Просветительские идеи и идеалы в творчестве поэта XIX века М. Акмуллы


Скачать 223,35 Kb.
НазваниеПросветительские идеи и идеалы в творчестве поэта XIX века М. Акмуллы
Хамитуллина Зульфия Сабирчановна
Дата конвертации04.09.2012
Размер223,35 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьЛитература народов РФ (татарская литература)
Год2007
На соискание ученой степениКандидат филологических наук

На правах рукописи

Хамитуллина Зульфия Сабирчановна

Просветительские идеи и идеалы в творчестве поэта XIX века М. Акмуллы

10.01.02 - Литература народов РФ (татарская литература)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Тобольск - 2007

Работа выполнена на кафедре татарского языка,

литературы и методик преподавания ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Яхин Фарид Зякизянович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Сибгатуллина Альфина Тагировна (г. Москва)

кандидат филологических наук Мансуров Ильсур Салихьянович

(Республика Башкортостан г. Стерлитамак)

Ведущая организация: Елабужский государственный

педагогический университет

Защита состоится «29» мая 2007 года в 1230 часов на заседании диссертационного совета КМ 212.316.01 в ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева» по адресу: ул. Знаменского, 58.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева.

Автореферат разослан «29» апреля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент Ф.С. Сайфулина

Общая характеристика работы

Актуальность темы. На современном этапе развития литературы среди ученых, занимающихся историей татарской литературы, все более возрастает интерес к письменным памятникам. Ведется работа по их поиску, сбору и исследованию: находятся новые материалы, литературные тексты, выявляются неизвестные ранее имена.

В этом плане приобретает особую актуальность исследование творческой деятельности поэта-просветителя XIX века Мифтахетдина Акмуллы, оценка его творчества с современных позиций, определение его роли и места в истории литературы.

Творчество поэта привлекает внимание научных деятелей, литературоведов и лингвистов. «Изучение наследия поэта было особо плодотворным в начале 80-х прошедшего века. В Уфе и Казани проводятся конференции и издаются материалы, посвященные исследованию жизни и литературной деятельности М.Акмуллы. В последние годы исследования в этом направлении привели к хорошим результатам» [Миңнуллин 2007: 138].

Изучение выбранного объекта исследования – произведений М.Акмуллы, анализ поднятых в нем проблем позволяет отобразить закономерности развития литературного процесса в современный автору период. Творчество поэта отражает эстетические взгляды той эпохи.

Понятие «Совершенная личность» в Восточной и тюркско-татарской литературе занимает значимое место. В отличии от суфиев, которые считали душу источником совершенства, а тело источником греха, Акмулла не отвергает земное благо. В произведениях поэта имеются отголоски суфийской литературы, однако он идет дальше. Его лирическому герою присущи качества земного человека, это реальный человек, говорящий на языке его современников.

Ученые 20-30-х годов XX в., такие как Г.Ибрагимов, А.Сагди утверждали, что Акмулла является родоначальником новой татарской поэзии. Г.Тукай считал поэта Акмуллу идеалом своих творческих поисков. Исследователями неоднократно было замечено новаторство поэта Акмуллы. А.М.Закирджанов в своей статье «Яңа заман татар поэзиясе формалашуда Акмулла иҗатының роле» (Роль творчества Акмуллы в формировании поэзии нового времени) пишет: «Его богатое литературное наследие помогает представить путь к возрождению тюркско-татарской литературы. Поэт в творчестве является преемником традиций восточной литературы. В произведениях М.Акмуллы находит отражение социально-философская мысль». [Закирҗанов 2007: 38] Такие мысли неоднократно высказаны учеными, но теоретического обоснования этого не последовало. Поэтому считаем актуальным более глубокое изучение литературного наследия поэта М.Акмуллы. В последние годы растет интерес ученых и литературных критиков к жизни и творческому наследию поэта-просветителя XIX века М.Акмуллы. Но творчество поэта требует всестороннего монографического исследования.

Степень изученности проблемы. В последние годы увидели свет несколько работ, посвященных изучению поэзии М.Акмуллы. Среди них следует отметить сборники статей, последний из которых посвящен 175-летию со дня рождения Акмуллы. В сборник «Акмулла и современность», который издан в г. Казани вошли статьи известных литературоведов, историков и лингвистов, касающиеся творчества поэта-просветителя. Ранее же, в 2001 году, издан сборник материалов юбилейной конференции такого же характера.

Основные материалы по творчеству М.Акмуллы были разработаны татарскими, башкирскими, казахскими учеными в 80-е годы ХХ столетия. В их числе литературоведы М.В.Гайнетдинов, А.М.Вилданов, Р.З.Шакуров, М.А.Усманов, Ф.З.Яхин и др. Были проведены текстологические исследования творческого наследия поэта и выпущены отдельные книги. Но здесь присутствовало ряд разночтений и ошибочные представления многих основных идей, поднятых поэтом. Все это затрудняет оценку значимости творчества поэта М.Акмуллы и его роли в развитии татарской литературы.

Важный вклад в изучение творчества поэта внес А.Х.Вилданов. В 1978 году им была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему «Просветительская литература в Башкирии и поэзия М.Акмуллы» под руководством д.филол.н. Г.З.Рамазановой. Основное содержание диссртации включало в себя изучение творчества М.Акмуллы [Каримуллин 2000: 120]

Помимо перечисленных работ имеются серьезные работы, которые являются базой для наших исследований. Сноски, составленные учеными, занимают почти одну третью часть самого сборника, следовательно, имеется редкая возможность читать произведения поэта в оригинале. Помимо этого, в стихотворном сборнике 2001 года стихи классификацированы по тематике:

  1. Стихи, относящиеся к биографии М.Акмуллы.

  2. «Акмулланың язмышына зарланган шигырьләреннән» (Скорбные стихи Акмуллы о судьбе).

  3. Кыйтгалар «Арабско-персидско-тюркское: краткий стих, кусочек» [ӘБС 1990: 78]. Кыйтга – один из жанров восточной поэзии. В основу этих небольших стихов легли философские изречения поэта или же стихи дидактического характера. Произведения данного цикла в основном написаны «гаруз»ом (аруз).

  4. Акмулланың казакчага тартым язылган шигырьләреннән (стихи поэта схожие с к казахскими).

  5. Нәсыйхатьләреннән (стихи наставления, поучения).

Известно, что исследователи находят произведения поэта до сих пор. Однако изучение существующих к этому времени произведений не проводилось. Биография поэта ставит на повестку дня очень спорные и уже неразрешимые вопросы. Существует различные и даже противоречивые точки зрения о жизни и деятельности поэта, по данному направлению работ достаточно. Но произведения Акмуллы мало изучены и требуют нового взгляда на поднятые им вопросы.

Цель исследования. Целью данного исследования является оценка творческого наследия поэта XIX в. М.Акмуллы, анализ произведений, раскрытие научной и литературной ценности его творчества.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

  • изучение особенностей эпохи просвещения;

  • определение места М.Акмуллы в истории татарской литературы, творческого вклада поэта в литературно-художественный процесс;

  • выявление отношения автора к изменениям в обществе, его философии, мировоззрения;

  • определение идеалов поэта;

  • выявление разночтений его произведений в разных источниках.

Для решения данных задач, творчество М.Акмуллы рассматривается в свете современных научных взглядов. Тема исследуется в двух направлениях:

- Выявление отражения просветительских идей в его поэзии;

- Просветительские идеалы М.Акмуллы.

Объект исследования – творческое наследие поэта-просветителя М.Акмуллы, дошедшее до наших дней.

В ходе определения объекта исследования были рассмотрены три сборника стихов поэта Акмуллы, опубликованных разными составителями. В XIX веке письменность тюркских большинство народов имела арабскую графику, поэтому сохранившиеся произведения поэта написаны на арабской графике. В настоящее время изданы несколько вариантов сборников стихов поэта М.Акмуллы, подготовленные татарскими учеными: М.А.Госмановым1, Ф.З.Яхиным2 (на татарском языке), А.М.Вилдановым (на башкирском языке).3

В сборниках имеются различия, затрудняющие оценку значимости творчества поэта, изучение наследия поэта и определение роли и места его в истории татарской литературы.

Предметом исследования является система художественных образов и поэтика стихов М.Акмуллы.

Источники и материалы. Источниками исследования являются сборники стихов поэта, составленные татарскими и башкирскими текстологами, материалы литературной критики по творчеству М.Акмуллы и литературе XIX века.

Теоретические и методологические основы работы. Теоретическую основу работы составляют труды отечественных литературоведов: Есин А.Б., Тимофеев Л.И., Тураев С.В., Хализев В.Е., Хатипов Ф.М. и труды критиков, рассматривавших творчество поэта М.Акмуллы: Вилданова А.М., Госманова М.А., Шакурова Р.З., Яхина Ф.З. и др.

Методологическую основу исследования составляют принципы объективности и историчности в литературоведении. Основными методами исследования являются методы комплексного, литературно-текстологического, герменевтического, художественного анализа.

Научная новизна. В работе впервые в татарском литературоведении в монографическом плане исследуется творчество М.Акмуллы. Деятельность и литературное мастерство М.Акмуллы оценивается на основе художественного, текстологического и герменевтического анализа. Ф.М.Мусин в статье «Акмулла ижатын өйрәнүнең бүгенге бурычлары» (Современные задачи изучения творчества Акмуллы) выдвигает ряд актуальных вопросов по изучению деятельности и творчества поэта. Один из перечисленных вопросов рассматривается в данном диссретационном исследовании. «Изучение творчества Акмуллы ведет к воскрешению общетюркской литературы»  отмечает автор статьи. [Мусин 2007: 36]

Научно-практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении истории литературы тюркских народов. Данная работа может быть использована при составлении программ и учебно-методических пособий для студентов филологических факультетов высших учебных заведений, при чтении курсов по истории татарской литературы, в частности татарской литературы XIX в., при изучении творчества М.Акмуллы.

Апробация работы. Основные положения исследования представлены в выступлениях на Всероссийских научно-практических конференциях «Тумашевские чтения» (г. Тюмень 2006 г.), «Сулеймановские чтения» (г. Тюмень, 2006 г.), «Занкиевские чтения» (г. Тобольск, 2007 г.); Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания татарской литературы в высших и средних профессиональных учебных заведениях», посвященной 120-летию со дня рождения Г.Тукая (г. Набережные Челны, 2006 г.); Межрегиональной научно-практической конференции «Акмулла и современность», посвященной 175-летию М.Акмуллы (г. Казань, 2007 г.); региональных научно-практических конференциях «Исламская цивилизация в Сибири: история, традиции, современность» (г. Тобольск, 2006 г.), «Ибрагимовские чтения» (г. Стерлитамак, 2007 г.) и ежегодных региональных научно-практических конференциях аспирантов и студентов «Менделеевские чтения» (г. Тобольск, 2004, 2005, 2006, 2007 гг.).

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Основное содержание диссертации. Во введении обосновывается актуальность избранной темы, устанавливается степень изученности проблемы, определяются основная цель и конкретные задачи работы, указываются методы исследования, отмечаются научная новизна и практическая значимость диссертации.

Первая глава «Мировоззрение эпохи просвещения и деятельность поэта» включает в себя два параграфа: § 1 Творчество поэта Акмуллы в контексте татарской литературы XIX века; § 2 Система художественных образов в произведениях поэта, ее характеристика. Первый параграф состоит из двух частей:

  1. Творчество поэта Акмуллы в контексте татарской литературы XIX века.

Здесь рассматривается мировоззрение эпохи просвещения и роль творчества поэта Акмуллы в нем. В разделе затрагиваются наиболее активные литературные течения XIX века: просветительство, просветительский реализм, джадидизм и кадимизм.

Особое внимание уделяется татарской литературе, когда в течение полувека (1860-1905) произошли глубокие процессы. В рамках этого времени традиционные жанры восточной поэзии мәдхия (ода), мәрсия (элегия-некролог), мәсневи, хикмәт, кыйтга, хитаб, кыйсса и другие претерпевают значительные изменения. В результате к 1905 году татарская поэзия подошла в достаточно зрелой и подготовленной форме. XIX век  эпоха просвещения, одна из глобальных в истории татарской литературы.

Поэт М.Акмулла был последователем таких литературных деятелей, как Г.Курсави (1776-1818), Ш.Марджани (1818-1889), И.Хальфин (1773-1823), Х.Фаезханов (1821-1866), К.Насыри (1825-1902).

Современники Акмуллы Я.Емельянов, М.Акъегет, З.Бигиев, Г.Ильяси и Г.Кандалый так же не остались в стороне, продолжали традиции просветительства.

Сложное и светлое творчество поэта органически впиталось в татарскую поэзию периода просветительского движения и оказало влияние на различные стороны творчества таких наших поэтов-классиков, как Г.Тукай, Дардманд, М.Гафури, Н.Думави, Ш.Бабич и многих других. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить суть содержания поэмы Акмуллы «Некролог-элегия Шигабутдина Марджани» с известной одой Тукая, посвященной также памяти Шигабутдина Марджани. Акмулла и Тукай были единодушны не только в общей оценке деятельности выдающегося реформатора-просветителя, их творения схожи и по стилю. Образ Марджани воссоздается почти одинаково – применяя близкие по смыслу слова, схожие образы, яркие эпитеты. Помимо этого здесь частично рассматривается политическая жизнь России XIX века. Литература тесно связана с результатом социально-экономическими, политическими и историческими событиями Всероссийского масштаба того времени.

  1. Памятник татарской поэзии XIX века «Некролог-элегия Шигабутдина Марджани»

В XIX веке письменность большинства тюркских народов имела арабскую графику, поэтому сохранившиеся произведения поэта написаны на арабской графике. В настоящее время изданы несколько вариантов сборников стихов поэта М.Акмуллы, подготовленые татарскими учеными: М.А.Госмановым 4, Ф.З.Яхиным 5, А.М.Вилдановым, работа которого изложена на башкирском языке. 6

В данном пункте обосновывается выбор объекта исследования нашей работы. Примеры, приведенные в разделе, взяты из одного произведения «Некролог-элегия Шигабутдина Марджани». Вариант стихов, составленный Ф.З.Яхиным наиболее полный, поскольку здесь проделана тщательная работа над переводом текстов со старотатарского языка с сохранением правил письма. Учитывая сохраненные составителем закономерности правил письма и чтения, считаем верным выбор для анализа в данном исследовании сборника стихов поэта Мифтахетдина Акмуллы составителя Ф.З.Яхина.

М.Акмулла получает широкую известность в мире тюркоязычных литератур и в среде восточной учености и образованности тогдашней России благодаря такому значительному произведению, как «Памяти Шигабутдина Марджани», которое он закончил в 1889 году, за шесть лет до своей гибели [Шакуров 1981: 13]. Данная элегия-некролог представляет собой одно из замечательных памятников татарской просветительской поэзии XIX столетия. Ш.Марджани, Х.Фаизханов и К.Насыйри стояли во главе татарского просветительства, превратившегося в мощное общественное движение в пореформенный период, причем первый из них был не только основопожником-идеологом, но и являлся общепризнанным практиком-лидером, принявшим на себя жестокие удары со стороны мусульманских клерикалов – всевозможных «старозаветников». Именно в этот период выступает на общественную арену М.Акмулла. Поэт-трибун, сторонник модернизма татарского общества Акмулла (1831-1895) воспевает в образе Ш.Марджани идеи света и прогресса, проклинает в его противниках атрибуты консервативного, невежественного.

М.Акмулла, как и его предшественник Ш.Марджани, из тех поэтов-просветителей, которые большую часть своей жизни посвятили благородному делу обучения и воспитания детей [Шакуров 1981: 87].

Второй параграф первой главы «Система художественных образов в произведениях поэта, ее характеристика»

Художественный образ, как принято понимать в литературоведении, это есть форма отображения реальной действительности литературой и искусством. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника. Он создается творческой фантазией. Художественный образ, как в творчестве Акмуллы, так и в литературе относится к духовной человеческой деятельности.

Образ стихов М.Акмуллы живет и переплетается с другими образами созданными поэтом. Например, образ лирического героя присутствующий параллельно с Образом Всевышнего в следующем примере:

Йа Хода, юлында булсын бу газиз җаным фида;

Идәмен сиңа мөнәҗәт – агласын телем нида.7

О, Всевышний, посвящаю тебе свою душу.

К тебе обращаюсь с мольбой – пусть сетует мой язык. (построчный)

Исходя из первого же примера можем вычленить два вида художественных образов произведений Акмуллы:

  1. Образ Всевышнего, который в произведениях может выступать в различных формах.

На самом деле, никому не известно подлинное имя Аллаха. Его никто не может знать. Поэтому его называют по-разному, вариантов которых неисчислимое количество. Эта тенденция находит отражение в творчестве Акмуллы. В первом приведенном примере поэт называет его «Хода». Помимо этого поэт может обращаться к нему «Хак», «Хакыйкать», «Ходай», «Солтаным», «Тәңре». Например: «Барчамыз Тәңре алдына барамызлар»8 (Все мы идем перед Всевышнем), «Ходаем инсаф бирсен күңлеңезгә»9 (Пусть Всевышний даст вашим душам благовоспитанность)

Образ лирического героя, который также выступает в различных формах. Лирический герой стихов Акмуллы: шагыйрь (поэт), мулла, галим (ученый), кол (раб), дус (друг), дивана (глупец), фәкыйрь (бедный), ятим (сирота), зат (лисность) и т.д..

В следующем примере образ лирического героя и Аллаха в форме обращения «султан»:

Мөстәгыйнь бәл һәр урында бәндә, и солтаным,

Саклау буйлә улырмы – бәндә фәрмандин җөда.10

Дай помощь везде своему созданию, султан мой.

Cохранить получиться ли – потеряв человека. (построчный)

Как принято считать в теории литературы «образ лирического героя не идентичен образу автора» [КСЛТ 1985: 66], хотя и отражает его личные переживания. Чувства, выраженные через образ лирического героя связанны с событиями жизни поэта, с его отношением к общественной жизни и людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, стиле его произведений. Помимо образов Всевышнего и лирического героя в произведениях поэта можно наблюдать образы следующего характера.

  1. Художественные образы созвездий, луны, солнца, луч или свет (нур), день, ночь, полярная звезда (тимерказык), Чулпан. Например: «болыттай көн»11.

  2. Образы олицетворяющие мир природы.

    1. Мир животных, в который входят земные и несуществующие животные.

      • насекомые: кырмыска (муравей), чаян (скорпион), чебен (муха) «Чебендәй кутыр жиргә кунган микән»12;

      • птицы шоңкар (кречет), тургай (воробей), былбыл (соловей), саескан (сорока) карга (ворона): «Күңеле сынык ак шоңкар баласыннан»13 (От сына, белого кречета, со сломанной душой);

      • эт (собака), арслан (лев), дуңгыз (свинья), бозау (теленок), бүре (волк), төлке (лиса), куян (заяц), ишәк (ишак);

      • аҗдаха (дракон).

2. Неживая природа: диңгез (океан или море), елга (река) и др.

  1. Образы абстрактных явлений: дөнья (мир), язмыш (судьба), заман (время), бәхет (счастье), күңел (душа), кайгы (горе), сүз (слово), нәфсе (алчность), нәсыйхать (наставление).

Через систему художественных образов поэт выходит к главной цели – идеи произведения. «Идея произведения – основной принципиальный смысл произведения, выступающий через все единство образов» [КСЛТ 1985: 45].

Перечисленные образы в стихах поэта Акмуллы рассматриваются с целью выявления того, как автор через призму своих художественных образов смотрит на реальный мир и как они между собой переплетаются.

Вторая глава «Поэтика произведений М.Акмуллы» включает в себя два параграфа. Первый из них «Риторические и синтаксические фигуры в стихах поэта».

Некоторые ученые считают, что поэт внес определенный вклад в формирование литературного языка. Его стихи в свое время читала и без особого затруднения понимала многонациональная аудитория. Что, в общем, и являлось главной целью поэта – охватить максимальную массу слушателей и читателей. Акмулла, следуя за Марджани, мечтал об очищении людей от фанатизма, о замене невежественных мулл просвещенными. Он рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений более доступен народу, чем произведения современных ему писателей и поэтов. Здесь меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для произведений того времени.

Синтаксические фигуры стиха использованные в творчестве Акмуллы придают индивидуальность речи, повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте.

Җаксылыкды җамандыкка хисап идәр,

Аңа син канча изгелек уйласаң да,

Җаман пычак тиз үтмәс – кайрасаң да,

Былбылдай килештереп сайрасаң да...

Фәсахәт казанында кайнасаң да.14

Доброе примет за плохое,

Сколько ты не делай для него святого,

Плохой нож не наточишь быстро – сколько его не точи,

Хоть пой словно соловей…

Хоть ты кипи в котле красноречия. (построчный)

Рифма приходится к концу строки, что свойственно эпифоре. Используя частицу «да», поэт рифмует подрят четыре строки. Помимо этого созвучны слова «уйласаң» («подумаешь»), «кайрасаң» («наточишь»), «сайрасаң» («споешь»), «кайнасаң» («вскипишь»), которые использованы в одной форме, с окончанием «-саң». В сути стиха кроется очень острое и едкое замечание. Есть люди, которые не принимают и не понимают добра. Как бы человек ни пытался сделать для него добро от всего сердца, все впустую – об этом пишет поэт. Автор, по нашему мнению, имел в виду: ты хоть запевайся соловьем, кипи, распаляясь добрыми словами – он не поймет. К тому же, здесь присутствует выражение, использованное в переносном значении: «Җаман пычак тиз үтмәс – кайрасаң да». В том смысле, что как бы ты ни старался, от плохого ножа нет проку, сколько ни точи. И надо очень постараться, чтобы сделать из него что-то стоящее. Сатира здесь обличает все старое, идейно и исторически обреченное и показывает его внутреннюю несостоятельность, ничтожество (кадимизма) таких людей, выражая новые потребности общественного развития.

В параграфе рассматриваются синтаксические фигуры эпифора, анафора, анаэпифора, амплификация; риторические фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание и обращение.

Восприятие читателем прекрасного или безобразного в произведениях поэта вызывает у него общий эмоциональный подъем или упадок душевных сил, радость познания жизни или волнение, соучастие в ней. Этот эффект достигается художником посредством использования литературно-поэтических приемов, таких как риторические и синтаксические фигуры.

Второй параграф второй главы «Поэтические тропы, их роль в произведениях М.Акмуллы» посвящен рассмотрению использования поэтических тропов.

Произведения поэта Акмуллы насыщены богатым языком устного народного творчества, что имеет большое значение при обращении к его носителю. Создается особый колорит, когда художественный язык приближается к разговорной речи, он становится доступным широкому кругу читателей.

Приведем примеры строк, где автор явно обращался к устному народному творчеству.

Кайнар сөткә сары майны тамызган ул;

Йәнбугус-сәламәттән юллар ачып,

Әнһарул-хакаикъны агызган ул.15

В кипящее молоко он добавил каплю масла;

Из источника здоровья открыв пути,

Дал течь реке истины. (построчный)

В этом случае в «Некролог-элегии Шихабетдина Марджани» очень интересно метафоричное выражение «Кайнар сөткә сары майны тамызган ул», что в переводе – «В кипящее молоко он добавил каплю масла». Испокон веков при простудных заболеваниях (и не только при простудных) пили молоко с маслом или медом, что делают и в наши дни. Автор упоминает этот метод народного лечения для характеристики выдающегося татарского ученого-просветителя XIX в. Шихабетдина Марджани, как бы преподнося его в качестве целителя души народа и его разума. Каждая строка приведенного примера метафорична.

В своих стихах поэт настолько просто и емко выражает свои мысли, что даже в одной строфе сосредотачиваются его философские взгляды на жизнь.

Произведения Акмуллы насыщены оригинальными поэтическими формами. Автором используются различные тропы, которые имеют глубокое и богатое содержание. В параграфе анализируются следующие поэтические тропы: метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, олицетворение, литота, гипербола, гротеск, аллегория, антропоморфизм, символ.

Метафоры разбиваются в параграфе по принципу образования:

  1. Отвлечения «сөйүлүде-дәкаикътан»16 («утонченных мыслей водопад»), «Агызган йиме гыйрфан»17 («посеял семена знаний»).

  2. В творчестве поэта можно увидеть использование метафор-олицетворений. Примерами тому могут служить следующие строки:

Яшьтә җыйган бер буаз мәҗмәгым бар,

Аның һәм бәгъзе йире какыр-макыр.18

С молоду собранный есть у меня толстый сборник стихов,

У него внутри пустые есть места. (построчный)

«Буаз мәҗмәгым», дословно: «беременный сборник стихов», в данном случае использовано в смысле плотный, содержательный рукописный сборник стихов.

  1. Интересны примеры метафор-овеществлений, использованных автором:

«бәхтемез ачылмаган» («счастье наше не раскрыто»). Абстрактное понятие «счастье» часто и в татарской разговорной речи ассоциируется как раскрывшееся и нераскрывшееся, что использовано и здесь:

Бәхтемез ачылмаган без бер фәкыйрь,

Абыруем артыгы юк, эшем такыр.19

Счастье не раскрыто у нас, бедных,

Нет у меня авторитета, дело мое пустое. (построчный)

Посредством анализа поэтики произведений Мифтахетдина Акмуллы ведется разъяснение некоторых изречений поэта. Спустя почти два столетия литературный язык претерпел значительные изменения. Стиль поэта не совсем доступен для восприятия современного читателя. Посредством анализа раскрывается идея, заложенная автором в его стихах. Основная идея произведений Акмуллы в том, чтобы через жизненные понятия разъяснить необходимость просветительства.


Заключение содержит основные выводы по положениям диссертации.

Новаторство и своеобразие произведения, принесшего славу Акмулле в следующем:

  1. Появление в Казани ученого такого масштаба , как Марджани – глашатая просветительских идей, Акмулла преподносит как общую радость для народа.

  2. Превознося Казань как центр просвещения, воспевая Марджани, как героя своего народа, тем самым, признавая свою принадлежность одновременно и к татарскому народу, Акмулла смотрел на мир шире, осознавая общегуманное значение просветительских идей вообще. Вот почему он писал на смешанном, т.е. понятном и татарам, и казахам, и башкирам языке, смело вводя в произведение строго ритуального характера образы и сравнения из богатого фольклора этих народов.

  3. Произведение Акмуллы по форме и внутренней структуре значительно отличается от подобных од и некрологов-элегий, обычно в центре которых стоит вознесенный до небес, обрисованный только в розовых тонах просвещенный мулла. Разумеется, не таким является Марджани. Поэт находит выразительные и убедительные средства, чтобы доказать, кем являлся Марджани.

Поэзия М.Акмуллы своими глубокими корнями вросла в многовековую историю татарской поэтической культуры, а сам он, как поэт, формировался прежде всего под благотворным влиянием письменной художественной традиции татарского народа. В то же время Акмулла охотно обращался как к традициям Востока, так и к богатейшему фольклорному наследию татарского, башкирского и казахского народов, что оказало, несомненно, значительное влияние на формирование его своеобразной поэзии.




Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

  1. Хамитуллина З.С. Жизненные идеалы и эстетические взгляды поэта XIX века М.Акмуллы/ З.С.Хамитуллина// Материалы ежегодной региональной научно-практической конференции «Менделеевские чтения». - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2004. – С. 57-59.

  2. Хамитуллина З.С. Философские идеи в творчестве поэта XIX в Мифтахетдина Акмуллы/ З.С.Хамитуллина// Материалы ежегодной региональной научно-практической конференции «Менделеевские чтения». - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2005. – С. 38-40.

  3. Хамитуллина З.С. Некоторые особенности текстологических раночтений поэта XIX века М.Акмуллы/ З.С.Хамитуллина// Материалы ежегодной региональной научно – практической конференции «Менделеевские чтения». - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2006. – С 95-99.

  4. Хамитуллина З.С. Моральные ценности – путь к совершенству человека (На примере творчества поэта XIX в. М.Акмуллы)/ З.С.Хамитуллина// Материалы всероссийской научно-практической конференции,посвященные 90-летию академика Д.Д.Тумашевой Актуальные проблемы тюркологии Актуальные проблемы тюркологии: «Тумашевские чтения» Тюмень: ТЮГУ, 2007. – С. 259-265.

  5. Хамитуллина З.С. Творчество поэта, учителя, мыслителя XIX века Мифтахетдина Акмуллы/ З.С.Хамитуллина// Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Г.Тукая «Актуальные проблемы преподавания татарской литературы в высших и средних профессиональных учебных заведениях». - Набережные Челны, 2006. – С. 50-53.

  6. Хамитуллина З.С. Один из памятников татарской просветительской поэзии XIX столетия поэма М.Акмуллы «Некролог-элегия Шигабутдина Марджани/ З.С.Хамитуллина// Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Г.Тукая «Актуальные проблемы преподавания татарской литературы в высших и средних профессиональных учебных заведениях». -Набережные Челны, 2006. – С 78-81.

  7. Хамитуллина З.С. Современники поэта Мифтахетдина Акмуллы / З.С.Хамитуллина Материалы Всерросийской научно-практической конференции «Занкиевские чтения». - Тобольск, 2007. – С.71-72.

  8. Хамитуллина З.С. Характерные особенности поэтики Акмуллы/ З.С.Хамитуллина// Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции «Акмулла и современность». - Казань, 2007. – С. 108-113.

  9. Хамитуллина З.С. Поэтика произведений Мифтахетдина Акмуллы/ З.С.Хамитуллина// журнал Вестник Тюменского государственного университета, 2006. – В печати.




1 Акмулла. Шигырьләр / Төзүчесе М.Госманов. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1981. – 211 б.

2 Шигырьләр / Төзүчесе Ф. З.Яхин. – Казан: ТДГИ., 2001. – 110 с.

3 Акмулла. Шигырзар. – Өфө: Бакортостан китап нәшрияте, 1981. – 168 б.

4 Акмулла. Шигырьләр / Төзүчесе М.Госманов. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1981. – 211 б.

5 Шигырьләр / Төзүчесе Ф. З.Яхин. – Казан: ТДГИ., 2001. – 110 б.

6 Акмулла. Шигырзар. – Өфө: Бакортостан китап нәшрияте, 1981. – 168 б.

7 Йа Хода, юлында булсын бу газиз җаным фида. С. 47

8 Кыпчак эче – Карабалык, карагызлар. С. 67

9 Күп сәлам, Нургали мулла, сезгә. С. 49

10 Йа Хода, юлында булсын бу газиз җаным фида. С. 47

11 Дамелла Шихабетдин Мәрдҗәнинең мәрсиясе. С. 13

12 Күп сәлам, Нургали мулла, сезгә. С. 35

13 Хат йибәрдек Ырынбург каласыннан. С. 65.

14Намәрдкә сүзең зая – ялынсаң да. C. 92

15 Дамелла Шиһабетдин хәзрәтнең мәрсиясе. C. 7

16 Дамелла Шиһабетдин хәзрәтнең мәрсиясе. C. 11

17 Дамелла Шиһабетдин хәзрәтнең мәрсиясе. C. 11

18 Дамелла Шиһабетдин хәзрәтнең мәрсиясе. C. 12

19 Дамелла Шиһабетдин хәзрәтнең мәрсиясе. C. 12

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница