Постмодернистские тенденции в изобразительном искусстве башкортостана и татарстана


Скачать 151,66 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПостмодернистские тенденции в изобразительном искусстве башкортостана и татарстана
страница1/9
Файзрахманова Гузель Ринатовна
Дата конвертации01.09.2012
Размер151,66 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьИзобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура
На соискание ученой степениКандидат искусствоведения
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
На правах рукописи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Файзрахманова Гузель Ринатовна 
 
 
           ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ  
             В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 
              БАШКОРТОСТАНА И ТАТАРСТАНА 
 
 
                                     Специальность 17.00.04. -  
Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура 
 
 
 
 
 
 
 
                                                 Автореферат 
                     диссертации на соискание ученой степени 
                                кандидата искусствоведения 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 Екатеринбург 2007 

Работа выполнена в отделе истории общественной мысли и исламоведения 
Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан 
 
Научный руководитель:          доктор искусствоведения 
Валеева-Сулейманова Гузель Фуадовна  
 
Официальные оппоненты:      доктор культурологии, 
доцент  
Мурзина Ирина Яковлевна 
зав.  кафедрой  культурологии  ГОУ  ВПО 
«Уральский государственный    педагогический 
университет» (г. Екатеринбург)  
                                                    
кандидат искусствоведения, 
доцент 
Галеева Тамара Александровна  
декан 
факультета 
искусствоведения 
и 
культурологии 
ГОУ 
ВПО 
«Уральский 
государственный 
университет 
им. 
А.М. 
Горького» (г. Екатеринбург) 
 
       Ведущая  организация:  ГОУ  ВПО  «Уфимская  государственная  академия 
экономики и сервиса» 
 
         Защита  состоится «18» сентября  в 15.00 часов  на  заседании 
диссертационного  совета  Д 212.286.08 по  защите  диссертаций  на  соискание 
ученой степени доктора философских наук, доктора культурологии, доктора 
искусствоведения  при  Уральском  государственном  университете  им.  А.М. 
Горького» по адресу: 620083, г. Екатеринбург, К-83, пр. Ленина, 51, ком. 248. 
 
 
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского 
государственного университета им. А.М. Горького». 
 
 
Автореферат разослан «   » августа 2007 г. 
 
 
Ученый секретарь диссертационного совета 
доктор социологических наук,  
доцент                                                                                                 Лихачева Л.С. 
 
 
 
 
 
3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
 
Актуальность  темы  исследования  обусловлена  необходимостью 
теоретического  осмысления  феномена  постмодернизма  в  современном 
изобразительном  искусстве  в  регионах  Российской  Федерации.  В  искусстве 
XX века постмодернизм стал завершающим этапом, определившим развитие 
и  существование  современной  художественной  практики.  С  ним  связано 
возникновение  и  развитие  новых  видов  изобразительного  искусства 
(инсталляции, видеоарта, процессуального искусства).  
Постмодернизм,  возникший  первоначально  в  западной  культуре,  в 
российском  изобразительном  искусстве  проявился  несколько  позже,  в  чем 
сказались  причины  идеологического  характера.  В  середине 1970-х  годов 
постмодернистская стилистика, замеченная в произведениях представителей 
«московского  романтического  концептуализма» (определение  Б.  Гройса)  и 
художников  соц-арта,  в  начале 1990-х  годов  обнаружила  себя  и  в 
изобразительном  искусстве  отдельных  российских  регионов.  В  течение 
последующих  десяти – пятнадцати  лет  в  региональном  искусстве 
постмодернистские  тенденции  становятся  ведущими,  практика  создания 
произведений  в  постмодернистской  стилистике  утверждается  почти 
повсеместно. 
Об 
этом 
свидетельствуют 
выставки 
современного 
изобразительного искусства с постмодернистской тематикой, в том числе и в 
искусстве республик Башкортостан и Татарстан. 
Сегодня  постмодернистская  стилистика  характеризует  произведения 
многих  столичных - казанских  и  уфимских  живописцев,  графиков, 
скульпторов.  Поскольку  со  второй  половины  ХХ  века  деление 
изобразительного  искусства  на  виды  и  жанры  становится  достаточно 
условным, 
новый 
статус 
и 
принцип 
создания 
произведения 
постмодернистского  искусства  позволяют  художникам,  одновременно 
работая  в  пределах  своей  специализации,  создавать  «объекты»  и 
«инсталляции»,  артефакты  процессуального  искусства.  В  новых  видах 
художественной  практики  мастера  изобразительного  искусства  двух 
республик  достигли  значительных  успехов,  особенно  в  наделении 
постмодернистской  стилистики  чертами  этнического  своеобразия,  что 
позволяет  выделить  проблему  национальной  и  региональной  специфики 
постмодернизма. 
          В 
конце 1990-х 
годов 
происходит 
постепенный 
закат 
постмодернистской  эпохи.  Учитывая  это,  важно  подвести  итоги  и  выявить 
закономерности 
становления, 
развития 
и 
функционирования 
постмодернистской  стилистики  в  изобразительном  искусстве  российских 
регионов, 
в 
частности, 
в 
национальных 
республиках, 
выявить 
постмодернистские  тенденции  его  развития.  Данная  работа  призвана 
восполнить  лакуну,  имеющуюся  в  изучении  современного  искусства 
регионов 
Российской 
Федерации, 
поскольку 
постмодернистская 
художественная  практика  не  была  исследована  и  подвергнута  научному 
осмыслению. 
 
4
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница