Гражданское воспитание школьников в условиях региональной детской общественной организации


Скачать 328,12 Kb.
НазваниеГражданское воспитание школьников в условиях региональной детской общественной организации
страница1/2
МАСТЫКИНА Людмила Юрьевна
Дата конвертации22.08.2012
Размер328,12 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьОбщая педагогика, история педагогики и образования
Год2006
На соискание ученой степениКандидат педагогических наук
  1   2


На правах рукописи


МАСТЫКИНА Людмила Юрьевна


ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


СМОЛЕНСК

2006

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Селиванова Людмила Николаевна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Волохов Алексей Васильевич


кандидат педагогических наук, доцент,

заслуженный учитель РФ

Петруленков Вячеслав Михайлович


Ведущая организация: Московский педагогический

государственный университет


Защита состоится « » 2006 года в ___ часов на заседании диссертационного совета К 212.254.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного университета.


Автореферат разослан «__»________2006 года


Ученый секретарь

диссертационного совета Сенченков Н.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Гражданское воспитание детей является одной из актуальных проблем современной России. В последние десятилетия в нашем обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как патриотизм, долг, честь, достоинство, знание героического прошлого своего государства. Нередко поведение подрастающего поколения носит эгоистичный, антисоциальный и антигуманный характер. От эффективности организации гражданского воспитания во многом зависит политическая, экономическая и социальная состоятельность нашего общества в будущем.

Необходимость воспитания детей и подростков в духе патриотизма, любви к Родине, а также стремления к активному участию в жизни общества подчеркивается в ряде документов федерального и регионального уровня. В государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается важность совершенствования системы воспитания, «обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан … высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».

Основное внимание уделяется определению путей и обновлению содержания гражданского воспитания подрастающего поколения. Большой опыт осуществления гражданского воспитания был накоплен в СССР, где оно реализовывалось главным образом посредством деятельности пионерской организации, связывавшей каждого учащегося с обществом.

В исследованиях Э.Ш. Калмадиновой, Г.Г. Николаева, В.А. Сластенина подчеркивается, что эффективность осуществления гражданского воспитания можно повысить с помощью деятельности детских общественных объединений и организаций, большое количество которых существует и постоянно возникает в настоящее время. Подобная тенденция характерна для всех регионов Российской Федерации, в том числе и Смоленской области, где в период с 2000 по 2006 год количество зарегистрированных Управлением Федеральной регистрационной службы молодежных и детских общественных объединений возросло с 14 до 52. Одним из важных шагов в этом направлении стало создание Смоленской региональной детской общественной организации имени Ю.А. Гагарина, которая насчитывает более 13 тысяч учащихся школ г. Смоленска и области.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью всестороннего изучения опыта осуществления гражданского воспитания подрастающего поколения, определения путей повышения уровня гражданской воспитанности школьников, выявления оптимальных педагогических условий его эффективности, разработки форм и методов работы.

Гражданское воспитание рассматривали в своих трудах многие философы, педагоги и психологи в различные периоды существования человечества. Вопросы воспитания граждан своего государства поднимали философы античности Платон и Аристотель. В период Римской империи и в эпоху Возрождения аспекты воспитания гражданина нашли отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Т. Кампанеллы, М.Ф. Квинтилиана, Л.Бруни, Л.Альберти и других. Большое внимание исследованию формирования гражданственности уделяли классики зарубежной и отечественной педагогики: Я.А. Коменский, К.А. Гельвеций, Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи, М.В. Ломоносов,
К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Цели и задачи гражданского воспитания в процессе становления личности пытались определить А.Н. Радищев, В.Г. Белинский,
Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Писарев и другие представители русской интеллигенции. Вопросы формирования гражданственности через общественное воспитание и процесс социализации рассматривались в трудах В.М. Бехтерева, С. Т. Шацкого, П.П. Блонского, В.Н. Шульгина.

Анализ современных научных источников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме гражданского воспитания. В них рассмотрены её исторический (О.И. Волжина, А.М. Шаленов), социально-педагогический (А.В. Беляев), социально-психологический (М. Седлаж), гражданско-правовой (В.А. Балюк, Г.П. Давыдов, С.В. Шевченко), этико-правовой
(В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева, Л.М. Корниенко, С.А. Рудых и другие) аспекты; изучены пути и средства гражданского воспитания учащихся
(Н.И. Васильев, А.С. Гаязов, Г.Я. Гревцева, И.М. Дуранов, В.И. Жернов,
Д.В. Катюба, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Никитин, Л.И. Новикова, В.И. Петрова,
И.Л. Судакова, Г.Н. Филонов, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и другие); исследованы вопросы подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию учащихся (Т.М. Абрамян, О.П. Песоцкая и другие); рассмотрены цели, задачи, методы и средства воспитания гражданственности (О.И. Волжина, Н.А. Головко, Р.Г. Гурова, Л.В. Кузнецова, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Никитин,
Я.В. Соколов и другие); выявлены педагогические условия эффективного воспитания гражданственности школьников (Н.И. Васильев, А.С. Гаязов, Г.Я. Гревцева, Ю.А. Танюхин и другие); проведен сравнительный анализ процессов гражданского воспитания в России и за рубежом (М. А. Якобсон и другие).

Тем не менее процесс осуществления гражданского воспитания в условиях деятельности региональных детских общественных объединений и организаций не нашел должного отражения в научных работах, хотя для его изучения есть возможность опираться на широкий спектр исследований различных аспектов этой проблемы.

В отечественном современном детском движении происходят новые явления и процессы, закономерно обостряющие потребность их всестороннего изучения. Историко-социальный анализ концепций становления детского движения в России в начале XX века отражен в работе Л.А. Борисовой, концепции деятельности российского скаутизма рассмотрели М.Б. Богуславский, И.А. Валгаева, Т.И. Кузнецова, Е.А. Подтынная. В исследованиях Г.В. Ермоленко, И.А. Кудряшовой, Г.В. Сабитовой, Е.Н. Степанова, А.И. Рябинина, Е.Л. Рутковской, Е.Е. Чепурных уделяется внимание процессам становления и функционирования детских общественных объединений, выявлены и обоснованы зависимости между динамикой развития первичного коллектива и детским движением, особенности временного детского объединения.

А.В. Арапов, В.Н. Кочергин, М.Р. Мирошкина, И.И. Фришман предложили технологию создания детских общественных организаций, теоретически обосновали алгоритм их функционирования, разработали программно-вариативный подход к организации жизнедеятельности детских общественных объединений. Н.Ф. Басов, Л.В. Байбородова, И.А. Валгаева,
А.В. Волохов, И.Г. Гордин, Э.Ш. Камалдинова, А.Г. Кирпичник, М.Е. Кульпединова, Т.Г. Курганова, Р.А. Литвак, Г.Г. Николаев, М.И. Рожков,
Т.В. Трухачева, И.И. Фришман, В.Г. Яковлева изучили новые условия функционирования, принципы и этапы развития детских общественных объединений и организаций.

В современных исследованиях большое внимание уделяется социализации подростков, их самореализации, развитию различных личностно-значимых качеств (А.В. Волохов, В.А. Дергунов, Т.В. Дурова, Л.В. Ершова, А.Г. Климов, В.В. Ковров, В.Н. Кочергин, Н.А. Ладзина, Г.В. Сабитова, Н.Ж. Самьяева, Л.А. Севицкая, С.М. Соловьёв, Е.Л. Федотова, О.Д. Чугунова, С.Б. Шаргородская, Л.С. Яковлева и другие). Подготовке лидеров детского движения посвящены исследования А.В. Малиновского, И.Н. Никитина, И.В. Ухиной.

Воспитательный потенциал детских творческих объединений рассматривают М.И. Абдрахманов, В.Н. Вараксин, Е.И. Коротеева, П.Н. Осипов, Л.Н. Петрова, М.И. Рожков, Е.Е. Чепурных, И.И. Фришман, С.П. Фирсова. Проблему подготовки руководителей детских объединений затрагивают в своих работах Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов и другие ученые.

В то же время следует отметить, что во многих психолого-педагогических исследованиях недостаточно внимания уделяется изучению и обобщению опыта конкретных детских общественных организаций и объединений, разработке форм и методов работы по осуществлению гражданского воспитания. Изучение этого явления осложнено тем, что оно может проводиться только в естественных условиях, зависящих от политических и социально-экономических преобразований, регулярно происходящих в жизни общества. Таким образом, гражданское воспитание в условиях деятельности региональных детских общественных объединений и организаций является многоаспектной проблемой, которая имеет большое социальное и научное значение. Исследование теории и практики осуществления гражданского воспитания в детских общественных объединениях и организациях позволило выявить противоречия между необходимостью в научно-педагогическом сопровождении гражданского воспитания личности и недостаточной разработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по его эффективному осуществлению в региональных детских объединениях и организациях; между значительным потенциалом детских общественных объединений и организаций и его недостаточным использованием в гражданском воспитании.

Названные противоречия обозначили проблему исследования: каковы оптимальные педагогические условия гражданского воспитания школьников в региональных детских общественных объединениях и организациях. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Гражданское воспитание школьников в условиях региональной детской общественной организации».

Объект исследования – гражданское воспитание подрастающего поколения в детских общественных объединениях и организациях.

Предмет исследования – гражданское воспитание школьников в Смоленской региональной детской общественной организации имени Ю.А. Гагарина.

Гипотеза исследования: гражданское воспитание школьников в условиях региональной детской общественной организации будет более эффективным, если:

- гражданское воспитание происходит в социально значимой деятельности, направленной на участие школьников в жизни родного края, изучение его истории и традиций;

- формы работы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностями детей и подростков;

- ведется работа по повышению мотивации к социально значимой деятельности;

- осуществляется психолого-педагогическая диагностика уровня гражданской воспитанности членов организации с целью определения его эффективности и внесения корректив в воспитательный процесс;

- проводится подготовка квалифицированных педагогических кадров для работы по гражданскому воспитанию в условиях детской общественной организации;

- объединены усилия семьи, школы и детской общественной организации с целью гражданского воспитания подрастающего поколения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить степень разработанности проблемы гражданского воспитания в теории и практике детского движения.

2. Рассмотреть историю развития детских организаций в Смоленске и Смоленской области с начала XX века по настоящее время.

3. Определить и научно обосновать пути осуществления гражданского воспитания в Смоленской региональной детской общественной организации имени Ю.А. Гагарина.

4. Выявить критерии эффективности гражданского воспитания и способы диагностического исследования уровней гражданской воспитанности школьников.

5. Разработать систему гражданского воспитания членов детских общественных объединений и организаций и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования являются философские концепции образования и культуры (гуманистическая, антропологическая, культурологическая), общенаучные принципы развития, целостности, системности, философско-психологические и педагогические положения о единстве теории и практики, регулирующей роли сознания в деятельности человека, идея о детерминированности педагогической теории и практики общественными процессами.

В основу теоретического исследования положены:

- системный подход (Л.И. Анцыферова, И.В. Блауберг, И.Р. Пригожин, В.И. Садовский, В.С. Степин, Э.Г. Юдин и другие);

- деятельностный подход (В.Г. Афанасьев, Г.С. Батищев, Л.И. Божович, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э.С. Соколова, И.С. Якиманская и другие);

- гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, И.В. Воскресенская, О.С. Газман, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, И.Д. Фрумин, С.Т. Шацкий и другие);

- аксиологический подход (Л.И. Божович, З.И. Васильева, М.С. Каган, М.Г. Казанкина, А.В. Кирьякова, И.А. Колесникова, Л.В. Кондрашова,
Е.Н. Степанов и другие);

- теория социализации личности (И.В. Андреенкова, Б.З. Вульфов,
В.Н. Гурова, С.Н. Иконникова, В.А. Караковский, Л.Н. Коган, И.С. Кон,
В.В. Москаленко, А.В. Мудрик, В.А. Ядов и другие);

- положения о единстве человека и социальной среды (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов и другие);

- положения теории педагогического средства (Ю.К. Бабанский,
В.С. Селиванов, В.В. Давыдов, П.И. Пидкасистый, Н.М. Шахмаев и другие);

- концептуальные идеи реализации преемственности в воспитании и образовании (А.Г. Асмолов, А.В. Запорожец, В.Я. Лыкова и другие).

Анализ психолого-педагогических исследований последних лет свидетельствует о росте интереса к изучаемой нами проблеме, поэтому теоретическую основу данного исследования также составляют работы, освещающие различные аспекты гражданского воспитания и деятельности детских общественных объединений и организаций (Г.Н. Абросимов, Л.В. Алиева,
Л.В. Байбородова, Н.Ф. Басов, А.А. Белкин, А.В. Волохов, А.С. Гаязов,
Н.Е. Коробкина, Р.А. Литвак, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Е.П. Рутковская, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Сорочинская, М.Е. Трубачева, Н.М. Филиппов,
Л.В. Фомина, И.И. Фришман, С.Я. Харченко и другие).

В работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта работы детских общественных объединений и организаций, изучение и систематизация нормативных и исторических документов, архивных источников, периодических печатных изданий; педагогический эксперимент. Для обработки результатов исследования применялись методы математической статистики.

Экспериментальная работа осуществлялась в средних школах № 26, 29, 30, в гимназии эстетического профиля г. Смоленска, в средней школе № 4 г. Гагарина, № 2 г. Десногорска, в Гагаринском, Ершичском, Краснинском, Руднянском и Сычевском районах Смоленской области. Всего в исследовании принимали участие 576 школьников в возрасте от 8 до 14 лет.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе (2002-2003) осуществлялся теоретический анализ проблемы, проводилось изучение передового опыта работы детских общественных организаций в Смоленске и Смоленской области; определялись цели, задачи, рабочая гипотеза и понятийный аппарат исследования. Важной частью работы на этом этапе была разработка методики исследования, составление анкет для массового изучения учащихся.

На втором этапе (2003-2005) проводился констатирующий этап эксперимента, направленный на выявление особенностей гражданского воспитания в Смоленской региональной детской общественной организации имени Ю.А.Гагарина, состояние гражданской воспитанности её членов. Была начата опытная проверка выдвинутой гипотезы, в ходе которой происходило ее уточнение. Заложен формирующий этап эксперимента.

На третьем этапе (2005-2006) был завершен формирующий этап эксперимента, обработаны и систематизированы его результаты; осуществлялось оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна: впервые осуществлено комплексное исследование истории возникновения и становления детских общественных объединений и организаций в Смоленской области, научно проанализирован и обобщен опыт их работы с начала XX века по настоящее время, научно разработаны этапы становления детского движения, определены качественные и количественные показатели его развитости в регионе, выявлены критерии эффективности гражданского воспитания, раскрыта сущность и особенности формирования гражданской воспитанности в условиях деятельности детских общественных объединений и организаций.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании содержания, принципов, форм и методов гражданского воспитания членов детских общественных объединений и организаций, в разработке целостной системы его осуществления, в раскрытии воспитательного потенциала детских общественных объединений и организаций в гражданском воспитании детей и подростков; в выявлении педагогических условий его эффективности. Полученные в исследовании выводы вносят существенный вклад в решение важной стратегической задачи педагогики на современном этапе – повышения уровня гражданской воспитанности школьников.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены материалы о гражданском воспитании подрастающего поколения в детских общественных объединениях и организациях, о способах диагностики гражданской воспитанности, о формах работы с членами организации, которые могут быть использованы при создании программ воспитательной работы в школе, при разработке специальных курсов по проблемам воспитания для студентов педагогических вузов, в институтах повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической оснащенностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам и логике; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы и практическим подтверждением её основных положений; достаточным объемом выборки при проведении констатирующего и формирующего этапов эксперимента, корректной математической обработкой результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Деятельность детских общественных объединений и организаций имеет широкие возможности для эффективности осуществления гражданского воспитания личности: включение подрастающего поколения в социально значимую деятельность и гражданско-правовые отношения; формирование новой для школьника роли – члена общества, приобретение опыта гражданской деятельности.

2. Проблема детского движения на Смоленщине имеет глубокие корни; существует преемственность между ранее существовавшими и ныне действующими детскими организациями и объединениями.

3. Основными критериями гражданской воспитанности членов детской общественной организации являются: сформированность гражданских и нравственных качеств, социализированность, общественная активность, знание основополагающих правовых норм, бережное отношение к истории и культуре своего народа, вовлеченность в деятельность на благо родного города или района; доминирование мотивов общественного долга; умение осознанно выстраивать свое поведение в неординарных социальных ситуациях.

4. Педагогическими условиями эффективного осуществления гражданского воспитания детей и подростков в Смоленской региональной детской общественной организации имени Ю.А. Гагарина является реализация системы гражданского воспитания на основе включения школьников в социально значимую деятельность, проведения педагогической диагностики гражданской воспитанности детей и подростков, подготовки квалифицированных педагогических кадров, подбора оптимальных форм работы с учетом возрастных особенностей и интересов школьников, педагогического просвещения родителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования и основные идеи работы обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях и отражены в публикациях автора. Материалы диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета, коллегиях Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике; использовались и используются в процессе проведения обучающих семинаров для руководителей и вожатых детских общественных организаций и объединений.

Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в процессе проведения педагогического эксперимента в школах г. Смоленска и Смоленской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель, задачи, выдвинута гипотеза, указаны теоретико-методологические основы и методы исследования, отражены научная новизна и практическая значимость работы, выделены этапы, сформулированы положения, выносимые на защиту, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы гражданского воспитания в детских общественных объединениях и организациях» раскрыта сущность основных понятий исследования, проведен анализ исторической и современной литературы по изучаемой теме, представлены теоретические основы осуществления гражданского воспитания в Смоленской региональной детской общественной организации имени Ю.А. Гагарина.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по осуществлению гражданского воспитания в Смоленской региональной детской общественной организации имени Ю.А. Гагарина» изложены результаты констатирующего этапа эксперимента, раскрыт общий замысел и результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в школах г. Смоленска и Смоленской области.

В заключении подведены общие итоги исследования, сделаны основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

В приложениях представлены опытно-экспериментальные и методические материалы исследования.

  1   2

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница