 На правах рукописи Бархатова Дарья Александровна МЕТОДИКА ВИЗУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ- БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ИНФОРМАТИКА» ДИСЦИПЛИНАМ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровень профессионального образования) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Красноярск – 2011  Работа выполнена на кафедре информатики и вычислительной техники ФБГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Пак Николай Инсебович Официальные оппоненты: доктор физико-математических наук, профессор Сафонов Константин Владимирович кандидат педагогических наук Баранов Юрий Сергеевич Ведущая организация: ФБГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» Защита состоится «15» декабря 2011 г. в 16:30 на заседании диссертационного совета ДМ 212.099.16 при Сибирском федеральном университете по адресу: 660074, г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 26, ауд. Ж-115. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сибирского федерального университета. Автореферат разослан Ученый секретарь диссертационного совета В.А. Шершнева Общая характеристика работы Актуальность исследования. Процессы глобализации экономики и становления информационного общества выдвигают новые требования к специалистам, которые должны быть готовы адаптироваться к быстро меняющимся условиям труда, способны ориентироваться в нарастающих потоках информации, а также находить и применять новые технологии для их обработки. Подобные компетенции формируются со школьной скамьи, значительную роль в их формировании играют уроки информатики. В этой связи появляется необходимость в обновлении системы подготовки учителя информатики для современной школы, отвечающей требованиям, предъявляемым обществом. Профессиональная подготовка будущего учителя информатики осуществляется в педагогических вузах на факультетах информатики, математики и физики. В учебных планах их подготовки особое место занимают дисциплины фундаментальной предметной подготовки, поскольку именно они обеспечивают педагога-бакалавра твердым научным фундаментом, базисом информационной научной картины мира и необходимым профессиональным инструментарием, рассчитанным на длительное применение в изменчивых условиях. Анализируя результаты обучения педагогов-бакалавров профиля «Информатика», можно заметить снижение показателей результатов обучения фундаментальным дисциплинам предметной подготовки, таким как «Теоретические основы информатики», «Элементы абстрактной и компьютерной алгебры», «Теория алгоритмов», «Математическая физика», «Дискретная математика», «Исследование операций» и т.д. Этот факт обусловлен следующими причинами: 1) усложнение учебного материала, адекватного современному состоянию математики и информатики и снижение уровня знаний выпускников средних школ по дисциплинам естественнонаучного профиля с одной стороны, и, как следствие, понижение требований к абитуриентам при поступлении в педагогический вуз с другой стороны; 2) высокая степень формализации и абстрактности фундаментальных дисциплин, которая требует от будущего учителя информатики глубокого понимания математического аппарата и математических методов обработки информации. Несомненно, от уровня понимания фундаментальных дисциплин зависит качество предметной подготовки педагога-бакалавра, обучающегося по профилю «Информатика». В этой связи, низкий уровень понимания студентами фундаментальных понятий, объектов и методов предметной подготовки представляет актуальную проблему для теории и методики обучения фундаментальным дисциплинам. По мнению В.А. Тестова, конечный смысл образования – не знание, а именно понимание. Только понятая учебная информация может в итоге стать личностным знанием, пригодным для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности человека. 3 |