80 Исторические исследования ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Идея империи в Византии в эпоху императора Юстиниана (527 – 565) (к истории общественно-политической и правовой мысли ранней Византии) Сергей Цоя Введение мы полагаем, являлась идея империи. Многое в мире изменилось, и Византия уже не в пол- В эпоху Юстиниана Византия переживала ной мере соответствовала Риму. В то же время свое возрождение. Античное общество после отказа от идеи исключительности своего госу- потрясений V века (распад Римской империи дарства не последовало. Имперская традиция на два государства и последующее падение За- продолжалась, но на несколько иной основе и падной Римской империи) как бы пыталось в иных условиях. Необходимо разобраться, как взять реванш, восстановиться в прежнем своем же происходила самоидентификация ромей- великолепии и даже в чем-то превзойти самое ского (то есть римское в греческом произноше- себя. нии) государства и всего связанного с этим. Идею империи в данном контексте мы Стержнями эпохи стали: 1) внешняя по- понимаем как комплекс представлений об им- литика, направленная на восстановление Рим- перии, обладающий определенной стройно- ской империи в ее прежних границах; 2) даль- стью и систематичностью2. Наиболее важные нейшая адаптация христианства в империи и, моменты здесь: великодержавность, понятие в этой связи, продолжение разработки теории исключительности своего государства, терри- власти, а точнее, постепенное соединение ан- тория империи и ее место в мире, концепция тичных и христианских традиций и понятий в власти и инструменты управления (в контексте единое целое и создание на основе этого нового работы последнее — это тенденции к унифи- качества; 3) кодификация права и унификация кации). Рассмотрению этих вопросов главным Церкви, что стало превращаться в инструмент образом и посвящена работа. По данным бло- управления империей. Именно разрешение кам строится и ее структура. этих вопросов во многом окончательно офор- В работе был привлечен большой объем ис- мило как византийскую, так и христианскую точников: сочинения современников событий, цивилизацию в том виде, как мы ее знаем. По- архитектурные и художественные памятники этому считаем необходимым специально оста- той эпохи3. Многообразие источников позво- новиться на этом1. ляет посмотреть на проблему разносторонне, Важнейшим понятием данной эпохи, как они дополняют друг друга, давая возможность С. Цоя — Идея империи в Византии в эпоху императора Юстиниана (527-565) 81 видеть разные срезы вопроса. Важность этого Учителя Церкви и церковные историки пред- подтверждает тот факт, что рассматриваемый шествующего периода: Евсевий Памфил, Сократ главный вопрос не был в одном месте четко Схоластик, Аврелий Августин; античные авторы: и лаконично зафиксирован. Не существовало Платон, Аристотель, Цицерон, Арриан, Пли- в то время никакого специального сочинения ний Младший, Светоний и Аврелий Виктор; на указанную тему, ставшего квинтэссенцией некоторые памятники права других эпох: «Ин- взглядов всей эпохи. Поэтому идея империи в ституции» Гая, сборник законов VIII века «Эк- Византии эпохи Юстиниана есть образ собира- лога». Подробнее см. литературу: Cameron Av. тельный, сконструировать его возможно лишь, Procopius and the Sixth Century. Classical life and используя разнообразные источники. letters. London: Variorum reprints, 1985; Cameron Несмотря на обилие литературы, посвя- Av., Cameron Al. Christianity and Tradition in the щенной времени Юстиниана, проблему идеи Historiography of the Late Empire. The Classical Quarterly, New Series, 1964, Vol. 14, Nr. 2, P. империи специально никто не рассматривал4, 316-328; Hunger H. Die hochsprachliche profane хотя это являлось одной из центральных тем Literatur der Byzantiner. Bd. 1-2. München: С. Н. той переломной эпохи. Beck, 1978; Kaegi W. E. Byzantium and the decline Примечания: of Rome. Princeton: Princeton University Press, 1 1968; Karayannopulos J., Weiss G. Quellenkunde Рассматривая данные вопросы, мы не стре- zur Geschichte von Byzanz. Wiesbaden: мились к их всеобъемлющему охвату, затрагивая Harrassowitz, 1982; Krumbacher K. Geschichte их лишь в контексте указанной темы работы и der byzantinischen Literatur von Justinian bis останавливаясь часто только на основных тенден- zum Ende des Ostromischen Reiches (527-1453). циях. 2. Aufl. München: С. Н. Beck, 1897; Ševčenko I. 2 Идея империи в данном контексте есть Agapetus East and West. The Fate of a Byzantium понятие более широкое, чем идеология импе- „Mirror of Princes”. In: Ševčenko I. Ideology and рии, ибо это не только набор идей, служащих culture in the Byzantine world. London, 1982. P. политическим целям. Понятие идеи здесь при- 3-44; Tinnefeld F. H. Kategorien der Kaiserkritik меняется и как самодостаточный образ, опосре- in der byzantinischen historiographie von Prokop дованно влияющий на общественные процессы bis Niketas Choniates. München: Fink, 1971; Бе- и политику. К тому же сам термин идеология недикти Р. Взятие Рима Аларихом: К вопросу появился в XIX веке, и его не всегда корректно об историографическом методе Прокопия Ке- относить к политическому, правовому и религи- сарийского. ВВ, 1961, Т. 43. С. 23-31; Досталова озному сознанию византийцев. Р. Напряженность социальной обстановки в 3 Привлеченные источники необходимо Византии V-VI вв. В отражении анонимного разделить на следующие группы: 1) Огромный трактата. ВВ, 1990 (1991), Т. 51, С. 45-57; Копосов свод законодательства Юстиниана, состоящий из Н.Е. Наставление Агапита и западноевропей- четырех частей: Кодекс, Дигесты, Институции, ская политическая мысль XVI-XVII вв. (Агапит и Новеллы. 2) Светские историки и писатели. Это Эразм). ВВ, 1982, Т. 43. С. 90-97; Кривушин И.В. современники Юстиниана и те, труды которых Ранневизантийская церковная историография. были написаны несколько позже: Прокопий Ке- СПб.: Алетейя, 1998; Липшиц Е.Э. Право и суд сарийский, Агафий Миринейский, Петр Патри- Византии в IV – VIII вв. Л.: Наука, 1976; Удальцо- кий, Менандр Протиктор, Иоанн Лид, поэт Па- ва З.В. Идейно–политическая борьба в ранней вел Силенциарий, также анонимный трактат «О Византии. М.: Наука, 1974. С 198; Она же. Из политической науке». 3) Церковные историки византийской хронографии VII в. Иоанн Лав- и писатели. Евагрий Схоластик, Агапит, Иоанн рентий Лид. Пасхальная хроника. ВВ, 1984, Т. 45. Малала, Кирилл Скитополит. 4) Кафедральный C. 54-65; Она же. Мировоззрение византийского собор Святой Софии в Константинополе, моза- историка VI в. Агафия Миринейского. ВВ, 1968, ики «Приношение Юстиниана» и «Приноше- Т. 29. C. 153-169; Она же. Мировоззрение Про- ние Феодоры» из Равенны, Сан-Витале. Другие копия Кесарийского. ВВ, 1971, Т. 31. C. 8-22; Она мозаики и статуи, не дошедшие до наших дней, же. К вопросу о мировоззрении византийского но сохранившиеся в описаниях. 5) Дополнитель- историка VI в Евагрия. ВВ, 1969, Т. 30. C. 63-72; ные источники. Это труды некоторых авторов Она же. Мировоззрение византийского хрониста Западной Европы VI века: «Гетика» Иордана, Иоанна Малалы. ВВ, 1971, Т.32. С. 3-23; Она же. «История Франков» Григория Турского; сочине- Церковные историки ранней Византии. ВВ, 1982, ния классиков античной и христианской мысли, Т. 43. С. 3-21. начиная со Священного писания – Библии. Так- 4 Без сомнения, многие исследователи в той же в работе упоминаются наиболее известные или иной степени затрагивали интересующую |