Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума


Скачать 428,09 Kb.
НазваниеФормирование предпринимательской компетентности у студентов техникума
страница1/3
СУЛАЕВА Елена Петровна
Дата конвертации19.08.2012
Размер428,09 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьТеория и методика профессионального образования
Год2011
На соискание ученой степениКандидат педагогических наук
  1   2   3


На правах рукописи


СУЛАЕВА Елена Петровна


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА


13.00.08 – Теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Шуя – 2011


Работа выполнена в

ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»



Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ

Червова Альбина Александровна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, доцент

Груздева Марина Леонидовна


кандидат экономических наук, доцент

Гонтарь Влада Валерьевна



Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»




Защита состоится «30» ноября 2011 г. в ____ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.302.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования при ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, г. Шуя Ивановской обл., ул. Кооперативная, д. 24.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»


Автореферат разослан «27» октября 2011 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент





Н.В. Лысых



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Для эффективного решения задач, стоящих перед экономической модернизацией страны, требуются специалисты качественно нового типа: профессионально-компетентные, коммуникабельные, конкурентоспособные, готовые к самостоятельной постановке целей и их творческому достижению. Это предъявляет принципиально новые требования к уровню развития и качеству подготовки специалистов среднего звена - выпускников техникумов. Повышение внимания к проблемам качественной подготовки специалистов в средних профессиональных учебных заведениях является объективной потребностью современного образовательного процесса и производства.

Инновационное развитие образования требует использования новых технологий обучения, позволяющих обеспечить готовность выпускников к профессиональной деятельности, обладающих профессиональными компетенциями, в состав которых входит предпринимательская компетентность.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что различные аспекты формирования профессиональной компетентности специалистов – выпускников техникума являются предметом исследования многих ученых и практиков.

Проблемы содержания и технологии обучения отражены в трудах Ю.К. Бабанского, С.Я. Батышева, А.П.Беляевой, B.П. Беспалько; П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, Н.И. Думченко, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Н.Ф. Талызиной и др. Теоретические основы формирования профессиональных умений представлены в научных трудах C.Я. Батышева, А.П.Беляевой, П.Я. Гальперина, М.А. Жиделева, К.Н. Катханова, Н.Е. Кузнецовой, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, З.А. Решетовой, В.В. Чебышевой, А.А. Червовой и др.

Однако, количество работ, посвященных проблеме формирования предпринимательской компетентности ограничено. Так, диссертационное исследование М. Л. Нюшенковой посвящено вопросам методологии формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности в условиях высшей школы, Н.В. Шадрина исследует формирование экономической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства, в исследовании И.А. Малининой рассматриваются вопросы информационно-методического обеспечения дистанционного обучения студентов-менеждеров.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий, проявившихся в системе среднего профессионального образования. Наиболее существенными из них являются противоречия между:

• современными требованиями, предъявляемыми обществом и производством к уровню подготовки будущих техников, способных осуществлять инновационные процессы и существующими подходами к их подготовке;

• потребностью в разработке новых технологий формирования профессиональной компетентности, в том числе предпринимательской, и недостаточностью научного обоснования технологии профессионального обучения студентов техникумов и колледжей, особенно в области предпринимательской деятельности.

Разрешение данных противоречий позволяет определить проблему формирования предпринимательской компетентности студентов, как актуальную.

Цель исследования - научное обоснование, разработка и экспериментальная проверка модели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума.

Объект исследования - профессиональное обучение студентов техникума.

Предмет исследования - процесс формирования предпринимательской компетентности студентов техникума.

Гипотезу исследования составляет следующее предположение - процесс формирования предпринимательской компетентности студентов техникума будет более эффективным, если:

• выявить особенности профессиональной деятельности будущих специалистов;

• определить сущность понятия «предпринимательская компетентность» студентов техникума;

• разработать модель формирования предпринимательской компетентности студентов техникума, обеспечивающую взаимосвязь познавательной, практической и профессиональной деятельности студентов в процессе обучения;

• изучить роль и место социального партнерства в процессе формирования предпринимательской компетентности студентов техникума;

• разработать методическое обеспечение реализации модели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума.

Цель и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы формирования предпринимательской компетентности в педагогической науке и практике, выявить на этой основе тенденции формирования предпринимательской компетентности студентов техникума.

2. Проанализировать содержание и характер профессиональной деятельности студентов техникума.

3. Дать авторское определение понятия «предпринимательская компетентность» студентов техникума;

4. Создать, апробировать и внедрить модель процесса формирования предпринимательской компетентности студентов техникума.

5. Определить роль и место социального партнерства в процессе формирования предпринимательской компетентности студентов средних профессиональных учебных заведений.

6. Разработать методическое обеспечение, реализующее эффективное формирование предпринимательской компетентности студентов техникума.

7. Разработать и экспериментально проверить эффективность модели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума.

Методологической основой исследования составили методологические основы профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Т.К. Кязимов и др.); системный подход (В.С. Ильин, В.В. Краевский и др.), деятельностный подход (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, В.С. Леднев, М.Н. Скаткин и др.), компетентностный подход (В. И. Байденко, В. А. Болотов, Бондаревская Е. В., Воровщиков С. Г., И. А Зимняя, А. Г. Каспржак, Маркова А.К., Б. Оскарссон, Дж. Равен, Г. К. Селевко, В.В. Сериков, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской, Б.Д. Эльконин и др.).

Теоретической основой исследования являются:

• концепция личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др.);

• работы о сущности компетентностного подхода (А.С. Белкин, Е.В. Бондаревская, Т.Г. Браже, Б.С. Гершунский, А.А. Журавлев, Н.И. Запрудский, Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Р.Х. Шакуров, С.Е. Шишов А.И. Щербаков, и др.);

• исследования особенностей содержания образования, в том числе содержания спец-курсов (У.Б. Кац, В.А. Кодаков, Н.С. Пурышева, В.Р, Ильченко и др.);

• управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых (А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, A.M. Сохор, Т.Н. Шамова и др.).

Для решения поставленных задач и подтверждения положений гипотезы использовались следующие методы:

• общенаучные методы теоретического исследования: анализ и синтез философской, технической, психологической, педагогической и методической литературы, программной, нормативно - правовой и учебной документации для средних профессиональных учебных заведений, теоретический анализ диссертационных работ по теме исследования, педагогическое моделирование, обобщение новаторского опыта по исследуемой проблеме;

• методы эмпирического исследования: анкетирование, опрос, беседа, педагогическое наблюдение, тестирование, экспертная оценка и самооценка; изучение продуктов деятельности студентов, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов.

Организация исследования осуществлялась поэтапно с 2008 по 2011 год.

Первый этап (2008 - 2009 гг.) включил в себя: изучение и анализ состояния проблемы в педагогической науке и практике; обосновывалась актуальность, разрабатывалась программа исследования; исследовались тенденции развития системы среднего профессионального образования на современном этапе; изучались и обобщались существующие подходы в решении проблемы разработки и реализации модели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума. Определялись методологические основы, предпосылки, а также уточнялись цели и задачи исследования, выявлялись противоречия, формировалась гипотеза, разрабатывалась методика научного поиска.

На втором этапе (2009 - 2010 гг.) разрабатывались модель формирования предпринимательской компетентности студентов техникума, определялись структура, содержание, принципы ее реализации. Разрабатывалось научно-методическое обеспечение учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельностью студентов, определялись критерии оценки качества образовательной и квазипрофессиональной деятельности, осуществляемой в рамках социального партнерства. Уточнялись и корректировались программа исследования, рабочая гипотеза, обобщались полученные результаты, проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2010 - 2011 гг.) продолжался педагогический эксперимент по определению эффективности разработанной модели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума, в ходе которого уточнялись структурные элементы и принципы ее реализации, корректировались критерии, характеризующие качество и результаты образовательной деятельности, выявлялись условия повышения ее эффективности. Осуществлялся анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, делались выводы.

Экспериментальная база исследования - ФГОУ СПО «Донецкий государственный промышленно – гуманитарный техникум» (Ростовская обл.). В эксперименте приняли участие студенты, обучающиеся по специальностям 151001 Технология машиностроения, 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, более 200 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• дано авторское определение понятия «предпринимательская компетентность» выпускника техникума, которая определяется как составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов.

• научно обоснована и разработана модель формирования предпринимательской компетентности студентов техникума, состоящая из компонентов: целевого (цели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума), содержательного (содержание дисциплин экономического профиля для студентов техникума) и процессуального (методы, формы, средства, используемые в процессе формирования предпринимательской компетентности) и оценочно-результативного (уровни сформированности предпринимательской компетентности студентов техникума), каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразие;

• раскрыты роль и место социального партнерства, являющегося местом прохождения практик и вхождения в будущую профессиональную деятельность, в том числе и деятельность предпринимательского характера;

• определено методическое обеспечение реализации модели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума, обеспечивающее достижение целей образования, разработку содержания, определение методов и средств формирования предпринимательской компетентности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены педагогические идеи и принципы формирования предпринимательской компетентности студентов техникума на основе системного, деятельностного и компетентностного подходов. Определена структура модели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума, обеспечивающая непрерывный педагогический процесс, осуществляемый в условиях социального партнерства; выделены критерии и уровни сформированности предпринимательской компетентности студентов техникума:

  • Репродуктивный уровень предпринимательской компетентности определяется умением принимать решения в стандартных ситуациях, умением использовать новые технологии для получения дохода, быть готовым принять на себя ответственность.

  • Эвристический уровень предпринимательской компетентности определяется умением принимать решения в ситуациях, близких к нестандартным, использовать новые технологии для увеличения дохода, не боятся рисковать и быть готовым принимать решения в нестандартных ситуациях.

  • Креативный уровень предпринимательской компетентности определяется умением принимать решения в нестандартных ситуациях, генерировать идеи и воплощать их в инновационных технологиях, уметь управлять рисками.

Практическая значимость исследования:

• разработана и внедрена модель формирования предпринимательской компетентности студентов техникума;

• разработано методическое обеспечение процесса формирования предпринимательской компетентности, учебные программы теоретического и практического обучения, программы учебной и производственной практик, методические указания по выполнению курсового, дипломного проектирования, включающего бизнес-проекты, стажировок на базе предприятий – социальных партнеров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях методологического и педагогического советов ФГОУ СПО «Донецкий государственный промышленно – гуманитарный техникум» (Ростовская обл.), лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», в Научно-методическом центре профессионального образования (Донецк, Ростовская обл., 2005 г), на Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве» (Ростов-на–Дону, 2009 г.) на IV Международной научной конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя-Москва, 2011 г.), опубликованы в 3 статьях, рекомендованных ВАК МОиН РФ (Москва, Красноярск) и Межвузовском сборнике научных трудов с международным участием «Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста» (Нижний Новгород).

Результаты исследования внедрены в ГБОУ СПО "Минераловодский колледж железнодорожного транспорта" (Минеральные Воды, Ставропольский край) и ФГОУ СПО «Химико-механический техникум» (г. Каменск-Шахтенский, Ростовская обл.) о чем имеются акты о внедрении.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена научной методологией исследования, сочетанием теоретического и экспериментального методов исследований, адекватных поставленным в исследовании задачам, широтой научной апробации результатов исследования, ход и материалы которого обсуждались на конференциях различного уровня, на заседаниях методологического и педагогического советов ФГОУ СПО «Донецкий государственный промышленно – гуманитарный техникум» (Ростовская обл.) и в лаборатории поствузовского образования ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет».

Положения, выносимые на защиту:

1. Обоснование необходимости и возможности формирования и развития предпринимательской компетентности студентов техникумов, как компоненты профессиональной компетентности.

2. Авторское определение понятия «предпринимательская компетентность» выпускника техникума, которая определяется как составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов.

3. Модель формирования предпринимательской компетентности студентов техникума, состоящая из компонентов: целевого (цели формирования предпринимательской компетентности студентов техникума), содержательного (содержание дисциплин экономического профиля для студентов техникума), процессуального (методы, формы, средства, используемые в процессе формирования предпринимательской компетентности) и оценочно-результативного (уровни сформированности предпринимательской компетентности студентов техникума), каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница