Характер и функции параллелизма в библейских текстах


Скачать 198,99 Kb.
PDF просмотр
НазваниеХарактер и функции параллелизма в библейских текстах
страница1/12
Десницкий Андрей Сергеевич
Дата конвертации03.09.2012
Размер198,99 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьЛитература народов стран зарубежья (литературы народов стран Азии)
Год2010
На соискание ученой степениДоктор филологических наук
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
На правах рукописи 
 
 
 
 
Десницкий Андрей Сергеевич 
 
 
 
 

ХАРАКТЕР И ФУНКЦИИ ПАРАЛЛЕЛИЗМА 
В БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТАХ 
 
 
 
Специальность 10.01.03 – 
Литература народов стран зарубежья  
(литературы народов стран Азии) 
 
 
 
Автореферат диссертации  
на соискание ученой степени  
доктора филологических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва – 2010 
 
 


 
 
Работа выполнена в Отделе истории и культуры Древнего  
Востока Учреждения Российской академии наук  
Института востоковедения РАН. 
 
Официальные  оппоненты: 
доктор филологических наук, профессор  
Верещагин Евгений Михайлович, 
доктор филологических наук, доцент 
Теперик Тамара Федоровна, 
доктор исторических наук  
Брагинская Нина Владимировна. 
 
 
Ведущая организация – Институт стран Азии и Африки  
Московского государственного университета  
им. М.В.Ломоносова. 
 
 
Защита состоится «____»____________________________  2010 г.  
в_____ часов на заседании диссертационного совета Д 002.042.01 
по филологическим наукам (литературоведение)  
при Институте востоковедения РАН по адресу:  
107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12. 
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке  
Института востоковедения РАН. 
 
 
Автореферат разослан   «____»________________________2010 г.   
 
 
Ученый секретарь  
диссертационного совета, 
кандидат филологических наук   
          
Герасимова А.С. 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
Защищаемая  диссертация  предлагает  целостное  теоретическое  ос-
мысление  библейского  параллелизма.  В  гуманитарных  научных  трудах 
бывает достаточно сложно выделить предмет и объект исследования, но 
можно предложить такую формулировку: предметом данного исследо-
вания  
является совокупность художественных приемов и условностей, 
применявшихся авторами библейских книг, в их целостности и взаимо-
связи.  Во  многих  отношениях  они  отличаются  от  тех  художественных 
методов, которые применяются современными авторами, но читатели и 
даже исследователи далеко не всегда учитывают эту особенность и в ре-
зультате  их  понимание  текста  может  оказаться  не  вполне  адекватным. 
Однако описать абсолютно все художественные приемы в одной работе 
невозможно, а их простое перечисление едва ли окажется полезным. 
Поэтому  необходимо  найти  некоторую  «точку  вхождения»  в  мате-
риал,  ключевой  художественный  прием,  с  которым  непосредственно 
связаны все или по крайней мере многие остальные приемы. Им, по об-
щему признанию, является параллелизм. 
Таким образом, объект  этого  исследования в узком смысле слова 
– библейский параллелизм, взятый не изолированно, а как основа худо-
жественного  метода  библейских  авторов.  Отталкиваясь  от  поверхност-
ного определения «одно и то же говорится два раза, или же два выска-
зывания рассматриваются вместе», мы приходим к глубинному понима-
нию  многих  особенностей  библейских  текстов,  причем  не  только  на 
уровне формальных приемов организации текста, но и в том, что касает-
ся способа мышления и картины мира библейских авторов. 
Степень  изученности библейского параллелизма в мировой науке 
одновременно  и  огромна,  и  скромна.  Впервые  этот  термин  был  введен 
еще  в  XVIII  в.  Р.  Лаутом,  изучавшим  книгу  пророка  Исайи,  и  он  уже 
давно употребляется исследователями множества устных и письменных 
 


 
 
произведений из разных стран мира. Частные случаи параллелизма при-
водятся во множестве научных работ, он упоминается как основное по-
этическое средство в библейской традиции, но самое это явление прак-
тически не имеет четких научных дефиниций, а его исчерпывающая ти-
пология  (о  необходимости  разработки  которой  говорил  почти  полвека 
назад Р.О. Якобсон) так и не была создана. Именно этот пробел и при-
звана восполнить данная работа. 
Отсюда вытекает актуальность исследования: без цельной и связ-
ной теоретической  модели трудно понять  это  явление, а  значит –  адек-
ватно интерпретировать тексты, где оно играет ключевую роль. Вполне 
естественно,  что  параллелизм,  изучение  которого  началось  более  двух 
веков назад с библейского материала, удобнее всего и рассматривать на 
этом  материале,  но  полученные  выводы  могут  иметь  значение  и  для 
анализа  других  фольклорных  и  литературных  традиций,  где  он  играет 
заметную роль. В значительной степени исследования параллелизма по-
зволяют  реконструировать  особенности  мышления  и  мировосприятия 
людей, создававших эти тексты. 
Что  касается  методологической  и  теоретической  основы  иссле-
дования,  то  диссертация,  прежде  всего,  рассматривает  текст  каждой 
библейской книги в ее цельности и полноте. Она не занимается истори-
ей  текста,  не  пытается  реконструировать  его  источники,  фольклорные 
или  литературные,  или  определить,  насколько  фактически  точен  этот 
текст.  Она  исходит  из  того,  что  дошедшие  до  нас  произведения  были 
созданы  не  случайным  образом,  и  филологу  следует  изучать  их  в  пол-
ном  соответствии  с  той  литературной  традицией,  которой  они  принад-
лежат. Этим она отличается от таких направлений т.н. «библейской кри-
тики», как критика источников, критика редакций, историческая крити-
ка и т.д. Она принадлежит к такому направлению современной библеи-
стики, как литературный анализ.  
Диссертация  использует  различные  методы  анализа  художествен-
ных текстов, которые возникли в филологии в XX веке, во многом под 
влиянием работ по поэтике, написанных на русском языке – прежде все-
го, речь идет о трудах Р.О. Якобсона. Кроме того, диссертация опирает-
ся на труды современных западных библеистов, изучавших библейскую 
поэтику и параллелизм в частности – в первую очередь следует назвать 
труды А. Берлин, Дж. Кугела и Р. Олтера.  
Для работ по библеистике вплоть до последних десятилетий XX ве-
ка  было  характерно  восприятие  параллелизма  как  сугубо  формального 
приема, но изучать форму текста невозможно в отрыве от той функции, 
которую исполняет эта форма, и от того смысла, который с ее помощью 
передается. Поэтому изучение поэтики параллелизма не сводится в дан-
 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница