Роль гражданского общества в обеспечении этнополитической безопасности россии


Скачать 358,02 Kb.
НазваниеРоль гражданского общества в обеспечении этнополитической безопасности россии
страница1/4
БУДИН АНТОН АЛЕКСЕЕВИЧ
Дата конвертации19.08.2012
Размер358,02 Kb.
ТипАвтореферат
Год2008
На соискание ученой степениКандидат политических наук
  1   2   3   4

На правах рукописи




БУДИН АНТОН АЛЕКСЕЕВИЧ




РОЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ


Специальность 23.00.02 –

Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени


кандидата политических наук


Москва – 2008


 


I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

В современной российской политической теории и практике вопросы соотношения тенденций демократизации общества с развитием этнополитических процессов, взаимоотношениями этносов и государства, а также со становлением институтов и процессов гражданского общества являются одними из наиболее сложных. В более широком прочтении эти вопросы рассматриваются как взаимоотношения этнополитики в её различных аспектах и проявлениях с демократическими ориентирами политического правления.

Демократия как власть большинства с учетом интересов меньшинств является, в строгом смысле, лишь мыслительной абстракцией. В реальной исторической практике демократия – это, прежде всего, процесс (характеризующийся разной степенью эффективности) исключительно сложного и многоаспектного согласования и интеграции интересов меньшинств в интересах всех. В политологическом аспекте реализация в государственной политике и в векторе национального будущетворения действительно общенациональных интересов требует, в том числе, интеграции усилий нации в ее системном триединстве государства, гражданского общества и личности в сфере нейтрализации этнополитических рисков (кризисов и конфликтов), согласования этнополитических интересов, иными словами, в области обеспечения национальной этнополитической безопасности.

Эти соображения делают тему нашего исследования значимой и актуальной научной проблемой, заслуживающей самостоятельного рассмотрения в рамках и масштабах диссертационного исследования.

Актуальность исследования также обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, сложностью, иногда кризисным и даже конфликтным характером развития этнополитических процессов в современной России.

Основные, глубинные противоречия в этнополитической сфере, характерные для современного российского общества, определяются, с одной стороны, трудностями и противоречивыми последствиями ухода социума от авторитарной модели взаимодействия государства и гражданского общества параллельно с построением новой политической системы, основанной на демократических институтах, механизмах, нормах и ценностях. С другой стороны, они восходят к деструктивным последствиям распада СССР, глобальным и региональным изменениям на бывшем советском пространстве. Особую роль здесь играют внутренние социальные и политические изменения, трудности и противоречия адаптации этносов к этим изменениям.

Эти обстоятельства обусловливают необходимость пристального рассмотрения в рамках политологии проблем этнополитики, этнополитических отношений и процессов выявления основных факторов, усугубляющих ситуацию в этнополитической сфере и основных условий ее оптимизации.

Во-вторых, противоречием между принятым на государственном уровне  и отраженным в официальных источниках (в том числе, правового характера) этатистским подходом к обеспечению этнополитической безопасности и отсутствием на уровне государства цельного восприятия этнополитических проблем, противоречий, рисков, какой-либо системной стратегии по отношению к ним, отсутствием самого механизма выработки и проведения определенной этнополитики в отношении этнополитических процессов. Иными словами, большинство источников, отражая этатистский подход к деятельности по обеспечению этнополитической безопасности, в то же время, носят декларативный характер.

В связи с существованием этого противоречия автор видит  необходимость, с одной стороны, выработки новых теоретических подходов к обеспечению этнополитической безопасности, в которых государство не рассматривалось бы как единственный ее субъект, с другой стороны, реализации этих подходов в конкретные стратегии согласованной деятельности институтов и структур государства, гражданского общества, а также личности по обеспечению безопасности нации в сфере этнополитики.

В-третьих, крайне низкой степенью включенности гражданского общества в деятельность по обеспечению этнополитической безопасности.

Субъектность гражданских институтов в обеспечении этнополитической безопасности сегодня практически не реализуется и может рассматриваться только как потенция в силу, во-первых, его общей пассивности, во-вторых, подданническим характером политической культуры, в которой присутствует патерналистское, этатистское отношение к государству.  «Гражданское общество с его ценностями толерантности и культурного плюрализма – это принципиально незавершенный социально-политический и культурный проект, требующий сознательных целенаправленных усилий для своего формирования и воспроизводства»1.

Закономерно, что гражданское общество практически не вовлечено во взаимоотношения с государством по поводу обеспечения этнополитической безопасности. В настоящий момент эффективно не только не функционируют инструменты и институты взаимодействия государства и гражданского общества, но никак не реализуются задачи их образования. Более того, эти задачи сегодня не видятся, не формулируются ни гражданским обществом, ни государством, в связи с чем  деятельность по обеспечению этнополитической безопасности, осуществляемая государством и, в некоторой степени, гражданским обществом, не эффективна,  атомизирована, «разорвана».

В связи с этими обстоятельствами автор видит необходимость в рассмотрении функциональной роли гражданского общества в обеспечении этнополитической безопасности, а также в анализе механизмов и инструментов воздействия гражданского общества на этнополитическую область и взаимодействия в этой сфере с государством.

В-четвертых, необходимостью выработки российским обществом стратегии будущетворения с учетом этнонациональных интересов в контексте поликонфессионального и полиэтничного государства. В настоящее время эта задача остается нерешенной. Ее масштаб сложно переоценить, поскольку в современном мире этнических групп и культур намного больше, чем существующих государств, традиционно называемых «национальными». Проблемным вопросом является не само по себе этнокультурное разнообразие многих современных обществ и государств, а как раз поиск оптимальных способов и политических путей примирения и интеграции этнических, этнополитических, культурных, лингвистических, религиозных и других различий сообществ и общин, формирующих население страны2.

Автор видит необходимость в рамках теоретических исследований поставить эту задачу и предложить пути ее решения. Вместе с тем, необходимость теоретического рассмотрения этой проблемы не должна привести к умозрительности построения неких «абстрактных» моделей будущетворения. Мировой опыт развития полиэтнических государств предоставляет большой эмпирический материал для изучения, обобщения, систематизации.

В-пятых, необходимостью оздоровления информационно-коммуникативного этнополитического поля.

В настоящее время сфера социально-политической межэтнической коммуникации насыщена всей гаммой чувств, настроений, эмоций и мнений, создающих поле межэтнической напряженности: от этнической неосведомленности и нетолерантности до нетерпимости,  вплоть до этнофобии и этнонационализма.

В России особое межэтническое напряжение не только не сглаживается, но, напротив, поддерживается и даже подогревается «языком вражды», на котором сегодня разговаривают СМИ и представители политической элиты со своей целевой аудиторией3.  

Таким образом, поставленная в диссертации проблема закономерно вызывает интерес у представителей социальных, экономических, юридических наук, теорий безопасности, однако при этом в методологии политических наук роль гражданского общества в обеспечении этнополитической безопасности еще не полностью изучена.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена также недостаточной научной разработанностью проблемы. Представленные источники и научную литературу целесообразно разделить на несколько групп, в соответствии с тематикой, на которой акцентировано внимание авторов научных трудов.

К первой группе исследований относятся научные работы, посвященные теоретическому осмыслению безопасности, прежде всего, как философского и социокультурного феномена, рассмотрению различных аспектов безопасности4. Однако в предложенных трудах не достаточно полно изучены теоретические основы этнополитической внутренней и внешней безопасности и влияние на нее институтов гражданского общества. В то же время, авторы теоретических разработок в области проблем безопасности представляют самые различные дисциплины - от экономики и социологии до политологии и культурологии.

Соответственно, работы, в которых представлены различные, в том числе, междисциплинарные подходы к проблемам безопасности, составили вторую группу исследований5, однако в них не полностью освещена степень влияния гражданского общества на национальную этнополитическую безопасность.

Третью группу исследований составили научные труды, внимание авторов которых сконцентрировано, прежде всего, на проблемах сущности, развития и функционирования гражданского общества.

Изучение гражданского общества как реально существующего социального феномена имеет глубокие исторические корни. Так, эта проблема в той или иной степени затрагивалась в работах Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гегеля6. В современном научном контексте большое внимание изучению сущности гражданского общества, его места и роли в современном социуме уделяют западные ученые, среди которых следует отметить А. Арато, А. Боднара, И.Шапиро и других7. Но в представленных работах исторические предпосылки влияния гражданского общества на этнополитическую безопасность не находили должного отражения.

В последние годы во всем мире и в нашей стране проблемам изучения гражданского общества также уделяется внимание: появляется большое количество новых исследований, в том числе, диссертационного уровня, посвященных рассмотрению различных аспектов проблемы гражданского общества и его взаимодействия с государством, но в них не хватало трудов посвященных влиянию гражданского общества на этнополитическую безопасность8.

Роль гражданского общества в обеспечении этнополитической безопасности страны исследовалась автором не умозрительно, а на основе изучения настоящего состояния этнополитической сферы российского общества, которое анализируется в работах, составивших пятую группу исследований9. Анализ изученных трудов позволил определить недостаточную степень изученности предложенной проблемы.

В шестую группу исследований вошли научные работы, в том числе диссертационные исследования, в которых анализируется как история российской этнополитики, так и ее современное состояние и специфика10. В данных работах роль гражданского общества в обеспечении этнополитической безопасности еще не достаточно глубоко изучено и требует всестороннего анализа.

Особую, седьмую группу исследований составили работы, в которых рассматриваются феномены нации, этносов, феномен этничности, причем в рамках и терминах, прежде всего, политологической методологии11. Однако потребовалось более широкое изучение данных феноменов для точного формулирования выводов по проблеме гражданского общества в сфере этнополитической безопасности.

Из анализа литературы следует, что исследование роли гражданского общества в обеспечении этнополитической безопасности страны не нашло еще должного отражения в научных трудах. Комплексного политологического анализа указанной проблемы не проводилось.

Объектом диссертационного исследования является этнополитическая безопасность российского общества. 

Предметом диссертационного исследования является влияние гражданского общества на обеспечение этнополитической безопасности России.  

Основная цель диссертационного исследования состоит в выявлении механизмов и инструментов воздействия гражданского общества на этнополитическую безопасность России. 

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих исследовательских задач:

  1. Сформулировать авторское определение сущности и содержания этнополитической безопасности и деятельности по обеспечению этнополитической безопасности;

  2. Осуществить политологический и деятельностный анализ сущности деятельности по обеспечению этнополитической безопасности и обосновать субъектность гражданского общества в этой деятельности;

  3. Рассмотреть сущность гражданского общества, проанализировать реализацию его сущностных черт в деятельности по обеспечению этнополитической безопасности и на этой основе выявить функции  гражданского общества в сфере обеспечения этнополитической безопасности России;

  4. Выявить инструментальные механизмы воздействия гражданского общества на этнополитическую безопасность России;

  5. Рассмотреть современное состояние сферы этнополитической безопасности в России, особенности реализации функциональной роли гражданского общества в этой сфере и выявить на этой основе  закономерность зависимости гражданской активности в сфере обеспечения этнополитической безопасности и степени этнополитической защищенности нации;

  6. Сформулировать императивы реализации функций гражданского общества сфере обеспечения этнополитической безопасности России.

Теоретико-методологическую базу исследования составили положения системного подхода, идеи представителей мировой философской и политологической мысли по проблемам функционирования гражданского общества, а также теории безопасности. В исследовании использовались методы социально-философского, политологического, исторического анализа и синтеза, классификации и систематизации, теоретического обобщения, описания, контент-анализа и другие.

На первом плане в методологии исследования стоит системный метод, позволяющий обобщить и типологизировать широкий круг разнородных явлений, понять комплекс взаимосвязей объективных качественных изменений общества и во многом стихийного течения этнополитических процессов. Методологический принцип системности позволил автору представить безопасность российского общества как системный синтез состояния этнополитической сферы, деятельности по обеспечению этнополитической безопасности и состояния самого субъекта безопасности, то есть нации в целом, в котором отражается этнополитическое бытие.

Важное место принадлежит также деятельностному подходу, в методологии которого автор рассматривал деятельность по обеспечению этнополитической безопасности.

Основными методами исследования также явились: системно-логический сравнительный анализ общей и специальной литературы, публицистики и материалов периодической печати; обобщение имеющейся в распоряжении автора фактологической базы данных. Кроме того, автором применялись приемы синхронного и диахронного анализа общественных явлений. 

Структура диссертации обусловлена целью, задачами, внутренней логикой исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, двух глав (Глава 1. «Методологические основы анализа роли гражданского общества в обеспечении этнополитической безопасности России»; Глава 2. «Особенности функционирования гражданского общества в системе этнополитической безопасности России»), заключения, списка использованной литературы, приложения.

  1   2   3   4

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница