Профессиональная этика сотрудника пограничных органов как социальная система (социально-философский анализ)


НазваниеПрофессиональная этика сотрудника пограничных органов как социальная система (социально-философский анализ)
страница1/6
МЯГОТИН Анатолий Валерьевич
Дата конвертации03.09.2012
Размер0,83 Mb.
ТипАвтореферат
СпециальностьСоциальная философия
Год2011
На соискание ученой степениДоктор философских наук
  1   2   3   4   5   6


На правах рукописи




МЯГОТИН Анатолий Валерьевич





профессиональная этика

сотрудника пограничных органов

как социальная система

(социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11 – социальная философия




Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

доктора философских наук


Москва – 2011




Работа выполнена на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пограничной академии ФСБ России




Научный консультант: доктор философских наук,

профессор Рахимов Олег Ходжи-Алиевич.


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Горбунов Владимир Семенович

доктор философских наук,

профессор Шаваев Анатолий Хажисмелович


доктор философских наук,

профессор Каверин Борис Иванович


Ведущая организация: Военный университет Министерства обороны

Российской Федерации


Защита состоится «__» ноября 2011 года в «__» часов на заседании диссертационного совета Д 319.001.01 по философским и политическим наукам при Пограничной академии Федеральной службы безопасности Российской Федерации по адресу: 125040, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 3/5.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пограничной академии ФСБ России.


Автореферат разослан «___» __________ 2011 года.


Ученый секретарь диссертационного совета

доктор философских наук, доцент Г.П. Герейханов


Общая характеристика диссертации

Современная ситуация в мире характеризуется кризисными явлениями, процессами, событиями, которые в силу своей масштабности и значимости приобретают глобальный характер. Радикальные изменения происходят во многих сферах жизнедеятельности человека, но наиболее остро и болезненно они отражаются в его духовном мире, трансформируя основополагающие этические ценности, нравственные нормы, моральные идеалы. Современные условия порождают новые вызовы и угрозы, что требует мобилизации всех усилий, опоры на духовно-нравственные основы, выступающие гарантией не только адекватных и обоснованных, но и истинно гуманных действий.

В этой связи возрастает роль и значение морального фактора в профессиональных сферах деятельности, прежде всего, там, где от действий специалистов зависят жизнь, здоровье, безопасность значительного числа людей, судьбы не только отдельных граждан, интересы обществ и государств, но и будущее цивилизаций в целом. В сфере защиты и охраны Государственной границы России исторически сложился особый тип моральных проявлений, приобретающий системные черты и свойства, обусловливая правомерность и необходимость социально-философского анализа профессиональной этики сотрудников пограничных органов как общественного явления, сложной социальной системы.

Актуальность диссертационного исследования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, возрастающими потребностями теоретического осмысления современных духовно-нравственных проблем в условиях глобализации, что акцентирует внимание исследователей на моральных целях, нравственно оправданных средствах их достижения, взвешенности и адекватности морального выбора, ответственности за принимаемые решения. В общественной практике все большее значение приобретают системы, модели и кодексы профессиональной этики, синтезирующие смысложизненные ценности, мотивирующие полезную направленность деятельности, регуляцию отношений, приоритеты общественного развития.

Во-вторых, затянувшимися кризисными явлениями в духовно-нравственной сфере российского общества, кардинальными изменениями в мировоззренческих позициях и ориентациях людей, трансформациями ценностно-нормативных оснований профессиональной деятельности. Как следствие, все резче обостряются моральные коллизии, приобретающие характер широко распространенной проблемы моральной несостоятельности профессиональных работников, разрушающие общественные связи и отношения, искажающие гуманистические идеалы, деформирующие общезначимые ценности.

В-третьих, отсутствием современных фундаментальных исследований профессиональной этики в ее системной целостности, историческом развитии в широком спектре общественных связей и отношений, когда она рассматривается как особый вид социальных систем; недостаточной разработкой теоретико-методологических оснований социально-философского анализа явлений подобного рода, изучения их содержания и специфики применительно к различным видам деятельности.

В-четвертых, противоречивым состоянием нравственности в российском социуме, образованием негативных тенденций развития, наличием источников и механизмов деструктивного влияния на профессиональную этику сотрудника пограничных органов, создающих предпосылки для утраты ею системных свойств и качеств, разрушающих установившиеся связи и отношения и, как следствие, снижающих ее жизнеспособность и функциональность в целом. В этой ситуации традиционные нравственные ценности, нормы и принципы деятельности пограничников не воспринимаются как значимые в складывающейся системе современных приоритетов и предпочтений, зачастую подлежат неоправданной критичной оценке со стороны общественности, не всегда имеют достаточное, в том числе, и научное обоснование.

В-пятых, необходимостью разработки методологии социально-философского анализа профессиональной этики сотрудника пограничных органов в интересах построения современной модели ее реализации, обоснования условий интеграции в систему общественных отношений, создания действенных механизмов пресечения и профилактики коррупционных связей, аморальных поступков, преступлений и происшествий, обусловленных низким уровнем нравственной культуры отдельных сотрудников, беспринципностью, халатностью, иногда открытым нежеланием следовать установленным требованиям.

Степень научной разработанности темы. Важными теоретико-методологическими предпосылками социально-философского анализа профессиональной этики сотрудника пограничных органов как социальной системы выступают работы отечественных и зарубежных ученых, в которых рассматриваются различные «срезы» и аспекты морали, формы ее общественного и индивидуального проявления. Многообразие использованных источников имеет свою логику систематизации и группируется автором в ряд направлений.

Первое направление представлено философским наследием мыслителей различных эпох, где неизменно поднимаются проблемы духовно-нравственного мира человека. Самые древние идеи, дошедшие до нашего времени, содержатся в размышлениях и трудах Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Сенеки и др. Свой вклад в развитие философско-этического знания внесли ученые мужи, общественные деятели, религиозные служители Средневековья, представленный идеями А. Блаженного, Ф. Аквинского, А. Кентерберийского и др. В последующем нравственная проблематика в различных аспектах находит отражение в работах М. Монтеня, Т. Гоббса, Б. Спинозы, К.-А. Гельвеция, П. Гольбаха, Ж.-Ж. Руссо и др. Всемирно известны труды И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Г. Спенсера, В. Вундта, А. Шопенгауэра, А. Швейцера, Ф. Ницше, П.А. Кропоткина, Э. Фромма и др.

Глубокие философские корни имеют древнерусские источники, среди которых, например, поучения Феодосия Печерского, Нестора-летописца, Владимира Мономаха, Иустина Философа, Кирилла Туровского, Сергия Радонежского, Иллариона, Климента Смолятича и др., представляющие собой скорее не теоретизированные концепции, а смысложизненные идеи, адресованные к миру всех живущих. Своеобразие отечественной философской мысли, отражающее ментальные черты, эксцентричность размышлений и особость ценностей духовного порядка, раскрывается в произведениях таких широко известных мыслителей, как Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот»), Л.Н. Толстой («Исповедь», «В чем моя вера»), В.С. Соловьев («Кризис западной философии против позитивистов», «Чтение о богочеловеке»), Н.А. Бердяев («Философия свободы»), Н.Ф. Федоров («Философия общего дела»), И.А. Ильин («О противлении злу силою») и др.

Второе направление включает работы отечественных исследователей, рассматривающих различные социальные аспекты морали в условиях советского периода развития общества. Свою реализацию теоретические изыскания нашли в конкретно-историческое время в моральном кодексе строителя коммунизма, где в основу были положены классические идеи марксизма-ленинизма. В дальнейшем можно отметить исследования С.Ф. Анисимова, Р.Г. Апресяна, Л.М. Архангельского, В.И. Бакштановского, В.А. Блюмкина, В.А. Василенко, В.Т. Ганжина, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Л.А. Зеленова, В.П. Коблякова, Л.В. Максимова, Ю.М. Федорова, Ю.А. Шрейдера, М.А. Юсима и др.1 Предпринимаются попытки современных широких обобщений, где мораль представляется конкретным общественным явлением2.

Со второй половины XX века актуализируются вопросы философского понимания нравственности в ее прикладном аспекте. Интерес специалистов обращается на изучение феномена морали в профессиональных сферах, чему посвящены работы В.Е. Амелина, Э.П. Асташенковой, В.К. Белолипецкого, Г.И. Беляковой, Н.И. Борзенко, Р.Г. Бухарцева, Н.В. Валебниковой, В.И. Вдовюка, Г.В. Дубова, А.И. Ионовой, А.С. Капто, В.П. Люкевич, Л.Г. Павловой, Д.И. Петросяна, О.В. Рыбакова, Ю.Н. Скомпского, А.В. Опалева, В.Н. Чернокозовой и др.1

В настоящее время профессионально-этическая проблематика активно разрабатывается специалистами НИИ прикладной этики в Тюмени, в свет вышла целая серия монографий2. На этой основе сложилась своеобразная «монополия» на понимание профессиональной этики, однако она не является общепризнанной для широкого круга исследователей, что приводит к ситуации свободной интерпретации сущности данного феномена.

Третье направление объединяет значительные по вкладу в обогащение представлений о профессиональной этике труды и публикации отечественных военных ученых3. Методология исследования советской воинской этики была разработана достаточно глубоко, но, вместе с тем, сегодня ряд положений, несомненно, представляющий научную ценность, востребован не в полной мере, прежде всего, по причинам идеологического характера. В то же время социальные изменения в России в последние десятилетия придали новый исследовательский импульс философскому изучению профессионально-этической проблематики. Применительно к сфере деятельности силовых структур можно отметить работы Е.Д. Богатырева, И.В. Бормотова, Ю.Н. Вдовина, В.Е. Кулешова, А.А. Протасова, О.Х.-А. Рахимова, А.Н. Скалепова, Н.А. Темнюка1.

Особую группу здесь составляют источники, освещающие нравственные аспекты в деятельности пограничных войск (органов) и их представителей. Это находит отражение, прежде всего, в трудах таких исследователей, как А.М. Белоконь, Г.Г. Беляев, К.Н. Болдин, В.В. Квашенко, И.Л. Котов, Н.И. Макаров, Н.Е. Мартынов, В.А. Сухарев, В.И. Тепечин2 и др.

Интерес для изучения представляют зарубежные исследования, поскольку они позволяют сравнивать взгляды, идеи, критерии и оценки различных аспектов профессиональной этики, включая и военнослужащих3.

Четвертое направление содержит работы современных специалистов, усилия которых обращены на исследование целостных структур различного рода, где профессиональная этика рассматривается в качестве социального образования, обладающего системными свойствами. В этой связи особую группу составляют источники, раскрывающие сущность системного подхода в изучении социальных объектов. Среди наиболее известных исследователей необходимо отметить Р.Ф. Абдеева, А.П. Алексеева, П.К. Анохина, В.П. Афанасьева, В.С. Барулина, А.И. Берга, Л. фон Берталанфи, А.А. Богданова, М.С. Кагана, Дж. Клира, К.Х. Момджяна, И. Пригожина, П. Сорокина и др. Предпосылки исследования сложных социальных систем находят отражение в трудах П. Бергера, М. Вебера, Т. Лукмана, Т. Парсонса1. Выстраивается мозаичная картина идей, концепций, теорий, получающая свое развитие в постнеклассический период у З. Баумана, У. Бека, Э. Гидденса, Н. Лумана2 и др.

В современных условиях метод системного анализа (И.В. Блауберг, В.Н. Волкова, А.А. Денисов, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин) приобрел статус особой методологии научного анализа и мышления, широко распространенного общенаучного средства познания, что обусловливает его использование и в социально-философских работах, позволяя исследовать сложные социальные системы. Новые возможности открывает системно-синергетическая методология, получающая развитие применительно и к гуманитарным отраслям знаний. Плодотворны идеи и концептуальные подходы социальной синергетики (М.С. Ельчанинов), небезуспешны попытки исследования различных социальных систем отечественными специалистами (В.П. Бранский, В.В. Василькова, Г.А. Котельников, А.П. Назаретян, Г.Г. Малинецкий, В.П. Милованов и др.)

Анализ степени разработанности проблемы профессиональной этики сотрудника пограничных органов как социальной системы позволяет автору сформулировать ряд положений методологического характера.

Сосуществование самых разнообразных философских концепций, идей, учений, являясь фундаментальной теоретической базой, создает условия для свободы методологического выбора, поиска новых решений в исследовании профессиональной этики в качестве социальной системы. В ситуации избыточности информации требуются не только значительные усилия, но и конкретизация подходов и средств научных изысканий. Все больше чувствуется ограниченность методологии частных наук, а прикладные области открывают новые направления, выходящие за пределы только этической теории, что выступает предпосылками формулировки социально-философских концептов профессиональной этики. По мнению автора, современные парадигмы социально-философского знания сопряжены с общей цивилизованной гуманистической направленностью развития человеческого сообщества, выводящей профессионально-этические проблемы в плоскость первоочередных приоритетов.

В отечественной научной мысли с 1960-х гг. прошлого века активизировались исследования профессиональной этики, где ее дискурс традиционно соотносился с теорией морали. Но постепенно ввиду сложных социокультурных изменений эта проблематика утрачивает актуальность, исследования теряют «наступательный дух» вплоть до середины 90-х гг. прошлого века. В период становления российского демократического государства в качестве общего мировоззренческого ориентира задавалась классическая этика, поскольку отсутствовали обоснованные и сформулированные современные нравственные концепции. Но на практике сложилась причудливая смесь элементов этики гедонизма, прагматизма, меркантилизма, утилитаризма, что не способствовало утверждению теоретически безупречных доктрин в мире и российском социуме.

Сегодня в рамках постнеклассической науки задаются новые интенции профессиональной этики, где она правомерно может рассматриваться в качестве самоорганизующейся социальной системы, результата усложнения структурной организации общества и, соответственно, понимания многомерности социальной реальности. Все это определяет потребность нового витка, новых мотиваций ее исследования в тех социальных измерениях, где она выступает целостным образованием, включенным в более широкую систему общественных отношений.

Научное наследие прошлого предлагало социальные модели профессиональной этики, но сегодня их реализация проблематична по целому ряду причин, среди которых и «нейтрализация» идеологических оснований, и модификация социальных ориентиров, и трансформация духовно-нравственных ценностей, и др. Кроме того, в современном российском социуме значительную дифференциацию приобрели сферы деятельности, связанные с военной службой, несмотря на общие основания и принципы их организации. На фоне того существенного вклада, который внесли исследователи в осмысление вопросов воинской этики, явно просматривается недостаточность ее разработки применительно к особенностям деятельности пограничных органов. Это специфичная сфера, в которой исторически сложилась и функционирует относительно обособленная совокупность нравственных представлений, ценностей, норм, принципов, отражающая как общие, жизненно важные интересы граждан, общества, государства, так и моральные коллизии собственно профессионального труда пограничников.

Все это обусловливает необходимость фундаментального, глубокого изучения, как самого явления профессиональной этики, так и ее становления и развития в качестве системного образования в сфере деятельности пограничных органов. На социально-философском уровне в контексте современных постнеклассических подходов, с привлечением широкого спектра познавательных средств и современных исследовательских парадигм подобных исследований ранее не проводилось. Актуальность темы, предпосылки ее научного и практического решения позволяют сформулировать научную проблему, объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Научная проблема исследования состоит в том, чтобы на основе методологии социально-философского анализа раскрыть социально-исторические предпосылки, сущность, содержание и специфику профессиональной этики сотрудника пограничных органов в качестве социальной системы, определить социальные приоритеты формирования и развития, разработать и обосновать модель ее реализации в современных условиях.

Объект исследования: профессиональная этика как общественный феномен, тип социально-нравственной регуляции отношений.

Предмет исследования: генезис, сущность, специфика профессиональной этики сотрудника пограничных органов как сложной социальной системы, процессы ее становления, развития и функционирования в условиях современной России.

Цель исследования: разработка социально-философской концепции профессиональной этики сотрудника пограничных органов и построение модели ее реализации в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- проанализировать, обобщить и систематизировать существующий спектр знаний о морали как о социальном феномене, истоках и закономерностях его происхождения и эволюции, формах проявления и функционирования в профессиональной деятельности человека;

- разработать теоретико-методологические основания социально-философского анализа профессиональной этики, определить возможности применения методологии системного подхода, развивающие современные парадигмы социально-гуманитарного знания;

- выявить сущность, структуру и содержание профессиональной этики как сложной саморазвивающейся социальной системы, вскрыть общие закономерности ее образования и функционирования, обосновать ее социально-философский статус;

- изучить социально-исторические предпосылки зарождения и развития профессиональной этики пограничника, отражающие эволюционный характер этого процесса, проанализировать современные условия и факторы ее становления и функционирования в качестве относительно самостоятельной социальной системы;

- исследовать системные свойства профессиональной этики сотрудника пограничных органов, рассмотреть специфику ее содержания применительно к особенностям деятельности по обеспечению безопасности личности, общества, государства в пограничной сфере;

- вскрыть, описать и систематизировать социальные детерминанты профессиональной этики сотрудника пограничных органов, выявить причины, противоречия и механизмы ее трансформации в условиях российского общества;

- сформулировать и обосновать социальные приоритеты развития профессиональной этики сотрудника пограничных органов, разработать модель ее реализации, ориентированную на разрешение имеющихся нравственных противоречий в деятельности пограничных органов.

Гипотеза исследования. В процессах усложнения социальной организации, повышения роли и значимости отдельных видов профессиональной деятельности объективно складывается и функционирует профессиональная этика, в основании которой лежат ценностно-нормативный комплекс, обеспечивающий целеполагание, нормирование и регуляцию соответствующих типов отношений. В пограничной деятельности исторически сформировалась профессиональная этика ее сотрудников, представляющая собой социальную систему, в которой синтезируются рефлексивные формы морали и их объективация на практике. Качественную определенность, жизнеспособность, функциональность этой системы обеспечивает совокупность системообразующих и системосохраняющих признаков и факторов.

Следует отметить, что в настоящее время ресурс профессиональной этики сотрудника пограничных органов исчерпывается, поскольку трансформации подвержены сложившиеся стереотипы профессионального сознания и поведения пограничников, основополагающие принципы служения Отечеству, духовно-нравственные ценности и приоритеты. Все это приводит к появлению опасных социальных явлений – коррупции, преступности, халатности, повышает риск принятия необоснованных, безответственных решений в сфере охраны и защиты государственной границы. Ряд современных тенденций общественного развития носит противоречивый характер, ведущий к необратимым изменениям, что в целом создает предпосылки для деградации и утраты системных свойств и функциональности системы. Предлагаемая модель реализации профессиональной этики сотрудника пограничных органов синтезирует духовно-нравственный опыт, раскрывает возможности применения теоретических знаний в служебной практике, отражает комплексный подход к построению и описанию социального проекта, освоение которого в перспективе способно разрешить имеющиеся противоречия и обеспечить качественно новый уровень содержания профессиональной этики сотрудника пограничных органов, отвечающий современным реалиям.
  1   2   3   4   5   6

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница