Библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект


НазваниеБиблиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций: теоретико-методологический аспект
страница1/5
КАЛЕГИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА
Дата конвертации01.09.2012
Размер0,61 Mb.
ТипАвтореферат
СпециальностьБиблиотековедение, библиографоведение и книговедение
Год2007
На соискание ученой степениДоктор педагогических наук
  1   2   3   4   5


На правах рукописи


КАЛЕГИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА


БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ



Специальность 05.25.03

Библиотековедение, библиографоведение и книговедение


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук



Санкт-Петербург

2007


Диссертация выполнена на кафедре библиотечно-информационной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств


Научный консультант доктор педагогических наук, профессор

Ключенко Тамара Ивановна


Официальные оппоненты доктор педагогических наук, профессор

Леонов Валерий Павлович

доктор педагогических наук, профессор

Михеева Галина Васильевна


доктор педагогических наук, профессор

Гордукалова Галина Феофановна


Ведущая организация Кемеровский государственный университет

культуры и искусств


Защита состоится 4 декабря 2007 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.03 при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб, д.2.


С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.


Автореферат разослан 1 ноября 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук

профессор И.А. Шомракова


Актуальность исследования. В условиях становления информационного общества и усиления роли информации как стратегически важного ресурса существенно возрастает значение деятельности библиотек по удовлетворению и формированию информационных потребностей как отдельных граждан, так и всего общества. Это повышает требования к личности специалиста библиотечно-информационной сферы, к его профессионализму, обеспечивающему эффективность информационного мышления, позволяющему содействовать самореализации личности, обеспечивать интеллектуализацию библиотечно-информационной деятельности, ориентированной на повышение качества и комфортность обслуживания пользователей.

Принимая за основу дальнейшего развития российского образования богатейший потенциал отечественного просвещения и самобытной культуры, принципы фундаментальности, научности и единства образовательных и воспитательных целей высшей школы, нельзя оставить без внимания ход Болонского процесса   структурной реформы европейской и национальных систем высшего профессионального образования. Вхождение отечественной системы образования в европейское образовательное пространство требует глубокого теоретического осмысления с учетом накопленного западноевропейской теорией и практикой научного потенциала подготовки специалистов, прежде всего - двухуровневой модели подготовки бакалавров и магистров.

Движение от понятия «квалификация» к понятию «компетенция» в рамках Болонского процесса рассматривается как адекватная мера для проектирования результатов образования. Имеются предпосылки для формирования такой же тенденции в недрах библиотечно-информационного образования в России, выделяется несколько важных моментов, определяющих компетентностные изменения в содержании и способах вузовской подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы:

  • диверсификация библиотечно-информационной профессии, утрата четкости в определении квалификаций и специализаций выпускников;

  • усиление когнитивных и информационных начал в современной культуре, которые «перекрывают» традиционную профессиональную квалификацию;

  • усиление роли системно-организационных качеств специалиста (интеллектуальных, моральных, коммуникативных, рефлексии, самоорганизации);

  • развитие интегрированного обучения в системе профессиональной подготовки библиотечных кадров, преодоление искусственного разделения, вызываемого предметным структурированием учебных планов;

  • повышение роли общекультурной компетентности, ориентированной на осознание технических, экономических, культурных изменений и разнообразия;

  • повышение потребности отрасли в воспитании качеств инновационного поведения специалиста, формировании его инициативности, креативности, социальной мобильности и др.

Компетентностный подход может рассматриваться как социальная инновация, имеющая долговременные последствия не только для конкретных отраслей отечественного профессионального образования (в том числе и библиотечного-информационного), вузовских коллективов, студентов и педагогов, но и для общества в целом. Ибо, в конечном счете, методологические сдвиги в системе образования приводят к появлению качественно новых результатов в духовной жизни общества, социальном поведении, работе с информацией, технологических процессах и т.д. Не секрет, что изменения в образовательных системах рано или поздно отражаются и на политическом устройстве государства, являются одним из условий его устойчивости. Расширение объема и сущностного значения компетентностных компонентов в общем контексте профессионального образования обусловлено возникновением общественной потребности в целенаправленном формировании личностных, социальных, культурных, профессиональных и других компетенций.

При этом ясно обнаруживаются противоречия:

  • между потребностью в теоретико-методологическом соотнесении российской и западноевропейских парадигм профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы и недостаточной изученностью этого феномена;

  • между потребностью практики в качественных результатах профессиональной подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы и отсутствием научно обоснованных представлений об этом процессе;

  • между потребностью во вхождении в мировое образовательное пространство и необходимостью сохранить специфику отечественной системы подготовки библиотечно-информационных кадров, которая отражает особенности российской культуры, ментальности россиян;

  • между потребностью в научном анализе компетенций специалистов библиотечно-информационной сферы и неразработанностью теоретико-методологического аппарата такого исследования;

  • между потребностью системы вузовского образования в дальнейшем совершенствовании государственного стандарта, его концепции, модели и отсутствием возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования.

Потребность в научно-педагогической конкретизации, прикладном переосмыслении современного образования на богатом, но недостаточно обобщенном материале подготовки специалистов высшей квалификации для библиотечно-информационной сферы предопределила замысел и концепцию данного исследования.

Изученность проблемы

Проблематика исследования охватывает достаточно широкий круг вопросов, в разной степени изученных в отечественной и зарубежной философии, психологии, социологии, педагогике, теории профессионального образования, библиотековедении, библиографоведении и книговедении.

Первостепенное значение имеют работы, посвященные методологии образования, которая рассматривалась в различных ракурсах: в философском (Л.А. Беляева, С.И. Гессен, Н.К. Чапаев, В.Д. Шадриков и др.), социологическом (А.Г. Бермус, Г.Е. Зборовский, Л.Н. Коган, В.Я. Нечаев, Е.А. Шуклина и др.) и собственно педагогическом (М.Н. Берулава, Б.Л. Вульфсон, В.А. Разумный и др.). Сущность образования наиболее изучена в понятийно-терминологическом, онтогенетическом и системном аспектах (А.П. Булкин, Б.С. Гершунский, С.Ф. Егоров, В.И. Жуков, И.М. Кантор, Б.Б. Комаровский, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый, В.М. Полонский, И.Г. Фомичева и др.).

Педагогическая наука за последние годы пополнилась многими методологическими и теоретическими исследованиями в области совершенствования систем подготовки специалистов в условиях становления информационного общества. Важнейшими явились работы по проектированию новых педагогических технологий, ориентированных на достижение планируемого качества обучения (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, В.П. Беспалько, Л.И. Горина, П.Л. Селезнева, Л.И. Субетто, Ю.Г. Татур и др.); по построению системы непрерывного образования и реализации преемственности научных школ, обеспечивающей целостность процесса обучения (Н.И. Загузов, Н.В. Кузьмина, Г.П. Корнев, Ю.А. Кустов, В.И. Столбов Р.З.Богоудинова и др.); по выявлению тенденций развития профессионального образования (А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, П.Н. Новиков, Ю.Н. Петров, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др.); по формированию профессионально направленного содержания образования (С.И. Архангельский, З.Д. Жуковская, Н.Ф. Талызина и др.).

Проблемам компетенции и компетентности посвящены работы таких исследователей, как Л.А. Алексеева, В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, Н.А. Гришанова, Э. Зеер, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Дж. Равен, Э. Сыманюк, П.П. Терехов, Р. Уайт, Н. Хомский, А.В. Хуторской, Н.С. Шаблыгина и др.

Психологические подходы к проблеме изучения профессиональной компетентности разрабатывались отечественными исследователями, которые занимались изучением психологии труда: К.М. Гуревичем, Е.А. Климовым, Ю.В. Котеловой, К.К. Платоновым, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриковым и др.

В методологическом и теоретическом плане компетентностный подход рассматривался отечественными исследователями: В.И. Байденко, Л.И.Гурье, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимовым, В.А. Кальней, А.А.Кирсановым, Д.А. Махотиным, А.М. Новиковым, М.В. Пожарской, С.Е. Шишовым, Ю.В. Фроловым и др.

Введение в профессиональное образование новых образовательных конструктов – компетентностей, компетенций и ключевых квалификаций научно обосновано учеными стран Европейского Союза в середине 80-х гг. минувшего столетия (Дж. Равен, В. Гутмахер, А. Грин, Д. Мертенс, Б. Оскарсон, А. Шелтен, Р. Бадер, Саймон Шо и др.).

Важные предпосылки для транспонирования компетентностного подхода на процесс подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы заложены в трудах разработчиков второго поколения ГОС по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» (А.М. Мазурицкий, Н.И. Гендина, Е.П. Сударикова и др.). Разработка нового поколения ГОС и, следовательно, прикладная реализация компетентностного моделирования в библиотечно-информационном образовании опираются на достижения российского библиотековедения, библиографоведения, книговедения и информатики. При этом важными являются выводы о социокультурном статусе библиотек и их роли в общественном развитии (К.И. Абрамов, А.Н. Ванеев Н.С. Карташов, В.П. Леонов, Ю.П. Мелентьева, Р.С. Мотульский, В.В. Скворцов, Ю.Н. Столяров, Э.Р. Сукиасян), о принципах деятельности, функциях, классификации и типологизации библиотек и, следовательно, о специфике труда библиотечного работника во всем многообразии его квалификационных характеристик (К.И.Абрамов, А.Н. Ванеев, Н.С. Карташов, Е.Т. Селиверстова, В.В. Скворцов, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров, Н.И. Тюлина, В.Р. Фирсов, И.М. Фрумин, А.Я. Черняк, О.С. Чубарьян и др.), о функционировании информации в документно-коммуникационной системе (А.И. Барсук, И.Е. Баренбаум, Ю.С. Зубов, О.П. Коршунов, Н.А. Сляднева, А.В. Соколов, К.В. Тараканов, А.И. Черный и др.), о системе документальных коммуникаций (Н.Н. Кушнаренко, Ю.Н. Столяров, Г.М. Швецова и др.). Особое значение имеют исследования фундаментальной подготовки библиотечно-информационных специалистов, которые предпринимались во второй половине ХХ в. (В.С. Крейденко, А.В. Соколов, Б.Г. Умнов, М.К. Архипова, И.И. Тихомирова, В.И. Терешин, М.Я. Дворкина, А.С. Чачко, Т.И. Ключенко, Ю.Н. Дрешер и др.).

Вместе с тем специальное исследование теоретико-методологических аспектов подготовки специалистов применительно к библиотечно-информационной сфере до сих пор не предпринималось, что и определило выбор темы исследования и его теоретико-концептуальную направленность.

Объект исследования – профессиональное библиотечно-информационное образование в контексте мировых тенденций.

Предмет исследования - теоретико-методологические основы реформирования профессионального библиотечно-информационного образования в контексте мировых тенденций компетентностного моделирования.

Цель исследования состоит в разработке научно-педагогической концепции, обеспечивающей взаимосвязь теоретико-методологического и прикладного уровней реформирования подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы.


  1   2   3   4   5

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница