Духовная культура противодействия социальному экстремизму в молодежной среде (философский анализ)


Скачать 379,97 Kb.
НазваниеДуховная культура противодействия социальному экстремизму в молодежной среде (философский анализ)
страница1/3
ЮРКИН Игорь Николаевич
Дата конвертации22.08.2012
Размер379,97 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьСоциальная философия
Год2011
На соискание ученой степениКандидат философских наук
  1   2   3


На правах рукописи


ЮРКИН Игорь Николаевич


ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

СОЦИАЛЬНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

(философский анализ)


09.00.11 – Социальная философия


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук


Москва - 2011


Работа выполнена на кафедре философии

ГОУ ВПО «Московский городской университет управления

Правительства Москвы» и на кафедре философии

НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия»


Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

ГОРБУНОВ Владимир Семенович


Официальные оппоненты: доктор философских наук

ЗАДОРОЖНЮК Иван Евдокимович;


кандидат философских наук, профессор

НОВИКОВ Валерий Васильевич


Ведущая организация: Пограничная академия

ФСБ Российской Федерации


Защита состоится «29» июня 2011 г. в 13 час. на заседании объединенного совета ДМ 521.003.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Современной гуманитарной академии по адресу: 115114, г.Москва, ул. Кожевническая, д.3, ауд. 410, зал заседаний.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д.32.


Автореферат разослан «28» мая 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук Н.В. Черепанова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ


Современная цивилизация далеко вперед продвинула молодежь. Однако новое, к которому стремится молодое поколение, не всегда обладает качеством позитивности и прогрессивности. Наряду с позитивными проявлениями молодежь вольно или невольно становится массовым участником и носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации – зараженности СПИДом, потребления алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности. Сегодня молодежь также пополняет ряды экстремизма и терроризма.

Склонность к экстремизму современного молодого поколения России стала предметом пристального внимания ученых, политиков, публицистов и общественных деятелей. Нельзя отдавать молодежь на откуп нецивилизованному рынку, трудовой неустроенности, организованной преступности, массовой культуре и шоу-бизнесу, бесконтрольной работе средств массовой информации. Давно пора содержательно и предметно осуществлять целенаправленную молодежную политику.

Актуальность социально-философского анализа духовной культуры противодействия экстремизму в молодежной среде вызвана следующими факторами и обстоятельствами.

Во-первых, опасной тенденцией нарастания терроризма в современном мире и превращением борьбы с ним в одну из глобальных проблем современности. Как известно, террористами не рождаются, ими становятся при наличии соответствующих объективных условий и субъективных факторов. Особенно питательной средой для пополнения террористических рядов выступает молодежь, склонная к агрессивно-экстремистским действиям. Помимо указанной склонности, молодое поколение изначально, по своей природе, возрасту и положению в обществе обладает теми специфическими чертами мышления и поведения, которые при определенных условиях и целенаправленной деятельности могут также привести в ряды террористов. Такими особенностями выступают максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и проблемы поиска самоидентичности.

Во-вторых, сложностью и противоречивостью социокультурной ситуации в современной России, которая в известной мере способствует проявлениям экстремизма в молодежной среде. Сегодня настало время откровенно признать, что сама практика экономической, социальной, политической и духовной жизни России в определенной мере генерирует экстремизм и терроризм. Помимо очагов военной напряженности по периметру российских границ внутри страны существуют объективные условия, способствующие нарастанию экстремистской и террористической деятельности. Это существование теневого и незаконного бизнеса в экономике, ослабление регулирующей роли государства, слабость и неэффективность российского законодательства, организованная преступность и коррупция во всех эшелонах государственной власти, межнациональная напряженность и навязчивое функционирование в общественном сознании низкопробных штампов массовой культуры. В результате такого состояния общественных отношений в России как взрослое, так и молодое поколение, можно сказать, подталкиваются к проявлениям экстремизма и даже терроризма.

В-третьих, существованием негативных тенденций и проявлений в среде современной молодежи России. Сказанное особенно касается того поколения российской молодежи, которое сформировалось в сложных и противоречивых условиях социальной модернизации общества с начала 90-х годов прошлого века. К нынешнему времени в России уже сложилось или формируется совершенно новое поколение, в среде которого изначально наличествуют проявления нравственной распущенности и правовой безответственности, нетерпимости и агрессивности, максимализма и невежества, прагматизма и эгоцентризма, неуважения к старшему поколению, склонности к крайним методам и формам деятельности. Хотим мы того или нет, но в современных социальных условиях молодежь России выступает потенциальным резервом экстремизма и терроризма, а не только высоких порывов души и благородных поступков.

В-четвертых, потребностью в обобщенном, целостном, социально-философском осмыслении проблемы сущности и содержания, социальной природы и детерминации, тенденций и форм проявления экстремизма в молодежной среде, а также социокультурных условий, путей, средств и способов деятельности по профилактике и противодействию экстремизму в современном российском обществе. К нынешнему времени наука стала широко оперировать такими понятиями, как «молодежная культура (субкультура)», «молодежная контркультура», «социология молодежи», «загадка и проблема молодежи», «ценностные ориентации молодежи» и т.п. Сегодня назрела потребность в социально-философском обобщении, приведении к «единому знаменателю» многих частных и разрозненных постановок, разработок, положений и выводов в этой области научного знания.

Уровень научной разработки проблемы. Молодежь как особая возрастная категория и социальная группа является объектом изучения комплекса социально-гуманитарных наук – социологии, социальной философии, социальной психологии и педагогики, культурологии, конфликтологии и других.

Среди советских и российских исследователей проблем молодежи наиболее известны имена и труды Н.М.Блинова, В.М.Боряза, С.Н.Иконниковой, И.М.Ильинского, А.А.Козлова В.Т.Лисовского, И.С.Кона, В.Ф.Левичевой, В.Г.Моряковича, Б.С.Павлова, В.Н.Шубкина, Н.С.Слепцова, З.В. Сикевич, М.Х.Титмы, Ж.Т. Тощенко, В.И.Чупрова, А.В. Шаронова и других авторов. Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно - как особой социальной группы с присущими ей специфическими проблемами.

В последние годы в России серьезное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре общества (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи и проблем ее социализации (И.С.Кон, Ж.Т. Тощенко), влияния социальных условий и различий на выбор профессии и социальное продвижение молодежи (М.Х. Титма, В.Н.Шубкин), системы ценностных ориентаций и особенностей отношения молодежи к труду, семье, культуре и досугу (Н.М. Блинов, В.М. Боряз, В.Г. Морякович), а также общих проблем молодежи и молодежной политики государства (И.М.Ильинский, Б.С. Павлова, В.И. Чупров).

Применительно к теме исследования следует указать на работы последних лет, в которых анализируются социокультурные проблемы российской молодежи, в частности, содержание и особенности молодежной субкультуры, ее положение и роль в общественной жизни, политические ориентации, приоритетные ценности духовной культуры, а также основные направления современной молодежной политики.

Наряду с указанными проблемами, ряд авторов обращает особое внимание на девиантное поведение молодежи, в особенности на экстремистские проявления в молодежной среде. В них отмечается активизация молодежного экстремизма в России, которая детерминирована, с одной стороны, объективными социальными условиями периода реформ, а с другой - субъективными факторами, состоянием сознания и поведения самой молодежи в сложных и противоречивых социальных условиях.

Как указывают отдельные авторы, в ценностной структуре сознания и поведения молодежи появляется все больше угрожающих личности элементов (криминализация сознания, экстремизм, агрессивность и др.). Социальное самочувствие большинства молодых людей может быть описано в терминах «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерянность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм» и т.п. В этой связи некоторые авторы предлагают и обосновывают решение проблемы формирования духовной культуры ненасильственного типа в российском обществе и молодежной среде.

Значительную роль в этом сыграла разработка соответствующей нормативно-правовой базы. Основным нормативным актом, определяющим правовые основы борьбы с экстремизмом, является Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», в котором определены правовые и организационные основы противодействия экстремизму. Правовые отношения в сфере противодействия экстремизму регулируются также Федеральными законами «Об общественных объединениях», «О национально-культурной автономии», «О свободе совести и о религиозных объединениях». За проявления экстремизма российским законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность. К правовым основам противодействия экстремизму на этноконфессиональной основе следует также отнести ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Отдавая должное всем, кто теоретически исследовал указанную проблему, следует в то же время отметить, что она пока еще не потеряла своей остроты и актуальности. Переходный период в России пройдет, но не пройдет, а будет нарастать в дальнейшем сложность и противоречивость социального бытия. Более того, новые социальные условия в России требуют не просто обновления, а формирования нового типа молодежной культуры, обладающей сильным иммунитетом против агрессии и экстремизма. И потому еще более очевидной становится актуальность социально-философского подхода к проблеме культурных условий и духовных предпосылок противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи России.

Объектом исследования в диссертации выступает социокультурный облик современной молодежи, ее духовные ценности как особой возрастной категории населения и специфической социальной группы российского общества на этапе его социальной модернизации.

Предмет исследования – социально-философский анализ содержания и особенностей, тенденций и форм проявления экстремизма в молодежной среде и прежде всего духовно-культурных условий и предпосылок противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи России.

Цель исследования – на базе социально-философского исследования сущности и содержания, особенностей и форм проявления экстремизма в молодежной среде разработать и предложить практические рекомендации для государственных и общественных структур по его профилактике и противодействию в сознании и поведении современной молодежи России.

Научная задача исследования заключается в обосновании и подтверждении того, что в социокультурном облике значительной части современной молодежи России существуют объективные и субъективные факторы для проявления агрессии и экстремизма в сложных и противоречивых условиях социальной модернизации. С другой стороны, существует возможность и необходимость противодействия указанным проявлениям посредством формирования новой духовной культуры и ценностной переориентации сознания и поведения современной молодежи.

Исследовательские задачи:

  1. Осуществить социально-философский анализ сущности, содержания, особенностей и форм проявления социального экстремизма у современной молодежи.

  2. Представить общую характеристику духовных ориентиров и ценностных ориентаций современной молодежи России.

  3. Рассмотреть социально-философское содержание духовной культуры противодействия социальному экстремизму с целью формирования ее в молодежной среде.

  4. Выявить культурные условия и обосновать основные пути противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи России.

Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование опирается на концепцию культуры как специфически творческой деятельности человека по созданию, накоплению, распространению и потреблению материальных и духовных ценностей; на социально-философские, социологические, психолого-педагогические и культурологические концепции и исследования проблем молодежи, экстремизма и терроризма; на концепцию ненасильственного сопротивления злу в обществе, а также на научные разработки в области духовного мира и ценностных ориентаций современной молодежи России.

В диссертации применены социально-философские и общенаучные принципы познания общественных явлений, в особенности социокультурный, системно-структурный, социологический и функционально-деятельностный подходы, а также диалектический, исторический, логический, диагностический и конкретно-социологический методы научного исследования.

В работе проанализированы отечественные и зарубежные источники, раскрывающие историю и теорию экстремизма и терроризма в России, а также деятельность городской исполнительной власти г. Москвы в области молодежной политики. Диссертационное исследование основывается на современных нормативно-правовых документах Российской Федерации, города Москвы, на исследовательском материале отдельных районов московского мегаполиса, на монографиях, статьях, материалах научно-практических конференций и семинаров, посвященных вопросам противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде, а также на личном опыте наблюдений и общения в молодежной среде.

Достоверность научных результатов, обоснованность теоретических положений, выводов и практических рекомендаций обеспечиваются: а) результатами анализа обширной источниковой базы, а также контент-анализа правовых документов и материалов периодической печати; б) применением методов, адекватных целям и задачам исследования; в) использованием результатов социалогических исследований, проведенных в России за последние годы; г) надежностью эмпирических данных, адекватным толкованием социальных событий и фактов.

Научная новизна исследования состоит:

- в социально-философском рассмотрении содержания, особенностей и основных форм проявления экстремизма в молодежной среде;

- в выявлении социальной природы и условий детерминации экстремизма среди молодежи российского общества;

- в определении содержания и специфического характера духовной культуры и ценностных ориентаций современной молодежи России в аспекте противодействия экстремизму;

- в обобщенном теоретическом анализе социокультурных условий, предпосылок и направлений деятельности с целью профилактики и противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы обогащают и наращивают содержание и пути решения проблемы противодействия экстремизму в российском обществе и молодежной среде, способствуют обобщению и формированию новых теоретических представлений о содержании и специфике молодежного экстремизма, ценностных ориентаций современной молодежи России и духовной культуре ненасильственного противодействия экстремизму среди молодого поколения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют активизировать и корректировать условия формирования, систему образования и воспитания российской молодежи, совершенствовать качество и уровень развития всех сфер жизнедеятельности российского общества в интересах эффективной социализации молодежи, определить и предложить оптимальные условия и пути формирования духовного слоя новой молодежной культуры, способной противодействовать проявлениям экстремизма и агрессии в молодежной среде.

Апробация научных результатов исследования. Результаты диссертационного исследования прошли апробацию в научно-исследовательской деятельности автора, в теоретических выступлениях научных конференциях, в частности на научно-практической конференции МГУУ Правительства Москвы «Теория и практика управления городом Москвой: состояние и перспективы развития» 29 октября 2009 г., на научно-практической конференции МГУУ ПМ «Современные тенденции и актуальные проблемы развития столичного мегаполиса» 5 мая 2009 г., в выступлениях на научных семинарах аспирантов и студентов МГУУ Правительства Москвы, на теоретических семинарах и заседаниях кафедры философии МГУУ Правительства Москвы и кафедры философии Современной гуманитарной академии, а также в публикациях по теме исследования общим объемом 2,4 п.л..

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности молодежи как особой социальной группы и специфической категории населения. Специфика проявления экстремизма в молодежной среде обусловлена особенностями самой молодежи - незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием сложности и противоречивости социального бытия, стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм социального протеста и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей. Характерными чертами проявлений экстремизма в молодежной среде являются протестный характер, преобладание групповых форм, политическая индифферентность, повышенная криминогенность, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, а также многообразие форм проявления.

2. Возникновение экстремизма в молодежной среде детерминировано взаимодействием негативных факторов социальной среды – экономическим неравенством и несправедливостью распределения собственности, высокой социальной напряженностью и конфликтностью общественных отношений, падением престижа политической власти, размыванием системы приоритетных духовных ценностей, ослаблением регулирующей роли государства и нарастанием криминогенности в обществе. Молодежь объективно занимает промежуточное место в обществе, не играет в нем ведущей роли, находится в положении объекта социализации, подчинения и зависимости от взрослого поколения, в состоянии недостаточной определенности и незавершенности выбора смысложизненных ценностей, а потому не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал.

3. В современных условиях назрела необходимость формирования у молодежи нового типа духовной культуры – культуры ненасилия, толерантности и безопасности, диалога и взаимопонимания, способной активно противостоять проявлениям социального зла, внутренней и внешней агрессии. Важнейшими принципами культуры ненасилия являются: отказ от монополии на власть, авторитет и истину; готовность к изменениям, диалогу и компромиссу; критический анализ собственного поведения с целью исключения и предупреждения враждебной позиции оппонента; анализ конфликтной ситуации глазами оппонента с целью его понимания и поиска позитивного разрешения конфликта; толерантность, борьба со злом при наличии уважения к людям, стоящим за ним; открытость поведения, отсутствие лжи, недоверия и унижения в отношении оппонентов.

4. Объективными социокультурными условиями, благоприятными для формирования молодежной культуры ненасильственного типа в противодействии экстремизму, являются: утверждение демократических принципов жизнедеятельности в государстве и обществе, гармонизация социальной структуры и реализация принципов социальной справедливости, эффективное управление процессом социализации личности и социальных групп, формирование культуры нравственно-правового применения силы внутри государства и в межгосударственных отношениях, гуманизация и сакрализация системы общественных отношений на базе принятия исторически традиционных духовных ценностей и конфессий. Актуальными проблемами работы с современной молодежью являются утверждение в ее сознании и поведении позитивных духовных ценностей - активной жизненной позиции, познавательных устремлений, нравственных ориентиров, эстетических идеалов и вкусов, а также духовно-сакральных ценностей, противодействующих проявлениям агрессии и экстремизма.

  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница