Разработка и исследование математической модели человеко-машинной системы «водитель транспортное средство внешняя среда»


Скачать 93,62 Kb.
PDF просмотр
НазваниеРазработка и исследование математической модели человеко-машинной системы «водитель транспортное средство внешняя среда»
страница1/6
ШМАКОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
Дата конвертации20.08.2012
Размер93,62 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьРоботы, мехатроника и робототехнические системы»
Год2012
На соискание ученой степениКандидат технических наук
  1   2   3   4   5   6

На правах рукописи 
 
 
 
 
ШМАКОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ 
 
 
РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 
ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЙ СИСТЕМЫ  «ВОДИТЕЛЬ – ТРАНСПОРТНОЕ 
СРЕДСТВО – ВНЕШНЯЯ СРЕДА» 
 
Специальность 05.02.05 
 «Роботы, мехатроника и робототехнические системы» 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ 
диссертации на соискание ученой степени 
кандидата технических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Владимир – 2012 
 


Работа выполнена в ФГБОУ ВПО "Владимирский государственный университет имени 
Алексея Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 
Научный руководитель: 
 
 
 
доктор технических наук, профессор  
Кобзев Александр Архипович 
  
Официальные оппоненты   
 
 
доктор технических наук, профессор  
Егоров Игорь Николаевич  
кандидат технических наук 
Черкасов Юрий Владимирович  
 
Ведущая организация: 
 
 
 
ОАО « ВНИИ «Сигнал» г. Ковров   
 
 Защита диссертации состоится 30 мая 2012 г. в 16-00 часов на заседании диссертацион-
ного совета Д 212.025.05 при ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет име-
ни  Алексея  Григорьевича  и  Николая  Григорьевича  Столетовых»  по  адресу:  600000,  г.  Влади-
мир, ул. Горького, д.87, ауд. 335-1. 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВлГУ. Автореферат размещен на сай-
тах Министерства образования и науки РФ (www.vak.ed.gov.ru) и ВлГУ (www.vlsu.ru). 
Отзывы  на  автореферат  в  двух  экземплярах  с  подписью,  заверенной  печатью,  просим 
направить ученому секретарю совета по указанному выше адресу. 
Тел. (4922) 477-790, e-mail: sim_vl@nm.ru 
 
 
 Автореферат разослан “   “  
 
 
 2012 г.  
 
   
 
 
 
 
 
 
 
Ученый секретарь диссертационного совета 
кандидат технических наук, доцент                                                                   Е.А. Новикова  
 
 


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
Актуальность работы. Мехатронный подход к описанию и исследованию 
человеко-машинных  систем  (ЧМС)  привлекает  все  большее  внимание  разработ-
чиков. Одним из процессов, относящихся к поведению человека в ЧМС, является 
управление  водителем  транспортным  средством   при движении по  трассе.  Здесь 
взаимодействует между собой следующие подсистемы: 1) трасса  – транспортное 
средство при движении и в статике;  2) транспортное средство  – водитель транс-
портного  средства;  3)  водитель  –  транспортное  средство.  Последняя  составляю-
щая отражает активное воздействие водителя на органы управления транспортно-
го средства, изменяющее параметры движения. В целом это мехатронная полуав-
томатическая  система  управления  с  замыканием  главной  обратной  связи  через 
оператора. В настоящей работе под человеко-машинной системой понимается со-
вокупность взаимодействующих объектов: трасса - транспортное средство - води-
тель. Водитель (человек-оператор) в этой системе рассматривается как динамиче-
ское звено в системе управления, работающий в режиме управления и  восприни-
мающий возмущения со стороны движущегося объекта. 
Возрастающая сложность задач управления техническим системами с чело-
веком-оператором в контуре управления требует учета его  особенностей и харак-
теристик, как динамического звена СУ. Наряду с вопросами управления в транс-
портных ЧМС важное значение имеют вопросы активной и пассивной безопасно-
сти  водителя транспортной системы в экстремальных и аварийных ситуациях. В 
настоящее время анализ взаимодействия водителя с элементами его рабочей зоны 
основан на натурных испытаниях, предусматривающих жесткий удар транспорт-
ного  средства  с  манекеном  с  бетонной  преградой  (краш-тест).  Они  продолжи-
тельны во времени и дорогостоящие, так как разбиваются автомобили и деформи-
руются  манекены  с  системой  датчиков.  Одним  из  путей  уменьшения  времени  и 
затрат  на  эти  испытания  является  замена  натурных  испытаний  моделированием 
процесса краш-теста  с  анализом деформаций оператора-водителя.  Процедура за-
мещения краш-теста представляет имитационное моделирование трех взаимосвя-
занных динамических систем: водитель – транспортное средство – внешняя среда 
(последняя  активируется  при  движении  объекта).  Этот  вопрос  также  встает  при 

  1   2   3   4   5   6

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница