Молодой специалист: особенности социально-профессиональной социализации


Скачать 385,74 Kb.
НазваниеМолодой специалист: особенности социально-профессиональной социализации
страница1/3
Хизбуллина Радмила Радиковна
Дата конвертации20.08.2012
Размер385,74 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьСоциальная структура, социальные институты и процессы
Год2012
На соискание ученой степениКандидат социологических наук
  1   2   3



На правах рукописи


Хизбуллина Радмила Радиковна


МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ


Специальность 22.00.04 – социальная структура,

социальные институты и процессы


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Казань
– 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Казанский государственный энергетический университет».



Научный руководитель:

Хайруллина Юлдуз Ракибовна

доктор социологических наук, профессор


Официальные оппоненты:

Зинурова Раушания Ильшатовна

доктор социологических наук, профессор




(Казанский национальный исследовательский технологический университет)


Хурамшина Айгуль Зуфаровна

кандидат социологических наук, доцент

(Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г.Казань)



Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»



Защита состоится «29» мая 2012 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.25 при ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д.35 (2-й корпус), конференц-зал научной библиотеки.


С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского КФУ (г. Казань, ул. Кремлевская, д.35, корп.2).

Электронная версия автореферата опубликована на официальном сайте ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» http://www.kpfu.ru.


Автореферат разослан «____» апреля 2012г.





Ученый секретарь

диссертационного совета С.А. Ахметова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что среди социально-экономических проблем, затрагивающих интересы молодежи Республики Татарстан, особо остро обозначился вопрос её занятости, социально-профессиональной социализации. С принятием нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на всех уровнях возрастает значение и роль структур, призванных обеспечить достойное качество образования. Система образования, существовавшая в советское время, претерпела значительные изменения, и в современном обществе пересматривается место института распределения и практики, который, помимо ознакомления студента с профессией, давал освоение и опытное закрепление практических профессиональных навыков, приобретенных на производственных предприятиях страны.

Проблема социально-профессиональной социализации молодых специалистов обусловлена потерей высшей школой функции профессионализации. Анализ образовательной среды высшего профессионального учебного заведения как совокупности ряда условий, способствующих развитию социальных и профессиональных качеств молодого специалиста, оставляет открытым ряд вопросов. В частности, об особенностях влияния высшей школы на социально-профессиональную социализацию молодых специалистов. Согласно данным статистики, у молодых людей мотивы поступления в вуз следующие: получить диплом «ради диплома», получить отсрочку от армии, «закончить вуз, как и друзья» и т.д. Однако предприятия энергетической отрасли в Республике Татарстан заинтересованы не в количестве выпускников, а в качественном профессиональном образовании будущих молодых специалистов, так как социально-профессиональная социализация выпускника вуза во многом обусловлена базой профессиональных навыков и знаний, которую студенту дает высшая школа. Успешная социально-профессиональная социализация молодого специалиста является одним из важных условий для грамотного функционирования энергопредприятия в целом.

Специфика деятельности на предприятиях энергетической отрасли, в отличие от других отраслей хозяйствования, требует от специалистов профессиональной грамотности и знаний основ эксплуатации, ремонта и обслуживания сложных энерго-производственных мощностей. Специфика энергоотрасли предполагает также эффективное использование энергетических ресурсов, что невозможно без знаний основ специальных дисциплин и идентификации молодым специалистом себя с профессиональным сообществом. Наконец, понимание высокой социальной ответственности деятельности молодого специалиста определяет необходимость изучения системы их профессиональной подготовки, особенностей социально-профессиональной социализации.

Преимущества социологического подхода позволяют осуществить комплексный анализ понятия «социально-профессиональная социализация молодого специалиста», определить сущность и особенности данного процесса.

Степень научной разработанности темы. Особенности процесса социализации молодежи широко рассматривались в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

В работах представителей структурно-функционального подхода (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс)1 социализация изучается через выявление причинных закономерностей, а также функциональных связей, существующих независимо от индивида, воздействующих на него, корректирующих его поведение. В стратификационной концепции (М.Вебер, П.Сорокин)2 социализация представлена в качестве регулятора деятельности социальных институтов. Институт образования, рассматриваемый в социологических воззрениях М.Вебера, становится источником социальной дифференциации. Влиянию на адаптивный потенциал молодых работников таких показателей, как уровень образования, статус, уровень доходов и т. д., посвящены работы отечественных ученых (Э.З. Галимова, Т.И. Заславская, Н.Е. Покровский и др)3.

Закономерности функционирования молодежного рынка труда анализировали представители такого направления, как институционализм (Дж. Гэлбрейт, Т.Веблен)4, в котором рассматривается решение проблем в сфере труда и занятости с помощью институциональных реформ. Отвергая выдвинутые классической экономической школой положения об однородности рынка труда и открытости отношений занятости, они заложили основы для развития концепции сегментированного рынка труда (Д.Гордон, Дж. Данлоп, П.Деренгер, М.Пайо, М.Портер и др.)5. Рассматривая идею о возможности существования кластеров, Дж. Данлоп считал, что последние объединяют рабочие места, в которых формируется примерно одинаковый уровень оплаты. Так, П.Деренгер и М.Пайо определили, что, помимо внешнего рынка труда, предприятия имеют и свои внутренние рынки, деятельность которых всегда обусловлена спецификой отрасли и квалификации специалистов. М.Пайо выделил в однородном кластере еще и существование неформальных внутрифирменных связей, корпоративных норм, правил. В работах отечественных исследователей (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, В.Д. Парыгин) выделяются различные аспекты, раскрывающие влияние социально-профессиональной среды на формирование и развитие личности молодого специалиста.

Сущность, структура и факторы социализации личности рассмотрены в трудах зарубежных ученых (Ч.Кули, Дж. Мид, С.Стауффер, А.Хайлер, Х.Хьюмен,)1 и отечественных исследователей (М.Ю. Опенкова, Г.В. Осипова, В.В. Фурсовой, Ю.Р. Хайруллиной, Д.Х. Ханнановой, В.А. Ядова и др.)2.

В современной социологической науке существует ряд работ (Т.П. Воронина, И.В. Налетова и др.)3, посвященных необходимости поиска новых подходов к пониманию человеческого капитала на производстве как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.

Работы представителей компетентностного подхода (Г.Беккер, П.Бурдье, Э.Ф.Зеер, Дж. Колман, Дж. Равен)4 посвящены изучению связи компетентности специалистов и содержания профессионального образования. По мнению отечественных ученых (И.В. Воробьева, Г.У. Матушанский, Ф.А. Шогенова и др.)1, компетентностный подход является способом достижения нового качественного образования.

В работах, посвященных вопросам профессионально-технического образования (Л.И. Васина, Х.Н. Ханнанова, С.В. Чеботарева и др.)2, рассматриваются вопросы профессиональной компетентности молодых специалистов, механизмы и сущность формирования их профессионального мастерства.

Необходимости профессиональной подготовки молодых кадров в соответствии с потребностями социальных институтов посвящены работы Р.Г. Минзарипова, С.Ш. Палферовой, Ю.К. Черновой и др.3

Разнообразные специальные и комплексные способы организации учебной деятельности в высшей школе описаны в работах Н.А. Аникановой, В.С. Белгородского, Л.Н. Стариковой, А.В. Сотниковой и др.4

Несмотря на обилие теоретических работ и эмпирических исследований, посвященных анализу различных аспектов социализации молодежи, вскрывается недостаточная изученность особенностей, этапов и факторов социально-профессиональной социализации молодых специалистов на предприятиях энергетической отрасли, отсутствуют модели совершенствования данного процесса.

Перечисленные проблемы обусловили постановку цели и задач диссертационного исследования.

В качестве объекта исследования выступают молодые специалисты.

Предмет исследования – социально-профессиональная социализация молодых специалистов.

Целью диссертационного исследования является определение особенностей и направлений совершенствования социально-профессиональной социализации молодых специалистов на предприятиях энергетической отрасли.

Достижение указанной цели потребовало реализации следующих задач:

1) опираясь на совокупность социологических подходов, определить содержание понятий «молодой специалист», выделив его основные характеристики, «социально-профессиональная социализация молодого специалиста»;

2) охарактеризовать этапы и особенности социально-профессиональной социализации молодых специалистов, выявив роль производственной практики;

3) проанализировать факторы социально-профессиональной социализации молодых специалистов на основе эмпирических исследований;

4) выработать направления совершенствования и модели социально-профессиональной социализации молодых специалистов на предприятиях энергетической отрасли.

Теоретико-методологической основой исследования послужили:

1. Структурно – функциональный подход (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Парсонс), с помощью которого анализируется статус молодых специалистов в социально-профессиональной структуре предприятий.

2. Теория стратификации (М.Вебер, К.Девис, К.Маркс, У.Мур, П.Сорокин), применение которой позволяет рассмотреть статусное неравенство молодых специалистов, исходя из категорий: образование, профессия, престиж.

3. Компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, Дж.Колман, Дж.Равен), объясняющий основу отбора и конструирования методов обучения через структуру соответствующих функций образования и компетенций, формирующих квалификацию молодых специалистов в соответствии с требованиями профессионально-трудовой среды.

4. Теория человеческого капитала (Г.Беккер, П.Бурдье, Дж.Минсер, М.Фридман, Т.Шульц), позволяющая оценить комплекс профессиональных знаний и навыков молодого специалиста как капитал, приобретенный в процессе профессионального обучения и влияющий на социально-профессиональную социализацию.

5. Теория социализации личности (Ч.Кули, Дж.Мид, А.Хайлер) и референтных групп (Х.Хьюмен, С.Стауффер) через которые рассматривается влияние компонентов, социальных групп образовательной среды и предприятия на социально-профессиональную социализацию молодого специалиста.

Эмпирическую базу исследования составили:

- анализ нормативных правовых актов в области высшего профессионального образования («Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.»);

- материалы печатных и интернет-изданий за период с 2005г. по 2011г. («Энергонадзор», «Рынок Электротехники», «Кадры Предприятия» и др.),

- интернет-публикации порталов: http://prav.tatarstan.ru, http://hr.minpromrf.ru, http://info.tatcenter.ru, http://www.consultant.ru, http://www.depedu.ru, содержащие тексты нормативных законодательных актов и постановлений в области кадрового и стратегического развития промышленности, в частности энергетической отрасли;

- результаты авторского социологического исследования, проведенного в 2009-2010гг. и выполненного в виде сплошного опроса студентов 4-х, 5-х курсов ФГБОУ ВПО «КГЭУ» (n=804 чел.), прошедших производственную практику на предприятиях энергетической отрасли г.Казани. Ошибка выборки составила 5%;

- данные анкетного опроса молодых специалистов на предприятиях энергоотрасли, проведенного в 2010г. (n=796 чел.) с допустимой ошибкой выборки 5%. Квотная выборочная совокупность составлена с учетом возрастного критерия (до 30 лет), наличия высшего профессионального образования (диплом ФГБОУ ВПО «КГЭУ») и распределения молодых специалистов по предприятиям энергетической отрасли г. Казани;

- материалы экспертных интервью, проведенных в 2009-2010гг. с участием руководителей среднего и высшего звена, специалистов отделов кадров предприятий энергоотрасли г.Казани (n=15 чел.).

- результаты вторичного анализа материалов исследования, посвященного оценке факторов адаптации молодых специалистов на производственных предприятиях, обслуживающих энергетические и др. мощности при ОАО «РЖД». Выборка охватывала молодых специалистов 82,6% - мужчины, 17,4% - женщины. Возраст респондентов до 25 лет (52,6%), от 25 до 30 лет (47,4%). Исследование проводилось на базе Отраслевого центра психологических исследований г. Санкт-Петербурга.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Определено содержание и предложена авторская интерпретация понятия «молодой специалист», выделены его основные характеристики. Под «молодым специалистом» понимается субъект социальной деятельности не старше 30 лет, имеющий высшее профессиональное образование, усваивающий профессиональные навыки, модели поведения в рамках статуса, формирующегося в процессе социально-профессиональный социализации.

2. Раскрыто содержание понятия «социально-профессиональная социализация молодого специалиста» как его успешное включение в профессионально-трудовую среду предприятия, обретение им положения в статусно-профессиональной стратификации, формирование чувства профессиональной идентификации.

3. На основе эмпирических данных определена роль и выявлены условия производственной практики, детерминирующие социально-профессиональную социализацию молодых специалистов. Выявлено, что на социально-профессиональную социализацию молодого специалиста в процессе производственной практики оказывают влияние объективные и субъективные условия, формирующие у молодых специалистов удовлетворенность сущностью производственной практики и представление о связи обще-профессиональных и специальных дисциплин с профессией.

4. Проанализированы внешние и внутренние факторы профессионально-трудовой среды, влияющие на показатели социально-профессиональной социализации молодых специалистов. Среди показателей внешних факторов наиболее существенным являются удовлетворенность условиями и содержанием труда, соответствие уровня подготовки молодого специалиста требованиям предприятия – «заказчика», менее значима удовлетворенность корпоративной политикой предприятия. Основными показателями внутренних факторов являются, в первую очередь, совпадение личностных ожиданий и установок молодого специалиста с возможностями, предоставляемыми в рамках профессионально-трудовой среды предприятия, во вторую очередь, степень адаптации к коллективу.

5. Выработаны направления совершенствования социально-профессиональной социализации, в рамках которых предложены программы, реализуемые на региональном уровне, уровне предприятий энергоотрасли, уровне учреждений высшего профессионального образования. Предложены авторские модели социально-профессиональной социализации молодых специалистов: структурно-функциональная модель, позволяющая систематизировать уровень учреждений высшего профессионального образования и уровень предприятий энергоотрасли в рамках статусно-ролевого становления молодого специалиста в процессе социально-профессиональной социализации; компетентностная модель, формирующая квалификационно-профессиональный и личностно-ориентированный профили социально-профессиональной социализации молодого специалиста на уровне учреждений высшего профессионального образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Молодой специалист, рассматриваемый в качестве субъекта социальной деятельности, усваивает профессиональные навыки и модели поведения в рамках статуса, благодаря процессу социально-профессиональный социализации.

В структуре социально-профессиональной социализации молодого специалиста рассматриваются этапы, факторы и условия, формирующие профессионально-ориентированную личность. Социально-профессиональная социализация молодого специалиста реализуется в рамках двух последовательных этапов: высшая школа и профессионально-трудовая среда предприятия. Критериями результата социально-профессиональной социализации являются оценки соответствия профессиональной подготовки молодого специалиста, формирующейся на этапе высшей школы в условиях производственной практики, требованиям отрасли, а также влияния факторов профессионально-трудовой среды предприятия.

2. Социально-профессиональное становление молодого специалиста осуществляется на 4-х, 5-х курсах высшей школы под влиянием условий производственной практики. Система знаний, которую приобретает будущий молодой специалист в ходе учебного процесса, представляет собой стартовые условия для их использования в процессе профессиональной деятельности.

Среди объективных условий, формирующих у молодых специалистов удовлетворенность прохождением производственной практики на предприятии, согласно результатам эмпирических исследований, доминируют наличие минимально необходимого оборудования, санитарные условия, освещенность рабочего места, наличие систем кондиционирования и отопления, в меньшей степени - удобное расположение предприятия, наличие высокотехнологичного оборудования рабочего места.

Анализ субъективных условий производственной практики позволяет оценить степень соответствия полученных знаний в рамках обще-профессиональных и специальных дисциплин реальным задачам предприятия. На эмпирическом уровне выявлено, что чем ниже заинтересованность студента в организации практического обучения, качестве получаемых профессиональных знаний, навыков и умений, тем меньше желание осуществлять профессиональную деятельность в реальных условиях на этапе профессионально-трудовой среды. При этом если выпускник высшей школы слабо подготовлен в теоретическом и особенно в практическом плане, он неизбежно проигрывает в рыночных условиях из-за недостаточной конкурентоспособности. В конечном итоге, проигрывают все участники рынка: и сами молодые специалисты, и предприятия энергоотрасли, и государство в целом.

4. Социально-профессиональная социализация молодого специалиста на предприятиях энергетической отрасли осуществляется через влияние внешних и внутренних факторов профессионально-трудовой среды предприятия.

Внешние факторы влияют на объективные показатели социально-профессиональной социализации, среди которых имеют первостепенное значение для молодых специалистов, но на сегодняшней день менее всего реализованы удовлетворенность условиями и содержанием труда, соответствие уровня профессиональной подготовки специфике работы на предприятии энергоотрасли. Менее значима для молодых специалистов, но более реализована удовлетворенность корпоративной политикой.

Внутренние факторы профессионально-трудовой среды влияют на субъективные показатели социально-профессиональных диспозиций личности молодого специалиста, среди которых более значимо, но менее всего реализовано совпадение личностных ожиданий и установок с реальными условиями профессионально-трудовой среды (несоответствие соотношения обязанностей с уровнем заработной платы, «завышенность» требований, предъявляемых на рабочем месте в рамках должности). Менее значима для молодых специалистов, но более реализована адаптация к коллективу.

Результаты определения и анализа особенностей социально-профессиональной социализации молодых специалистов обосновывают целесообразность выработки направлений и построения моделей её совершенствования.

5. Направления совершенствования социально-профессиональной социализации конкурентоспособного молодого специалиста реализуется на региональном уровне, уровне предприятий энергоотрасли, уровне учреждений высшего профессионального образования.

На региональном уровне направления совершенствования социально-профессиональной социализации молодых специалистов построены по принципу социального партнерства. На уровне предприятий энергоотрасли - в соответствии с принципом управления. На уровне учреждений высшего профессионального образования программы совершенствования социально-профессиональной социализации выстроены согласно принципу кластеризации. Целесообразно применение и реализация соответствующих различным уровням программ и моделей социально-профессиональной социализации молодых специалистов.

На основе структурно-функциональной модели систематизируются уровни влияния учреждений высшего профессионального образования и предприятий энергетической отрасли в рамках статусно-ролевого становления молодого специалиста.

Предложенная компетентностная модель позволяет формировать квалификационно-профессиональный и личностно-ориентированный профили социально-профессиональной социализации молодого специалиста на уровне учреждений высшего профессионального образования.

С точки зрения социологии конструирование теоретико-методологических моделей служит основой совершенствования социально-профессиональной социализации молодого специалиста.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно расширяет научное знание о сущности социально-профессиональной социализации молодых специалистов и способствует приращению знания в области социологии личности, социологии образования, теории стратификации. Результаты, полученные на основе авторских теоретических изысканий, позволят внести вклад в содержание одноименных дисциплин.

Теоретическую значимость представляют авторские модели социально-профессиональной социализации молодых специалистов в энергетической отрасли, которые могут стать основой для конструирования моделей других социальных процессов.

Сформулированные выводы и практические рекомендации могут послужить базой для последующих теоретических и практических исследований в области социализации молодых специалистов в условиях трансформации системы образования.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Предложенные направления, программы и модели совершенствования социально-профессиональной социализации молодых специалистов могут быть использованы в кадровой политике предприятий энергетической отрасли Республики Татарстан, а также при подготовке специалистов в рамках обновленных образовательных стандартов.

Положения и выводы настоящего диссертационного исследования могут быть учтены в деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования при разработке программ практической подготовки студентов.

Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования отражены в материалах докладов, представленных на региональных, всероссийских и международных конференциях. По теме исследования имеется 19 публикаций, общим объёмом 3,4 п.л., в том числе, 4 публикации в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографии и пяти приложений.

  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница