Развитие рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы


Скачать 328,4 Kb.
НазваниеРазвитие рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы
страница1/3
Савельева Ольга Геннадьевна
Дата конвертации22.08.2012
Размер328,4 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьЭкономика и управление народным хозяйством
Год2012
На соискание ученой степениКандидат экономических наук
  1   2   3



На правах рукописи


Савельева Ольга Геннадьевна


РАЗВИТИЕ РЫНКА УСЛУГ ПО ПРОДАЖЕ ПРАВ
НА НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ



Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством
(экономика, организация и управление предприятиями,
отраслями, комплексами: сфера услуг)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук


Ульяновск – 2012

Работа выполнена на кафедре управления в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет»

Научный руководитель доктор физико-математических наук, профессор, Булярский Сергей Викторович.


Официальные оппоненты:


Крамин Тимур Владимирович,

доктор экономических наук, профессор, ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)», Заведующий кафедрой финансового менеджмента 


Николаева Татьяна Петровна,

доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», заведующая кафедрой экономического образования.


Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова».


Защита состоится «15» марта 2012 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.278.05 при Ульяновском государственном университете по адресу: 432001, г. Ульяновск, ул. Федерации, д. 29, ауд. 6.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ульяновского государственного университета, с авторефератом – на сайте университета – http://uni.ulsu.ru и сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ – http://vak.ed.gov.ru.Отзывы на автореферат просим присылать по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул.Л.Толстого, д.42, Управление научных исследований.


Автореферат разослан «___» февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

к.э.н., доцент Лапочкина Светлана Вячеславовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Наращивание выпуска одних и тех же товаров и услуг даже за счет удешевления производства не обеспечивает сегодня экономического успеха организации. Для того чтобы не быть вытесненными с рынка, необходимо непрерывно изыскивать пути создания новой стоимости. Сегодня конкурентное преимущество достигается за счет способности предприятия наращивать знания, выражать и преобразовывать их в товар. Если компании удается предложить рынку «уникальный» товар, то она становится хотя и временным, но лидером рынка, получая при этом сверхприбыль.

Современный этап общественного развития отличается возрастанием роли знаний, информации, а также интеллектуальной собственности, производство и использование которой играет важную роль в современной экономике. Интеллектуальная собственность может быть поставлена на баланс предприятия, принимая при этом форму нематериального актива, способствующего достижению высоких результатов экономической деятельности. Нематериальный актив превращается в наиболее важный элемент любого экономического субъекта, занимающегося инновационной деятельностью, а его создание и воспроизводство становятся приоритетными задачами, носящими инвестиционный характер.

Нематериальные активы обеспечивают организацию конкурентными преимуществами ввиду своей ценности, редкости, сложности воспроизводства. Пополнение нематериальных активов возможно посредством купли-продажи защищенных знаний – интеллектуальной собственности. Сложившаяся ситуация требует создания рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы, комплексного механизма, позволяющего удовлетворить интересы инвестора в наращивании нематериальных активов и продавца научно-технической информации в получении дополнительных финансовых средств.

Рынок услуг по продаже прав на нематериальные активы только начинает зарождаться, на современном этапе развития экономики появляются некоторые элементы этого рынка, однако не распределены роли и нет взаимосвязи между участниками, отсутствуют правовые основы рынка, не сформирован механизм по продвижению нематериальных активов от их производителя к потребителю, что и характеризует актуальность работы.

Состояние изученности проблемы. Следует отметить, что в работах ученых и специалистов все чаще поднимаются вопросы, связанные с рынком услуг по продаже прав на нематериальные активы. Так, вопросы интеллектуального капитала рассматриваются в работах Байгулова Р.М., Бендикова М.А., Брукинга Э.Н., Гнилитской Е.В., Геращенко И.П., Мамаева В.М., Стюарта Т.А., Хрусталева Е.Ю.

Вопросы определения стоимости нематериального актива компании рассматриваются в трудах Козырева А., Купермана В., Любимова С., Рейли Р., Тарасова О., Швайса Р.

Конкурентные преимущества фирмы, связанные с наличием уникальных ресурсов – нематериального актива, исследуются в работах Вернерфельта Б., Катькало В., Прахалада К., Хамела Г.

Интерес представляют работы Дорошенко М.Е., Икуджиро Нонака, Макарова В.Л., Мильнера Б.З., посвященные экономике знаний, инноваций, сфере научно-технических услуг.

Несмотря на широкий спектр научных исследований в рассматриваемой области, недостаточное внимание уделяется механизму формирования нематериального актива, поэтапному превращению знания в конкурентное преимущество организации. Незаслуженно мало исследуется проблемы управления услугами по продаже прав на нематериальные активы и организации рынка этих услуг. Работы, рассматривающие особенности становления рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы, в современной литературе встречаются редко, как правило, это небольшие статьи, тезисы научных конференций. Необходимость научного осмысления обозначенных проблем, разработки методических и практических рекомендаций по их решению определили выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является развитие теоретических положений, разработка методических и практических рекомендаций управления услугами по продаже прав на нематериальные активы и организации рынка этих услуг.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

– изучить теоретические подходы к определению категории «услуга по продаже прав на нематериальные активы»;

– исследовать механизм формирования нематериального актива, определить и структурировать его этапы;

– выявить объективные факторы развития рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы;

– исследовать совокупность причин (и их последующее структурирование), которые сдерживают развитие рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы;

– разработать схемы взаимодействия субъектов на рынке услуг по продаже прав на нематериальные активы;

– разработать проект создания организации-посредника для рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы.

Объектами исследования являются интеллектуальная собственность, принимающая при определенных условиях форму нематериального актива, рынок услуг по продаже прав на нематериальные активы.

Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе купли-продажи прав на нематериальные активы.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования служат разработки отечественных и зарубежных ученых и исследователей, практиков и теоретиков по проблемам управления, оценки интеллектуальной собственности, управления и учета нематериальных активов, управления интеллектуальным капиталом, менеджмента организации, эффективности деятельности организации. Исследование проведено с использованием действующих законов и постановлений Правительства РФ и Ульяновской области, нормативно-правовых актов и нормативных документов, регулирующих интеллектуальную деятельность в стране и регионе.

Информационную базу исследования составляют данные Федеральной службы государственной статистики, материалы Министерства экономического развития РФ, Национальной Ассоциации Инноваций и Развития Информационных технологий, Федерального портала по научной и инновационной деятельности, Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем.

В процессе исследования применялись методы экономического, статистического, исторического и абстрактно-логического анализа, метод сопоставления, системного подхода, анализа и синтеза, метод логического моделирования.

Область исследования. Диссертация соответствует специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг): п.1.6.109. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка; п.1.6.117. Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг; п.1.6.118. Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг; п.1.6.120. Экономические основы государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг, паспорта специальности ВАК (экономические науки).

Научная новизна результатов исследования заключается в дополнении теоретических и методологических основ развития рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы, а также совершенствования социально-экономических отношений между участниками этого рынка:

  1. Предложено определение категории «услуга по продаже прав на нематериальные активы» как деятельности по обеспечению взаимодействия производителя и потребителя в целях приобретения прав на интеллектуальную собственность.

  2. Обоснован механизм формирования нематериального актива, раскрывающий временную цепочку становления идеи нематериальным активом, начиная с этапа зарождения идеи до постановки на баланс в качестве нематериального актива организации. Данный механизм позволит уточнить понимание содержания категории «нематериальный актив», выделить его из всей совокупности ресурсов, что послужит основой при принятии решений по содействию развития рынка услуг по продаже прав на них.

  3. Выявлены объективные факторы развития рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы, раскрывающие взаимозависимость потребностей общества, бизнеса и государства, удовлетворение которых приводит к увеличению объемов инвестиций в интеллектуальную собственность, что способствует росту этого рынка.

  4. Структурирована совокупность причин, сдерживающих развитие рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы, в качестве которых выступают: недостаточная финансовая поддержка, несовершенство законодательства, сложности в оценке нематериальных активов, разобщенность (фрагментарность) участников рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы, что обусловливает недостаточный спрос на интеллектуальный продукт. Обозначение совокупности причин позволит предложить пути их разрешения, тем самым содействуя развитию рынка.

  5. Предложена авторская схема взаимодействия участников рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы, состоящая из обоснования ее структуры и методов взаимодействия участников этого рынка, центральным звеном которого выступает организация-посредник, как субъект управления организуя процесс продажи прав на нематериальный актив, посредством построения сети.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическую значимость диссертационного исследования имеют: предложенное определение категории «услуга по продаже прав на нематериальные активы»; обоснование объективных факторов развития рынка услуг по продаже прав на нематериальные активы; выявление и структурирование совокупности причин, сдерживающих развитие исследуемого рынка.

Практическая значимость проведенного исследования заключается: в обосновании механизма формирования нематериального актива; предложении авторской схемы взаимодействия на рынке услуг по продаже прав на нематериальные активы; разработке проекта создания организации-посредника – Некоммерческого партнерства «Биржа НМА».

Материалы данного исследования могут быть использованы при разработке стратегических планов предприятий, которые способствуют совершенствованию управления нематериальными активами и развитию инвестиционной активности субъектов инновационной деятельности.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена: четкостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам работы, рациональным сочетаниям его теоретической и практической частей; мониторингом результатов; критериями научного знания (непротиворечивость, проверяемость, подтверждение).

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на международных конференциях «Инноватика-2008», «Инновационные технологии в гуманитарных науках» (2008), «Инноватика-2010», «Инноватика-2011». По результатам исследования опубликовано 17 научных работ, из них 4 работы в ведущих изданиях из списка ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 187 наименований источников. Общий объём диссертации составляет 167 страниц, в том числе 162 страницы основного текста и 5 страниц приложений. Работа содержит 8 рисунков, 11 таблиц, 3 приложения.


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

  1. Уточнено определение категории «услуга по продаже прав на нематериальный актив».

Анализ существующих подходов к содержанию исследуемой категории позволил выявить, что услуга обладает двумя неразрывными составляющими – результатом и действиями, направленными на его получение. Результат услуги по продаже прав на нематериальный актив выражается в удовлетворении потребности в интеллектуальной собственности конкретного потребителя, а действие выражается в сочетании научной и консалтинговой деятельности, направленной на формирование интеллектуальной собственности. Причем истинная сущность услуги проявляется не просто в действии, а во взаимодействия ее производителя и потребителя.

Под процессом продажи прав на нематериальный актив мы понимаем куплю-продажу прав на интеллектуальную собственность, используемую в предпринимательской деятельности. Процесс отличается от купли-продажи любого другого товара. Знание, материализованное в права на интеллектуальную собственность, а впоследствии и нематериальный актив, при использовании в предпринимательской деятельности становится товаром на рынке, который не отдается, как отмечают некоторые ученые, а передается. В отличие от традиционного рынка товаров, где, покупая товар, мы становимся его единственным обладателем, при покупке прав на интеллектуальную собственность автор оставляет за собой часть прав, поскольку также является обладателем знаний, заложенных в интеллектуальной собственности.

Следовательно, возникает необходимость предложить определение категории, раскрывающей содержание услуг по продаже прав на нематериальный актив:

Услуга по продаже прав на нематериальный актив – это деятельность по обеспечению взаимодействия производителя и потребителя в целях приобретения прав на интеллектуальную собственность.

  1. Обоснован механизм формирования нематериального актива, раскрывающий временную цепочку становления идеи нематериальным активом.

На современном этапе экономика начинает трансформироваться, формируются характеристики новейшего периода развития общества, основанного на оказании услуг и производстве продукта интеллектуального характера, общества, где приоритетно знание и управление им. Характерной чертой производства новой экономики является наличие компонента знаний в каждом товаре. Материальные ресурсы как основные факторы производства дополняются нематериальными ресурсами. Каждая фирма обладает определенным набором нематериальных ресурсов, но не все ресурсы характеризуются одинаковой значимостью или потенциалом, для того чтобы дать фирме устойчивое конкурентное преимущество. Особое внимание следует уделить нематериальным активам, поскольку они, как ценный ресурс фирмы, позволяют повысить конкурентоспособность, увеличить балансовую стоимость компании, единолично использовать интеллектуальный продукт без возможности применять его другими участниками рынка.

Все больший интерес вызывают нематериальные активы, создающие производителю товаров конкурентные преимущества. Однако остается нераскрытым механизм формирования нематериального актива. В ходе исследования были выявлены и обоснованы этапы временной цепочки механизма формирования нематериального актива. На наш взгляд, нематериальный актив в своем формировании проходит пять этапов (рис. 1):




Рис. 1. Этапы формирования нематериального актива

  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница