Феномен тяготения в музыкально-теоретической концепции б. Яворского: сущность и исторический контекст


Скачать 158,95 Kb.
PDF просмотр
НазваниеФеномен тяготения в музыкально-теоретической концепции б. Яворского: сущность и исторический контекст
страница1/10
ФАЙН ЯКОВ НАУМОВИЧ
Дата конвертации01.09.2012
Размер158,95 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьМузыкальное искусство
Год2007
На соискание ученой степениКандидат искусствоведения
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
 
 
 
 
На правах рукописи 
 
 
 
 
ФАЙН ЯКОВ НАУМОВИЧ 
 
 
 
ФЕНОМЕН ТЯГОТЕНИЯ 
В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  
КОНЦЕПЦИИ Б. ЯВОРСКОГО: 
СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ 
 
 
 
Специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство 
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ  
диссертации на соискание ученой степени  
кандидата искусствоведения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
НОВОСИБИРСК 2007 
 

 
 
Работа выполнена на кафедре теории музыки   
Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки 
 
 
 
 
 
Официальные оппоненты
доктор искусствоведения, профессор Александрова Людмила Викторовна 
доктор искусствоведения, профессор Цукер Анатолий Моисеевич 
 
 
Ведущая организация
Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки 
 
 
 
 
 
 
 
 
Защита состоится «22» июня 2007 г. в 15 час. 00 мин.  
на заседании специализированного совета Д 210.011.01 по присуждению ученых степеней 
при Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки  
(630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31). 
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке  
Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Автореферат разослан «____» _______________ 2007 г. 
 
 
 
 
 
Ученый секретарь  
диссертационного совета  
доктор искусствоведения,  
кандидат философских наук                                                                      Н. П. Коляденко
 

 
 
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
 
Актуальность  темы  обусловлена  процессами  становления  и  развития 
отечественного теоретического музыкознания XIX-XX вв., в которых особое 
значение  получили  категории  и  понятия    гармонии,  тональности,  тяготе-
ния
ладаинтонации. Если два первых пришли в отечественную музыкаль-
ную науку из глубин европейской культуры как центральные понятия многих 
музыкально-теоретических  систем  (гармония – со  времен  античности,  то-
нальность – из  западноевропейского  музыкознания XIX в.), – то  последние 
три,  облаченные  в  термины,  которые  имели  уже  определенную  традицию 
применения,  легли  в  основу  самобытной,  целостной  музыкально-
теоретической концепции Б. Яворского, выдвинутой в начале XX в., разраба-
тывавшейся  затем  на  протяжении  свыше 40 лет.  В  конце 1920-х – начале 
1930-х гг. она стала предметом дискуссии, которая отличалась не только на-
учно-методологической  остротой,  но,  в  силу  сложившихся  социально-
политических  условий,  также  и  ярко  выраженной  политико-идеологической 
окраской. В качестве одного из основных аргументов оппоненты Б. Яворско-
го ссылались на то, что его главная идея не нова, что она встречается в неко-
торых музыковедческих работах прошлого и настоящего, но в этих ссылках 
оставлялись  без  должного  внимания  принципиальные  отличия  разработки 
Яворского от его предшественников и современников. 
В ходе дискуссии и после нее эти термины – тяготение, лад, интонация – 
использовались в других музыкально-теоретических работах, вследствие чего, 
утратив  свою  прежнюю  системно-понятийную  обусловленность  и  попав  в 
иной контекст, постепенно приобрели характер общепринятых выражений, по 
определению И. Котляревского – «понятий общего значения», в отдельных  же 
случаях – в  силу  несовместимости  с  концепциями,  где  они  используются, – 
«понятий неопределенного значения». Термин «тяготение» обнаружил в этом 
процессе особенную противоречивость трактовки и феноменологическую не-
однозначность в музыковедческих трудах, потеряв фундаментальное, системо-
порождающее значение, которое он имел в концепции Б. Яворского.  
Вследствие  этого  возникает  насущная  потребность  дифференцировать 
имеющиеся представления о феномене тяготения и образованные на их осно-
ве понятия, выделив то направление, в котором органическая связь между тя-
готением и художественными явлениями музыкального искусства отражает-
ся теорией этого искусства как системная зависимость, а тяготение определя-
ется как основа и продуктивный фактор построения целостной музыкально-
теоретической концепции.  

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница