Формирование синтаксических структур в рече-языковой деятельности учащихся первого класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи III уровня (на примере предложений).


Скачать 305,97 Kb.
НазваниеФормирование синтаксических структур в рече-языковой деятельности учащихся первого класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи III уровня (на примере предложений).
страница1/3
Вавинова Елена Владимировна
Дата конвертации22.08.2012
Размер305,97 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьГ.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Год2006
  1   2   3


На правах рукописи


Вавинова Елена Владимировна


ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР В РЕЧЕ-ЯЗЫКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ).


13.00.03 – коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия)


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


Ростов на Дону - 2006

Работа выполнена в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Грибова Ольга Евгеньевна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Малаев Джафар Михайлович

доктор психологических наук, профессор Визель Татьяна Григорьевна



Ведущая организация: ГОУ ДО «Нижегородский институт

развития образования»


Защита состоится 11 ноября 2006 г. в 13-00 час. на заседании диссертационного Совета КМ 212.247.01 по педагогическим наукам при Федеральном государственном научном учреждении «Северо-Кавказский научный центр высшей школы» по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140.


С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.


Автореферат разослан « 10 » октября 2006 г.





Учёный секретарь


диссертационного совета Н.Ю.Борякова
Общая характеристика работы


Актуальность исследования. Одной из важнейших задач коррекционной педагогики на современной этапе её развития является совершенствование логопедической работы, направленной на эффективное формирование синтаксических структур в рече-языковой деятельности учащихся с общим недоразвитием речи (Т.Б. Бессонова, Т.Г. Визель, О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Л.Ф. Спирова, Г.В.Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В.Ястребова др.).

Пути научно-практического исследования данной проблемы освещаются в новейших исследованиях в области педагогики, лингвистики, психологии, психолингвистики, логопедии, отличительной чертой которых является подход к языку как к сложной системе, служащей целям коммуникации (Т.В. Ахутина, В.К. Воробьёва, В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, Л.Р. Лурия, А.А. Леонтьев и др.)

Психолингвистические исследования (А.А. Потебня, Н. Хомский, А.М. Шахнарович) рассматривают формирование синтаксической структуры предложения, как результат сложноорганизованной мысле-рече-языковой деятельности. В общей структуре психического и речевого развития ребёнка важную роль выполняют пространственно-временные репрезентации детей (Т.В. Ахутина, Л.И. Божович, Т.Г. Визель, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, М.М. Семаго, Н.Я Семаго и др.). Однако в современной литературе практически отсутствуют данные, свидетельствующие о взаимосвязи особенностей состояния пространственно-временных репрезентаций и навыков оформления синтаксических структур, составляющих предложение, а также характеристика нормативного развития данных компонентов психической деятельности детей школьного возраста.


В исследованиях в области логопедии описаны методы и приёмы диагностики недостатков грамматического строя речи и работы по преодолению различных нарушений в овладении синтаксическими структурами в рече-языковой деятельности, накоплен достаточный опыт формирования коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (О.Е.Грибова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н. Шаховская, С.Б. Яковлев, А.В.Ястребова и др). Используемые в традиционных подходах приёмы и методы формирования и развития синтаксических структур у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня не в полной мере учитывают взаимосвязь речевой и языковой деятельности, уровень сформированности речевых механизмов, без которых невозможно полноценное усвоение синтаксических структур.

В условиях постоянного развития педагогической науки логопедическая практика испытывает острую необходимость в определении надёжных диагностических показателей уровня развития пространственно-временных репрезентаций, способствующих становлению рече-языковой деятельности учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи III уровня (по классификации Р.Е. Левиной), диагностике умения правильно строить и грамматически оформлять высказывания в процессе рече-языковой деятельности. Наибольшую степень риска к нарушениям в овладении синтаксическими структурами составили дети 7- 8 лет, поскольку их возраст совпадает с началом школьного обучения. Именно они нуждаются в эффективной коррекции недостаточности синтаксических структур в рече-языковой деятельности, что позволяет предупредить школьную неуспеваемость.
  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница