Дриго Михаил Фёдорович


Методология и механизмы финансирования РЕГИОНАЛЬНЫХ инфраструктурных проектов


Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т


диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук


МОСКВА 2011

Работа выполнена на кафедре финансов и статистики ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»


Научный консультант:

доктор экономических наук, профессор

Чалдаева Лариса Алексеевна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Карп Марина Викторовна




доктор экономических наук, профессор

Давтян Микаел Анушаванович




доктор экономических наук, профессор

Яшина Надежда Игоревна

Ведущая организация:

ФГОБУВПО «Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации»



Защита состоится 17 октября 2011 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 446.004.01 при ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» по адресу: 125993, г. Москва, ул. Смольная, д.36, ауд. 209


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»


Автореферат разослан «____» ______________ 2011 г.




Ученый секретарь

диссертационного совета


Ю.К. Харакоз

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Проводимая федеральным центром экономическая политика характеризуется децентрализацией ответственности за состояние дел в регионах в сторону региональных органов власти, которые теперь вынуждены отвечать за большую часть социально-экономических программ региона. При этом делегирование ответственности, как правило, не сопровождается передачей соответствующих средств из федерального бюджета, поэтому очевидной стала проблема поиска источников финансирования, как для пополнения доходной части региональных бюджетов, так и для реализации социально значимых инфраструктурных проектов.

Состояние региональной инфраструктуры как организационно-экономической сис­темы, обслуживающей территориально-хозяйственные комплексы и обеспечи­вающей свободное внутри- и межрегиональное перемещение инвестиционных, финансовых, товарных, сырье­вых, трудовых и информационных ресурсов во многом определяет потенциал экономического роста и возможности структурной перестройки регионального хозяйства. Развитая инфраструктура значительно повышает инвестиционную привлекательность региона, создает основу для реализации бизнес-проектов, обеспечивает рост доходов региональных бюджетов и населения. Напротив, отсутствие современной инфраструк­туры делает невозможной эффектив­ную модернизацию отечественной эко­номики.

Инфраструктурные проекты характеризуются значительными капитальными вложениями, продолжительным инвестиционным циклом, высокими рисками, поэтому региональные власти испытывают острую потребность в привлечении финансовых ресурсах на приемлемых для себя и инвестора условиях. Очевидно, что для одновременного осуществления ряда крупных проектов одних только налоговых поступлений в региональные бюджеты явно недостаточно. Государственная поддержка за счёт бюджетных ассигнований на условиях софинансирования региональных инвестиционных проектов из средств Инвестиционного фонда РФ проблемы не решает в силу его ориентации на финансирование крупных национальных инвестиционных проектов сметной стоимостью свыше 5 млрд. рублей, ограниченности бюджета фонда, а также сложности бюрократических процедур рассмотрения заявок и административных ограничений.

Вместе с тем, собственный опыт проектирования финансовых моделей для привлечения инвестиций в объекты региональной инфраструктуры органами местного самоуправления в значительной мере утерян и его недостаток требует углубления теоретических исследований, применения специальных подходов к разработке методического обеспечения, основанного на адаптации лучшего мирового и российского опыта, подготовки практических рекомендаций, что делает выбор темы диссертационного исследования актуальным.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Исследование проведено в рамках специальности 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит.

Области исследования в соответствии с паспортом специальности:

2.14. Финансирование инвестиционных процессов на федеральном и региональном уровне;

2.31. Механизмы и инструменты государственных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках;

6.3. Разработка методологических основ и принципов управления эмиссией и перераспределения ценных бумаг в масштабах страны и регионов.

6.4. Теория и методология проблемы портфельной политики в области ценных бумаг.

Степень разработанности проблемы. Изучению теоретических основ формирования региональных финансовых систем посвящено значительное количество научных работ, авторами которых являются как зарубежные учёные, к числу которых относятся Р. Батто, A. Бэджан, Д. Фабоцци, С. Фишер, Ф. Хардимон, M. Фридман, Д. Кейнс, Х. Фишель, Д. Гэлбрейт, так и представители российской экономической школы А.В. Аникин, Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, Л.С. Бляхман, Е.Г. Воробьева, В.Ю. Воскресенский, В.А. Галанов, М.А. Гусаков, М.А. Давтян, А.А. Дынкин, Л.А. Дробозина, О.В. Иншаков, С.В. Казанцева, Н.А. Колесникова, А.М. Лавров, Н.А. Новицкий, В.В. Новожилов, В.С. Немчинов, С.В. Ратнер, А.А. Румянцев, Н.И. Яшина и др.

Теоретико-методологическим основам финансового инжиниринга посвящены труды С. Хайде, Р. Лаба, T.-К. Кука, Д. Ледермана, В. Митчела, M. Нимира, К.А. Блохина, С.Д. Валентея, М.В. Волынкина, В.И. Ефименкова, Н.Ф. Га­зизуллина, А.Г. Гранберга, Л.Н. Дробышевской, Р.С. Ивенина, Л.В. Канторовича, А.А. Лушина, В.Н. Лившица, Д.С. Львова, Н. А. Платоновой, А.П. Погребинского, С.М. Рогова, Д.В. Санатова, П.П. Чуваткина и др.

В своих исследованиях автор опирался на научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, работающих над комплексным решением проблем формирования инфраструктуры рынка ценных бумаг. Значительный вклад в их разработку внесли Р. Aмдурски, Ж. Голдштайн, Г. Мур, H. Шерман, О. Шмидт, Г. Трамп, Н. В. Ахтариева, К.В. Балдин, Л.Г. Бекетов, Ю.А. Барзыкин, Е.С. Варга, А.Е. Варшавский, С.Н. Воробьев, В.Н. Вяткин, В.А. Гамза, С.Ю. Глазьев, Г.В. Двас, Ю.Ю. Екатеринославский, Э.В. Искренко, Р.С. Ивенин, Е.А. Корчагин, Н.С. Лукашина, Н.В. Мирошник, В.И. Маревич, Л.В. Попова, А.А. Фельдман, Л.А. Чалдаева, А.Н. Шадрин и др.

В диссертационном исследовании нашли отражение исследования ученых, посвященные финансовому обеспечению крупных инвестиционных проектов. Среди них работы В. Беренса, Р. Бланка, Р. Брейли, П.Л. Виленского, А. Дамадорана, В.И. Зайниевой, М.В. Карп, С. Майерса, А. Маршалла, И.В. Митрофанова, В.М. Родионовой, В.Е. Рохчина, В.М. Рябцева, С.А. Смоляка, Дж. Стиглица, Г.В. Тимофеева, П. Хавранека, Б.А. Чуба, Й. Шумпетера, И.В. Шевченко, А.А. Шлихтера, П. Г. Щедровицкого, Ю.В. Яковца и др.

Научные исследования названых авторов позволили обосновать теоретико-методологическую базу диссертации, систематизировать классические и современные подходы к определению направлений развития региональных финансово-экономических систем, представить авторскую точку зрения на возможные пути решение проблемы.

Вместе с тем, актуальность и практическая значимость исследований в области финансового и ресурсного обеспечения объектов региональной инфраструктуры, необходимость систематизации накопленных знаний в совокупности обусловили выбор темы диссертационной работы, предопределили цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методологических положений и научно-практических рекомендаций по совершенствованию механизма привлечения финансовых ресурсов в объекты региональной инфраструктуры.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. обобщить и дополнить понятийный и терминологический аппарат исследования, типологизировать подходы к выявлению экономической сути и природы рыночной инфраструктуры, определению её влияния на динамику регионального инвестиционного процесса;

  2. провести анализ эффективности мер государственной поддержки финансирования инфраструктурных проектов, имеющих общегосударственное значение, обосновать необходимость комплексного подхода к решению проблемы поиска источников финансирования объектов региональной инфраструктуры;

  3. обобщить мировой опыт и российскую практику финансирования объектов региональной инфраструктуры, оценить возможность их использования для активизации регионального инвестиционного процесса;

  4. выявить перспективы долгового финансирования инфраструктурных проектов с использованием инструментов рынка ценных бумаг, выявить тенденции и направления развития рынка субфедеральных облигаций;

  5. исследовать влияние рыночных, бюджетных, имущественных и социальных факторов на основные параметры займов, провести анализ неуправляемых, управляемых и зависимых воздействий на региональный инвестиционный процесс;

  6. разработать финансовую модель и организационную структуру системы адресных инвестиционных заимствований (САИЗ), методику управления заёмными и инвестиционными финансовыми потоками;

  7. обосновать целесообразность замещения кредитного финансирования долговым при реализации инфраструктурных проектов в рамках САИЗ, разработать методическое и нормативно-правовое обеспечение инвестиционно-заёмного процесса;

  8. разработать методы обос­но­вания оптимальных программ финансирования инфраструктурных про­ектов по критерию макси­мальной безрисковой прибыли от инвестиционной деятельности;

  9. обобщить методы и инструменты управления доходностью в САИЗ, обеспечивающие инвесторам приемлемую норму прибыли;

  10. адаптировать к современным условиям методы отбора проектов, претендующих на приоритетное финансирование из Фонда займов САИЗ;

  11. выявить и классифицировать факторы, влияющие на эффективность принятых инвестиционных решений и на этой основе разработать критерии оценки социальной и бюджетной эффективности инвестиций в объекты региональной инфраструктуры;

  12. сформировать подходы к управлению рисками в региональной САИЗ.

Объектом исследования являются финансовые потоки, возникающие в процессе реализации региональных инфраструктурных проектов.

Предмет исследования - научные основы, концепции, методология и механизмы финансирования региональных инфраструктурных проектов.

Теоретическая и методологическая база исследования.

Теоретической основой диссертационного исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, финансов, геополитики, социологии, информатики, информационных систем в экономике, а также результаты фундаментальных и прикладных исследований современных российских и зарубежных учёных и специалистов в области финансового инжиниринга, инвестиций, административного менеджмента.

В процессе исследования применялись такие общенаучные методы, как историко-логический, программно-целевой, экономико-математический, экономико-статистический, факторного, системного и сравнительного анализов, метод экспертных оценок, а также приёмы графического моделирования с использованием современного программного обеспечения.

Информационную базу исследования составили Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, официальные документы Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы государственной статистики, других министерств и ведомств, администраций субъектов Российской Федерации. В процессе исследования использовались данные, содержащиеся в монографических исследованиях и периодических научных изданиях отечественных и зарубежных учёных, Интернет – ресурсы.

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна состоит в разработке методологии и механизмов финансового обеспечения реализации региональных инфраструктурных проектов на основе методов программно-целевого управления территориальным развитием.

В работе получены и выносятся на защиту следующие научные результаты:

  1. Обобщён и дополнен терминологический аппарат исследования, типологизированы и систематизированы определения, связанные с научным пониманием экономической сути и природы рыночной инфраструктуры, заложенной в эволюции и специфике взаимодействия финансово-экономических и материально-вещественных факторов общественного производства.

  2. Дана системная оценка эффективности мер государственной поддержки финансирования приоритетных инфраструктурных проектов. Обоснована необходимость комплексной модернизации объектов региональной инфраструктуры на основе адаптивного механизма финансового и ресурсного обеспечения.

  3. Обобщена мировая и российская практика долгосрочного заёмного финансирования инфраструк­турных проектов, обеспечивающая оптимальное сочетание длительных сроков возврата и специальных, разрабо­танных для конкретного проекта, графиков погашения, и одновременно имеющая фиксированную процентную ставку, учитывающую риски проекта. Доказано, что займы являются эффективным инструментом привлечения значительных финансовых ресурсов для реализации крупных инфраструктурных проектов через эмиссионный механизм перераспределения денежных накоплений.

  4. Выявлены тенденции и направления развития рынка субфедеральных облигаций. Предложена классификация субфедеральных облигаций в зависимости от целей заимствований, характера решаемых задач и направлений расходования заёмных средств.

  5. Установлено влияние рыночных, бюджетных, имущественных и социальных факторов на основные параметры займов, проведен анализ неуправляемых, управляемых и зависимых воздействий на региональный инвестиционный процесс. Предложенный алгоритм расчёта базисных значений доминирующих факторов даёт возможность сделать вывод о возможности и необходимости эмиссии ценных бумаг, рассчитать основные параметры займа, направления использования и способы возврата заёмных средств.

  6. Разработана циклическая модель региональной САИЗ, способной, с одной стороны, постоянно привлекать временно свободные денежные средства (финансовых институтов, бизнеса, населения), обеспечивать постоянное присутствие эмитента на рынке облигаций, а с другой стороны, осуществлять отбор, подготовку и реализацию новых инвестиционных проектов.

  7. Сформирована комплексная система управления субфедеральными займами, предложена типовая структура регионального совета по инвестициям (РСпИ). В его полномочия входят: проведение экономической оценки кредитоспособности (кредитного рейтинга) эмитента, залогового обеспече­ния займа и условий возвратно­сти средств; определение схемы выпуска ценных бумаг и условий их размещения; выработка соглашений об изме­нении уровня процентных ставок; обеспечение прав инвесторов; страхование рис­ков, ре­шение иных финансово-экономических и организационно-правовых вопросов.

  8. На основе целевых установок социально-экономического развития региона и с использованием ресурсно-результативного подхода разработаны методы обоснования оптимальных программ финансирования инвестиционных проектов.

  9. Сформулированы подходы к построению полного финансового плана, что позволит обеспечить управление доходностью за счёт оптимизации структуры инвестиционного портфеля.

  10. Развиты и адаптированы к современным условиям методы отбора проектов, претендующих на приоритетное финансирование из фонда займов САИЗ. Доказано, что реализация инвестиционных проектов и достигаемые при этом результаты в значитель­ной мере зависят от условий привлечения внешнего финансирования.

  11. Определены и классифицированы факторы, влияющие на эффективность принятых РСпИ решений, разработаны критерии оценки финансово-экономической, социальной и бюджетной эффективности инвестиций в инфраструктурные объекты.

  12. Идентифицированы риски и сформированы подходы к их управлению в САИЗ. Предложено рассматривать риски как возможность финансовых потерь бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.

Теоретическая и практическая значимость заключа­ется в том, что проведенные автором теоретические исследования, разрабо­танные методологические подходы и предложенные механизмы финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов могут быть использо­ваны руководителями и специалистами региональных и мест­ных органов власти при разработке стратегии социально-экономического развития региона, реструктуризации и модернизации промышленно-произ­водственного комплекса в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства, строительство). Представленные теоретические выводы и предложения могут быть использованы для дальнейших прикладных исследований в данной области.

Положения и выводы диссертации использованы при подготовке ежегодного экономического доклада Министерства экономического развития РФ Председателю Правительства РФ «Инвестиционный климат Российской Федерации» - разделы «Проблемы Российских и иностранных инвесторов» и «Сокращение сроков реализации инвестиционных проектов»; экономического доклада «Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата» общероссийской экономической организации «Деловая Россия»; плана социально-экономического развития Брянской области на период 2008-2013 годы; при разработке долгосрочных и ведомственных целевых программ, реализуемых на территории Брянской области в период с 2009 по 2011 гг.

Результаты диссертационного исследования используются в преподава­нии курсов «Финансы и кредит», «Финансы организаций (предприятий)», «Государственные и муниципальные финансы», «Рынок ценных бумаг» в Брянском филиале Российского государ­ственного торгово-экономического университета, Брянском государственном техническом университете, Брянском государственном университете, Брян­ской государственной инженерно-технологической академии, Орловской ре­гиональной Академии государственной службы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования прошли апробацию и получили положительную оценку на научных конференциях, экономических форумах, семинарах, совещаниях международного, федерального, регионального, межвузовского и вузовского уровня в 2003­–2010 гг. в городах: Брянск (2003– 2010 гг.), Москва (2008, 2009, 2010 гг.), Санкт-Петербург (2004, 2005 гг.), Нижний Новгород (2005г.), Улан-Удэ (2005 г.), Пенза (2005, 2007 гг.), Волгоград (2009 г.), Екатеринбург (2006 г.), Вологда (2006 г.), Уфа (2007-2009 гг.), Смоленск (2007, 2008 гг.), Минск (2010 г.).

Основные положения и выводы диссертационного исследования были использованы при подготовке учебно-методических пособий для преподавания дисциплин «Финансы и кредит», «Государственные и муниципальные финансы», «Финансы организаций (предприятий)», «Рынок ценных бумаг», «Основы бизнеса», «Антикризисное управление», «Региональная экономика и управление», «Основы бизнеса» для студентов экономических факультетов по специальностям 080504 «Государственное и муниципальное управление», 080.80.165 «Прикладная информатика в экономике», 080503 «Антикризисное управление», 060400 «Финансы и кредит» в ВУЗах Брянской области.

Публикации результатов исследования. По результатам исследования автором опубликованы 3 монографии (41,15 п.л.), 19 статей в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК (11,25 п.л.), 48 научных статей, докладов и тезисов к научно-практическим конференциям, форумам, семинарам (21,7 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 364 страницах машинописного текста и состоит из введения, пяти глав, заключения и 21 приложения, включает 34 таблицы, 34 рисунка, 117 формул. Список литературы содержит 340 наименования.

Во введении обосновывается актуальность, научная гипотеза, степень разработанности темы исследования, формулируется цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрываются научная и практическая значимость полученных результатов.

Первая глава «Теоретико-методологические основы формирования рыночной инфраструктуры и её элементов» посвящена научной трактовке экономической сути и роли инфраструктуры как необходимого условия цивилизованного развития общества. Отмечена тенденция усиления роли государства в организации и управлении инфраструктурой, выполнен анализ эффективности мер государственной поддержки финансирования приоритетных инфраструктурных проектов, обобщён мировой опыт и российская практика, представлены способы и механизмы финансирования строительства и модернизации инфраструктурных объектов.

Во второй главе «Анализ практики эмиссии субфедеральных (муниципальных) облигаций» исследуется историко-экономический аспект региональных заимствований, обосновывается актуальность долгового финансирования как эффективного инструмента государственной экономической политики, способствующего мобилизации денежных ресурсов на приоритетных направлениях. Представлен анализ состояния современного рынка субфедеральных облигаций, предложен механизм проведения разумной и ак­тивной инвестиционно-заёмной политики в сочетании с политикой управления дол­гом, исходя из паритета долговой и инвестиционной ёмкости регионального бюджета.

В третьей главе «Система адресных инвестиционных заимствований как механизм финансирования объектов региональной инфраструктуры» разработано организационно-методическое и правовое обеспечение деятельности САИЗ, схема управления финансовыми потоками, определена четырёхуровневая система целей. Обоснована необходимость формирования вторичного инвестиционного портфеля, структура, качество и методы отбора финансовых проектов. Особая роль отведена формированию единого координирующего органа управления - регионального совета по инвестициям, способного решать весь комплекс задач по отбору инвестиционных проектов, определению схемы выпуска ценных бумаг и условий их размещения, условий залогового обеспече­ния займа и возвратно­сти. Рассмотрена возможность конструирования региональных долговых обязательств путём изменения наиболее важ­ных параметров займа - срока обращения, способа выплаты дохода, способа погашения.

В четвёртой главе «Методы обоснования оптимальных программ финансирования инвестиционных проектов» на основе экономико-математических методов осуществлена разработка расчетно-аналитического инструментария обоснования финансирования экономически значимых региональных инвестиционных про­грамм и проектов. Их реализация способна привести в кратко- или сред­несрочной перспективе либо к зна­чительному снижению базовых бюджетных расходов, либо к увеличению доходной части бюджета за счёт укрепления конкурентных позиций местных производителей. Раскрыта процедура формирования полного финансового плана в рамках региональной САИЗ, что позво­лит анализировать инвестиционные проекты с учётом критериев оценки долгосрочных инвестиций, определять по этим критериям оптимальный инвестиционный проект, формировать соответствующую ему программу дополнительного инвестирования и финансирования.

Пятая глава посвящена разработке системного инструментария оценки эффективности региональных заимствований. В данной главе на основе комплексного подхода разработаны критерии отбора инвестиционных проектов к финансированию за счёт заёмных средств, представлена методика оценки бюджетной эффективности потока налоговых и неналоговых доходов, определены факторы, оказывающие косвенный эффект на бюджетную эффективность, предложена схема организации мониторинга на всех стадиях реализации проектов.

В заключении обобщены теоретические выводы и практические результаты проведенного исследования.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Определены общие проблемы, связанные с научным пониманием экономической сути и природы рыночной инфраструктуры. Обобщён и дополнен терминологический аппарат исследования.

Первопричиной возникновения организационного обособления и институционального закрепления рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики явилось разделение труда, развитие общественного производства, национального хозяйства и собственности. Нынешняя форма рыночной инфраструктуры сложилась в результате исторического развития товарного производства и эволюции рыночного хозяйства. Формирование рыночной инфраструктуры в нашей стране является результатом социально-экономических преобразований и становится объективной необходимостью, закономерностью, важным фактором развития современного национального рыночного хозяйства. По нашему мнению, рыночную инфраструктуру целесообразно изучать на основе системного подхода, что позволяет определять основные элементы системы, наиболее существенные связи и взаимозависимости между ними, выявлять процессы, тенденции, противоречия и проблемы функционирования системы в целом. В соответствии с современными воззрениями рыночная инфраструктура имеет отчетливо выраженный территориальный характер, поскольку организации, входящие в её состав, расположены большей частью в рамках обособленного региона и обслуживают хозяйствующие субъекты и население определенной территории (города, района, региона). Очевидно, что большинство элементов рыночной инфраструктуры имеют региональное предназначение и ориентацию на рыночную среду регионального хозяйства. Поэтому целесообразно и логично анализировать рыночную инфраструктуру как систему регионального масштаба, то есть региональную рыночную инфраструктуру.

С учетом вышесказанного объективным выглядит следующее определение рассматриваемой научной категории: региональная рыночная инфраструктура представляет собой совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов рыночной экономики, а также их единство в определенном рыночном пространстве. Региональная рыночная инфраструктура представляет собой разветвленную, достаточно обособленную систему, которая в свою очередь является подсистемой систем более высокого уровня – общенациональной рыночной инфраструктуры, с одной стороны, и регио­нальной экономики – с другой. Несмотря на это, региональная рыночная ин­фраструктура характеризуется сфокусированным территориальным конту­ром, определенной завершенностью, и поэтому может исследоваться автономно. Системная модернизация региональной рыночной инфраструктуры способствует структурным преобразованиям и многогранному развитию региона. При этом должна соблюдаться сопряженность модернизации инфраструктурных объектов с приоритетами регионального развития, а скорость их обновления не должна отставать от темпов прогрессивных изменений в регионе. Данная взаимообусловленность должна рассматриваться в качестве закономерности сбалансированного системного развития региона.

2. Дана системная оценка эффективности мер государственной финансовой поддержки приоритетных инфраструктурных проектов. Обоснована необходимость комплексной модернизации объектов региональной инфраструктуры на основе адаптивного механизма финансового и ресурсного обеспечения.

Региональная рыночная инфраструктура - сложная экономическая категория, представляющая собой подсистему рыночной экономики и включающая совокупность организаций, связей между ними и институциональных условий, обеспечивающих осуществление определенных видов деятельности, процессов и процедур, выражающихся в услугах, удовлетворяющих конкретные потребности хозяйствующих субъектов и населения и, тем самым, содействующих конкуренции и бесперебойному функционированию рыночного хозяйства.

В настоящее время происходит ка­чественный подъём в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с её технологическим перевооружением, расширением перечня видов услуг. К ним относятся: финансовые, консалтинговые, маркетинговые, лизинговые, компьютерные, ин­формационно-коммуникационные, услуги связи, электронной коммерции, юридические, транспортно-экспе­диционные, франчайзин­говые, инжини­ринговые, проект­ные, инновационно-внедренче­ские, бухгалтер­ские, риэлтерские и др.

В процессе модернизации экономики претерпевают качественные изменения все подсистемы региональной рыночной инфраструктуры (структурная, функциональная, информационно-коммуникационная, интеллектуализации и динамизации развития) и составляющие их элементы, что положительно сказывается на предоставляемых услугах, а значит - и на рыночной жизнедеятельности субъектов региональной экономики. Важно подметить, что обновление рыночной инфраструктуры не должно отставать от темпов развития региональной экономики, в связи, с чем её модернизация обязана все более содействовать структурным преобразованиям в регионе.

Пред­лагается выделить следующие характеристики подсистем, влияющих на состояние рыночной инфраструктуры (рис.1).



Рис.1. Характеристики подсистем региональной рыночной инфраструктуры

Одни хозяйствующие субъекты инфраструктуры при этом перекрестным образом пользуются услугами других, что создает сетевое переплетение услуг внутри региональной рыночной инфраструктуры.

В процессе функционирования региональная рыночная инфраструктура объективно нуждается в совершенствовании в соответствии с рыночными требованиями и общественными преобразованиями. Развитие рыночной инфраструктуры выступает многогранным процессом сочетания рутинных, традиционных процессов, видов деятельности и услуг с эволюционными новациями, модификацией и ускоренной модернизацией, обусловленным социально-экономическим прогрессом.

В наиболее общем виде «модернизация» представляет собой обновление элементов в составе инфраструктуры в соответствии с современными требованиями, что предполагает различные усовершенствования в каждом из составляющих её элементов, адаптацию к изменениям среды функционирования. В процессе такой модернизации происходит накопление количественных изменений во всех элементах и связях инфраструктуры, которое впоследствии приводит к ее коренной трансформации.

3. Обобщена мировая и российская практика долгосрочного финансирования инфраструк­турных проектов, обеспечивающая сочетание длительных сроков возврата и специальных, разрабо­танных для конкретного проекта, графиков погашения, имеющая фиксированную процентную ставку, учитывающую риски проекта.

В целях реализации наиболее значимых инфраструктурных проектов, имеющих общегосударст­венное и региональное значение Постановлением Правительства РФ № 694 от 23.11.2005 г.1 сформирован Инвестиционный фонд РФ как инструмент активной государственной инвестиционной политики для реализации крупных инвестиционных проектов стоимостью не менее 5 млрд. рублей. На текущий момент распоряжениями Правительства РФ утверждены 20 инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, совокупной стоимостью более 1 трлн. рублей, из них свыше 290 млрд. рублей бюджетных инвестиций и более 709 млрд. рублей - средства частных инвесторов. Названные проекты не могли быть начаты при помощи иных, кроме Инвестиционного фонда, механизмов, поскольку он в отличие от федеральных целевых программ направлен на достижение комплексных результатов от реализации финансируемых проектов.

В 2008 году постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации»2 изменён порядок предоставления средств за счёт Инвестиционного фонда. Одновременно введена новая мера поддержки - предоставление бюджетных ассигнований на софинансирование региональных инвестиционных проектов стоимостью не менее 500 млн. руб. В стадии реализации находятся 23 одобренных Правительством РФ региональных проекта, которые позволят привлечь в экономику регионов свыше 104 млрд. рублей инвестиций, в том числе из средств федерального бюджета более 13,3 млрд. рублей, около 6,5 млрд. рублей из средств региональных и местных бюджетов, свыше 84 млрд. рублей из внебюджетных источников. В целом Инвестиционный фонд РФ является достаточно эффективным инструментом государственной инвестиционной политики. Вместе с тем, в силу своей ограниченности он не должен рассматриваться в качестве основного источника финансирования проектов по модернизации региональной инфраструктуры.

Поскольку в России большинство объектов инфраструктуры крайне изношено, фактор времени действует всё сильнее. Именно поэтому создание новых, реконструкция и модернизация существующих объектов инфраструктуры становится особенно актуальной, однако собственный опыт инвестирования в инфраструктуру органами исполнительной власти регионов в значительной мере утрачен. Недостаточность собственного опыта может быть компенсировано адаптацией лучших российских моделей (Московская, Калужская, Белгородская области) и зарубежного опыта.

Заинтересованность как российских, так и зарубежных инвесторов в такого рода проектах объясняется потенциальными возможностями инвестировать крупные средства на длительный срок в конкретные объекты и получать от таких вложений гарантированный, стабильный доход на протяжении ряда лет (рис.2).

Задачи по развитию инфраструктуры следует решать путём установления партнерских отношений между государством и частным капиталом через механизм государственно-частного партнёрства. При обсуждении механизмов становления государственно-частного партнерства в России чаще всего возникает вопрос о стимулах и системе финансирования участия частного бизнеса в инвестиционных государственных проектах.



Рис. 2. Привлекательность инфраструктурных объектов как инвестиционного актива

Правильным представляется подход, когда стороны принимают осознанное решение, основанное на согласии разделить риски проекта и доход. Как любое партнерство, ГЧП требует увязки интересов сторон. Потребность в привлечении бизнеса к решению государственных задач возникает обычно не по тем проектам, которые обеспечивают высокий доход и быструю отдачу средств, а по проектам, связанным с модернизацией инфраструктурных объектов, где сроки окупаемости составляют десятки лет. Это особенно важно для проектов с большими объёмами вложений, множественными рисками и длительными сроками реализации: в ходе их осуществления могут смениться власть, персональные участники, политическая и экономическая конъюнктура.

В мировой практике для реализации масштабных и капиталоемких про­ектов в рамках ГЧП активно используется проектное финансирование, которое можно рассматривать как альтернативу традиционному банковскому кредитованию при реализации относительно «обособленного» проекта. В этом случае источником возврата инвестиций является прибыль от реализации проекта, обособленная от финансовых результатов деятельности инициаторов проекта. Опираясь на теоретические разработки и практику применения проектного финансирования в России и за рубежом, автор предлагает рассматривать схему проектно о финансирования, основанную на следующих ключевых элементах (рис. 3).



Рис. 3. Ключевые элементы применения схем проектного финансирования

Указанные элементы наряду с применением классических инструмен­тов эффективного распределения повышенной рисковой нагрузки между участниками проектной деятельно­сти позволят отечественным компаниям эффективно управлять проектными рисками при реализации крупных долгосрочных инвестиционных инфра­структурных проектов.

Таким образом, предложенная схема проектного финансирования представляет собой способ организации долгосрочного финансирования крупномасштабного инвестиционного проекта, при котором его инициаторами создается новая юридически обособленная компания - проектная компания. При этом максимально формализуются будущие, генерируемые такой компанией денежные потоки, которые являются основным источником для обслуживания и возврата привлеченных долговых средств, а распределение рисков проекта осуществляется между сторонами, вовлеченными в процесс его реализации и в наибольшей степени готовых к покрытию того или иного риска.

4. Предложена классификация субфедеральных облигаций в зависимости от характера решаемых задач, целей заимствований и направлений расходования заёмных средств.

Мировой опыт заимствований доказывает, что займы являются эффективным инструментом государственной экономической политики, способствуют мобилизации денежных ресурсов на макро- и микроуровнях, позволяют привлекать значительные финансовые средства для реализации крупных инфраструктурных проектов через эмиссионный механизм перераспределения денежных накоплений, что подтверждает динамика рынка субфедеральных и муниципальных облигаций (рис. 4)3.


млн.руб.


годы


Рис. 4. Динамика рынка субфедеральных и муниципальных облигаций

В условиях интенсивного изменения законодательства и перераспределения финансовых потоков многие потенциаль­ные эмитенты для выхода на рынок СМО нуждаются в квалифицированной консультационной помощи. Кроме того, вы­ход на рынок долговых инструментов новых эмитентов временно затруднён, т.к. происходящее перераспределение налогооб­лагаемой базы не позволяет многим из них прогнозировать свои доходы с необ­ходимой точностью, рассчитывать дефи­цит бюджета, планировать за­имствования. Предложено разделить субфедеральные облигации по их назначению на несколько групп:

  1. Займы на инвестиции в объекты инфраструктуры и социального назначения, приносящие отдачу не в виде денежного дохода, а в виде общественной пользы. Обслуживание таких займов и возврат денежных средств возможны только из текущих расходов местного бюджета, участие в которых внешних инвесторов маловероятно. Очевидно, что подобного рода заимствования могут позволить лишь самые благополучные в финансовом отношении субъекты Федерации и муниципальные образования.

  2. Займы на инвестиции в расширение налогооблагаемой базы бюджета (строительство или реконструкция объектов, доходы от эксплуатации которых будут пополнять бюджет). Такой заём может рассматриваться как коммерческий, в нем могут участвовать и внешние инвесторы. Источником погашения займа должен быть доход от введённого объекта, а сроки погашения должны наступать после возврата первоначальных инвестиций.

  3. Займы на инвестиции в инфраструктурные проекты, ресурсосберегающие и иные технологии, позволяющие сократить расходы местного бюджета. Такой заём тоже может рассматриваться как коммер­ческий, хотя здесь сложнее выделить реальный источник погашения заёмных средств. Полученная классификация займов приведена в таблице 1.

Таблица 1

Классификация СМО по целям заимствования

Виды займов

Особенности займов

Примеры займов

Целевые неком­мерческие

Займы используются для реализа­ции социально значимых для данного ре­гиона инвестиционных проектов.

Займы на модернизацию транспортной инфраструктуры, восста­новление объ­ектов культурного насле­дия

Целевые ком­мер­ческие

Займы на инвестиции в расширение налогооблагаемой базы. Используются для реализа­ции ин­вестиционных проектов

Займы на строи­тель­ство объек­тов коммер­че­ской недвижимо­сти

Целевые инфра­структурные займы

Займы используются для привле­че­ния дополнительных средств в бюджет с по­следующим погаше­нием за счёт бюд­жетных доходов и доходов от эксплуатации объектов

Займы на инвестиции в объекты инженерной и социальной инфраструктуры, на пога­шение предыду­щих траншей СМО.
  1   2   3   4

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница