Психофизиологический анализ поведенческого реагирования детей 8-11 лет с дискалькулией в различных условиях среды


Скачать 130,65 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПсихофизиологический анализ поведенческого реагирования детей 8-11 лет с дискалькулией в различных условиях среды
страница1/7
РЫСИНА Наталья Николаевна
Дата конвертации21.08.2012
Размер130,65 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьПсихофизиология
Год2011
На соискание ученой степениКандидат биологических наук
  1   2   3   4   5   6   7
 
 
На правах рукописи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЫСИНА Наталья Николаевна 
 
 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО 
РЕАГИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ 8–11 ЛЕТ С ДИСКАЛЬКУЛИЕЙ 
В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДЫ 
 
19.00.02.  –  Психофизиология 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ 
диссертации на соискание ученой степени 
кандидата биологических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Архангельск – 2011 
 

 

Работа выполнена на кафедре физиологии и патологии развития человека 
ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный 
 университет имени М.В. Ломоносова» 
 
 
 
 
Научный руководитель
:                       заслуженный деятель науки РФ,  
                                               доктор медицинских наук, профессор  
                                                Грибанов Анатолий Владимирович 
 
 
 
Официальные оппоненты:                  
заслуженный работник высшей школы РФ,  
                                                               доктор медицинских наук, профессор  
                                                                Гудков Андрей Борисович 
 
                                                        кандидат биологических наук, доцент  
                                                        Иорданова Юлия Анатольевна 
 
 

Ведущая организация:                          Институт физиологии природных  
                                                                адаптаций Уральского отделения  
                                                                Российской академии наук                           
 
 
 
 
Защита диссертации состоится «15» декабря  2011 года в 14-00  часов 
на  заседании  совета  по  защите  докторских  и  кандидатских  диссертаций             
Д  212.008.04  при  Северном  (Арктическом)  федеральном  университете        
имени М.В. Ломоносова по адресу: 163045, Архангельск, пр. Бадигина, д. 3. 
 
 
С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  научной  библиотеке  Северного 
(Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. 
 
 
Автореферат разослан «12» ноября 2011 г. 
 
 
Ученый секретарь совета по защите  
докторских и кандидатских диссертаций,  
кандидат биологических наук, доцент                                               Л.Ф. Старцева 
 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
 
Актуальность  исследования.  В  последнее  время  возрастает  интерес  к 
проблемам  математического  образования.  Высокий  уровень  развития 
математики является необходимым условием подъема и эффективного развития 
ряда  важнейших  областей  знания.  Образовательная  программа  по  математике 
рассчитана  на  развитие  вариативности  мышления  и  умения  вырабатывать 
стратегии,  позволяющие  прийти  к  нужному  решению.  Все  это  делает 
математику 
ведущим 
предметом 
в 
общеобразовательной 
школе                    
(И.В. Дубровина, 1966; А.А. Фурсенко, 2009).  
При  этом  неспособность  детей  к  математике  встречается  чаще,  чем 
неспособность к чтению (В.А. Крутецкий, 1998; F. Johnsen, 1999, 2002; К. Барт, 
2006). Около 15 % школьников от общего числа учащихся испытывают стойкие 
трудности  в  освоении  стандартного  образовательного  уровня  по  математике  
(N.  A.  Badian,  1983;  M.G.  Von  Aster,  1992;  J.H.  Lorenz,  1993;  O.  Lunde,  1999;     
B.  Tvedt,  2002).  Это  те  случаи,  когда  уровень  математических  способностей 
ученика  значительно  ниже  его  способностей  по  другим  предметам  (L.  Kosc, 
1979;  F.  Johnsen,  1999,  2000,  2002;  O.  Magne,  2003).  Неспособность  правильно 
производить  расчеты  может  серьезно  осложнить  жизнь  человека  и 
препятствовать его карьере (Ф. Йонсен, 2006). 
В  настоящее  время  хорошо  известно,  что  у  детей  с  дискалькулией 
особенности  восприятия  пространства  и  времени,  зрительно-моторной 
координации,  эффективности  запоминания,  воспроизведения  и  обработки 
информации  могут  приводить  к  дефицитарности  аналитического  и 
мотивационного  компонентов  когнитивного  поведения  (И.Г.  Караева,  2006;    
К. Барт, 2006; Р.И. Лалаева, 2005; С.Н. Костромина, 2008; D. Ansari, 2002), что 
может  проявляться  в  неадекватной  стратегии  принятия  решения  и  малой 
вариативности  поведенческого  реагирования.  Однако  психофизиологические 
особенности поведенческого реагирования в различных условиях среды до сих 
пор  остаются  неизученными.  В  то  же  время,  это  необходимо  для  понимания 
структуры  проблемы  принятия  решения  у  детей  с  дискалькулией,  оценки  её 
когнитивных  тенденций  и  нейродинамических  характеристик  в  различных 
условиях  среды,  с  тем,  чтобы  своевременно  осуществлять  направленное 
развитие  адаптационных  способностей.  Исходя  из  этого,  настоящее 
исследование  является  актуальным  как  с  теоретических,  так  и  практических 
позиций. 
Цель  и  задачи  исследования.  Цель  работы  –  определить 
психофизиологические  механизмы  поведенческого  реагирования  у  детей  8–11 
лет с дискалькулией в различных условиях среды. 
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 
1.  Выявить характерные признаки поведенческого реагирования у детей с 
дискалькулией. 
2.  Изучить 
психофизиологические 
особенности 
поведенческого 
реагирования у детей с дискалькулией в стохастической, детерминированной и 
вероятностной средах. 
  1   2   3   4   5   6   7

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница