Развитие рекламно-коммуникативной деятельности в условиях рынка (на материалах ресторанного бизнеса г. Алматы)


НазваниеРазвитие рекламно-коммуникативной деятельности в условиях рынка (на материалах ресторанного бизнеса г. Алматы)
страница1/4
АЙТЖАНОВА АЙГУЛЬ ЭДИЛОВНА
Дата конвертации30.08.2012
Размер0,58 Mb.
ТипАвтореферат
Год2010
На соискание ученой степениКандидат экономических наук
  1   2   3   4


УДК 330.34:659.1:640.243(574-25) На правах рукописи


АЙТЖАНОВА АЙГУЛЬ ЭДИЛОВНА


Развитие рекламно-коммуникативной деятельности

в условиях рынка

(на материалах ресторанного бизнеса г. Алматы)


08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(по отраслям и сферам деятельности)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2010


Работа выполнена в Казахском национальном педагогическом университете

имени Абая



Научный руководитель:

доктор экономических наук




Саханова А.Н.







Официальные оппоненты:

доктор экономических наук




Есимжанова С.Р.










кандидат экономических наук




Муталиева Л.М.













Ведущая организация:

Казахский национальный




университет имени аль-Фараби



Защита состоится 26 октября 2010 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д14.63.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук при Казахском национальном педагогическом университете им. Абая по адресу: 050010, г. Алматы, пр. Достык, 13.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета им.Абая по адресу: 050010, г.Алматы, Казыбек би, 30.


Автореферат разослан 25 сентября 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических

наук Дауренбекова А.Н.

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Высокий уровень конкуренции, сложившийся в настоящее время на потребительских рынках, требует умения продвигать отечественную продукцию в рыночную среду. Эту роль выполняют рекламные коммуникации в рамках осуществления маркетинговых действий. Реклама способна создавать не только новые сегменты потребителей, но и новый имидж государства в целом. Для Казахстана, поставившего перед собой амбициозную задачу войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, эффективное использование рекламных коммуникаций и развитие умения управлять ими в условиях рынка становится стратегической и общегосударственной экономической задачей. Однако эти возможности рекламы в республике еще до конца не изучены, что требует проведения дальнейших научных разработок в данном направлении и формирует актуальность избранной темы.

Содержание рекламы неоднозначно и привязано к особенностям функционирования отдельных отраслей. В данном аспекте наименее исследована в Казахстане сфера ресторанного бизнеса. Проблемы ресторанного бизнеса отражают все те же проблемы, которые в целом существуют в малом и среднем бизнесе Казахстана. Кроме того, надо отметить, что уровень развития ресторанного бизнеса в стране отражает степень благосостояния его населения. У этого вида бизнеса особая социально-экономическая роль, проявляющаяся в том, что он формирует национальный процесс самозанятости, предоставляет большое количество рабочих мест, обеспечивает полноценной пищей народ, освобождая ему общественно необходимое время для досуга, организует культурно-развлекательные программы и создает позитивный имидж в глазах иностранных гостей.

Тем не менее, вопросы развития рекламных коммуникаций в сфере ресторанного бизнеса Республики Казахстан до сих пор остаются практически не изученными. Это усиливает актуальность темы диссертационного исследования и ее взаимосвязь с проблемами развития науки и запросами экономической практики.

Степень разработанности темы. Проблемы развития современной рекламы рассматриваются в трудах зарубежных ученых, таких, как И.В. Алешина, В. Аренс, К. Бове, Б. Борисов, Г.А. Васильев, К. Дейян, Г. Картер, Ф. Котлер, В.А. Поляков, Р. Ривс и др. Однако в трудах этих ученых особенности формирования рекламных коммуникаций в сфере рекламного бизнеса не рассматриваются и все рекомендации носят общеметодологический характер.

Спецификой функционирования ресторанного бизнеса за рубежом занимались также Н.А. Ефимова, Т.А. Олефиренко, Ю. Сала, С.В. Хмырова и некоторые другие ученые, но в их работах система рекламных коммуникаций представлена лишь фрагментарно.

Вопросы развития предпринимательской и маркетинговой деятельности поднимались в трудах таких казахстанских ученых, как Я.А.Аубакиров, С.Р.Есимжанова, Г.М.Жатканбаев, Г.М.Жусупова, Н.К.Мамыров, А.Ш.Нурсеитов, А.А.Рамазанов, К.А.Сагадиев, Г.А. Садыханова, С.С.Сатыбалдин , А.Н. Саханова, А.Н.Тулембаева, У.К. Шеденов, П.С.Шим, и др. Однако ими практически не затрагивались проблемы развития ресторанного бизнеса в стране. Лишь отдельные аспекты проблем данной сферы представлены в работах Р.А.Алшанова, И.Ю. Бенке, Н.В. Никифоровой, К.А. Сигаевой, Г.Н. Юльчиевой и др.

Все это обусловило необходимость дальнейшего комплексного и системного изучения механизма функционирования рекламных коммуникаций в сфере национального ресторанного бизнеса, способов и специфики его развития для повышения конкурентоспособности отечественных предприятий общественного питания в рыночной среде, что определило цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования явились изучение вопросов развития рекламных коммуникаций в сфере ресторанного бизнеса Республики Казахстан, а также разработка методических рекомендаций и практических предложений по повышению эффективности их использования как инструмента совершенствования управления рекламно-коммуникативной деятельностью в конкурентной среде.

Исходя, из поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

– обоснование объективной необходимости развития рекламных коммуникаций в условиях глобального экономического кризиса;

– определение цели, принципов и основных видов рекламы, направленных на усиление конкурентоспособности предпринимательской деятельности;

– оценка опыта зарубежного управления рекламно-коммуникативной деятельностью для внедрения его прогрессивных достижений в казахстанскую практику;

– исследование современного состояния и проблем рекламно-коммуникативной деятельности субъектов национального ресторанного бизнеса;

– выбор путей преодоления проблем при помощи развития инструментов рекламных коммуникаций на предприятиях ресторанного бизнеса г. Алматы как типичных представителях ресторанной деятельности в Республике Казахстан;

– создание предложений по улучшению системы маркетинговых исследований, служащих основой определения управленческих решений в сфере развития рекламных коммуникаций;

– разработка рекомендаций по методам развития рекламных коммуникаций в отечественном ресторанном бизнесе;

– изучение экономической эффективности рекламы в ресторанном бизнесе и разработка предложений по способам улучшения ее оценки и росту результативности в Республике Казахстан.

Предметом исследования явились организация и экономические отношения рекламно-коммуникативной деятельности отечественного ресторанного бизнеса, поиск способов роста эффективности ее использования и перспектив развития в Казахстане.

Объект исследования − предприятия ресторанного бизнеса г.Алматы и их рекламно-коммуникативная деятельность.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды классиков экономической теории, ученых-экономистов зарубежных стран и Казахстана, республиканские законодательные акты и директивные документы, опыт рекламно-коммуникативной деятельности, накопленный в разных странах в период функционирования рыночной экономики.

Информационной базой диссертационной работы послужили официальные данные Национального агентства РК по статистике, бухгалтерские и отчетные данные предприятий общественного питания г. Алматы, а также материалы специальных авторских исследований и разработок.

В процессе сбора, анализа и обработки данных в качестве методологии исследования были использованы диалектический подход, общенаучные принципы системности и комплексности оценки эволюции развития, методы сравнения, аналогии причинно-следственных связей, экономико-математические, кейсовые, абстрактно-логический, структурный, функциональный и другие общепризнанные методы познания, доказавшие свою состоятельность в научной практике.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– уточнены роль и предназначение рекламных коммуникаций в процессе осуществления маркетинговых действий на предприятиях, функционирующих в конкурентной рыночной среде;

– дана авторская трактовка сущности рекламно-коммуникативной деятельности, определены ее цели и принципы использования как элемента маркетинга;

– на основе изучения теории и практики организации рекламно-коммуникативной деятельности в развитых зарубежных странах предложены авторские рекомендации по способам трансферта передового мирового опыта использования рекламных коммуникаций в современную деятельность фирм и компаний Республики Казахстан;

– выявлены проблемы использования рекламных коммуникаций в сфере ресторанного бизнеса г. Алматы и разработаны рекомендации по способам использования системы маркетинговых исследований с учетом особенностей функционирования ресторанного бизнеса для развития рекламно-коммуникативной деятельности в перспективе;

– определены методы активизации рекламных коммуникаций в ресторанном бизнесе Казахстана;

– конкретизированы исходные позиции и методы развития контроля над эффективностью использования затрат на рекламно-коммуникативную деятельность в сфере отечественного ресторанного бизнеса.


Научные положения, выносимые на защиту:

– уточнение сущности категории «рекламно-коммуникативная деятельность», ее целей, принципов и видов функционирования как элемента маркетинга субъектов конкурентного рынка;

– оценка зарубежного опыта и специфики использования рекламно-коммуникативной деятельности в сфере ресторанного бизнеса развитых стран;

– авторская характеристика уровня развития ресторанного бизнеса в г. Алматы, выявление и систематизация проблем использования в нем рекламных коммуникаций;

– рекомендации по применению системы маркетинговых исследований для улучшения рекламно-коммуникативной деятельности;

– предложения по способам активизации рекламных коммуникаций в национальном ресторанном бизнесе;

– расширение методов контроля за определением экономической эффективности использования затрат на организацию рекламно-коммуникативной деятельности в ресторанном бизнесе.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретические положения и научные результаты призваны способствовать дальнейшему устойчивому развитию ресторанного бизнеса в Казахстане на основе улучшения применения рекламных коммуникаций и повышения их эффективности. Теоретико-методологические аспекты исследования могут быть использованы предприятиями ресторанного бизнеса республики и при подготовке профессионалов по специальностям «Менеджмент», «Маркетинг», «Туризм».

Практические рекомендации диссертационной работы направлены на их использование рекламными компаниями и предприятиями ресторанного бизнеса, а также для создания стратегических и общегосударственных программ развития национального рынка услуг, формируемых Правительством Республики Казахстан.

Апробация результатов исследования проводилась путем изложения отдельных разделов диссертации на международных научно-практических конференциях: «Стратегия экономической стабилизации Казахстана: взгляд в ХХI век» (КазЭУ им.Т. Рыскулова, 2000); «Реформирование казахстанской экономики: уроки, теория и практика» (КазЭУ им. Т.Рыскулова, 2002); «Проблемы ускоренной экономической, социальной и политической модернизации Казахстана в свете задач, поставленных Главой государства Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана» (КазНПУ им.Абая, 2005); «Государственная поддержка предпринимательства, расширение и укрепление позиций малого и среднего бизнеса в странах Центральной Азии» (КазНПУ им. Абая, 2006); «Ускоренная модернизация и динамичность национальной экономики Казахстана» (КазНПУ им. Абая, 2006); «Модернизация высшего образования как залог конкурентоспособности экономики Республики Казахстан» (КазНПУ им. Абая, 2009), а также в публикациях автора, помещенных в научных источниках и в изданиях, рекомендованных ККСОН МОН РК.

Основные положения, результаты и выводы исследования нашли отражены в 12 опубликованных работах объемом 4,4 п.л. и в спецкурсах автора, прочитанных в КазНПУ им. Абая.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников, включающего 117 наименований. Материалы диссертации иллюстрированы 30 таблицами и 36 рисунками.


Основная часть


Любые коммуникации являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности. По своей сущности они делятся на два вида: внутренние и внешние. Внутренние – это сообщения, функционирующие внутри производственного коллектива, как по вертикали, так и по горизонтали в виде документов, форм общения сотрудников с руководством и между собой и т.п. Внешние – это процесс распространения сообщений, передаваемых в разной форме различными способами для продвижения товаров, услуг или идей в рыночную среду для обеспечения эффективности деятельности фирмы или компании. В условиях рыночной экономики развитие внешних коммуникаций необходимо для того, чтобы сформировать знание о деятельности предприятий в потребительской сфере, заявить о своих конкурентных преимуществах среди таких же предприятий-аналогов, функционирующих в виде конкурентов. С этих позиций особенно важны маркетинговые коммуникации, способные не только нести информацию, но и формировать приверженность потребителей, бренд и постоянный рост продаж, становящихся залогом устойчивого роста производства. Особое значение приобретают маркетинговые коммуникации в период глобальных кризисов, когда требуется усиление активности в цивилизованной борьбе с конкурентами, что неоднократно доказывал опыт построения антикризисных программ в наиболее успешных компаниях мира. Среди маркетинговых коммуникаций необходимо особо выделить рекламу, так как в стратегии продвижения товаров, услуг и идей с ее помощью создаются наиболее благоприятные условия для достижения успеха в бизнесе. В настоящее время во всех странах мира наблюдается всплеск роста рекламы и ее развитие по всем направлениям, а по новым ее видам – резкий подъем. Реклама сегодня – динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности.

Термин «реклама» трактуется в отечественной и зарубежной литературе чрезвычайно широко. Основные предпосылки различных трактовок исходят из того, что реклама должна обеспечивать системный и творческий подход к построению массовых коммуникаций в общественном мнении, реализуя программно-целевой маркетинговый подход к управлению сбытовыми проблемами, возникающими на рынке, и организуя обратную связь с ним. Это позволило провести в диссертации оценку сущности понятия «реклама», представленную различными учеными и в разный период эволюционного развития общества, став основой разработки авторского варианта дефиниции «реклама» в следующем виде: реклама – это неперсонифицированное средство передачи информации, оплаченное рекламодателем и несущее в себе изменения в знаниях, установках и поведении получателя информации. Потребность в рекламных коммуникациях в условиях рынка определяется тем, что:

– любой бизнес требует информации о себе;

– реклама более активно, чем другие средства коммуникации, формирует потребительские предпочтения через показ конкурентных преимуществ;

– реклама это не только элемент маркетинговых коммуникаций, но и основа для самостоятельного вида бизнеса, способного привлечь нужных ему клиентов;

– рекламные коммуникации – наиболее креативный и инновационный вид трудовой деятельности, привлекающий творческих и нестандартно мыслящих людей;

– рекламные коммуникации способны комплексно взаимодействовать на людей с точки зрения их социальной, психологической, лингвистической и других форм воздействия.

Это позволило сформулировать в работе суть дефиниции рекламных коммуникаций как способа привлечения внимания реальных и потенциальных потребителей к конкретному виду рыночной продукции определенным информационным воздействием, носящим ясный характер и вызывающим положительные эмоции по отношению к рекламируемому объекту или субъекту рыночной среды.

Рекламные коммуникации представляют собой особую форму коммуникационного процесса, проявляющуюся в воздействии на человека вербально-невербальной информации, которая несет в себе не только определенные сведения, но и психосоциальное влияние. Данное положение послужило обоснованием систематизации в диссертации принципов применения рекламы в социальной и рыночной среде, выявления специфики современной рекламы, классификации ее видов, описания сути рекламного рынка и способов его возможного регулирования со стороны государства и общества.

В ходе исследования было установлено, что реклама обладает целями разного уровня и поэтапного своего воплощения. Это позволило проанализировать опыт рекламной деятельности в развитых зарубежных странах мира и выявить, то что успешные компании некоторых стран в настоящее время заняты обсуждением проблемы; в какой степени, созданные в одной стране рекламные материалы, могут быть использованы в другой стране. В результате было сформулировано положение о том, что реклама наиболее эффективна лишь тогда, когда она максимально адаптирована к менталитету населения той страны, на территории которой она представляется на обозрение. А способы ее регулирования в законодательном порядке индивидуализированы не только для каждого государства, но и по сферам его хозяйственной деятельности. Обоснованием данного положения послужила оценка особенностей рекламы, функционирующей в различных странах.

За рубежом, решая вопрос, до какой степени можно стандартизировать рекламную кампанию, рекламисты непременно учитывают особенности,
присущие конкретным товарным категориям на местном рынке. При этом к стандартизации больше тяготеют высокотехнологичные товары и изделия, такие, как автомобили, компьютеры, аудио- и видеооборудование и др., а также товары из категории предметов роскоши, ориентированные на эмоциональное и образное восприятие (духи, одежда, драгоценности). Помимо этого, стандартизированные стратегии и рекламные кампании более эффективны, если товар имеет утилитарное назначение и его реклама информативна или если притягательные особенности товара тесно связаны с особенностями национального характера(таблица 1).

Таблица 1 – Особенности рекламы в некоторых зарубежных странах


Страна

Некоторые особенности рекламы

Япония

Реклама оказывает меньшее давление на потребителя, чем в других странах. Она больше заполнена символами, менее на­сыщена информацией, более эмоциональна и окрашена юмо­ром, в большей степени ориентирована на положение потре­бителя в обществе, создание образа компании-производите­ля и менее сравнительна, чем в США



Англия

Телевизионная реклама по ряду культурных, истори­ческих, практических причин менее навязчива и более раз­влекательна, чем в других странах

Франция

Печатная реклама менее информативна, более эмоциональна и юмористична

Германия

Рекламные объявления более информативны, чем в других странах, относительно прямолинейны и до­статочно реальны по смыслу

США

Реклама не столь информативна, как европей­ская. В ней чаще используется назидательная форма, чем во Франции, где она более драматична. По сравнению с Рос­сией реклама в США в большей степени склонна к сверхобе­щаниям относительно преимуществ, которые способен обеспе­чить рекламируемый товар

Примечание – Авторская систематизация теоретических источников


Необходимость учета специфики национального менталитета и особенностей отраслевого производства при построении рекламных коммуникаций в наибольшей степени проявляется в сфере ресторанного бизнеса. Рекламные коммуникации в сфере ресторанного бизнеса принимают особые формы и строятся не только в виде публичных сообщений, но и в виде дизайна и комфорта торговых помещений, соответствующей одежды сотрудников, соблюдения определенных принципов оформления блюд и наличия у них вкусовых качеств и т.д. Особенности построения рекламных коммуникаций в сфере общественного питания связаны с наличием и таких факторов, как:

– широкий ассортимент продукции;

– абсолютные и относительные стоимости рекламы в СМИ, затратные для малого бизнеса, преобладающего в ресторанной деятельности;

– структура потребительского контингента, прибегающего к услугам общественного питания;

– уровень рекламных затрат для конкурентных торговых марок;

– степень распространения отдельных категорий марок, блюд, услуг и товаров в национальной потребительской среде.

Наличие комплекса данных факторов повлияло на формирование особенностей рекламы в ресторанном бизнесе различных стран (таблица 2).


Таблица 2 – Особенности рекламы в ресторанном бизнесе некоторых зарубежных стран


Страна

Специфика использования рекламы

США

Реклама ресторанного бизнеса строится на наличии вывесок и мелкой печатной рекламы. В них определяется место расположения предприятия, и присутствуют завышенные обещания. Часто в них указывается, что данное заведение посещала какая-либо знаменитость, даже если этого не было в реальности

Франция

Реклама ресторанного бизнеса опирается на внутренний интерьер и качество блюд. Часто рекламируются личность шеф-повара и его заслуги, а также уровень принадлежности ресторана к категории, присвоенной ассоциацией национальных ресторанов

Великобритания

Телевизионную рекламу используют только очень крупные рестораны при крупных гостиницах, включая свою рекламу как часть рекламы гостиниц. Мелкие предприятия ресторанного бизнеса используют в основном связи с общественностью (PR)

Германия

Прямая и короткая реклама, информирующая об ассортименте продукции. Участие в каталогах и местной печати, в государственных праздниках и общественных мероприятиях с соответствующими вывесками

Япония

Преобладание в рекламе национальных мотивов и образов. Реклама в виде оформления зала, вывесок и агентов с акцентами на национальные традиции

Испания

Слабая реклама в СМИ и основная реклама по месту расположения в основном в виде меню и вывески

Италия

Яркое выполнение вывесок и указание в меню особого продукта от шеф-повара. Большие затраты на рекламу у крупных предприятий, передающих информационные сведения агентствам, работающим с туристами, электронная реклама

Примечание – Авторская систематизация материалов СМИ и теоретических источников


В системе ресторанного бизнеса зарубежных стран существует ясное понимание того, что борьба за потребителя с каждым днем становится все острей, а сам потребитель – все более требовательным. Поэтому предприятиям ресторанного бизнеса нужна только та реклама, которая способна приносить максимальный эффект. Это сформировало специфичный подход к оценке эффективности рекламы в системе ресторанного бизнеса, состоящий в следующем:

Эр = f ( I, k, l….j) , (1)


где Эр – эффективность рекламы как рост объема продаж, обусловленный корреляционной зависимостью отдельных факторов, учитываемых в виде отдельных показателей;

f – функция, коррелируемая по ряду факторов, включенных в расчет по уровню своего изменения;

I, k, l,…j – конкретные факторы, отражающие запоминаемость рекламы, степень ее повторяемости, уровень охвата рынка, селективность коммуникативного канала, его выразительные способности и т.д.

Оценка зарубежного опыта применения рекламы в ресторанном бизнесе и способов оценки ее эффективности позволила в работе сформировать определенные предложения для рестораторов Казахстана:

  1. Рекламные коммуникации в сфере общественного питания должны носить комплексный, плановый и систематизированный характер.

  2. Среди рекламных средств акцент надо делать на наличие конкретных преимуществ у предприятия.

  3. Казахстанской рекламе необходимо обратить больше внимания наличию национальных мотивов.

  4. Особое внимание нужно уделять рекламе в СМИ и степени ее повторяемости.

  5. Следует регулярно проводить опросы потребителей о тех источниках, из которых они узнают о предприятии, и постоянно осуществлять оценку эффективности рекламы.

Со всех этих позиций рекламные коммуникации ресторанного бизнеса Казахстана пока еще значительно отстают от рекламы в сфере общественного питания развитых зарубежных стран. Между тем во многих странах мира государство вмешивается в систему функционирования своего рекламного рынка, но это вмешательство либо носит ограниченный характер, либо значительно дифференцируется по отраслям и сферам хозяйственной деятельности и в основном направлено на поддержку национальных производителей, особенно если они развивают малый бизнес страны.

Для многих зарубежных рестораторов это означает издание каталогов, рекламных листков и осуществление других видов массовых рекламных коммуникаций с помощью государства или общественных организаций, а также стимулирование рекламы за счет имеющегося со стороны государства разрешения включения всех затрат на нее в себестоимость в полном объеме. Однако в разных странах эта деятельность государства отличается различной направленностью. Поэтому тем странам, которые постоянно реформируют свою экономику, надо искать собственные направления регулирования рекламного рынка и разрабатывать меры поддержки рекламных коммуникаций отечественных товаропроизводителей. Каждая страна должна вырабатывать регулирующие механизмы исходя из специфики производства тех отраслей, в которых они осуществляют свою деятельность, из социальной значимости предприятий этих отраслей для населения страны, роста качества его жизни и благосостояния.

Современный ресторанный бизнес Казахстана получил свое развитие в годы рыночных реформ и стал типичным представителем малого бизнеса и частного предпринимательства. В настоящее время в стране насчитывается более 220 тыс. предприятий ресторанного бизнеса, из которых малые предприятия составляют более 95,2% (таблица 3).


Таблица 3 – Показатели деятельности предприятий общественного питания

в Республике Казахстан


Показатели

На начало года

2009 г. , % к

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2008 г.

2005 г.

Количество предприятий, ед.

8924

14157

17415

20793

22060

107,2

247,8

Из них:






















крупных

40

41

46

58

54

93,1

135,0

средних

1127

1132

1198

1143

1009

88,3

89,5

малых

7757

12984

16174

19592

20996

107,2

270,7

Всего посадочных мест, тыс. ед.

370,24

561,4

714,63

840,3

882,4

105,0

238,3

Из них в предприятиях:






















крупных

8,0

8,2

9,2

11,6

10,8

93,1

135,0

средних

112,8

125,4

138,2

115,4

109,1

94,5

96,7

малых

249,44

427,8

597,2

713,3

762,5

106,9

305,7

Товарооборот, млн. тенге

37,4

56,3

82,7

103,3

111,6

108,0

298,4

Примечание – Рассчитано автором по данным Агентства РК по статистике
  1   2   3   4

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница