Методические рекомендации по подготовке и защите диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата экономических наук утверждаю


НазваниеМетодические рекомендации по подготовке и защите диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата экономических наук утверждаю
страница1/13
Дата конвертации05.09.2012
Размер1,58 Mb.
ТипМетодические рекомендации
На соискание ученой степениКандидат экономических наук
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


Федеральное агентство по образованию




Уральский государственный экономический университет


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке и защите диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата экономических наук


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

_____________________________

В.П. Иваницкий


Екатеринбург

2007

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

Уральского государственного экономического университета


Составители: И.С. Неганова, Н.А. Истомина, Н.В. Менухов, Н.К.Чернышёва, С.В. Шихалёв, А.Н. Верхов, Е.В. Симоненко


Общая редакция: И.С. Неганова


Рецензенты: Е.Г. Анимица, Н.Ю. Власова, Е.Г. Князева


СОДЕРЖАНИЕ


1. Характеристика диссертационной работы на соискание

ученой степени кандидата наук

2. Выбор темы диссертационной работы. Определение объекта и предмета исследования

3. Планирование работы над диссертацией

4. Изучение информационных источников. Сбор и анализ информации

5. Постановка целей и задач исследования. Структура и содержание диссертационной работы

6. Общие принципы построения текста. Стиль

диссертационной работы.

7. Оформление диссертационной работы

7.1. Общие требования

7.2. Нумерация разделов, подразделов, пунктов, перечислений и страниц

7.3. Оформление иллюстраций

7.4. Оформление таблиц

7.5. Оформление формул и уравнений

7.6. Оформление примечаний и ссылок

7.7. Оформление библиографического списка

7.8. Оформление приложений и титульного листа

8. Апробация результатов исследования

9. Автореферат диссертационной работы

10. Подготовка к защите и защита диссертационной работы. Оформление документов после защиты

10.1 Предварительное рассмотрение диссертации.

Обсуждение диссертации на кафедре

10.2 Представление диссертации в диссертационный совет

10.3 Подготовка диссертации к защите

10.4 Защита диссертации

10.5 Оформление документов после защиты диссертации

11. Список рекомендуемой литературы

12. Приложения



4


4

7


7


12


17

20

20


22

24

25

27

27

28

29

31

35


36


36

38

43

43

45

49

51


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научной квалификационной работой, в которой на основании выполненного автором исследования содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных для экономики прикладных задач.

Соискатель ученой степени кандидата наук представляет диссертацию в виде специально подготовленной рукописи.

Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, - рекомендации по использованию научных выводов.

Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.


2. ВЫБОР ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Выбранная тема диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата экономических наук (далее – диссертационная работа, диссертация) должна соответствовать одному из направлений по специальности, указанной в Паспорте специальностей Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – ВАК РФ)1. Например, по экономическим наукам в Паспорте специальностей ВАК РФ указаны следующие специальности:

08.00.01 – Экономическая теория;

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством;

08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит;

08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика;

08.00.13 – Математические и инструментальные методы экономики;

08.00.14 – Мировая экономика (Приложение И).

Тему диссертационной работы, во-первых, необходимо выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыть способности аспиранта, его знания и интересы.

Во-вторых, учитывая, что у аспиранта обычно небольшой опыт научной работы, недостаточно навыков, чтобы кратко и терминологически правильно сформулировать тему диссертационной работы, для этого нужно обратиться за помощью к научному руководителю. Может быть разработано несколько заголовков диссертационной работы, из которых в дальнейшем будет выбран оптимальный вариант.

В-третьих, необходимо учитывать, что диссертационный совет, действующий при высшем учебном заведении, обладает правом присуждения ученой степени кандидата наук только по определенным специальностям и соответствующим им направлениям (специализациям).

Например, конкретный диссертационный совет имеет право присуждения ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством, специализация - Региональная экономика; по специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством, специализация - Маркетинг; по специальности 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит и т.д.

Поэтому тема диссертационной работы должна быть выбрана в рамках той специальности и специализации, по которой диссертационный совет при высшем учебном заведении, где будет происходить защита диссертационной работы соискателя, имеет право присуждения ученой степени кандидата наук.


Выбранная тема диссертационной работы

должна быть актуальной (т.е. результаты исследования по данной теме должны быть применимы для решения значимых проблем развития российской экономики на современном этапе);

иметь теоретическое и методическое значение (изложение новых концептуальных, методических установок и т.п.);

содержать элементы новизны в теоретическом, методическом и практическом аспектах (новизна результатов – это то, что отличает результат данной диссертационной работы от результатов, полученных другими авторами);

быть перспективной для дальнейшего исследования;

иметь теоретическую и методическую базу для разработки;

иметь практическое значение, т.е. чтобы результаты исследования могли быть использованы при разработке нормативных актов, методических документов, государственных и региональных программ, в учебном процессе высших учебных заведений.

После выбора темы диссертационной работы происходит определение объекта и предмета исследования.

Объект научного исследования – часть реальной действительности, которая характеризуется очевидными границами, относительной автономностью существования и изучение которой подразумевает выбранная тема диссертационной работы. Предмет исследования – конкретное логическое содержание объекта (его «срез», аспект, образ, процесс), которое будет изучаться в ходе исследования.

Как категории научного процесса, объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Именно на предмет исследования должно быть в основном направлено внимание диссертанта, именно предмет отражается в формулировке темы исследования.

Объект и предмет исследования по каждой специальности указаны в Паспорте специальностей ВАК РФ (Приложение И).

Например, объектом исследования по направлению «Логистика» (специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством) выступают материальные (товарные) и сопутствующие им информационные, транспортные и финансовые потоки как в целом по народному хозяйству, так и в регионах страны и на отдельных предприятиях. Предметом исследования по направлению «Логистика» являются организация и регулирование процессов товародвижения в сфере приращения продукции и услуг в народном хозяйстве.


3. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ

Написание диссертационной работы должно обязательно планироваться соискателем при помощи научного руководителя. В рабочем плане исследования должно быть определено не только то, что надо сделать, но и как это сделать, в какие сроки.

Первоначально рабочий план может иметь форму черновика, который впоследствии будет конкретизироваться, уточняться. При этом основная, генеральная цель, направление исследований должно оставаться неизменным.

На предварительной стадии работы целесообразно сформулировать несколько вариантов основных и вспомогательных вопросов, раскрытие которых предполагает выбранная тема, с тем, чтобы впоследствии выстроить их по степени значимости в логическую последовательность пунктов плана (более общие вопросы – названия глав, вспомогательные, конкретизирующие – названия параграфов). Итогом реализации разработанного плана должно стать достижение общей цели исследования.


4. ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ. СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ

Перед началом выполнения исследования по выбранной теме диссертантом должна быть сформирована информационная база диссертационного исследования, т.е. необходимо осуществить целенаправленный поиск, систематизацию и изучение всех видов информационных источников, связанных содержанием с темой исследования.


Виды информационных источников

1) фундаментальные научные работы (монографии, диссертации). Изучение фундаментальных научных работ позволяет получить максимально полное представление о существующих научных концепциях, теориях, парадигмах в определенной области знаний. Для определения перечня авторов, работы которых могут иметь ценность для подготовки диссертации, следует обратиться к информационным каталогам библиотек. Эффективным способом является знакомство с авторефератами диссертаций по выбранной специальности, где перечислены ведущие ученые определенной области знаний. Также рекомендуется обращать внимание на ссылки в уже найденных монографиях, диссертациях.

2) статьи в периодических изданиях. При подготовке диссертации следует сформировать максимально полный перечень периодических изданий, тематика которых соответствует выбранной теме исследования. В качестве основы рекомендуется использовать перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК РФ1.

3) статистическая и аналитическая информация. Статистические данные общегосударственного уровня по различным отраслям народного хозяйства содержатся в официальных статистических сборниках Федеральной службы государственной статистики (Росстат), с которыми можно ознакомиться в библиотеках страны, сети Интернет2. В Свердловской области действует территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области3. На сайте можно ознакомиться с перечнем статистических изданий регионального уровня.

4) нормативные источники. Наиболее удобным способом ознакомиться с актуальной на данный момент редакцией нормативных актов по выбранной теме исследования является обращение к информационно-справочным системам «Консультант+», «Гарант».

5) информационные издания в виде каталогов. В отличие от обычных библиографических изданий информационные издания включают в себя не только сведения о публикациях в печати, но и краткий обзор их содержания. В настоящее время в России выпуском информационных изданий занимаются организации, объединенные в Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), осуществляющую централизованный сбор и обработку основных видов документов. Обработкой отечественной и зарубежной литературы по естествознанию и техническим наукам занимается ВИНИТИ, по общественным наукам – ИНИОН1, по патентной документации - НПО «Поиск», ВНИИПИ; с отчетами о НИР и ОКР, защищенными диссертациями можно ознакомиться во Всероссийском научно - техническом информационном центре Федерального агентства по науке и инновациям (далее – ВНТИЦ)2, Российской государственной библиотеке.

6) материалы сети Интернет. Благодаря современным технологиям для подготовки диссертации может быть использована информация, размещенная на официальных сайтах органов государственной власти, местного самоуправления, институтов РАН, периодических изданий и др. Список сайтов можно составить с использованием любой поисковой системы, ссылок в опубликованных источниках и т.д. При работе с электронными источниками следует обращать внимание на дату размещения информации, степень ее полноты и достоверности.


Принципы работы с информационными источниками

Изучение информационного материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых выбранная тема освещается в контексте общей парадигмы науки. Далее движение может происходить от общего к частному – от базовых положений к более конкретным.

Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области знаний.

Вместе с тем, аспирант должен найти самостоятельную позицию, которая опиралась бы на все лучшее, что он почерпнул из авторитетных источников. Необходимое условие присутствия элементов научной новизны в работе - собственное достаточно глубокое осмысление соискателем темы в целом.

Работа над информационными источниками должна соответствовать следующим принципам:

1) полнота. Диссертант должен быть уверен в том, что его выводы основаны на широком спектре теоретических концепций и аналитических данных. В противном случае может возникнуть проблема доказательности элементов научной новизны, ложности или необоснованности сделанных выводов. Необходимо использовать не только отечественные, но и зарубежные информационные источники.

2) достоверность. Недопустимо ссылаться на неопубликованные мнения, предположения, использовать сведения, приведенные в малоизвестных, ограниченных по тиражу изданиях.

3) актуальность. Основная часть используемых информационных источников должна быть опубликована в последние пять лет к моменту проведения исследования, особенно это касается статистических данных, по которым допустимое «отставание» составляет не более 2 лет (например, если исследование проводится в 2007г., то последний год используемых статистических данных должен быть 2005 или 2006, но не 2004 или ранее).

4) системность и последовательность. Каждый диссертант должен выбрать для себя систему (принцип) работы с литературой: конспектирование имеющихся точек зрения; полное копирование с последующей обработкой; формирование баз данных и др. Такой системы следует последовательно придерживаться. Это позволит обработать все основные источники наиболее полно, избежать многократного возврата к уже изученным источникам для проверки данных.

5) уважение к авторским правам. В начале работы с информационным источником рекомендуется сразу же выписать его полные реквизиты: ФИО автора, название работы, выходные данные (место издания, издательство, год издания, количество страниц и т.д.). Также диссертант должен учитывать необходимость приведения в своей работе номеров страниц цитируемого источника, что особенно важно, если работа ведется с книгой в библиотеке другого города и т.п.

Изучение информационных источников рекомендуется осуществлять в несколько этапов:

определить параметры библиографии, требуемой для разработки выбранной темы диссертационной работы (по видам информационных источников, кругу стран, хронологии и т.д.);

составить систематический и предметный каталог выбранных информационных источников;

определить общую позицию авторов по отношению к исследуемой проблеме (со слов самих авторов во введении к работе);

понять общую структуру работы (исходя из оглавления), круг затрагиваемых проблем (исходя из предметных указателей) и местонахождение в работе тех мест (глав, параграфов), которые представляют наибольшую ценность в отношении выбранной темы исследования;

составить краткие аннотации работ;

выявить наличие общих подходов в рамках научных школ и направлений к разработке выбранной соискателем темы;

определить, как решают авторы проблему (затрагиваемые аспекты проблемы, особенности предлагаемых решений, методы исследования, теоретические и практические результаты и т.д.);

подготовить развернутые выписки, планы, конспекты, тезисы, рефераты работ по теме исследования.

Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно - в виде цитат, т.е. расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования собственных доводов, иллюстрации собственных суждений или для полемики с автором.

Анализ источников впоследствии войдет во введение диссертации под названием «Степень разработанности проблемы».


5. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

На основе изучения информации по теме диссертационной работы формулируется проблема исследования. Проблема и тема - не одно и то же. Проблема - это логический узловой пункт темы, задающий ракурс ее рассмотрения; она является стержневой для всей работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему, требующую исследования и разрешения. Она может быть осознана в виде противоречивой ситуации, нерешенного теоретического или практического вопроса и т.п.

Проблема - это граница между знанием и незнанием, между реальным и желаемым состоянием объекта. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Актуальность темы диссертации, взятая в логическом разрезе, по существу и определяется наличием в науке такой ситуации, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений.

После постановки проблемы формулируется цель исследования. Цель диссертационной работы - это конкретизация выбранной темы исследования в свете обозначенной проблемы. Цель исследования содержит указание на то, какие новые результаты, или некие косвенные новые состояния предмета исследования, предполагается получить в диссертационной работе, которые обеспечили бы решение выявленной проблемы.

В свою очередь цель определяет исследовательские задачи диссертационной работы - последовательность конкретных шагов, посредством которых сформулированная проблема, по мнению соискателя, может быть решена. Задачи – это вспомогательные результаты, получение которых обеспечит достижение цели исследования.

Диссертационная работа включает в себя следующие элементы:

титульный лист;

содержание;

введение;

основная часть по главам;

заключение;

библиографический список;

приложения.

Титульный лист является первой страницей диссертационной работы. На титульном листе указывается тема диссертации. Окончательная формулировка темы диссертации определяется проблемой и основным результатом исследования. Тема не должна быть ни слишком частной (узкой), ни слишком общей (широкой) относительно полученных в работе результатов. Для правильной формулировки темы необходимо правильно определить ключевые понятия диссертации. Для этого нужно ответить на вопросы: о чем утверждается в работе? Что именно утверждается?

После титульного листа следует содержание диссертационной работы, в котором приводятся заголовки всех глав и параграфов диссертационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются, а также страницы, с которых начинаются введение, заключение, библиографический список, приложения.

Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертационная работа. Поэтому рекомендуется начинать писать диссертацию не с введения, а с основной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению.

Введение диссертационной работы по объему составляет около 10 страниц печатного текста и включает в себя следующие элементы:

актуальность темы исследования;

степень научной разработанности проблемы;

объект и предмет исследования;

цель и задачи диссертационной работы;

теоретическая и методологическая основа исследования;

информационная база исследования;

основные научные и практические результаты, полученные лично автором;

научная новизна диссертационного исследования;

практическая значимость результатов диссертационной работы;

реализация и апробация результатов исследования, публикации автора по теме исследования (количество, объем в п.л.);

объем, структура и краткое содержание работы.

С точки зрения композиционной структуры диссертации обоснование актуальности темы должно занимать примерно одну - две страницы введения и содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость ее разработки в свете современной экономической ситуации в регионе, в России, в мире.

За обоснованием актуальности следует рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся изучением данной проблемы в различных ракурсах, оценить их вклад в решение данной проблемы, указать недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в отечественной литературе, если таковые имеют место.

Обосновать обращение именно к выбранной теме можно, например, недостаточной ее исследованностью или обилием в зарубежной литературе неизвестного отечественной научной общественности материала по данной теме, который, с точки зрения соискателя, следовало бы ввести в научный оборот.

После рассмотрения степени научной разработанности проблемы осуществляется формулировка лично места соискателя в исследовании проблемы. Необходимо быть объективным в оценке собственного вклада в рассмотрение темы. Иногда диссертанту без достаточных на то оснований кажется, что до него никто не обращался к этой теме и не приходил к таким выводам. Поэтому необходимо тщательно проанализировать всю имеющуюся литературу, проконсультироваться с научным руководителем, а потом уже решить, делать или нет подобные заявления.

После этого формулируется цель диссертационного исследования и его задачи, иначе говоря, его стратегия и тактика. При этом необходимо помнить, что перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы.

Методологическая основа исследования. Для получения новой научной информации при проведении исследования могут быть использованы следующие методы: наблюдения, эксперимента, опроса, логического анализа и синтеза, метод абстрагирования, формализации, сравнения, моделирования, экономико-математические, статистические и др.

Отдельно необходимо остановиться на формулировке положений научной новизны диссертационной работы. Каждое положение должно соответствовать определенному пункту выбранного направления в рамках одной из специальностей, перечисленных в Паспорте специальностей ВАК РФ.

Элементами научной новизны будет являться:

введение в научный оборот новых, ранее неизвестных научных понятий, положений, концепций;

разработка новых методов, методик исследования;

пересмотр прежнего знания с новых позиций, с помощью новой методологии, если при этом знания претерпевают существенное приращение либо иную структурную организацию, открывающую новые возможности для приращения;

подчинение ранее разрозненного материала единым принципам, приведение его в систему;

выявление новых научных связей и закономерностей.

Основная часть диссертационной работы по объему должна составлять примерно 90% всего текста и соответствовать своей структурой содержанию диссертации. В основной части подробно излагается ход исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты теоретического и прикладного характера. Принципиальными требованиями к основной части являются достоверность, доказательность, полнота, последовательность изложения материала.

В первой главе содержится анализ теоретических источников по выбранной теме исследования. Диссертантом обозначаются те вопросы, которые остались недостаточно изученными, и таким образом определяется его место в решении проблемы. Вторая глава посвящена разработке методического обеспечения предложенных диссертантом в первой главе теоретических положений. Третья глава содержит экспериментальное обоснование выдвинутых выше теоретических положений и методического инструментария достижения поставленных в исследовании цели и задач.

Каждая глава должна содержать элементы научной новизны, которые впоследствии будут вынесены во введение диссертационной работы. Диссертационная работа должна иметь элементы научной новизны во всех трех главах, т.е. в теоретическом, методическом и практическом аспектах.

Заключение должно содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, объемом 7-10 страниц, имеет особую важность, поскольку именно здесь должны быть представлены итоговые результаты исследования.

Заключение - это не просто суммирование достигнутых результатов, а их синтез, совокупный итог работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, по­ставленными во введении, соединить в единое целое полученные выводы, оценить успешность работы. Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых - выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в заключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших исследований по данной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся косвенные результаты и идеи и оценить возможные пер­спективы их научного развития.

Вслед за заключением приводится библиографический список использованных информационных источников, использованных диссертантом в ходе работы над темой (100-170 наименований).

Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-20031.

Каждый включенный в такой список источник (нормативные акты, монографии, статьи, сайты и т.д.) необходимо отразить в рукописи диссертации в виде ссылок. Не стоит включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте диссертации, которые не использовались при работе над диссертацией.

Вспомогательные, дополнительные материалы, которые по причине большого объема или по другим причинам не могут быть включены в текст основной части диссертации, помещаются в приложении.

По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных, справочно-аналитических материалов, отдельные положения из инструкций и правил, формулы и расчеты и т.д. По форме приложения могут представлять собой текст, таблицы, рисунки, графики, карты и т.п.


6. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА. СТИЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основная часть диссертационной работы делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Деление работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Структурные единицы основной части должны полностью раскрывать тему. Не следует вводить в основную часть структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней косвенно.

Главы диссертации - это основные структурные единицы текста. В кандидатской диссертации обычно содержится 3 главы. Каждая глава состоит из двух-трех параграфов. Желательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему.

Название каждой главы нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы диссертации по объему содержания или равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность.

Каждая глава делится на параграфы. Параграфы не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме полностью исчерпывать содержание главы в целом. Глава не должна быть по смыслу уже или, наоборот, шире общего объема составляющих ее параграфов. Параграфы, на которые делится глава, не должны сами соотноситься друг с другом как часть и целое.

Главы и параграфы озаглавливаются так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул. Заголовки не должны быть слишком короткими, но не должны содержать и лишних слов. Не следует растягивать название главы или параграфа на несколько строк, даже если иначе трудно передать содержание главы с достаточной точностью.

Внутри параграфа деление текста происходит с помощью абзацев - отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы позволяют более зримо обозначить логические переходы внутритекстуального характера. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему восприятию текста. Поэтому правильная разбивка текста диссертационной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Стилистические требования, предъявляемые к диссертации, складываются из двух компонентов - требований к языку диссертационной работы со стороны научного сообщества и требований современного русского литературного языка.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е. построение изложения в форме рассуждений и доказательств. Вначале формулируются цель и задачи исследования, а затем начинается движение от них к конечному выводу. Изложение чаще всего является дедуктивным, т.е. направленным от общих теоретических положений к анализу частных случаев

Академический этикет требует исчерпывающей доказательности выдвинутых соискателем положений, смысловой законченности, целостности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Среди таких средств следует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты):

- последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вторых», «значит», «итак» и др.;

- противоречивые отношения - словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»;

- причинно-следственные отношения - словами «следовательно», «поэтому», «благодаря этому», «сообразно с этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»;

- переход от одной мысли к другой - «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остановиться на...» и др.;

- итог выражается словами «итак», «таким образом», «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и т.д.

В научной речи не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я», точку зрения автора обычно отражает местоимение «мы», например: «нами установлено», «мы приходим к выводу» и т.д. Для того чтобы разнообразить текст, конструкции с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями; например, «к проблеме занятости подходят с различных точек зрения». Используются также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что...») и страдательный залог («разработан институциональный подход к проблеме»).

С точки зрения современного русского литературного языка, научный текст должен отвечать трем основным требованиям: точности, ясности, краткости.

Словоупотребление в диссертационном исследовании должно быть максимально точным, лишенным специальных стилистических украшений. Такой текст не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Стиль диссертации - это стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту. Нельзя смешивать терминологию различных наук. Используемые аббревиатуры, кроме общеизвестных, при первом упоминании необходимо пояснять. Лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слов, чреваты смысловым искажением и не должны допускаться.

Помимо точности словоупотребления научный текст требует ясности изложения. Неясность может возникать и из-за неправильного порядка слов в предложении. Создают неясность и слова с неопределенным значением, обороты типа «известным образом», «некоторым способом», «в надлежащем направлении» и т.д.

Еще одним требованием, предъявляемым к научному тексту, является краткость. Это не означает, что предложения в тексте должны быть односложными. Логическая цельность и связанность частей научного текста требует широкого использования сложных, чаще сложноподчиненных предложений. Просто не следует использовать слова и выражения, которые не имеют смысловой нагрузки, а также повторы, слова-«паразиты», излишнюю конкретизацию. Синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной, такой, когда читатель, дойдя до конца фразы, забывал, с чего она началась.

Принципы краткости и ясности нарушаются и в тех случаях, когда автор неоправданно употребляет слова иностранного происхождения там, где их функцию вполне могли бы выполнить обычные слова русского языка, когда имеет место бессмысленное параллельное употребление русских и иностранных синонимичных слов.


7. ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница