Динь Тон (срв) становление и развитие банковской системы в странах, переходящих к рынку (на примере россии, китая, вьетнама)


Скачать 261,09 Kb.
НазваниеДинь Тон (срв) становление и развитие банковской системы в странах, переходящих к рынку (на примере россии, китая, вьетнама)
страница1/2
То
Дата конвертации03.09.2012
Размер261,09 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьМировая экономикаМосква, 2008
Год2008
На соискание ученой степениКандидат экономических наук
  1   2
На правах рукописи


То Динь Тон (СРВ)


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В СТРАНАХ, ПЕРЕХОДЯЩИХ К РЫНКУ

(НА ПРИМЕРЕ РОССИИ, КИТАЯ, ВЬЕТНАМА)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Специальность 08.00.14 – Мировая экономика


Москва, 2008

Работа выполнена в Учреждении Российской академии наук Институте экономики РАН


Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

АНОСОВА Людмила Александровна


Официальные оппоненты:

член-корреспондент Российской академии наук

МИХЕЕВ Василий Васильевич


кандидат экономических наук,

ТРОШИН Андрей Андреевич


Ведущая организация – Экономический факультет Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова


Защита состоится «_____» _____________ 2008 г.

в___ часов на заседании диссертационного совета Д.002.009.02 при Учреждении Российской академии наук Института экономики РАН по адресу:

117418, Москва, Новочеремушкинская ул., 42а.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института экономики РАН.


Автореферат разослан «____» ___________ 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Д 002.009.02

доктор экономических наук,

профессор ВОЛОШИН В.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования

На современном завершающем этапе перехода к рыночной экономике стран бывшей мировой социалистической системы, включая Россию, Китай и воссоединенный после американской агрессии Вьетнам особо важную роль приобретает банковский сектор для участия в инвестировании крупных проектов в реальной экономике и в повышении конкурентоспособности. Становление в ходе реформы двухуровневой банковской системы во главе с центробанком выявило два разных подхода, по существу две модели, которые прошли апробацию на прочность в период регионального азиатского финансового кризиса, российского дефолта и в начале ХХI века - глобального финансового кризиса. Воплощенная на практике стратегия развития банковского сектора в условиях стабильно высоких темпов экономического развития Китая и Вьетнама позволяет им выдержать удар нынешнего, более разрушительного, глобального кризиса, поскольку он начался в высокоразвитых странах мира. Россия энергично перестраивает свою банковскую политику, усилив государственное вмешательство в деятельность банков и оказывая им существенную помощь.

Несмотря на определенный запас прочности в банковском секторе, в Китае и Вьетнаме имеются крупные проблемы, связанные в основном с накоплением «плохих» кредитов, выданных коммерческими банками, с последствиями открытия финансово-банковского сектора иностранному капиталу после вступления в ВТО.

Эти проблемы вызывают необходимость проведения научного анализа, объясняют актуальность выбора темы данной диссертации.

Целью диссертационной работы является обобщение опыта банковских реформ на основе изучения и анализа основных тенденций развития и функционирования банков стран, переходящих к рынку, представление конкретных рекомендаций по сохранению их устойчивости в современных условиях мировой экономики.

Для реализации цели диссертации в работе были сформулированы и решены следующие основные задачи:

По Китаю:

Дана оценка результатов банковской реформы;

заявлено о необходимости использования международных стандартов и введения финансовой прозрачности;

предложено создание альтернативных каналов формирования финансового капитала через фондовые рынки и рынок развития долговых обязательств при участии иностранного капитала.

По Вьетнаму:

Обозначены этапы банковской реформы, антиинфляционная политика Государственного (Центрального) Банка;

дана оценка методов контроля над банковским сектором, проанализировано банковское законодательство, раскрыта перспектива развития банковского сектора после вступления Вьетнама в ВТО и открытия в стране рынка ценных бумаг.

По России:

Основное внимание уделено анализу причин финансового кризиса, обобщена политика российского правительства, Центрального Банка по смягчению последствий влияния мирового кризиса на экономику и финансы России, представлен вариант стратегии государственной поддержки российских банков на

2008-2010 гг.

В связи с обозначенной целью, предметом исследования является реформа и функционирование банковского сектора России, Китая, Вьетнама.

Объект исследования: трансформационные процессы в странах переходящих к рынку под углом зрения участия в них банковского сектора.


Степень разработанности темы диссертации

Проблема формирования новой банковской системы в странах, переходящих от командно-административной к рыночной экономике в условиях открытой внешнеэкономической политики, постоянно находится в центре внимания мировой науки. Довольно обстоятельно в российских, китайских и вьетнамских публикациях обобщен период формирования двухуровневой банковской системы, деятельность центробанков, государственных акционерных и частных банков в 90-х годах ХХ столетия. На современном этапе на банковский сектор оказывают большое (подчас негативное) влияние процессы глобализации. Китай, Вьетнам, вступив, в ВТО, испытали сильный удар после открытия своего финансового сектора иностранному банковскому капиталу. В банковской деятельности этих стран накопилось много проблем, связанных с отягощающим влиянием плохих кредитов, усилением рисков финансовых операций, особенно на фондовых рынках. Эти и ряд других проблем не нашли достаточно полного анализа и объяснения в научной литературе.

Примерно те же тенденции и противоречия присутствуют в современной банковской системе России. Поэтому важно было обозначить комплексный подход для принятия согласованных действий трёх стран в условиях, когда начался процесс развития их банковско-финансового сотрудничества.


Научно-информационная база исследования. Теоретическая и методологическая основа.

Анализ проблемы банков в странах с переходной экономикой проделан автором на основе изучения и использования трудов российских ученых, крупных специалистов в области мировой экономики и финансов А.Г. Аганбегяна, О.Т. Богомолова, Р.С. Гринберга, С.П. Глинкиной, Л.З. Зевина, А.Л. Лившица, М.Н. Осьмовой, С.Н. Сильвестрова, Б.А. Хейфец, Г.Л. Шагалова, российских ученых-востоковедов Л.А. Аносовой, И.Ю. Анищенко, Я.М. Бергер, Л.И. Кондрашовой, В.В. Михеева, В.М. Мазырина, В.Я. Портякова, М.Е. Тригубенко, Н.М. Хрящевой, Г.С. Яскиной. Автор пользовался трудами китайских ученых Ли Тэинь, Линь Ифу, Ван Хиао Фонг, Чанг Чи, Чжу Сяочуань, Янг Зинь, вьетнамских ученых Динь Ван Ан, Нгуен Нгок Бао, Доан Нгок Фук, Нгуен Дык Тао, До Хоай Нам, западных ученых Алисия Гарсия Херреро, П. Вальдмеир, Г. Дайер, Д. Пиллинд, К. Рогофф, Тим Джонсон, Дж. Тэйлор и ряд других.

В работе широко использованы научно-информационные материалы, нормативно-правовые документы, законы и правительственные постановления, материалы, доклады ведущих международных экономических и финансовых организаций, экспертные оценки крупнейших российских, китайских, вьетнамских финансистов, планы и стратегия развития банковского сектора на среднесрочную перспективу, прогнозы о выходе мировой финансовой системы из кризиса, антикризисные меры правительства России, Китая, Вьетнама.


Научная новизна и личный научный вклад диссертанта

Впервые в научной литературе произведен комплексный сравнительный анализ становления и развития банковской системы Китая и Вьетнама, доказано, что их модели, сформировавшиеся под воздействием сильного макрорегулирования со стороны государства в условиях эффективной стратегии экономического развития, обеспечивают им возможность бескризисного развития на ближайшую перспективу.

Доказано, что чрезмерная либерализация деятельности банков в России, ослабление роли российского государства в управлении банковским сектором, сильная зависимость от внешних заимствований явились одной из причин банковского кризиса, снижения активности в реальном секторе экономики России.

Научные результаты, полученные лично диссертантом, состоят в следующем:

1. Определены этапы банковской реформы в КНР, СРВ, установлено, что современная банковская система этих стран имеет много общих проблем, связанных с появлением рисков финансовых операций, сохранением монополизма на кредитном рынке крупных государственных банков. Их деятельность недостаточно связана с кредитованием инвестиционной деятельности предприятий в реальном секторе экономики.

2. Произведен сравнительный анализ функционирования банковских институтов Китая и Вьетнама в пореформенный период, выявлен общий системно-стратегический подход Китая и Вьетнама к развитию банков в современных условиях глобализации и более широкой открытости стран в мировой экономике.

3. Исследована банковская политика после присоединения КНР и СРВ ко Всемирной Торговой Организации, доказана целесообразность использования ими зарубежного опыта для совершенствования механизма и контроля над банковской деятельностью.

4. Дана характеристика международных финансовых кризисов в 90-х гг. – начале ХХI века. Выявлена степень влияния глобального кризиса на экономику и финансы КНР и СРВ. Доказано, что преодоление спада темпа развития правительство КНР добивается увеличением государственных ассигнований в ряде отраслей народного хозяйства. Сильная торгово-финансовая зависимость СРВ и КНР от крупнейших стран, втянутых в глобальный кризис, влияет на сокращение производства в ряде экспортоориентированных отраслей.

5. Доказана необходимость перехода к скоординированным действиям стран мира по борьбе с глобальным кризисом, с учетом использования их национальных антикризисных программ.

6. Исследованы причины финансового кризиса в России. Проанализирована антикризисная программа российского правительства. Доказано, что кризис в России имеет системный характер, требует пересмотра экономической и финансовой политики, усиления государственного контроля за целевым использованием кредитов, выданных банковским структурам и крупным российским предприятиям для поддержки реальной экономики России.

Теоретическая и практическая значимость. Обстоятельный анализ опыта и результатов формирования банковских структур России, Китая, Вьетнама при переходе к рынку вносит существенный вклад в общую теорию банковской деятельности стран, находящихся в трансформационном периоде, подвергнувшихся финансовым кризисам, в теорию и практику антикризисного регулирования на основе совместно выработанной стратегии.

Практическая значимость работы определяется её теоретической новизной, теми выводами и рекомендациями, которые могут быть использованы для улучшения банковской деятельности России, Китая, Вьетнама в условиях преодоления мирового и страновых финансовых кризисов и определения стратегии развития банков в послекризисный период.

Предложения и выводы по теоретическим положениям доведены автором до конкретных рекомендаций по повышению эффективности функционирования банковской системы Китая, Вьетнама, выходу российских банков из кризиса. Результаты диссертационного исследования использованы в работе посольства Вьетнама в России при подготовке материалов по сотрудничеству вьетнамских и российских банков, а также центральными банковскими учреждениями Вьетнама, в частности, Банком сельхозразвития и аграрной экономики г. Ханоя.


Апробация результатов исследований

По теме диссертации опубликованы три статьи в журнале, рекомендованном ВАК РФ, две брошюры. Общий объем публикаций составляет 5,2 п.л.


Структура работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографию, 12 таблиц, 1 схему. В работе использованы 127 первоисточников на вьетнамском, русском и английском языках.


СОДЕРЖАНИЕ основных положений работы


В первой главе диссертации отмечено, что модель реформирования банковской системы КНР соответствовала общим принципам реформы других стран на пути их перехода к открытой рыночной экономике. Одной из основных функций Центробанка было оказание поддержки четырем основным государственным коммерческим и трем государственным политическим банкам для избавления от плохих кредитов, которые, по оценке, составили к середине 90-х гг. от 20 до 24% ВВП.

При возросшем количестве банковско-финансовых институтов и помощи государства состояние банковского сектора по-прежнему определяют низкая доходность банковских активов, высокий процент «плохих» займов, дефицит капитала, что сдерживает их инвестиционные возможности для участия в модернизации Китая.

Основные проблемы, с которыми сталкивается современная китайская банковская система КНР определяют:

Невозвратные кредиты. Общий объем невозвратных кредитов составляет от 25 до 45% от общей суммы непогашенных банковских кредитов.

Слабый контроль. Традиционно у банков не было четко обозначенных владельцев (или до последнего времени – совета директоров или специализированного органа по контролю за управлением). Китайские банки подотчетны правительству (Министерству финансов) и поэтому избавлены от открытого и полного информирования о своей деятельности. Штат банковских управленцев традиционно формировался из представителей министерской системы и находится под пристальным партийно-государственным контролем.

Слабая конкурентная среда. В банковском секторе Китая господствуют четыре государственных банка: Банк Китая (БК), Строительный банк Китая (СБК), Сельскохозяйственный банк Китая (СХБК) и Промышленно-торговый банк Китая (ПТБК).

Из механизма приватизации госсектора фондовый рынок в Китае стал постепенно превращаться в источник накопления инвестиционного капитала, а капитализация фондового рынка возросла до 1,15 трлн долл. (50% ВВП) в 2006 г. до 3,1 трлн долл. (более 100% ВВП) в 2007 г. В 2006 г. число компаний, прошедших процедуру листинга, в 14 раз превысило показатель 1990 года и на 40% 2000 года.

Развитие банковского сектора в ХХI веке проходит в условиях полной либерализации деятельности иностранных банков после присоединения Китая к ВТО.

В связи с окончанием пятилетнего переходного периода членства КНР в ВТО иностранные финансовые организации уравнены в правах с китайскими. Им разрешены розничные операции в национальной валюте, открыт в основном рынок страховых услуг, одновременно устранены ограничения на инвестиции в торговлю. Это положило начало их полномасштабной конкуренции с китайскими финансовыми организациями, особенно в наиболее развитых восточных районах страны и прежде всего за привлечение выгодных и перспективных корпоративных клиентов. По выводам китайских ученых и экспертов, экономическую ситуацию в КНР до настоящего момента можно считать хорошей, а экономику «относительно быстро растущей». Согласно официальным данным, валютные резервы Китая на конец июня 2008 г. составляли 1,8 трлн долл. Из них 922 млрд долл. были инвестированы в облигации, выпущенные правительством США, а также организациями, поддерживаемыми американским правительством, что усиливает риски в связи с мировым финансовым кризисом, поскольку продажа облигаций и возврат денежных средств из Америки в Китай, возможно, усилит американский кризис.

Снижение макроэкономических показателей в КНР в последующие годы из-за кризиса в первую очередь может быть связано с сокращением экспорта, в т.ч. продукции стратегически важных отраслей китайской промышленности.

Как отмечал Чжу Сяочуань, президент Народного Банка (Центробанка) Китая в докладе на 5-ой сессии Постоянного Комитета ВСНП 27 октября 2008 г., Китай по-прежнему находится на этапе индустриализации, урбанизации и совершенствования структуры производства. В стране налицо широкий внутренний рынок, сравнительно крупные финансовые средства и достаточный потенциал рабочей силы, качественные параметры которой постоянно растут. В будущем Китай вынужден проводить более гибкую и осторожную монетарную политику, сокращение внешнего спроса окажет отрицательное влияние на китайскую экономику1. Мировой финансовый кризис вынуждает КНР не только корректировать темп роста ВВП в 2008-2009 гг., но и регулировать процентную ставку, норму депозитного резерва.

В ноябре 2008 г. был обнародован пакет мер Госсовета КНР по сохранению устойчивости экономики КНР. В него вошли выделенные из госбюджета 145 млрд долл. и примерно 441 млрд долл. из средств крупнейших государственных компаний и местных региональных источников. Эти дополнительные вливания на общую сумму 586 млрд долл. в китайскую экономику были необходимы в связи с прогнозными оценками о некотором замедлении роста ВВП в 2008 г. (с 10,4% за первое полугодие до 9% в третьем квартале 2008 г.).

Западные источники: Deutshe Bank, Credit Suissu, UBS и ряд других считают дополнительные государственные ассигнования ответом на вызовы глобального финансового кризиса. Объем стимулирующего пакета финансовых ресурсов в 2008 г. равен 12% ВВП, тогда как во время азиатского кризиса 1997 г. дополнительные вливания в китайскую экономику составляли всего 1,2% ВВП. Масштабный инвестиционный план рассчитан до 2010 г. и включает 10 программ: ресурсы на развитие реальной экономики, в том числе на проекты строительства домов для семей с низкими доходами, развитие инфраструктуры в сельской местности, на развитие электроэнергетики, водоснабжения, транспорта, экологических программ, НИОКР и на восстановление ряда районов КНР, пострадавших от стихийных бедствий в 2008 г. (провинции Сычуань). Таким образом, глобальный кризис отразился в КНР не на дополнительных доходах финансовых олигархов, а на поддержку слабых звеньев экономики. Стимулирующие меры охватывают снижение НДС на 17,6 млрд долл. Тем не менее, в 2009 году значительный уровень потребления и инвестирование в основные активы будут продолжать стимулировать экономическое развитие Китая, и это служит хорошим противодействием глобальному финансовому кризису.

По прогнозу Всемирного Банка, рост экономики Китая в 2009 г. может составить 8-9%, и тем самым устойчиво быстрое экономическое развитие – это «наибольший вклад Китая в период глобального финансового кризиса»1.

Глава 2 раскрывает модель реформирования банковской системы СРВ в период после воссоединения Севера и Юга в 1976 г. Отмечено, что банковская реформа во Вьетнаме осуществлялась в соответствии с общей моделью реформирования в постсоциалистических странах, включая российский опыт после распада СССР. Но у Вьетнама были свои особенности, вызванные колониальным прошлым, двумя войнами в середине ХХ века и разными структурами общества в ДРВ и Южном Вьетнаме после 1954 г. вплоть до окончания американской агрессии в 1975 г.

Воссоединение Севера и Юга в июне 1976 г. и образование СРВ положило начало созданию единой банковской структуры по типу социалистической модели, когда монопольное положение на финансовом поле деятельности занимает Госбанк, в течение почти последующих 10 лет основу деятельности которого составляла борьба с гипер и высокой инфляцией. В тот период реформа была направлена на формирование обычной (т.е. типовой) банковской структуры: установления двухступенчатой банковской системы, состоящей из Госбанка, который играл роль центрального банка, 4 государственных коммерческих банков, действующих самостоятельно, не крупных частных банков.

Итогами финансово-банковской реформы явились общее оздоровление экономической ситуации:

- отмена системы дотаций через цены, заработную плату, льготного кредитования и налогообложения государственных предприятий, сокращение дефицита госбюджета;

- улучшились пропорции между спросом и предложением благодаря исчезновению спекуляций за счет государственных цен и цен теневого рынка и были восстановлены функции рыночного ценообразования;

- лишая предприятия государственного сектора постоянных бюджетных дотаций, государство перестало финансировать дефицит бюджета эмиссией денежной массы без соответствующего покрытия;

- рост внутренних сбережений, объем которых более чем удвоился в начале 90-х годов в определенной степени компенсировал последствия от прекращения советской экономической помощи.

- основными источниками покрытия бюджетного дефицита стали привлечение иностранных кредитов и распространение государственных внутренних займов.

Банковская структура во Вьетнаме окончательно сформировалась к середине 90-х гг. ХХ столетия, когда появился рынок денежных депозитов, национальный межбанковский и валютный рынок, рынок казначейских векселей, облигационный рынок. Госбанк как организатор, менеджер и участник рынка ввел соответствующие необходимые механизмы денежной политики
  1   2

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница