Инфраструктурный тип предприятия: политико-экономиеский аспект


Скачать 247,81 Kb.
НазваниеИнфраструктурный тип предприятия: политико-экономиеский аспект
ШУВАЛОВ АЛЕКСЕЙ ВАДИМОВИЧ
Дата конвертации22.08.2012
Размер247,81 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьЭкономическая теория
Год2006
На соискание ученой степениКандидат экономических наук


На правах рукописи


ШУВАЛОВ АЛЕКСЕЙ ВАДИМОВИЧ


ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ТИП ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЕСКИЙ АСПЕКТ


Специальность: 08.00.01 – Экономическая теория


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Иваново – 2006


Работа выполнена в Ивановском государственном университете


Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Бабаев Бронислав Дмитриевич


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Ульянов Геннадий Владимирович


кандидат экономических наук, доцент

Львова Марина Сергеевна


Ведущая организация: Ивановский государственный

архитектурно-строительный университет


Защита состоится 1 декабря 2006 года в 15 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.062.05 при Ивановском государственном университете по адресу 153002, г. Иваново, Посадский пер., д. 8, корпус 8, ауд. 412.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета


Автореферат разослан «___» октября 2006 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Николаева Е.Е.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность работы диктуется тем, что инфраструктура занимает особое место в экономике страны. Наличие современной, развитой инфраструктуры является предпосылкой эффективной работы всей национальной промышленности. В то же время инфраструктура выполняет и ряд важнейших социальных функций. Поэтому обновление и переустройство инфраструктуры является одной из наиболее важных проблем экономики современной России.

Данный тезис подтверждается тем, что в настоящее время правительство проводит широкомасштабное реформирование комплекса отраслей инфраструктуры. В рамках реформ принят ряд документов законодательного характера1 и запланирован ряд программных мероприятий.2 Из официальных документов следует, что магистральным направлением правительственного реформирования является приватизация государственных и муниципальных предприятий. Реформирование отрасли носит противоречивый характер: с одной стороны, есть удачные примеры внедрения института частной собственности в сферу, с другой – налицо непринятие реформ широкими слоями населения и отсутствие чёткого представления обо всех последствиях подобного реформирования. Соответственно, по нашему мнению, перед началом проведения запланированных мероприятий следует определиться по ряду теоретических вопросов, связанных с особенностями хозяйствования в инфраструктурных отраслях.

Социальная инфраструктура представляет собой комплекс отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы и жизнедеятельностью населения. Это здравоохранение, образование, розничная торговля, пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, сферы организации досуга, общественного питания, услуг домашнему хозяйству и пр.3

Акцент сделан на жилищно-коммунальное хозяйство, где особенно много, технических, технологических, экономических, социальных и других проблем. Значимость сферы ЖКХ состоит как в функции обеспечения жизнедеятельности населения, так и в создании благоприятных условий для развития экономики. От качества данных услуг напрямую зависит и качество жизни населения. Иными словами, комплекс отраслей ЖКХ представляет собой фокус проблем.

Актуальность работы с теоретической точки зрения заключается в том, что ставится ряд вопросов, требующих внесения в них ясности перед запуском трансформационных процессов. Так, перед началом реформирования следовало бы определиться, по меньшей мере, по следующему кругу вопросов:

1) определение специфики, места и роли инфраструктуры в общественном воспроизводстве;

2) установление роли прибыли для инфраструктурных предприятий: является ли она главной целью в их работе, либо следует отнести её к условиям ведения хозяйственной деятельности;

3) внесение ясности в понимание природы инфраструктуры (её рыночные и нерыночные начала);

4) определение адекватных форм собственности для инфраструктурных предприятий;

5) обоснование места и роли муниципального сектора в экономике города;

6) определение сфер, в которых работа муниципальных предприятий является эффективной.

Анализируемый круг проблем рассматривается в работах зарубежных и российских учёных. Роль, место и причины возникновения общественной формы собственности и государственного сектора в экономике исследовались в работах Смита А., Ахмедуева А., Абалкина Л. И., Алексеева С., Аткинсона А., Бузгалина А., Глазьева С. Ю., Гутмана Г.В., Макконнелла К. Р. (в соавторстве с Брю С. Л.), Маркса К., Маршалла А., Кейнса Дж. М., Самуэльсона П. А., Скаржинского М. И., Стиглица Дж. Ю., Терентьева М. А., Фишера С., Хайека Ф., Шмалензи Р., и других.

Проблематика, связанная с исследованием места и роли инфраструктуры, рассматривается в трудах Власова В. В., Жамина В. А., Игнатьева А. М., Игнатьева С. И., Котилко В. В., Красовского В. Н., Крутика А. Б., Лифшица В. Н., Кокорева В., Хомелянского Б.Н. и др.

Вопросам, связанным с исследованием сферы ЖКХ и эффективности работы предприятий ЖКХ, посвящены работы Аболина А.А., Боголюбова В. С., Батурина Л.А., Бузырева В. В., Бутова В. И., Грицына В., Закинчак Г. Н., Игнатова В. В., Страйка Р., Чекалина B.C. и другие.


Цель настоящего диссертационного исследования - показать специфику инфраструктуры и предприятий инфраструктурного типа, место и роль в общественном воспроизводстве; главное, наиболее существенное - отразить присущий им внутренний конфликт. Суть его заключается в двойственной природе таких предприятий инфраструктуры. С одной стороны, исторически сложилось так, что это предприятия с муниципальной формой собственности и целью ведения их хозяйственной деятельности является решение социальных задач; однако, с другой стороны, они функционируют в рыночной среде, а это заставляет ставить перед собой иные цели.

Основными задачами диссертационного исследования в соответствии с поставленной целью являются:

1) анализ природы инфраструктурных отраслей;

2) определение адекватных форм собственности в различных сегментах инфраструктуры;

3) поиск эффективных форм управления инфраструктурой;

4) обоснование необходимости и целесообразности выделения инфраструктурного типа предприятия, проведение сравнительного анализа условий ведения хозяйственной деятельности и специфических черт инфраструктурного и коммерческого типов предприятий;

5) выявление ограничений на коммерциализацию (применительно к условиям малых городов) с обозначением типов ограничений;

6) анализ специфики инфраструктурных предприятий, развёрнутый на примере ЖКХ как комплекса отраслей, в котором анализируемый круг проблем стоит наиболее остро;

7) анализ причин неэффективности работы муниципальных унитарных предприятий (на примере жилищно-коммунального хозяйства) как организационно-правовой формы;

8) рассмотрение специфичности работы инфраструктурных объектов в малых городах (на примере жилищно-коммунального хозяйства) в плане единства теории и практики как метода исследования;

9) выдвижение комплекса деловых предложений по повышению эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Объектом исследования является социальная инфраструктура (в определённой степени проблематика сориентирована на малые города).

подходов.

Методологическую базу диссертационного исследования составили теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов по данной проблеме. Использованы абстрактно-логический метод, системный подход, применён сравнительный анализ и аналогия, социологические методы: анкетирование, интервьюирование, опросы экспертов.

Информационной базой исследования явились данные Госкомстата России, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области, городских отделов статистики, информация экономических отделов администрации малых городов. Использованы данные законодательных и нормативных актов Правительства РФ. Источником первичных данных послужили результаты, полученные в ходе опросов экспертов и анкетирования населения в исследуемых городах, использована информация из электронных средств массовой информации и печатных периодических изданий.

Научная новизна работы состоит в следующем.

1. Доказано, что сущность социальной инфраструктуры вполне корректно раскрывается через пучок функций, ею выполняемых, она показана как симбиоз рыночных и нерыночных начал.

2. Доказано, что для инфраструктурного предприятия наиболее адекватными формами собственности являются: государственная, муниципальная, кооперативная.

3. Обосновано и развёрнуто понимание инфраструктурного типа предприятия посредством его сопоставления с коммерческим типом. При этом для первого из них характерен внутренний конфликт между рыночным и нерыночным началами.

4. Определено, что ограничения на приватизацию и коммерциализацию инфраструктурных предприятий (на примере ЖКХ) вызваны четырьмя группами факторов: технико-технологическими; организационно-экономическими (локальная монополия); характером некоторых инфраструктурных услуг как некоего общественного блага; состоянием общественного мнения и силой общественного сопротивления. При этом показана значимость каждого из указанных факторов для отдельных отраслей ЖКХ, в соответствии с авторской их классификацией.

5. Показаны условия, при которых возможно выполнения отдельных функций ЖКХ такой организационно-правовой формой, как частная управляющая компания. При этом тема конкретизирована к условиям малых городов.

6. Объяснены (по материалам МУПов малых городов) причины нерентабельности отдельных МУПов, при этом акцент сделан на существующую дискриминацию этих предприятий.

7. Приведена дополнительная аргументация в пользу необходимости сохранения такой организационно-правовой форм как муниципальное унитарное предприятие, благодаря которой обеспечивается сглаживание внутреннего конфликта инфраструктурного предприятия с его нерыночным и рыночным началами.

8. Выдвинут комплекс деловых предложений направленных на повышение эффективности работы МУПов, а также на снижение риска проявления негативных последствий в ходе проведения реформирования сферы ЖКХ.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и рекомендации, выдвинутые в ходе работы, могут быть использованы городской администрацией и муниципальными унитарными предприятиями при проведении комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности работы городского ЖКХ. Кроме того, выдвинутые предположения позволят учесть администрации малых городов негативные последствия приватизации муниципальных предприятий и их нейтрализовать либо смягчить.

Предоставленные руководству малых городов данные, характеризующие мнение населения по вопросам реформирования такой социально значимой сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, должны помочь выбрать администрации наиболее приемлемые для жителей города решения.

Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут быть использованы в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников городских администраций и предприятий ЖКХ. Материалы данного исследования представляют ценность для научных работников при исследовании малых городов депрессивного региона.

Внедрение и апробация результатов исследования.

Основные результаты диссертационной работы обсуждались на семинарах аспирантов и соискателей кафедры политической экономии Ивановского государственного университета; на заседаниях кафедры политической экономии Ивановского государственного университета; на серии круглых столов, посвящённых проблемам малых городов Ивановской области, проводимых экономическим факультетов и этой кафедрой, с участием Глав администрации малых городов и их заместителей.

Отдельные положения и разработки нашли отражение и апробацию в работах, которые были отмечены следующими полученными наградами:

- памятной медалью и дипломом имени Н.Д. Кондратьева, как победителю конкурса научных работ, посвященному 110-летию со дня рождения всемирно известного экономиста Н.Д. Кондратьева (Иваново, 2002);

– всероссийской премией Вольного экономического общества России (Санкт-Петербург, 2003) за оригинальность авторского подхода;

– первой всероссийской премией Вольного экономического общества России по результатам VII Всероссийского конкурса научных работ аспирантов, стажеров, соискателей и молодых ученых высших учебных и научно-исследовательских учреждений по тематике “Экономический рост России” (в конкурсе приняли участие более 3000 человек из 300 учебных заведений 50 регионов РФ) (Москва, 2004);

– дипломом за новаторский подход в создании проекта и демонстрацию его на выставке НТТМ-2005, проходившей в ВВЦ (Москва, 2005);

– Ивановским государственным университетом в виде гранта в размере 10 тыс. руб. (Совместно с Беловым П. А. и Лодышкиным А. В.) (Иваново, 2006);

– Российским гуманитарным научным фондом в виде гранта, проект № 06-02-18004е в размере 221 тыс. руб. (Совместно с Беловым П. А. и Лодышкиным А. В.) (Москва, 2006).

Некоторые выводы и материалы работы были направлены на предприятия ЖКХ г. Кохма и г.Фурманов.

Отдельные положения диссертации опубликованы в 7 работах общим объёмом 2 печатных листа.

Структура работы: диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (119 источников) и 13 приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, ставится цель и задачи исследования, определяются объект, предмет и методологическая база исследования, показывается практическая значимость работы.

В первой главе анализируется процесс проведения реформирования социальной инфраструктуры в России. Ставятся теоретические вопросы, требующие решения перед началом проведения приватизации и коммерциализации муниципальной собственности. Раскрывается двойственность природы инфраструктурных предприятий и присущая им внутренняя противоречивость, актуализируются теоретические вопросы, касающиеся механизма функционирования таких предприятий.

Во второй главе по ряду параметров проводится сравнение инфраструктурного и коммерческого предприятий, анализируется их цели и условия хозяйствования. Кроме того, проводится анализ различных отраслей ЖКХ на предмет выявления ограничений возможность и целесообразности их приватизации и коммерциализации.

В третьей главе проводится анализ муниципальных унитарных предприятий как организационно-правовой формы, выявляются причины низкой рентабельности их работы и приводятся рекомендации, направленные на повышение результативности ведения ими хозяйственной деятельности. Идет сравнение МУПов и частных (коммерческих) предприятий на предмет адекватности этих организационно-правовых форм требованиям специфики ЖКХ, с его сильной социальной составляющей. Отражаются особенности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства в малых городах депрессивного типа, актуализируются проблемы ЖКХ применительно к данному типу городов.

В заключении формулируются выводы, полученные в ходе исследования, подводятся итоги работы и приводятся рекомендации по проблематике работы.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


В работе актуализируются вопросы экономической теории, решение которых необходимо при проведении реформирования инфраструктуры, анализируется понятие и характеристики инфраструктурного предприятия.

Необходимость проведения подобного исследования обуславливается тем, что в ходе современных реформ, чрезмерный и, по нашему мнению, неоправданный акцент делается на частную форму собственности. Декларируется предвзято негативное отношение к государственной, муниципальной, общественной формам собственности, отрицательное отношение правительства к идее муниципального хозяйствования, стремление прямолинейно проводить реформы (без учёта обратных связей).

Вместе с тем, в ходе реформирования социальной инфраструктуры, и, прежде всего ЖКХ, – отсутствует чёткий акцент на понимание того, что в объективной социально-экономический жизни есть особый тип предприятий – инфраструктурные предприятия, для которых характерен внутренний конфликт целей – нерыночных и рыночных.

Отсюда вытекает теоретическая, и одновременно практическая задача сбалансировать в деятельности инфраструктурных предприятий указанных начал (рыночного и нерыночного), когда первое означает необходимость безубыточной и прибыльной работы, а второе предполагает использование социально приемлемой цены предоставляемых услуг (в первую очередь для малообеспеченных слоёв населения, доля которых в малых городах не менее 60 – 70%).

Правительством предлагается 100% оплата стоимости услуг потребителями, при этом будет проводиться субсидирование малообеспеченных слоёв населения. Таким образом, по мнению правительства, потребителями формируется надёжный платёжеспособный спрос на услуги, что позволит внедрять частную форму собственности на инфраструктурные предприятия. Однако, по нашему мнению, в этой схеме не учитываются многие факторы.

В инфраструктурной сфере существует множество ситуаций, которые не могут быть разрешены на основе работы предприятия только на началах прибыльности. Так, в ряде отраслей инфраструктуры технология такова, что взимание платы за использование конкретного блага невозможно или крайне дорогостояще (к таким отраслям обычно относят обслуживание муниципальных дорог, уличное освещение и др.). Данный тезис поддерживается и западными экономистами.4

Ещё одной важной особенностью инфраструктурного блага, препятствующей работе предприятий данной сферы на началах прибыльности, является его неисключаемость. В трактовке, используемой представителями экономикс, «товар является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или вовсе невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми товарами – ими можно пользоваться без прямой оплаты».5 Однако понимание инфраструктурного блага как неисключаемого может быть расширено, поскольку в ряде случаев человека невозможно исключить из потребления благ либо по гуманным соображениям (инфраструктурные блага могут не иметь заменителей и являться предметом первой необходимости), либо потому, что это может нанести вред остальным потребителям (отказ от предоставления услуг по вывозу и утилизации отходов отдельному потребителю, приведёт к ухудшению общей санитарной обстановки во всём доме).

В инфраструктуре есть масса участков и зон, куда частный капитал не пожелает прийти. Если рассматривать отрасль, в которой работают жилищно-эксплуатационные организации, то это районы старой застройки. Эксплуатация жилья в таких районах является более дорогой, а платежеспособность населения понижена. При этом значительная часть населения не доверяет частному капиталу. Значительная часть капитала не готова к социальной ответственности [см. рис.1].6


Рисунок 17

Предпочтения жителей г. Фурманов относительно

контролирующих органов сферы ЖКХ




В рамках диссертации выделяются следующие блоки.

1. Обозначается круг теоретических вопросов, по которым надо иметь чёткое и теоретически выверенное решение, осуществляя реформирование социальной инфраструктуры.

2. Проводится анализ инфраструктуры. Это позволяет разобраться в её природе и выйти на понятие инфраструктурного предприятия. Природа инфраструктуры показана через её функции, часть которых имеет полезностную окраску, а другая – стоимостную. В рамках сказанного мы выделяем следующие характеристики инфраструктуры (в рассуждениях мы ориентируемся на жилищно-коммунальное хозяйство), которые необходимы для отражения двойственности инфраструктуры как синтеза рыночных и нерыночных начал.

А) Отсутствие возможности выбора потребителей услуг. Инфраструктура должна охватывать своими услугами всё население и все предприятия города. Это вступает в противоречие с присущими рынку требованиями выбора платёжеспособной части потребителей.

Б) Ограниченный круг поставщиков. Предприятия, работающие в отраслях инфраструктуры, зачастую сталкиваются с тем, что рынки, на которых они производят закупки сырья и материалов, отличаются высокой степенью монополизации. Вообще для инфраструктуры характерны такие формы рынка, как монополия и монопсония. Это отрицательно влияет на возможности задействования конкурентного механизма.

В) Высокая степень зависимости от городской администрации и контролирующих структур. Именно городская администрация выделяет земли на прокладку коммуникаций и служит основным заказчиком в сферах дорожного строительства и организации благоустройства города. Соответственно, она имеет широкий круг возможностей оказывать влияние на предприятия инфраструктуры. В то же время на проведение большинства работ требуются специальные допуски и многочисленные разрешения со стороны контролирующих организаций. Таким образом, можно отметить, что сфера инфраструктуры не отвечает такому требованию рынка, как отсутствие барьеров для входа в бизнес и выхода из него.

Г) Необходимость формирования аварийных и дублирующих мощностей, повышенные требования к надёжности систем. Предприятия инфраструктуры оказывают услуги таким учреждениям, как больницы, милиция, банки, ФСБ, различные военные объекты – соответственно необходимо обеспечить такую степень надёжности в поставке услуг, которая исключит любые возможность возникновения перебоев в электро- и теплоснабжении. Естественно, это приводит к увеличению себестоимости услуг. Кроме того, предприятиям запрещено отключать данные объекты, даже если они не будут оплачивать оказываемые услуги. Соответственно в сфере инфраструктуры удешевление технологии и снижение издержек вступает в конфликт с необходимостью выполнения повышенных требований к надёжности и стабильности работы.

Д) Невозможность взимания платы с конкретных потребителей за оказанные услуги. Неотъемлемой частью некоторых отраслей инфраструктуры является предоставление общественных благ (термин общественные блага здесь трактуется согласно формулировке, приводимой в экономиксе). Инфраструктура, выполняя функции по обеспечению населения подобными благами, остаётся недоступной для рыночной среды.

Е) Отсутствие возможности исключить из потребления. Поскольку инфраструктура несёт в себе многочисленные социальные функции, она не может полностью работать на основе полного возмещения затрат (что характерно рыночным отраслям). Данное условие включает в себя две стороны. Первая заключается в социальных ограничениях (отключение больниц может привести к смертям среди пациентов). Вторая (технологическая) сторона характеризуется тем, что в некоторых отраслях невозможно ограничить потребление услуги одним потребителем, не принося вреда другим. Примером такой услуги может служить обслуживание канализационной системы.

Ж) Особая опасность технологий, используемых в отраслях инфраструктуры. В такой отрасли, как газоснабжение, нарушение технологии может привести к взрывам (такие примеры уже есть в современной России) и к гибели людей. А нарушения технологии, либо возникновение аварийной ситуации в водоснабжении приводит к потенциальной опасности массовых отравлений. Увеличение уровня безопасности неизбежно приводит к удорожанию предоставляемых услуг. В коммерческих отраслях у управленцев меньше стимулов по обеспечению дополнительной безопасности. Инфраструктура же должна выполнять функции по обеспечению стабильной и безопасной работы предприятий в данных отраслях.

Посредством выделения многих признаков социальной инфраструктуры, мы делаем вывод, что ей присущ двойственный характер (определяемый её нерыночным и рыночным началами).

В результате проведённого анализа, сделан вывод, выносимый на защиту – инфраструктуре присуща внутренняя конфликтность. Этот фактор следует обязательно учитывать при её реформировании.

3. Полученные в ходе анализа инфраструктуры выводы нами переносятся на уровень предприятия. Необходимость данного блока обесславливается тем что важно выяснить специфику хозяйствования инфраструктурных предприятий, прежде чем давать оценку приемлемости или неприемлемости какой либо из форм собственности.

К специфическим особенностям инфраструктурных предприятий, обусловленных особенностями сферы их деятельности и выполняемыми функциями, по нашему мнению, относятся следующие моменты

1) Важная роль, занимаемая данным предприятием в жизни города. Из определений видно, что отсталая инфраструктура снижает инвестиционную привлекательность города, а изношенная жилищная инфраструктура усиливает отток населения из города и снижает его приток.8

2) Отсутствие товаров (услуг) заменителей. Большинство услуг, оказываемых инфраструктурными предприятиями, не может быть (по крайней мере, при существующем уровне развития технологий) заменено. К такой услуге, например, относится подача электроэнергии либо снабжение холодной водой. Следует заметить, что в большей степени отсутствие альтернатив в предоставлении услуг характерно для многоквартирных домов. В личных домах (так называемый «частный сектор») иногда присутствует возможность такой замены.

3) Отчуждение больших площадей территории города в пользу предприятия (для отраслей ЖКХ, обладающих сетевыми коммуникациями). Несомненно, поставщики воды, теплоснабжающие организации и предприятия, занимающиеся водоотведением, используют значительные городские площади для прокладки своих коммуникаций.

4) Многие инфраструктурные предприятия являются естественными монополиями. Несмотря на то, что новые технологи несколько подрывают монополизм предприятий инфраструктуры (так, появившаяся сотовая связь подорвала монопольное положение организаций, оказывающих услуги связи), большинство из них по-прежнему остаются единственными в своём секторе.

5) Стратегическое значение поставляемых услуг. Наличие дорог, электро-, газо- и водоснабжения является необходимым условием стабильной работы промышленности города. Оказание таких услуг выступает важнейшим фактором, определяющим работу остальных предприятий города. Перебои в работе организации, оказывающих подобные услуги, будут означать подрыв производственных планов потребителей данных услуг.

6) Высокая экономическая значимость тарифов на услуги инфраструктурных предприятий. В себестоимости любого продукта, производимого на городских предприятиях, значительную часть занимают затраты на покупку электроэнергии и прочие услуги предприятий сферы ЖКХ.

7) Высокая социальная значимость тарифов на услуги инфраструктурных предприятий. Все жители города, так или иначе, вовлечены в потребление услуг, оказываемых инфраструктурными предприятиями. Значительная часть семейного бюджета уходит на оплату коммунальных услуг (об этом свидетельствует высокая доля граждан, претендующих на получение субсидий на оплату услуг ЖКХ). Кроме того, на предприятиях инфраструктуры занята значительная часть жителей города. Поэтому от размеров заработных плат работников и стабильности их выплат во многом зависит социальная обстановка в городе.

8) Высокая стоимость основных фондов и длительность их замены. Замена изношенных водопроводных и канализационных сетей имеет очень высокую стоимость, высоки сроки её замены. Кроме того, зачастую замена магистральных трубопроводов ведёт к необходимости перекрытия центральных городских дорог.

9) Длительный срок окупаемости инвестиций. Инвестиции в замену изношенных сетей иногда имеют окупаемость более десяти лет.

Суммируя всё вышесказанное, мы приходим к выводу, что выбираемая форма хозяйствования не может быть в безусловном порядке ориентированной на прибыль.

Главной целью, которую должно ставить перед собой предприятие инфраструктурного типа это, по нашему мнению, стабильное предоставление услуг требуемого объёма, качества не ниже нормативного, по социально оправданным тарифам. Предприятие инфраструктурного типа должно иметь возможность, хотя бы временно, работать с убытками либо с минимальной уровнем рентабельности и не иметь мотивов для экономии на надёжности. Кроме того, городские власти должны иметь возможность влиять на планы предприятий инфраструктуры по увеличению мощностей, либо по расширению спектра оказываемых услуг. Ещё одним важным требованием к предприятию инфраструктурного типа является наличие у такого предприятия возможностей долгосрочного и широкомасштабного инвестирования и высокой степени финансовой устойчивости.

4. Нами применительно к малым городам Ивановской области, анализируются и классифицируются ограничения на приватизацию предприятий различных отраслей ЖКХ как наиболее социально значимой сферы инфраструктуры. Кроме того, проводится оценка силы воздействия данных ограничений в каждой отрасли. Мы приходим к выводу, что основными группами ограничений явились:

– связанная с отнесением отраслей ЖКХ к инфраструктуре, технологическая сложность и опасность производственных процессов;

– понимание ряда инфраструктурных услуг как некоего общественного блага, и ограничения, связанные с принципами неделимости и несоперничества;

– ограничения монопольного характера (отнесение многих отраслей к локальным и естественным монополиям);

– специфика менталитета населения, связанная с возможным неприятием жителями городов частных предприятий в сфере ЖКХ.9

5. На основе анализа статистического материала и проведения социологических исследований нами были выявлены проблемы, усиливаемые спецификой малых городов и связанные с приватизацией объектов городской инфраструктуры.10

6. В связи с постоянной критикой муниципального сектора экономики города и, в частности, муниципальных унитарных предприятий, был проведён анализ причин недостаточной эффективности их работы.

Анализу были подвергнуты следующие МУПы: МУП «МПО ЖКХ» г. Фрманов, МУП «МПО ЖКХ» г. Вичуга, МУП «Южское ММПО ЖКХ», МУПП ЖКХ «Кохмабытсервис».

Были выделены две группы причин убыточности МУПов.

Одна из них – это недостатки, присущие именно такой организационно правовой форме как муниципальное унитарное предприятие. Среди них важнейшими являются такие, как:

­- отсутствие четких показателей эффективности работы предприятия, которых следует добиваться руководству;

- высокая степень зависимости дирекции МУПов от личностной оценки главой администрации результатов их деятельности;

­­- частичная финансовая ответственность предприятий ЖКХ, суженные полномочия руководства;

- отсутствие гибкости и широких возможностей манёвра при определении уровня оплаты труда работников предприятия;

- низкая гибкость оргструктуры.

Однако, кроме обозначенного выше комплекса причин неэффективности ведения муниципального хозяйства, следует отметить круг причин, связанных с трансформационными процессами, проходившими в Российский экономике с начала 90-х годов. Это следующие:

- общая коррумпированность чиновников, взаимодействующих с предприятиями ЖКХ;11

- дискриминация МУПов при передаче имущества на их баланс при проведении реформ;

- массовое бюджетное недофинансирование МУПов;

- неэффективность и низкая производительность технологий, которые вынуждены применять МУПы;

- обслуживание ветхого и аварийного жилого фонда.

В результате анализа МУПов нами был сделан ряд выводов:

1) МУП как организационно-правовая форма смягчает внутренний конфликт присущий инфраструктурным предприятиям.

2) Ряд критических суждений в отношении МУПов являются необоснованными.

3) Часть недостатков, присущих данной организационно-правовой форме, можно ликвидировать, не прибегая к трансформации собственности.


Основные публикации по теме

диссертационного исследования


1. Шувалов А.В. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства как особый тип инфраструктурных предприятий / Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Специальный выпуск № 2. – Кострома: Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2005. 0,35 п.л. (публикация в издании по списку ВАК РФ).

2. Шувалов А.В., Алов И.М, Белов П.А., Лодышкин А.В. Экономика малых городов Ивановской области: состояние, проблемы, перспективы развития / Труды Вольного экономического общества России (том 41). – М.: Вольное экономическое общество России, 2003. 1,6 п.л., лично автора 0,4 п.л. (публикация в издании по списку ВАК РФ).

3. Шувалов А.В., Алов И.М, Белов П.А., Лодышкин А.В., Экономика малых городов депрессивного региона: анализ состояния, проблемы и пути их решения (на примере городов Ивановской области) // Труды Вольного экономического общества России (том 46). – М.: Вольное экономическое общество России, 2004. 1 п.л., лично автора 0,25 п.л. (публикация в издании по списку ВАК РФ).

4. Шувалов А.В. Проблемы эффективного обновления основных фондов в промышленности России // Вестник молодых учёных ИвГУ. Приложение к журналу «Вестник Ивановского государственного университета». Выпуск 2. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. 0,25 п.л.

5. Шувалов А. В. ЖКХ как инфраструктурное предприятие / Современный этап социально-экономического развития: проблемы и мнения. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. проф. Е.Е. Иродовой. – Иваново: изд-во Иван. гос. ун-т, 2006. 0,32 п.л.

6. Шувалов А. В. Трансформация собственности в России / Научные труды студентов и аспирантов (проблем экономической науки). Выпуск 1. / Под ред. проф. Б.Д. Бабаева. – Иваново: изд-во Иван. гос. ун-т, 2002. 0,25 п.л.

7. Шувалов А.В. Эффективность управления в сфере ЖКХ при различных формах собственности // Современные технологии менеджмента и развитие управленческого персонала: Сб. научн. ст. – Иваново: изд-во Иван. гос. ун-т, 2006. 0,18 п.л.


ШУВАЛОВ Алексей Вадимович


ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ТИП ПРЕДПРИЯТИЯ:

ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Подписано в печать 16.10.2006

Формат 60х84 1/16. Уч.-изд. л. 0,89  Усл. печ. л. 1,1

Печать плоская. Бумага писчая. Тираж 100.


Издательство «Ивановский государственный университет»

153025, г. Иваново, ул. Ермака, д. 39.


1См.: Жилищный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА. 2005. Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001г №178 ФЗ. // Российская газета. – 2002г. - №16

2См.: http://www.programs-gov.ru/cgi-bin/index.cgi?prg=146. http://www.programs-gov.ru/ext/146/index1.htm

3 См.: Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов/общ.ред.:д.э.н. проф. Кушлин В.Н., д.э.н., проф. член-корреспондент РАН Чичканов В.П. – М: изд-во РАГС, 2004г. С. 224.

4 См.: Э. Аткинсон, Д. Стиглиц Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник, М.:Аспект Пресс, 1995. С. 652

5 Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Даниель Л. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. С.742.

6 Данное утверждение подтверждается проведёнными анкетированиями и опросами экспертов. Весной 2006 г. При содействии Фурмановского МУП МПО ЖКХ было опрошено 100 жителей г. Фурманова с использованием разработанной автором анкеты. В течение мая – июня 2006 в рамках работы над грантом РГНФ № 06-02-18004е было опрошено по 190 жителей городов Вичуга, Кохма, Тейково, Фурманов, Южа. В роли экспертов выступили главы администраций данных горолдов и их заместители, главы и начальники отделов предприятий ЖКХ.

7 По результатам опроса 100 жителей г. Фурманова

8 Жители малых городов относят проблемы связанные с ЖКХ в число первоочередных. Более важной, они считают лишь проблему, связанную с низким уровнем доходов (согласно проведённым опросам в рамках гранта РГНФ № 06-02-18004е).

9 В малых городах в среднем более четверти респондентов выказали негативное отношение к местным предпринимателям (согласно проведённым опросам в рамках гранта РГНФ № 06-02-18004е).

10 Например, проблема жилищного строительства. Если анализировать ввод в действие жилых домов за счёт всех источников финансирования по малым городам с 1992 года, то мы видим, что его объём колеблется от 1,89 тыс.м2 в Комсомольске до 77,2 тыс.м2 в Кохме.

11 Согласно данным Transparency International, в 2003 году Россия занимала 86-е из 133-х мест по уровню коррупции (чем выше место, тем ниже коррупция). В 2004 году 80-е место, а в 2005 г. Россия опустилась на 126-е (данные материалы опубликованы на сайтах: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_3171000/3171972.stm;

http://www.trud.ru/).



Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница