Факультативные занятия как средство реализации принципа региональности в обучении химии


Скачать 89,26 Kb.
PDF просмотр
НазваниеФакультативные занятия как средство реализации принципа региональности в обучении химии
МЕЛЬНИК Анатолий Алексеевич
Дата конвертации21.08.2012
Размер89,26 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьТеория и методика обучения и воспитания (химия)
Год2002
на правах рукописи 
УДК 373.184:54 
 
 
 
 
 
МЕЛЬНИК Анатолий Алексеевич 
Факультативные занятия как средство реализации 
принципа региональности в обучении химии 
 
 
 
Специальность 
13.00.02- теория и методика обучения и воспитания (химия) 
 
 
 
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т 
диссертации на соискание учёной степени 
кандидата педагогических наук 
 
 
Санкт-Петербург 
2002 

 
 
2
 
Диссертация выполнена на кафедре методики обучения химии  
Российского государственного педагогического университета 
им. А.И. Герцена 
 
Научный руководитель: Почётный работник высшего профессионального об-
разования РФ, доктор педагогических наук, профес-
сор М.С. ПАК 
 
Официальные оппоненты: Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор 
педагогических наук, профессор  
Н.Н. СУРТАЕВА 
 
кандидат педагогических наук, старший научный 
сотрудник  
Э.Н. КИРИКИЛИЦА 
 
Ведущая организация- Санкт-Петербургский государственный университет 
педагогического мастерства 
 
 
Защита состоится 19 декабря 2002 г  в 1500 часов на заседании диссертационно-
го совета Д 212.199.22 Российского государственного педагогического универ-
ситета им. А.И. Герцена по адресу:  
191186 Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 2, ауд. 251 
 
 
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке  
Российского государственного педагогического университета  
им. А.И. Герцена. 
 
Автореферат разослан “___” ноября 2002 г 
 
 
Учёный секретарь диссерта-
 
Г.В. Некрасова 
ционного совета,  
кандидат химических наук, 
доцент 

 
 
3
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
Актуальность исследования. История российской школы показывает, что в 
течение  семи  десятилетий  она  развивалась  как  единообразная  система.  Такая 
постановка образования не могла не войти в противоречие с изменяющейся си-
туацией  в  образовательном  пространстве.  Не  случайно  одним  из  важнейших 
направлений  государственной  политики  стало  инициирование  и  обеспечение 
разработки региональных и муниципальных программ развития образования. 
В современной общеобразовательной школе используются 3 наиболее об-
щие формы обучения химии: урок, внеклассная работа и факультативные заня-
тия. Факультативные занятия имеют организационно- управленческие преиму-
щества перед внеклассными занятиями. Факультативные занятия организуются 
и реализуются, как и внеклассные занятия, в соответствии с интересами и инди-
видуальными  способностями  учащихся,  но  проводятся,  как  и  уроки,  согласно 
расписанию, имеют постоянный состав учащихся. 
В литературе раскрыты содержание и методика факультативного изучения 
следующих  разделов  химии:  основы  общей  химии  (Е.Е.Минченков, 
Л.Я.Смирнова);  строение  и  свойства  органических  соединений  (И.Н.Чертков); 
химия  металлов  (Т.З.Савич);  основы  химического  анализа  (А.М.Неймарк);  хи-
мия в сельском хозяйстве (А.А.Сударкина, И.И.Евсеева, А.Н.Орлова); вещества 
и  их  превращения  (И.Н.Борисов);  основы  биохимии  (Д.П.Ерыгин, 
Н.М.Колпакова,  М.А.Хачатурян);  основы  электрохимии  (Л.И.Каданер, 
А.А.Щёкина); химия в промышленности (Д.А.Эпштейн) и др. 
Ещё в Положении о факультативных курсах 1966 года указано, что в шко-
лах могут быть организованы не только курсы, которые рекомендованы Акаде-
мией педагогических наук, но и специальные факультативные курсы по химии, 
при выборе тематики которых следует учитывать не только интересы учащих-
ся,  но  и  особенности  производственного  окружения,  ведущих  отраслей  хозяй-
ства,  их  потребность  в  молодых  рабочих  кадрах.  В  объяснительной  записке  к 
факультативным курсам по химии указано, что программы факультативов “Хи-
мия в сельском хозяйстве” и “Химия в промышленности” должны быть приспо-
соблены  к  местным  условиям,  к  местному  промышленному  окружению.  Важ-
ное значение для мотивации учения имеют регионально значимые химические 
знания. Однако до сих пор нет научно обоснованного факультативного обуче-
нии химии, реализующего принцип региональности. Поэтому теория и методи-
ка факультативного обучения химии на основе принципа региональности в на-
стоящее время являются предметом научного исследования. 
Актуальность нашего исследования состоит в том, что разработка пробле-
мы факультативного обучения химии на основе принципа региональности име-
ет  не  только  научное  (связанное  с раскрытием теоретических  основ факульта-

 
 
4
тивного обучения химии на основе принципа региональности), но и социальное 
(связанное с воспитанием личности с ценностными отношениями к своему ре-
гиону, к химическим объектам окружающей среды родного края), а также при-
кладное значение (связанное с разработкой и реализацией методики факульта-
тивного обучения химии с регионально значимым содержанием). 
Исследование  обусловлено  необходимостью  разрешения  следующих  ос-
новных противоречий: 
⇒ между традиционно стабильным инвариантным содержанием факульта-
тивных  занятий  по  химии  и  необходимостью  отражения  в  них  регио-
нально значимого материала; 
⇒ между  традиционной  методикой  факультативного  обучения  химии  в 
средней школе и необходимостью реализации в ней инновационного ре-
гионально значимого содержания и нетрадиционных форм. 
Актуальность, неразработанность и нерешённость в теории и методике фа-
культативного обучения химии указанных выше научных задач и противоречий 
определили выбор темы исследования. 
Цель  исследования  -  разработка  современной  методики  факультативного 
обучения химии на основе принципа региональности. 
Объект исследования - процесс факультативного обучения химии на осно-
ве принципа региональности. 
Предмет  исследования  -  содержание  и  методика  факультативного  обуче-
ния химии на основе принципа региональности. 
В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза: качество 
усвоения инвариантных химических и регионально значимых знаний и умений, 
а также ценностных отношений к химическим объектам региона, окружающей 
среды родного края в процессе факультативного обучения химии обеспечивает-
ся реализацией: 
1) ведущих идей гуманизации, регионализации, интеграции; 
2) основных  принципов  научности,  индивидуализации,  добровольности, 
региональности, преемственной связи между факультативами, урочными 
и внеклассными занятиями; 
3) теоретической  модели  факультативного  обучения  химии,  представляю-
щей целостность компонентов: программно-целевого, содержательного, 
организационно-методического и результативно-оценочного; 
4) интеграции  инвариантного  и  регионально  значимого  содержания  фа-
культативных занятий; 
5) целостности  традиционных  и  инновационных  форм  организации  фа-
культативных  занятий,  в  их  числе  учебно-исследовательского  клуба  и 
эколого- химического рейда. 

 
 
5
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы 
основные задачи исследования: 
1. Осуществить  информационный  поиск  и  анализ  философской,  психоло-
го-педагогической,  дидактической  и  методической  литературы  по  про-
блеме факультативного обучения; 
2. Провести  теоретический  анализ  состояния  проблемы  факультативного 
обучения химии на основе принципа региональности; 
3. Изучить  практический  опыт  учителей  химии  по  факультативному  обу-
чению химии с учётом принципа региональности; 
4. По результатам теоретического анализа литературы выявить структуру и 
состав  регионально  значимого  содержания  факультативного  обучения 
химии; 
5. Разработать  теоретическую  модель  и  на  её  основе  методику  факульта-
тивного обучения химии с учётом принципа региональности; 
6. Осуществить  экспериментальную  проверку  эффективности  методики 
факультативного обучения химии на основе принципа региональности; 
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы 
исследования:  анализ  и  синтез  философской,  психолого-педагогической  и  ди-
дактико-методической литературы и нормативных документов по проблеме ис-
следования;  моделирование  и  проектирование;  анализ  результатов  теоретиче-
ского и экспериментального исследований; наблюдение, сравнение, обобщение, 
анкетирование, качественный и количественный анализ  ответов респондентов, 
педагогический  эксперимент,  статистическая  обработка  результатов  экспери-
мента и их методическая интерпретация. 
Научная  новизна  исследования  состоит  в  том,  что  впервые  обоснованы  и 
разработаны  теория  и  методика  факультативного  обучения  химии  на  основе 
принципа региональности. 
Теоретическая  значимость  диссертационной  работы  состоит  в  создании 
методических основ (ведущие принципы, теоретическая модель, методика) фа-
культативного обучения химии на основе принципа региональности. Обоснова-
на  необходимость  разработки  и  реализации  факультативного  обучения  химии 
на  основе  принципа  региональности.  Сформулированы  научно  обоснованные 
цели  факультативного  обучения  химии  на  основе  принципа  региональности. 
Раскрыты  понятия  “принцип  региональности  в  обучении”, “принцип  регио-
нальности  в  обучении  химии”, ”принцип  региональности  в  факультативном 
обучении  химии”.  Разработана  теоретическая  модель  факультативного  обуче-
ния  химии,  обеспечивающая  реализацию  в  целостности  инвариантного  и  ре-
гионально  значимого  содержания,  традиционных  и  инновационных  организа-
ционных форм и методов. 

 
 
6
Практическая значимость состоит в том, что теоретическая модель дове-
дена  до  уровня  методических  рекомендаций  по  организации  и  проведению 
учебно-исследовательского  клуба,  эколого-химического  рейда  и  других  форм 
факультативных занятий, эффективно реализующих принцип региональности и 
адресованных  учителям  химии  средних  общеобразовательных  школ  и  студен-
там - будущим учителям химии. 
Достоверность  результатов  обеспечивается  выбором адекватных  предме-
ту исследования современных методов, положительными значениями показате-
лей  эффективности  методики  факультативного  изучения  химии  на  основе 
принципа региональности. 
Апробация и внедрение результатов. 
Основные  результаты  исследования  изложены  в  публикациях  и  обсужда-
лись: на 47, 48 Герценовских чтениях, 49 Всероссийской научно- практической 
конференции (С.-Петербург, 2000, 2001, 2002), на IV, V Царскосельских чтени-
ях (Пушкин, 2000, 2001), на Международной конференции “Химическое обра-
зование и развитие общества” (Москва, 2000), на Вишняковских чтениях “Об-
разование в XXI веке- стратегия обновления и традиции” (Бокситогорск, 2001, 
2002), на конференции “Эколого- педагогическое образование: проблемы, пер-
спективы, инновация” (С.-Петербург, 2001). 
Материаллы исследования проверялись в процессе занятий со школьника-
ми  лично  автором  в  образовательных  учреждениях:  лицей  №19 (Архангельск, 
1997-1999),  школа № 281, Дворец детского творчества “У  Вознесенского мос-
та”, на базе которого проводились занятия с учащимися школ № 229, 232, 234, 
235, 241, 243, 260, 307 (С.-Петербург, 1999-2002). 
На защиту выносятся: 
1. Теоретическая  модель  факультативного  обучения  химии  на  основе 
принципа региональности; 
2. Содержание  и  методика  факультативного  обучения  химии,  обеспечи-
вающие высокий уровень качества инвариантных и регионально значи-
мых химических знаний, предметных умений и ценностного отношения 
учащихся к химическим объектам региона; 
3. Позитивные результаты педагогического эксперимента. 
 
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх 
глав, заключения, списка литературы и приложений. 
 
 
 
 
 

 
 
7
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 
 
Во введении обоснованы выбор темы исследования и её актуальность, оп-
ределены  объект,  предмет,  цель,  задачи,  гипотеза,  методы  исследования,  рас-
крыты  научная  новизна,  теоретическая  и  практическая  значимость  работы, 
сформулированы положения, выносимые на защиту. 
 
В  первой  главе  “Анализ  проблемы  факультативного  обучения  на  основе 
принципа региональности в теории и практике обучения химии” даётся анализ 
нормативных документов, педагогической и методической литературы по про-
блеме  исследования.  Анализ  документов  и  литературы  осуществлён  по  сле-
дующим  направлениям:  понятие  “факультатив”;  принципы  факультативного 
обучения; цели, содержание и классификация факультативных курсов; органи-
зация  факультативных  занятий;  методы  и  формы,  используемые  на  факульта-
тивных занятиях; факультативное образование в области гуманитарных, физи-
ко-математических  и  естественнонаучных  дисциплин;  понятие  принципа  ре-
гиональности  в  обучении;  факультативные  занятия  по  химии  на  основе  прин-
ципа региональности как объект методического исследования. 
Факультативные  занятия-  это  один  из  видов  дифференциации  обучения 
по интересам. В общеобразовательной школе они введены в 1966 году с целью 
углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, 
их профориентации. 
Понятие  “принцип  региональности  в  обучении”  формулировали  многие 
учёные:  С.П.Аржанов, Н.Н.Маньков, Е.А.Загвязинцев, К.Ф.Строев, А.Н.Турий, 
Т.С.Буторина. 
Под  принципом  региональности  в  обучении  мы  понимаем  исходное  поло-
жение, важнейший принцип, предполагающий обучение с использованием объ-
ектов  знакомой  окружающей  cреды  в  соответствии  с  современным  образова-
тельным стандартом и с учётом разнообразных местных особенностей с целью 
формирования у учащихся ответственного отношения к родному краю. 
Под принципом региональности в обучении химии мы понимаем исходное 
положение,  руководствуясь  которым  реализуется  химико-образовательный 
процесс в соответствии с современным образовательным стандартом по химии 
и с учётом разнообразных особенностей региона. 
Под  принципом  региональности  в  факультативном  обучении  химии  мы 
понимаем  исходное  положение, важнейший принцип, предполагающий обуче-
ние  с  использованием  химических  объектов  знакомой  учащимся  окружающей 
cреды  в  соответствии  с  современным  образовательным  стандартом,  с  учётом 
разнообразных местных особенностей и индивидуальных интересов учащихся с 
целью формирования у них элементов экологической культуры. 

 
 
8
Под факультативным обучением химии мы понимаем одну из важнейших 
организационных  форм  обучения,  которая  организуется  и  реализуется  в  соот-
ветствии  с  интересами  и  индивидуальными  способностями  учащихся  и  содей-
ствует эффективному решению химико-образовательных задач. 
Под  факультативным  обучением  химии  на  основе  принципа  регионально-
сти  мы  понимаем  одну  из  важнейших  форм  обучения,  которая  реализуется  в 
соответствии  с  интересами  и  индивидуальными  способностями  учащихся  и  с 
учётом разнообразных местных особенностей. 
Целью факультативного обучения химии на основе принципа регионально-
сти является формирование у учащихся экологической культуры посредством 
раскрытия специфики химии природной среды и химико-экологической ситуа-
ции  в  регионе  в  целом  (богатства  недр  и  перспективы  их  использования,  со-
стояние химической промышленности и перспективы её развития, химические 
аспекты экологических проблем региона и пути их решения). 
 
Во  второй  главе  “Теория  и  методика  факультативного  обучения  химии 
как  средства  реализации  принципа  региональности”  представлены  теоретиче-
ская модель факультативного обучения химии, а также методика факультатив-
ных занятий на основе принципа региональности, разработанные согласно этой 
модели. 
Теоретическая  модель  факультативного  обучения  химии  на  основе  прин-
ципа  региональности  включает  в  себя  программно-целевой,  содержательный, 
организационно-методический  и  результативно-оценочный  компоненты  (см. 
схему 1). 
Программно-целевой  компонент  теоретической  модели  отвечает  на  во-
прос: “С какой целью организуется факультативное обучение химии?”. Факуль-
тативное  обучение  химии  организуется  с  целью  формирования  личности.  Со-
держательный  компонент  теоретической  модели  отвечает  на  вопрос  “Чему 
учить?”  и  включает  в  себя  систему  знаний  (инвариантных  и  вариативно-
региональных), систему регионально значимых предметных умений и систему 
ценностных  отношений  к  родному  краю.  Организационно-методический  ком-
понент  теоретической  модели  представляет  собой  систему  взаимосвязанных  и 
взаимообусловленных  традиционных  факультативных  занятий  и  нетрадицион-
ных  форм,  методов  и  средств  обучения,  обусловленных  инвариантным  и  спе-
цифическим содержанием вариативной части факультативного обучения химии 
(регионального  компонента).  К  числу  нетрадиционных  форм  мы  относим  соз-
данные  нами  учебно-исследовательский  клуб  учащихся  и  эколого-химический 
рейд, функционирующие с учётом принципа региональности. В соответствии с 
указанными нетрадиционными формами факультативного обучения химии обу-
словлены его методы и средства. Регионально направленная деятельность субъ-

 
 
9
ектов  факультативного  обучения  химии  представлена  целенаправленным  их 
взаимодействием  посредством  нетрадиционных  методов,  форм  и  средств  обу-
чения. Результативно-оценочный компонент включает в себя результат факуль-
тативного  обучения  химии  и  методику  его  оценки.  Это  сформированность  ка-
чественных инвариантных химических и регионально значимых знаний и уме-
ний,  в  частности  химико-экспериментальных  умений  проводить  регионально 
значимые исследования, решать регионально значимые задачи; ценностных от-
ношений  к  атмосфере,  гидросфере,  литосфере,  биосфере,  ноосфере  на  локаль-
ном уровне; ценностного отношения к региону как важнейшей части окружаю-
щего мира. 
Разработанные  нами  факультативные  курсы  строятся  на основе принципа 
региональности  и  связаны  с  химией  окружающей  cреды  региона  (Архангель-
ской  области  и  города  Санкт-Петербурга).  Название  факультативного  курса 
конкретизируется  в  зависимости  от  того,  какое  химическое  содержание  для 
данного региона будет наиболее значимым. Так, например, поскольку на терри-
тории  Архангельской  области  в  недрах  залегает  большое  количество  неразра-
ботанных  специфических  минеральных  ресурсов,  имеющих  большое  значение 
для развития народного хозяйства и промышленности данного региона, то в ка-
честве  регионально  значимого  материала  в  разработанном  нами  для  учащихся 
Архангельской области факультативном курсе является химия полезных иско-
паемых. Для учащихся города Санкт-Петербурга регионально значимым мате-
риалом  в  разработанном  нами  факультативном  курсе  является  химия  водных 
объектов (рек, каналов, Финского залива, Ладожского озера).  

 
 
10
 
Идеи в ФОХ 
Функции ФОХ 
Принципы ФОХ 
⇒ гуманизации 
⇒ воспитывающие 
⇒ научности 
⇒ регионализации 
⇒ развивающие 
⇒ добровольности 
⇒ интеграции 
⇒ обучающие 
⇒ региональности 
 
⇒ деятельностно-практические ⇒ преемственной связи с 
⇒ ценностно-ориентационные 
урочными и внеурочными 
занятиями 
 
 
 

 
 
⇔ 
Цель ФОХ - формирование личности 
⇔ 
 

 
⇔ 
Содержание ФОХ - система... 
⇔ 
 
химических знаний 
химико-
ценностных 
 
экспериментальных  
отношений 
умений 
 
инвариантных и  
инвариантных и  
к учебному предмету   
вариативных региональ- вариативных региональ-
химии; к химическим 
но значимых 
но значимых 
объектам региона 
 
 
 

 
⇔ 
Методы, формы и средства ФОХ 
⇔ 
 
традиционные 
нетрадиционные 
 
 учителя
 
факультативные заня-
учебно- исследовательский клуб, эколого-
 
 учащихся
тия, лекции, беседа, 
химический рейд, экспертная оценка, эколо-
семинары, практикум,  го-химический пост, региональный учебно-
конференции, решение  исследовательский экологический проект, 
расчётных и экспери-
адресная полевая химическая лаборатория, 
Деятельность
ментвальных задач, 
региональная эколого-образовательная ак-
работа с литературой 
ция, экскурсии в местные лаборатории и на 
Деятельность
предприятия 
 

 
⇔ 
Результат ФОХ - сформированность... 
⇔ 
 
⇒ качественных инвариантных и регионально значимых химических   
знаний; 
⇒ инвариантных и регионально значимых химико-
экспериментальных умений; 
⇒ ценностных отношений к предмету химии; к региону как важней-
шей части окружающего мира, к химическим объектам региона 
 
Схема 1. Теоретическая модель факультативного обучения химии на основе 
принципа региональности 
 

 
 
11
В связи с вышеизложенным мы предлагаем содержание и методику реали-
зации занятий по регионально значимым факультативным курсам: “Химия по-
лезных ископаемых Архангельской области” и “Химия водных объектов города 
Санкт-Петербурга”.  Предложенные  факультативные  курсы  состоят  из 3 разде-
лов.  Факультативный  курс  “Химия  полезных  ископаемых  Архангельской  об-
ласти” включает в себя разделы: основы химического анализа, химия литосфе-
ры,  химия  литосферы  Архангельской  области.  Факультативный  курс  “Химия 
водных  объектов  города  Санкт-Петербурга”  включает  в  себя  разделы:  основы 
химического  анализа,  химия  гидросферы,  химия  гидросферы  Санкт-
Петербурга.  Содержание  разделов 1 и 2 рассмотренных  факультативных  кур-
сов,  представляющее  интерес  для  всех  регионов  России,  является  инвариант-
ным  и  его  условно  можно  назвать  федеральным  компонентом,  а  содержание 
раздела 3, отражающее специфику конкретного региона, является вариативным 
и его условно можно назвать региональным компонентом. Таким образом, в со-
держании факультативных курсов можно условно выделить федеральный и ре-
гиональный компоненты. 
В главе 2 описаны содержание факультативного обучения химии на основе 
принципа  региональности,  методика  изучения  инвариантного  содержания  фа-
культативных курсов, реализация различных методов, средств и форм факуль-
тативного обучения химии на основе принципа региональности, обусловленных 
регионально  направленными  учебно-исследовательскоим  клубом  и  эколого-
химическим рейдом. 
 
В  третьей  главе  “Экспериментальная  проверка  эффективности  теории  и 
методики  факультативных  занятий”  отражены  организация  педагогического 
эксперимента, цели и этапы его проведения. Рассмотрены методы сбора, обра-
ботки и анализа данных. Обобщены выводы экспериментального обучения. Ве-
дущим методом экспериментального исследования был выбран педагогический 
эксперимент, а все другие методы (анкетирование, тестирование, наблюдение и 
т.д.) рассматривались как не менее важные дополняющие его методы. 
Педагогический  эксперимент  по  проверке  эффективности  методики  фа-
культативного обучения химии на основе принципа региональности проходил в 
три этапа: констатирующий, поисковый и формирующий. 
Констатирующий эксперимент использовался в нашем исследовании с це-
лью проверки состояния имеющихся у учащихся средних школ инвариантных и 
вариативных  регионально  значимых  химических  знаний;  ценностных  отноше-
ний  к  своему  региону  и  к  предмету  химии.  Констатирующий  эксперимент 
предшествовал  поисковому  эксперименту  и  представлял  собой  не  только  кон-
статацию  фактов,  но  и  анализ  состояния  исследуемого  предмета  в  образова-
тельной практике. 

 
 
12
Поисковый  эксперимент  проводился  с  использованием  предложенной  на-
ми методики факультативного обучения химии на основе принципа региональ-
ности. Поисковый эксперимент использовался также для корректировки содер-
жания и других образовательных средств, а также проверки целесообразности и 
эффективности предложенной нами методики. 
Формирующий эксперимент применялся для созидательного преобразова-
ния  хода  образовательного  процесса  на  факультативных  занятиях,  активного 
изменения целей, содержания и методов обучения в соответствии с выдвинутой 
гипотезой,  а  также  для  широкого  внедрения  научных  результатов  в  практику 
факультативного обучения химии. Для обработки результатов педагогического 
эксперимента, организованного в  соответствии с разработанной нами теорети-
ческой  моделью  факультативного  обучения  химии  на  основе  принципа  регио-
нальности, мы определили диагностируемые качества в соответствии с задача-
ми и целью исследования и обратились объективным методам их измерения и 
оценки.  С  целью  количественного  измерения  и  оценки  знаний  и  умений  ис-
пользовались методики А.А. Кыверялга, А.В. Усовой, а для измерения ценност-
ных отношений-метод ранговых оценок. 
Результаты контрольных работ на констатирующем этапе свидетельствуют 
о низком уровне (табл. 1) сформированности у школьников инвариантных хи-
мических  знаний  (методы  химического  анализа)  и  вариативно-региональных 
химических знаний (химический состав природных объектов родного края, ме-
тодика  их  исследования).  Для  выявления  ценностных  отношений  учащихся  к 
предмету  химия  и  к  региону  как  важнейшей  части  окружающнго  мира  нами 
был использован метод анкетирования. Школьникам были предложены 2 анке-
ты закрытого типа. Результаты анкетирования обрабатывались методом ранго-
вых  оценок.  По  полученным  результатам  были  составлены  матрицы  частот,  а 
затем - матрица рангов и вычислены числовые значения рангов предложенных 
нами объектов ранжирования. Результаты проведённого анкетирования показа-
ли, что наибольшую ценность для школьников как Архангельской области, так 
и  города  Санкт-Петербурга  представляет  школьный  предмет  химия (Ce=8,10). 
Школьники  Архангельской  области  наиболее  интересными  для  себя  считают 
знания  об  Архангельской  области (Cf=6,91),  а  школьники  Санкт-Петербурга- 
знания о родном городе (Cf=6,91) (см. табл. 2, 3). 

 
 
13
 
Табл. 1. Качество  инвариантных  и  регионально  значимых  знаний  на  разных 
этапах педагогического эксперимента 
Знания 
Σmax 
Σexp 
Кусв 
 
к 
ф 
к 
ф 
к 
ф 
Инвариантные 
67 67 0 59 0 0,88 
Регионально значимые 55  55 3,7 45 0,07 0,81 
 
 
Табл. 2. Ценностные отношения школьников к различным учебным предметам 
на констатирующем и формирующем этапах исследования 
Учебные предметы 
С 
физика 4,17 
биология 5,96 
алгебра 3,70 
геометрия 3,48 
химия 8,10 
иностранный язык 3,93 
русский язык 4,47 
литература 5,33 
 
 
Табл. 3. Ценностные отношения школьников к различным областям знаний на 
констатирующем и формирующем этапах исследования 
 
Области знаний о 
С 
планете Земля в целом 6,73 
городе Архангельск 5,04 
северо-западе России 3,93 
своём районе 5,16 
России в целом 6,46 
Архангельской области 6,91 
городе Санкт-Петербурге 6,91 
Ленинградской области 5,04 

 
 
14
 
С  целью  определения  уровня  сформированности  инвариантных  и  вариа-
тивно-региональных химических знаний на формирующем этапе были исполь-
зованы письменные контрольные работы, аналогично применяемым на конста-
тирующем  этапе  эксперимента.  Они  позволили  установить  уровень  усвоения 
школьниками  на  факультативных  занятиях  теоретических  основ  химического 
анализа, методов химического анализа природ ных объектов родного края. На 
формирующем этапе коэффициент усвоения инвариантных химических знаний 
составил 0.88, а  вариативно-региональных  химических  знаний  составил 0.81, 
что может быть объяснено факультативным характером занятий и, как следст-
вие,  возможностью  индивидуального  подхода  к учащимся, принимавшим уча-
стие в педагогическом эксперименте. Полученные результаты свидетельствуют 
о  том,  что  в  ходе  педагогического  эксперимента  у  учащихся  сформировались 
инвариантные и вариативно-региональные химические знания, достаточно вы-
сокого  качества.  С  целью  определения  изменений  в  ценностных  отношениях 
учащихся к предмету химии и к региону в процессе факультативного обучения 
на основе принципа региональности было проведено вторичное анкетирование. 
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что ра-
бочая гипотеза полностью подтверждена, а цель исследования полностью дос-
тигнута. 
 
Выводы 
1. Выполненное 
методическое 
исследование 
носит 
теоретико-
экспериментальный  характер.  На  основе  всестороннего  анализа  современной 
системы  факультативного  обучения  химии  установлено  несоответствие  между 
традиционно стабильным его содержанием и необходимостью отражения в нём 
регионально  значимого  материала.  Обоснована  необходимость  разработки  фа-
культативного обучения химии на основе принципа региональности. 
2. Разработана и научно обоснована теоретическая модель факультативно-
го обучения химии на основе принципа региональности, отражающая его цело-
стность, структурную организацию и функции. 
3. Предложена  целостная  методика  факультативного  обучения  химии  на 
основе принципа региональности, описаны её особенности. Особенность мето-
дики  состоит  в  целостности  традиционных  и  нетрадиционных  форм организа-
ции факультативных занятий. Под традиционной формой обучения мы понима-
ем факультативные занятия, а к числу нетрадиционных форм мы относим соз-
данные  нами  учебно-исследовательский  клуб  учащихся  и  эколого-химический 
рейд, функционирующие с учётом принципа региональности. В соответствии с 

 
 
15
указанными нетрадиционными формами факультативного обучения химии обу-
словлены его методы и средства. 
4. Проведённый педагогический эксперимент подтвердил выдвинутую ги-
потезу  и  показал  эффективность  разработанной  методики,  её  положительное 
влияние  на  повышение  качества  инвариантных  химических  (основы  химиче-
ского анализа)  и регионально значимых знаний и умений, в частности химико-
экспериментальных  умений  проводить  регионально  значимые  исследования, 
решать  регионально  значимые  задачи,  ценностных  отношений  к  атмосфере, 
гидросфере, литосфере, биосфере, ноосфере на локальном уровне, а также к ре-
гиону как важнейшей части окружающего мира. 
5. Результаты  проведённого  теоретико-экспериментального  исследования 
могут  быть  использованы  в  практике  современной  школы  на  факультативных 
занятиях по химии. 
 
 
По теме диссертации опубликованы следующие работы: 
1. Попова Л.Ф., Мельник А.А. Расчётные задачи в аналитической химии. Мето-
дическая  разработка.-  Архангельск:  изд-во  ПГУ, 1998.- 80 с. (3 п.л.)  автор-
ский вклад 50% 
2. Мельник  А.А.,  Попова  Л.Ф.,  Евдокимова  В.П.,  Комарова  И.С.,  Круглякова 
Т.А.  Экологический  практикум.  Качественный  анализ  природных  объектов. 
Методическая  разработка.-  Архангельск:  изд-  во  ПГУ, 2000.-27 с. (0,8 п.л.) 
авторский вклад 20% 
3. Мельник  А.А.  Факультативные  занятия  по  химии  как  средство  реализации 
принципа  региональности  в  обучении  химии // IV Царскосельские  чтения. 
Материалы  научно-теоретической  межвузовской  конференции  с  междуна-
родным  участием. 25-26 апреля 2000 г.-  СПб.:  ЛГОУ  им.  А.С.Пушкина, 
2000.- С. 47-50. (0,18 п.л.) 
4. Мельник  А.А.,  Пак  М.С.  Актуальность  факультативных  занятий  на  основе 
принципа региональности // Актуальные проблемы многоуровневого химико-
педагогического  и  химического  образования.  Материалы XLVII Герценов-
ских  чтений  (Всероссийская  научно-практическая  конференция) 17-19 мая 
2000 г.- СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.- С. 74- 75. (0,06 п.л.) ав-
торский вклад 50% 
5. Мельник  А.А.  Факультативный  курс  “Химия  полезных  ископаемых  Архан-
гельской  области” // Актуальные  проблемы  многоуровневого  химико-
педагогического  и  химического  образования.  Материалы XLVII Герценов-
ских  чтений  (Всероссийская  научно-практическая  конференция) 17-19 мая 
2000 г.- СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.- С. 76- 77. (0,06 п.л.) 

 
 
16
6. Мельник  А.А.  Факультативные  курсы  по  химии  на  основе  принципа  регио-
нальности // Вишняковские чтения “Образование XXI века: стратегия обнов-
ления и традиции”. Материалы научно- теоретической конференции (Бокси-
тогорск, 27 марта 2001 г).- СПб.- Бокситогорск: Бокситогорский ин-т ЛГОУ 
им. А.С. Пушкина, 2001.- С. 9- 11. (0,18 п.л.) 
7. Мельник  А.А.,  Пак  М.С.  Региональный  подход  в  профессиональной  подго-
товке учителей химии // Вишняковские чтения “Образование XXI века: стра-
тегия обновления и традиции”. Материалы научно- теоретической конферен-
ции  (Бокситогорск, 27 марта 2001 г).-  СПб.-  Бокситогорск:  Бокситогорский 
ин-т ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001.- С. 8- 9. (0,06 п.л.) авторский вклад 50% 
8. Пак М., Шутова И.В., Карпушов А.Э., Мельник А.А. Антропоэкологические 
основы химического образования: принципы, мотивация, мониторинг // Эко-
лого-  педагогическое  образование:  проблемы,  перспективы,  инновация.  Ма-
териалы  научно-практической  конференции.-  СПб.:  РГПУ  им.  А.И.Герцена, 
2001.- С. 15-18. (0,06 п.л.) авторский вклад 25% 
9. Мельник  А.А.,  Пак  М.С.  Региональная  направленность  профессиональной 
подготовки учителей химии // V Царскосельские чтения. Материалы научно-
теоретической межвузовской конференции с международным участием 24-25  
апреля 2001 г.- СПб.: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2001.- С. 167-168. (0,06 п.л.) 
авторский вклад 50% 
10.Мельник А.А., Пак М.С. Принцип региональности в обучении химии // Ак-
туальные проблемы многоуровневого химико-педагогического и химическо-
го образования. Материалы XLVIII Герценовских чтений (Всероссийская на-
учно-практическая  конференция) 21-23 мая 2001 г.-  СПб.:  изд-во  РГПУ  им. 
А.И.Герцена, 2001.- С. 117-118. (0,06 п.л.) авторский вклад 50% 
11.Мельник  А.А.  Факультативное  обучение  химии  на  основе  принципа  регио-
нальности // Актуальные 
проблемы 
многоуровневого 
химико-
педагогического  и  химического  образования.  Материалы XLVIII Герценов-
ских  чтений  (Всероссийская  научно-практическая  конференция) 21-23 мая 
2001 г.- СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.- С. 119-122. (0,18 п.л.) 
12.Мельник  А.А.,  Полетаева  Е.К.  Факультатив  “Химия  окружающей  cреды 
родного  края” // Актуальные  проблемы  многоуровневого  химико-
педагогического  и  химического  образования.  Материалы XLVIII Герценов-
ских  чтений  (Всероссийская  научно-практическая  конференция) 21-23 мая 
2001 г.- СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.- С. 126-127. (0,06 п.л.) ав-
торский вклад 50% 
13.Мельник  А.А.  Теоретическая  модель  факультативного  обучения  химии  ок-
ружающей  cреды // VI Царскосельские  чтения.  Материалы  международной 
научно-практической  конференции 23-24 апреля 2002 г.-  СПб.:  ЛГОУ  им. 
А.С.Пушкина, 2002.- С. 92- 94. (0,18 п.л.) 

 
 
17
14.Мельник  А.А.  Теоретическая  модель  факультативного  обучения  химии  на 
основе принципа региональности // V Вишняковские чтения. Материалы ме-
ждународной  научно-практической  конференции.  Часть II.- (Бокситогорск, 
25 марта 2002 г).- СПб.- Бокситогорск: Бокситогорский ин-т ЛГОУ им. А.С. 
Пушкина, 2001.- С. 65-67. (0,18 п.л.) 
15.Мельник  А.А.  Теоретическая  модель  факультативного  обучения  химии  на 
основе принципа региональности // Актуальные проблемы модернизации хи-
мико-педагогического и химического образования. Материалы 49 Всероссий-
ской  научно-практической  конференции  химиков-педагогов  с  международ-
ным участием.  15-17 мая 2002 г.-СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002.- 
С. 108-111. (0,18 п.л.) 
 


Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница