Конфессиональные аспекты этнической культуры народов современной абхазии


Скачать 351,36 Kb.
НазваниеКонфессиональные аспекты этнической культуры народов современной абхазии
страница1/3
ЧАКВЕТАДЗЕ ГУЛЬНАРА ВЛАДИМИРОВНА
Дата конвертации05.09.2012
Размер351,36 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьЭтнография, этнология и антропология
Год2009
На соискание ученой степениКандидат исторических наук
  1   2   3


На правах рукописи


ЧАКВЕТАДЗЕ ГУЛЬНАРА ВЛАДИМИРОВНА


КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СОВРЕМЕННОЙ АБХАЗИИ


Специальность 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


НАЛЬЧИК – 2009

Работа выполнена на кафедре отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева


Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки КЧР Смыр Григорий Вахайдович


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор Маремшаова Ирина Исмаиловна


кандидат исторических наук

Кишмахов Магомет Хаджи-Бекирович


Ведущая организация: Институт этнологии и антропологии

им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН




Защита состоится « 6 » марта 2009г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.076 03 по историческим наукам в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова по адресу: 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова


Автореферат разослан «_____»_________________2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент М.И. Баразбиев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Религиозная жизнь любого народа независимо от его численности, масштабов занимаемой им территории, социально-политического положения всегда уникальна и неоднозначна. В этом аспекте особенно значительным является специальное изучение конфессиональной ситуации, места и роли, распространенных в современной Абхазии религиозных объединений и групп, в общественно-политической жизни и духовной культуре.

Актуальность исследованию придает и то, что без достоверного знания истории, истоков специфических интересов, особенностей национальной психологии и духовной культуры каждого народа затрудняется изучение проблем исторического прошлого, а также современного состояния особенностей развития этносоциальных процессов, общества многонационального региона. Необходим анализ сущностных свойств и эволюции религиозных представлений, современной конфессиональной ситуации, определение конфессионального состава населения, места и роли религиозных верований в жизни человека и общества в целом.

Актуальность темы исследования объясняется и тем, что в современном мире, в том числе и в Республике Абхазия, роль религиозного фактора резко возросла, обнаруживая все больший потенциал воздействия не только на собственно религиозные, но и на этнополитические процессы в обществе. Впервые в этнокультурной истории Абхазии начала давать о себе знать проблема конфессионального состава населения, взаимоотношения религиозного и светского компонентов духовной культуры в решении общественно-политических, демографических и этносоциальных вопросов.

Все эти конфессиональные аспекты этнической культуры требуют, во-первых, тщательного, непредвзятого, свободного от политических и конфессиональных пристрастий анализа каждой конкретной ситуации, как уже явных, так и появления и углубления потенциально возможных недоразумений и конфликтов между отдельными религиозными лидерами, между верующими и неверующими.

Во-вторых, необходимо знать какие этносоциальные процессы и тенденции идут внутри каждой традиционной или недавно распространенной на территории современной Абхазии религиозной конфессии, независимо от численности верующих, степени влияния ее идеологии и деятельности лидеров на общественно-политическую жизнь, на этнокультурный облик и объективную историю развития духовной культуры, в которой значительное место всегда занимали и занимают религия и формы свободомыслия в отношении к религии.

Только новые исследования социально-политической истории и современной конфессиональной ситуации ученых-абхазоведов, на наш взгляд, позволяют делать прогнозы о месте и роли религии в развитии этносоциальных процессов у народов Республики Абхазия.

Отсюда логически вытекает, что исследование проблем современной конфессиональной ситуации и этнокультурного значения традиционно-язы­ческих, православно-христианских, суннитско-мусульманских и недавно распространенных сектантских религиозных объединений и групп у народов Республики Абхазия – представляет многоаспектную актуальность.

Цель исследования. Актуальность, неизученность и специфика темы определили цель исследования: изучить конфессиональные аспекты этнической культуры народов современной Абхазии.

Задачи исследования. Исходя из степени разработанности темы и имеющихся источников, автор диссертации ставит перед собой следующие задачи:

  1. Систематизировать собранные в ходе полевых этнографических и социологических исследований данные о конфессиональных аспектах этнической культуры народов современной Абхазии.

  2. Раскрыть особенности развития этносоциальных процессов у народов современной Абхазии.

  3. Показать влияние традиционных языческих представлений, православного христианства и ислама на этнокультурный облик народов современной Абхазии

  4. Выявить социально-культурную роль армянской церкви, католицизма, иудаизма и нетрадиционных религиозных течений в жизни народов современной Абхазии.

  5. Изучить возможности традиционного и государственно-правового урегулирования внутриконфессиональных и межконфессиональных процессов и тенденций у народов современной Абхазии.

Объектом диссертационного исследования обозначены конфессиональные аспекты этнической культуры народов современной Абхазии.

Как предмет исследования выделены вопросы развития этносоциальных процессов, влияния и роли религии на облик народов современной Абхазии.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-х годов по 2008 год – со дня принятия конституционным большинством Верховного Совета Абхазии декларации «О государственном суверенитете Абхазской ССР» и резолюции «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» и «Концепции Абхазской ССР в условиях самоуправления, самофинансирования и перехода к регулируемой рыночной экономике» до признания Россией независимости Республики Абхазия. А также использованы и учтены этнологические материалы более ранних периодов, в основном положения религиозных конфессий, объединений и групп в советское время.

Территориальные рамки исследования соответствуют современным границам Республики Абхазия.

Методологической основой диссертационного исследования являются цивилизационный подход к изучению истории и этнологии, научные принципы объективности, историзма, системности, необходимые при изучении религии как компонента социальной жизни и духовной культуры общества.

В диссертации использованы также методы культурологии, религиоведения, социологии и этнологии, позволяющие раскрыть социально-исторические предпосылки, а также национальную специфику развития религии, соотношения религиозного и светского в духовной культуре.

Основой для нашей работы явились следующие критерии религиозных и нерелигиозных последствий, зависящих:

  • от конкретных местных условий общественно-исторического бытия;

  • от социального состава верующих и служителей культа, их религиозно-политической ориентации, участия и отношения к общественно-политической и культурной жизни;

  • от уровня сознания их религиозного (о вероучении и культе своей религии), светского и научного знания;

  • от внутренней и внешней социально-политической ситуации в целом не только в регионе, но и во всем мире.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования до конца не изучена. К объяснению неизученности темы можно отнести то, что «тенденциозная политизированность и идеологизация научного знания породили искажение исторических и этнологических концепций. Нарушение историзма и методологической точности отразились отрицательно на общем уровне историко-этнологических, религиоведческих, философских и других гуманитарных исследований»1.

Условия противостояния Грузии и Абхазии, игнорирование исторических и юридических прав абхазов и других народов Республики Абхазия являются не менее существенными барьерами на пути развития научного религиоведения и абхазоведения.

Историографию проблемы конфессиональной ситуации и роли религиозного фактора у абхазов и других народов современной Абхазии следует разделить на грузинскую и абхазско-российскую.

В грузинской историографии, как верно пишут академик АН Абхазии О.Х. Бгажба и профессор С.З. Лакоба, «с конца 1988г. произошла реанимация идей Ингороквы…»2. Основываясь на грубой фальсификации Ингороквы, лидеры Грузии З. Гамсахурдиа, М. Костава, А. Бакрадзе и другие на митингах в Тбилиси, Сухуми, Гагре, в периодической печати стали открыто заявлять и внушать картвельскому населению, что Абхазия – это грузинская земля, а абхазы – это грузины. После грузино-абхазской войны (1992-1993 гг. – Г.Ч.) ситуация в грузинской историографии по вопросу об Абхазии еще более ухудшилась, чему способствовала коллективная монография, опубликованная в 1999 году, «Разыскания по истории Абхазии и Грузии»3.

Вызывают критическое отношение утверждения в грузинской историографии по вопросам соотношения религиозных конфессий, роли исламского фактора в религиозно-политической жизни и духовной культуре народов Абхазии и Северного Кавказа. Например, грузинские и прогрузинские авторы высказывали мнения о том, что «между Апсуйцами и Абазго-Абшилами наблюдается большая культурно-историческая разница...» (И.Г. Антелава)4; «абхазы тюркоязычный и, главным образом, мусульманский народ, мусульманские ополченцы по российскую сторону границы поддержали абхазов» (Нью-Йорк Таймс)5; «все абхазы – мусульмане, а мусульмане ходят в мечеть»
(Л.И. Мухранели)6; «абхазские сепаратисты блокируют выход христианской Армении и Грузии к России» (С. Лобанов)7; «абхазы – это мусульманское северокавказское племя, спустившееся с гор в XVII веке на территорию Грузии» (О. Иоселиани)8; «абхазы в основном языческий народ. В Абхазии борются за влияние две церкви – православная и мусульманская» (Г.И. Сизов)9.

Особое место необходимо отвести высказываниям Ильи II, Католикос – Патриарха всея Грузии: «...Не будь абхазского сепаратизма, вероятно, не было бы чеченского. Во всяком случае, ясно, что своевременное уврачевание (уничтожение абхазов – Г.Ч.) абхазского сепаратизма помогло бы предотвратить чеченскую трагедию...»10. По его мнению, «Абхазия остается постоянным узлом напряжения, тлеющим очагом кавказского пожарища. Ей отводится центральная роль в далеко идущих и глубоко враждебных России и Грузии замыслах создания единого мусульманского государства народов Северного Кавказа – от Каспийского до Черного моря с центром в Сухуми»11.

К приведенным цитатам, образцам из множества опубликованных работ грузинских и прогрузинских авторов, добавим и утверждения недавних лидеров Грузии. Первый президент Грузии З.К. Гамсахурдия считал, что «кавказцев объединяет ислам, сейчас уже серьезно говорят об объявлении религиозной войны – газавата...»12. Э.А. Шеварднадзе официально заявил о том, что «...соперничество выбрасывается на газетные полосы, в радио и телеэфир, и побеждает та сторона, у которой больше технологических возможностей, денежных ресурсов, шире доступ к средствам и работникам информации»13.

В современной грузинской и прогрузинской историографии продолжается искажение прошлого и настоящего положения традиционно-религи­озных верований абхазов и других народов Республики Абхазия и Северного Кавказа.

Различные аспекты изучаемой темы нашли отражение с 1989 года в монографиях и брошюрах абхазских и российских ученых Е.К. Аджинджала, Г.А. Амичба, В.Г. Ардзинба, М.В. Беджанова, А.И. Бройдо, Ю.Н. Воронова, М.М. Гунба, Д.З. Дбара, С.З. Лакоба, И.Р. Марыхуба, Б.Е. Сагария, Б.В. Шинкуба14.

На наш взгляд наиболее обстоятельными являются работы Ш.Д. Инал-Ипа, А.К. Крылова, Т. Нанба, Г.В. Смыра, А. Татарба, Р.Г. Читашевой15, внесшими значительный вклад в религиоведение абхазов.

Этапным в изучении некоторых социально-этнографических аспектов исследуемой проблемы стало издание коллективных монографии «Абхазы» и «Современная сельская Абхазия: социально-этнические и антропологические исследования»16.

Однако и в абхазско-российской историографии наблюдаются случаи внеисторической оценки отдельных аспектов конфессиональной ситуации, места и роли традиционно языческих религиозных верований, раннего (до раскола) и православного христианства и суннитского ислама в социально-политической истории, в становлении и развитии материальной и духовной культуры абхазского и других народов современной Абхазии. Более того, как верно пишет известный современный абхазовед Ю.Д. Анчабадзе, «в описаниях религиозных верований абхазов порой можно запутаться: одни исследователи делают акцент на их христианской составляющей, другие утверждают, что абхазы были полностью исламизированы, третьи описывают лишь пантеон языческих богов, которым поклонялись абхазы, четвертые оперируют формулой об их «троеверности»»17. Излишне эмоциональное или политизированное освещение пройденной истории, трактовка прошлого и настоящего в выгодном для своих интересов свете, превратное толкование текущих процессов, игнорирование абхазского языка, который можно назвать историко-философской энциклопедией, научной литературы на абхазском языке, в будущем могут стать труднопреодолимой преградой на пути развития не только истории и этнологии, но и для всех сторон этнокультурных процессов, общественно-политической жизни и духовной культуры народов Республики Абхазия.

Источниковая база исследования. При работе над диссертацией были использованы различные источники. Ценную часть исследования составляют:

– официальные документы Управления государственной статистики, Управления уполномоченного по делам религии при правительстве Республики Абхазия, Епархиального совета Сухумо-Абхазской епархии;

–материалы полевых этнографических и социологических исследований, проведенных среди последователей разных религиозных конфессий, объединений и групп 2001 – 2008гг.;

–материалы средств массовой информации Республики Абхазия;

–научные наблюдения и беседы с лидерами и активно верующими всех религиозных конфессий, объединений и групп, распространенных в современной Абхазии;

–материалы исследований, которые не являются текущими и не оформлены в архивные фонды, а некоторые имеют гриф «Для служебного пользования» и не доступные всем желающим исследователям.

Важными источниками явились материалы, содержащиеся в диссертационных работах А.Я. Багателия «Православие в Абхазии: основные этапы истории и национально-культурные особенности», А.Б. Крылова «Религии и традиции абхазов (по материалам полевых исследований 1994-1999гг.)», Г.В. Смыра «Эволюция религиозных верований у абхазов», Р.Г. Читашевой «Абхазская этнокультурная система апсуара-абхазство. Эволюция, современное состояние и проблемы» и первого из абхазской национальности кандидата богословия, ректора Ново-Афонского духовного (православного) училища Дорофея (Дмитрия) Зауровича Дбара «История христианства в Абхазии в первом тысячелетии»18.

Научная новизна и основные результаты исследования состоят в следующем:

  • определены особенности современного положения и роли религиозных конфессий, объединений и групп в развитии этносоциальных процессов и их влияние на этнокультурный облик народов современной Абхазии;

  • дана конкретно-раздельная оценка социально-культурной роли традиционно-языческих представлений, православного христианства, суннитского ислама, армянской церкви, католицизма, нетрадиционных религиозно-сектантских течений в общественно-политической жизни и духовной культуре народов современной Абхазии;

  • установлено, что между коренными абхазами и другими народами современной Абхазии нет межкультурных конфликтов, что они проявляют взаимную толерантность и веротерпимость, оказывают взаимное влияние на функционирование этнокультурных традиций каждого народа, едины в решении главных общегосударственных интересов и социально-культурных проблем;

  • выявлены и проанализированы проблемы законодательного обеспечения функционирования религиозных конфессий, объединений и групп, монастырей в Республике Абхазия, их взаимоотношения с органами государственной власти, государственными учреждениями и общественными организациями;

  • даны научно-практические рекомендации по оптимальному урегулированию процессов и тенденций конфессиональных аспектов этнической культуры, соотношения религиозных и светских культур, религиозных потребностей и национальных интересов;

  • обоснована необходимость расширения полномочий института Уполномоченного по делам религии при правительстве Республики Абхазия.

На защиту вынесены следующие положения:

1. Традиционные для абхазов и других народов современной Абхазии языческие (Абх. яз.: «Апсуа нцвахухацара» – абхазская вера; «жвлар рнцвахухацара» – народная вера) религиозные формы, Абхазское православное христианство по русской церкви, ислам суннитского толка, христианские по армянской церкви и католические, национально иудейские и недавно распространенные протестантские секты и восточные культы, продолжают оставаться значительным фактором не только в общественно-политической жизни их последователей, но и в системе духовной культуры, в синтезе с другими культурно-историческими феноменами и текущими процессами.

2. Все религии (кроме секты «Свидетелей Иеговы») в Республике Абхазия находятся в одинаковых социально-культурных условиях, в равноправном положении по Конституции и Законодательным документам. Президент, вице-президент и члены правительства Республики Абхазия всем религиозным конфессиям, объединениям и группам оказывают одинаковую моральную, а иногда и материальную помощь. Уделяют им значительное время, приходят на сходы Совета жрецов святилищных сил Аныха, на праздники в честь языческих культов – священной кузни Шашвы, Ацуныхвара – моления соседей, поселка анимистического (без образа) происхождения Ацу, на открытия новых богослужебных домов.

3. Однако в общественно-политической жизни и духовной культуре народов Республики Абхазия религиозные конфессии играют неодинаковую роль. Это зависит не только от местных социально-экономических условий, общественно-политического бытия, но и от социального состава верующих и служителей культов, от уровня сознания их религиозного (о вероучении и культе своей религии) и не религиозного знания, от внутренней и внешней социально-политической ситуации в целом.

4. Все религиозные конфессии, даже секта «Свидетелей Иеговы», в составе которой большинство абхазы, едины в защите и укреплении независимости Республики Абхазия, в реализации национальных и государственных интересов, в укреплении и развитии добрососедских и братских отношений со всеми народами Российской Федерации.

5. В абхазском обществе не было, и нет противоречия на религиозной почве, практикуются проведения совместных обрядов последователями разных религий, хотя встречаются единичные конфликты среди интеллигенции и религиозных лидеров, которые связаны больше с их разномыслием о путях и формах достижения национальных интересов.

6. Внутриконфессиональные и межконфессиональные проблемы связаны с догматическими, организационными, имущественными и другими противоречиями. Часто эти проблемы схожи с проблемами любой другой организации – вопросы о лидерстве, распределении финансов.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением проблем, теоретико-методологической основы исследования, применением комплекса этнологических и других исторических и религиоведческих методов, соответствующих целям и задачам исследования.

Теоретическая значимость исследования: впервые специально и системно-комплексно исследованы основные изменения и тенденции в конфессионально-политической жизни коренных абхазов и других народов Республики Абхазия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы:

  • в научных исследованиях по широкому кругу проблем абхазоведения, новейшей истории и этнографии народов Республики Абхазия;

  • в урегулировании внутриконфессиональных (между лидерами в православном христианстве) и межконфессиональных (Совета жрецов святилищной силы Аныха и священников некоторых церквей православного христианства) и других конфликтов;

  • в решении конкретных вопросов о свободе совести в условиях многоконфессиональности, паспортного режима, проблем юрисдикции православной церковной организации в Республике Абхазия;

  • в образовательном процессе для создания учебников и учебно-методических пособий, а также при изучении курсов истории религии, религиоведения, культурологии и других гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях, на курсах переподготовки управленческих кадров государственной службы.

Апробация результатов исследования проведена на кафедре отечественной истории и истории России Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, на секции религиоведения и культурологии Исторического научного общества Абхазии им. Г.А. Дзидзария, на кафедре отечественной истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.Б. Бербекова.

Основные положения и выводы данной работы излагались в научных публикациях, в том числе в рецензируемых изданиях, которые входят в «Перечень» ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации – «Известиях вузов. Северо-Кавказского региона» (Ростов-на-Дону, 2008. № 2. С. 79-82) и «Известиях Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Аспирантские тетради. Научный журнал.» (СПб., 2008. № 28.
С. 386-391; № 35. С. 372-376), в докладах и сообщениях на конференциях студентов и аспирантов Республики Абхазия и Северного Кавказа в г. Сухум (2001 г.), кавказоведов и тюркологов в г. Карачаевск (2001 г.), на IV конгрессе этнографов и антропологов России в г. Нальчик (2001 г.), на ежегодных Алиевских чтениях преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева в Карачаевске (2004-2007 гг.).

Структура диссертации подчинена главной исследовательской цели и задачам, построена по проблемно-историческому принципу, с учетом хронологии распространения языческих, мировых (христианских и ислама) религий, иудаизма и сектантских объединений и групп на территории Республики Абхазия. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и списка сокращений, иллюстрации и их описание.

  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница