Управление инвестициями, направляемыми на развитие и содержание автомобильных дорог


Скачать 395,48 Kb.
НазваниеУправление инвестициями, направляемыми на развитие и содержание автомобильных дорог
страница1/3
Чуфенев Дмитрий Владимирович
Дата конвертации24.08.2012
Размер395,48 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьЭкономика и управление народным
Год2006
На соискание ученой степениКандидат экономических наук
  1   2   3


На правах рукописи


Чуфенев Дмитрий Владимирович


УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ, НАПРАВЛЯЕМЫМИ НА РАЗВИТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным

хозяйством по экономическим наукам

(управление инновациями

инвестиционной деятельностью)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Санкт-Петербург, 2006


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»


Научный руководитель: доктор экономических наук,

профессор Власова Виктория

Михайловна


Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

профессор Крылов Эдуард

Иванович


кандидат экономических наук

Пыльнова Елена Владимировна


Ведущая организация - ГОУВПО «Российский государственный

гидрометеорологический университет»


Защита состоится «28» декабря 2006 г. в 17 часов на заседании диссертационного совета К 212.233.01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» по адресу; 190000, Санкт-Петербург, ул. Б.Морская, д.67, ауд. 53-01


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения» http:// guap.ru/ .


Автореферат разослан «27 » ноября _ 2006 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

д.т.н., профессор А.П.Ястребов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Одной из важнейших составляющих инфраструктуры страны выступают объекты автодорожного хозяйства, включающие сеть автомобильных дорог общего и ведомственного пользования, а также мосты, тоннели, эстакады, транспортные развязки и другие объекты. В целом по России и в отдельных регионах имеются существенные проблемы, касающиеся количества, качества автодорог, организации движения транспорта, перемещения пассажиров и перевозки грузов. Развитие сети автомобильных дорог требует инвестиций. Подавляющее большинство автомобильных дорог и других объектов автодорожного хозяйства являются федеральной или региональной собственностью, на поддержание и развитие должны направляться средства соответствующих бюджетов. Однако государственных инвестиций недостаточно. Отсюда актуальной научно-практической проблемой выступает создание организационно-экономического механизма управления частно -государственными инвестициями, направленными на строительство, реконструкцию и содержание автодорожного хозяйства, включая исследование общественной, бюджетной и коммерческой эффективности инвестиционных проектов. Это определило выбор темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоре­тических и методических вопросов управления инвестиционными проектами в области развития и содержания автомобильных дорог, включая анализ и оценку их эффективности. Для наиболее полного решения проблемы и достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть экономическое содержание инвестиций, направленных на развитие и содержание автомобильных дорог;

- охарактеризовать современное состояние автодорожного хозяйства в России и в Северо-Западном регионе;

- обосновать организационно-экономический механизм управления инвестициями, направленными на строительство и содержание автомобильных дорог;

- сформировать критерии выбора инвестиционных проектов для их включения в инвестиционную программу;

- уточнить состав, экономическое содержание и методику расчета показателей эффективности инвестиционных проектов;

-разработать методику анализа эффективности инвестиционных проектов на стадии их разработки и реализации;

-обосновать состав информационной базы, необходимой для управления реализацией инвестиционных проектов.

Предмет и объект исследования Предметом исследования выступают теоретические и методические вопросы управления инвестиционными проектами, направленными на развитие и содержание автомобильных дорог.

Объектом исследования является инвестиционная деятельность в области строительства, реконструкции и содержания автомобильных дорог и других объектов автодорожного хозяйства.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов в области сущности инвестиций и управления инвестиционными проектами; материалы периодической печати; нормативно-правовые законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов. В ходе проведения исследования использовался диалектический метод познания, с помощью которого раскрывается суть экономических явлений в динамическом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В работе над диссертационным исследованием были использованы общенаучные методы исследования: логический и сравнительный анализ, синтез, дедукция и индукция, системный подход..

Информационной базой исследования послужили материалы, представленные в сети «Интернет», статистические данные Госкомстата России, материалы правовой базы «Консультант плюс».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель и задачи, предмет и объект исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретические вопросы обоснования эффективности инвестиций, направленных на развитие и содержание автомобильных дорог» обобщены труды отечественных и зарубежных ученых по определению сущности инвестиций и проведена классификация инвестиций с целью управления инвестиционной деятельностью в области развития и содержания автомобильных дорог. Одновременно с этим проведен анализ современного состояния и развития сети автомобильных дорог в России и в Северо-Западном регионе. Вместе с тем сформулированы принципы и раскрыто содержание организационно-экономического механизма управления инвестициями, направленными на строительство и содержание автомобильных дорог.

Во второй главе «Методологические вопросы управления инновационно -инвестиционными проектами, осуществляемыми при развитии и содержании автомобильных дорог» сформулированы принципы, критерий и определены задачи планирования, оценки, анализа и контроля за реализацией инвестиционных проектов по развитию и содержанию автодорожного хозяйства. Одновременно с этим охарактеризовано информационное обеспечение и проведен анализ бюджетных и внебюджетных источников финансирования инновационно-инвестиционных проектов, направленных на строительство и содержание автомобильных дорог.

В третьей главе «Методические вопросы комплексного анализа эффективности реализации инвестиционных проектов» рассмотрены состав, экономическое содержание и методика расчета показателей эффективности инвестиционных проектов применительно к инвестиционной деятельности в области автодорожного хозяйства. Кроме этого, обоснованы методики анализа и оценки общественной эффективности и эффективности участия в инвестиционном проекте.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения, полученные по результатам диссертационного исследования.


II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


1.Теоретические вопросы управления инвестиционной деятельностью, осуществляемой при строительстве и содержании автомобильных дорог.

Исследуя эффективность управления процессом реализации инвестиционных проектов необходимо определиться с сущностью инвестиций и инвестиционной деятельности, осуществляемой при строительстве автомобильных дорог.

По нашему мнению, прежде всего, следует разграничить капитальные вложения, т.е. долгосрочные инвестиции в реальные активы от вложений в ценные бумаги (финансовые вложения). В этом случае становится очевидным, что денежные средства и иное имущество, в первую очередь, направляются на приобретение или создание объектов предпринимательской деятельности долговременного применения и подготовки производства. И только после их ввода в эксплуатацию эти объекты способны обеспечить получение прибыли или иного полезного результата.

Необходимо отметить, что долгосрочные инвестиции связаны с:

-осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения (в дальнейшем строительство) действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Указанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода;

-приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;

-приобретением земельных участков и объектов природопользования;

-приобретением и созданием активов нематериального характера».

В зависимости от того, на сколько инвестиции обеспечивают количественный и качественный рост производственного капитала, а следовательно, и производственного потенциала предприятий и организаций, они могут быть определены как пассивные и активные.

Пассивные инвестиции – это те, которые обеспечивают в лучшем случае не ухудшение показателей хозяйственной деятельности, рентабельности производственного капитала, т.е. текущую выживаемость предприятий и организаций в настоящем.

Активные инвестиции – это те, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности предприятий, фирм, организаций и их продукции, услуг, рост доходности, эффективности производственно-хозяйственной деятельности за счет внедрения новой техники, технологии, выпуска новой эффективной продукции, пользующейся повышенным спросом, формирование новых сегментов на рынке товаров и услуг.

К активным инвестициям, как правило, относятся инвестиции, направленные в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на создание новых и совершенствование действующих технологических процессов, организации производства, труда и его условий. При этом необходимым условием отнесения таких инвестиций к активным является их более высокая эффективность в сравнении с рентабельностью активов предприятия.

В соответствии с этим сущность активной инвестиционной деятельности предприятий, по нашему мнению, состоит в полноте и эффективности использования инвестиционных возможностей предприятия, а также кредитных и иных, внешних по отношению к предприятию ресурсов, направленных в капитальные вложения (основные и оборотные средства и нематериальные активы), обеспечивающие более высокую эффективность активов предприятия, в сравнении с другими вариантами.

Объектом активных инвестиций являются, прежде всего, вновь создаваемые и более эффективные средства и предметы труда, а также новые технологические процессы и способы управления. Именно сюда должны направляться капиталообразующие инвестиции.

Основное направление реальных инвестиций, как уже было отмечено выше, - капитальные вложения. В соответствии с Федеральным законом РФ №39-ФЗ под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в т.ч. затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Соответственно, применительно к дорожному хозяйству РФ, к капитальным вложениям относятся инвестиции, которые осуществляются в форме: нового строительства автомобильных дорог, их реконструкции, технического перевооружения и содержания действующих автомобильных дорог.

Целью инвестиций в дорожное хозяйство является обеспечение конституционных прав граждан на свободу передвижения, а также создание условий и возможностей для свободного передвижения товаров и услуг на основе формирования сети автомобильных дорог, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения, предприятий и государства в максимально быстром, дешевом и безопасном перемещении людей, грузов, работ и услуг т доставки их в целостном и качественном состоянии на требуемое место.

Наряду с этим, считаем необходимым отметить, что инвестиционная деятельность является достаточно объемным понятием, особой экономической категорией, отражающей целенаправленные и многогранные виды деятельности научно-исследовательских, проектных и производственных организаций, направленные на формирование инвестиционного замысла, изыскание финансовых ресурсов, разработку инвестиционных или инновационно-инвестиционных проектов, технико-экономическое обоснование их эффективности, формирование инвестиционного портфеля, организацию работ по воплощению проектов в новые объекты, технологические процессы, способы организации труда и управления. Формирование инвестиционного замысла и поиск инвестиционных ресурсов в настоящее время являются одной из важных задач инвестиционной деятельности. Нами разделяется позиция И.А.Бланка, который дает наиболее полное определение инвестиционной деятельности предприятия по сравнению с другими определениями.

Применительно к предприятиям дорожной отрасли, занятых дорожным строительством и содержанием автомобильных дорог, сущность их инвестиционной деятельности состоит в разработке современной концепции по совершенствованию экономического механизма управления дорожным хозяйством в единстве с формированием стратегической целенаправленности действий по изысканию необходимых инвестиционных ресурсов и организации работ научно-исследовательских и проектных организаций по разработке инвестиционных и инновационно-инвестиционных проектов, обоснованию их технико-экономической эффективности и воплощению их в строительстве новых и модернизации действующих автомобильных дорог общего пользования, имеющих качественное покрытие и современное дорожное хозяйство, обеспечивающих в сравнении с аналогами более скоростное и безопасное движение автотранспорта, сохранность перевозимых грузов и сокращение времени их доставки потребителям.

2.Характеристика развития сети автомобильных дорог в РФ и Северо-Западном регионе

Автодорожное хозяйство выступает одной из важнейших составляющих единой транспортной системы Российской Федерации. С помощью объектов автодорожного хозяйства обеспечиваются потребности на общегосударственном и региональном уровнях в перевозке пассажиров и грузов. Автодорожное хозяйство России является единым производственно-хозяйственным комплексом. В его состав включаются сеть автомобильных дорог различного назначения, автомобильные тоннели, эстакады, виадуки, транспортные развязки, объекты обслуживающих хозяйств и иное имущество.

Анализируя данные по увеличению протяженности автодорог общего пользования, можно отметить, что этот прирост обусловлен не столько строительством новых дорог, сколько передачей в дорожную сеть общего пользования ряда ведомственных и частных автомобильных дорог.

Наряду с делением автомобильных дорог общего пользования на дороги с усовершенствованным покрытием и покрытием переходного типа, автодороги общего пользования с твердым покрытием подразделяются на технические категории, включая 1 – 5 категории. За анализируемый период в абсолютном выражении выросла протяженность автодорог всех категорий, но в большей степени – дорог первой, четвертой и пятой категорий. В относительном выражении возрос удельный вес автодорог первой и пятой категорий. Если рост в абсолютном и относительном выражении автодорог первой категории обусловлен строительством новых и модернизацией существующих дорог, то увеличение протяженности дорог четвертой и пятой категорий является следствием передачи ведомственных и частных автодорог в дорожную сеть общего пользования.

Вместе с тем имеющиеся темпы роста протяженности автомобильных дорог явно недостаточны. Ввод вновь построенных автодорог с твердым покрытием сократился по сравнению с 1990 г. с 12,8 тыс. км в год до 4,7 тыс. км в 1997 г. или в 2,7 раза, начиная с 1998 г. наметился некоторый рост ввода автомобильных дорог. Ввод вновь построенных ведомственных и частных автомобильных дорог еще ниже, он уменьшился с 29,3 тыс. км в 1990 г. до 0,8 тыс. км в 1997 г. или более чем в 36 раз, увеличение ввода по этим дорогам также началось лишь в 1998 г. В настоящее время по вводу всех автомобильных дорог не удалось выйти на уровень 1995 г.

По оценке же специалистов минимально необходимая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования, с помощью которой можно обеспечить надежную связь населенных пунктов, промышленных комплексов и транспортных узлов, должна равняться не менее 1500 тыс. км.

Качественное состояние дорожной сети таково, что более одной трети от общей протяженности федеральных дорог и около трех четвертей территориальных автодорог не рассчитаны на эксплуатацию грузовыми автомобилями с нагрузкой на ось свыше 6 тс. Следовательно, не учитываются нормативные требования, поскольку максимальная нагрузка, на которую должен производиться расчет российских дорог первой и второй категорий по п.4.2 СНиП 2.05.02 – 85 «Автомобильные дороги», составляет 11,5 тс. Реально же по большей части отечественных автодорог расчет производился на максимальную нагрузку, равную 10 тм. В большинстве западноевропейских стран уже несколько десятилетий дорожное покрытие проектируется под нагрузку 11,5 тс. Увеличение удельного веса тяжелых грузовых автомобилей на отечественных автодорогах с нагрузкой на ось 8 – 10 тс приводит к повышенному износу дорожного покрытия. Между тем известно, что разрушающее воздействие любой оси тяжеловесного транспортного средства, по сравнению с нормативными значениями, пропорционально возведенному в четвертую степень частному от деления фактической нагрузки на размер указанной нормы. Следовательно, превышение нормативной осевой нагрузки в полтора раза означает пятикратное возрастание разрушающего действия. Особо сильное разрушительное воздействие на дорожную одежду, называемое эффектом «тандема», оказывают грузовые транспортные средства, имеющие две и более осей с общей подвеской к транспортному средству. Подобные автотранспортные средства выступают главным источником образования так называемых «колей».

Превышение нормативных нагрузок приводит к ускорению разрушения автомобильных дорог, которое наступает быстрее в 3 - 4 раза по отношению к нормативному сроку их службы. Более половины сети автодорог России в результате действия данного фактора, а также отсутствия своевременного технического обслуживания, ремонта и модернизации имеют недостаточную прочность дорожного покрытия. Более одной трети магистральных автодорог нуждаются в реконструкции. Имеются проблемы и со знаковым обслуживанием автодорог, например, более половины магистральных дорог не имеют качественной разметки, две трети автодорог эксплуатируются без ограждений.

В результате действия всех названных выше причин снижается средняя скорость движения по автодорогам, быстрее изнашивается ходовая часть автотранспортных средств, увеличиваются транспортные расходы российских производителей, в конечном счете, снижается конкурентоспособность отечественных товаров.

Переход к рыночной экономике привел к снижению уровня ее централизации. Децентрализация экономических связей способствовала появлению новых транспортных направлений по перевозке грузов между отдельными регионами страны и с зарубежными странами. Вместе с тем сложившаяся конфигурация дорожной сети имеет в основном радиальную структуру, что удлиняет пути следования грузов. Альтернативные возможности перевозок зачастую отсутствуют. Отсюда появляются неизбежные перепробеги автотранспорта, увеличение количества погрузок-разгрузок, а также перегрузки транспортных узлов в крупных городах. Низкий технический уровень автомобильных дорог отражается на росте транспортной составляющей в себестоимости продукции, работ, товаров и услуг.

Из имеющихся 46 тыс. км федеральных дорог 35 тыс. км требуют ремонта (91). На федеральных дорогах из-за несоответствия их транспортно-эксплуатационного состояния плотности и скорости движения, а также весовым параметрам транспортных средств ежегодные потери составляют не менее 12 млрд. р.

Еще одной проблемой является транспортно-эксплуатационное состояние мостового хозяйства. По состоянию на начало 2001 г. на автодорогах общего пользования находился в эксплуатации 42141 мост суммарной протяженностью 1652,5 тыс. пог. м, в т.ч. 5546 мостов на сети федеральных дорог общей длиной 330,4 тыс. пог. м и 36595 мостов на сети территориальных дорог общей длиной 1322,1 тыс. пог. м. Из 5546 мостов на федеральных дорогах 18% находятся в неудовлетворительном состоянии. На 2800 мостах наблюдаются опасные, а приблизительно на 100 мостах – аварийные условия движения автотранспорта. Грузоподъемность 70% мостов является ниже требуемой.

Основной причиной подобного состояния автодорог и мостового хозяйства является недофинансирование их содержания и развития.

В настоящее время дорожная сеть России развивается со значительным отставанием от роста уровня автомобилизации, не удовлетворяет и качество автодорог, объектов дорожного хозяйства и дорожного сервиса. Как правило, основу сети автодорог формируют автодороги федерального значения (дороги, относящиеся к ведению центрального правительства страны). Чем выше удельный вес автодорог федерального значения (доля автодорог федерального значения по протяженности в общей протяженности автодорог различных типов), тем стабильнее осуществляются перевозки пассажиров и грузов и тем надежнее связь с помощью автотранспорта как внутри страны, так и между странами. Россия по этому показателю значительно отстает от многих стран: от США в 18 раз (в США протяженность автодорог, относящихся к ведению центрального правительства, в 1997 г. составляла 838 тыс. км, а в России – 46 тыс. км). При этом важно, что удельный вес автодорог федерального значения косвенно характеризует уровень технического развития автомобильной сети, поскольку в большинстве случаев наиболее высококачественными являются автодороги федерального значения.

Наряду с протяженностью, значимыми показателями, характеризующими дорожное хозяйство страны, выступают плотность сети автомобильных дорог по площади территории, охватываемой ими, и плотность сети автодорог в расчете на 1000 жителей страны. В табл. 1 рассмотрены эти показатели по России и различным странам мира.


Табл. 1

Сравнительная характеристика протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием в расчете на единицу площади территории и на 1000 жителей, км


Страна

Обеспеченность автодорогами в расчете на кв. км территории

Обеспеченность автодорогами в расчете на 1000 жителей

1

2

3

США

0,64

13,0

Канада

0,30

19,0

Франция

1,47

15,1

Финляндия

0,23

10,0

Германия

1,80

8,0

Англия

1,58

6,0

Россия

0,04

5,3
  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница