Государственное унитарное предприятие в сфере туризма: особенности управления в период рыночной трансформации экономики


Скачать 103,83 Kb.
PDF просмотр
НазваниеГосударственное унитарное предприятие в сфере туризма: особенности управления в период рыночной трансформации экономики
Илюхина Елена Анатольевна
Дата конвертации08.09.2012
Размер103,83 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьЭкономика и управление народным хозяйством (сфера услуг)
Год2001
На  правах  рукописи
Илюхина  Елена  Анатольевна
Государственное  унитарное  предприятие в
сфере  туризма:  особенности  управления
в  период  рыночной  трансформации
экономики
Специальность  08.00.05 – Экономика  и  управление  народным
хозяйством  (сфера  услуг)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации  на  соискание  ученой  степени
 кандидата  экономических  наук
Санкт – Петербург
2001

Работа    выполнена    в    Санкт – Петербургском    государственном
университете  экономики  и  финансов.
Научный  руководитель - 
доктор  экономических  наук,
профессор  Карпова  Г.А.
Официальные  оппоненты - 
доктор  экономических  наук,
профессор  Кузнецов  Ю.В.
кандидат  экономических  наук
Риш  А.М.
Ведущая  организация - 
Балтийский  Международный  институт
туризма
Защита  состоится  «______»  декабря  2001 г. в _________ часов  на
заседании    диссертационного    совета    Д 212.237.02 при  Санкт  –
Петербургском  государственном  университете  экономики  и  финансов
по  адресу:  191023,  Санкт – Петербург,  ул. Садовая, 21, ауд. _____.
С    диссертацией    можно    ознакомиться    в    библиотеке    Санкт  –
Петербургского государственного  университета  экономики  и  финансов.
Автореферат  разослан  «______»   ноября  2001 г.
Ученый  секретарь
диссертационного   совета
В.И. Сигов

3
ОСНОВНЫЕ  ИДЕИ  И ВЫВОДЫ  ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность   исследования
Процесс вступления промышленно развитых стран  в постиндустриальную
эпоху,  которая  характеризуется  инновационными  подходами  в  управлении  и
организации  экономических  процессов,  ориентирует  их  на  формирование
качественно нового общества.
В  этой  связи  особую  актуальность  для  нашей  страны  приобретает
обоснование  и  разработка  стратегии  развития  России  в  ХХ1  веке.  В
Конституции  Российской  Федерации  неоднократно  отмечается  социальная
ориентация  нашего  общества,  всех 
его  структур. 
Необходимость
первоочередного  решения  в  ходе  экономического  развития  социальных
проблем  выводит  туризм,  как  элемент  социальной  сферы,  на  приоритетные
позиции.  Роль  туризма  в  современном  обществе  трудно  переоценить.
Туристские  потоки  на  рубеже  века  достигли 630 млн.  туристских  прибытий.
Туризм  затрагивает  все  сферы  деятельности  современного  общества,  в  том
числе  экономику,  культуру,  социальную  область  жизни  государства.  Туризм
уже  давно  рассматривается  как  одна  из  наиболее  высокодоходных  и
интенсивно  развивающихся  отраслей  мирового  хозяйства.  Об  этом
свидетельствует  тот  факт,  что  на  долю  туризма  приходится  около 10%
мирового валового национального дохода. Огромный стимулирующий эффект
оказывает  туризм  на  основные  отрасли  экономики,  заставляя  их  активно
перестраиваться,  внедрять  новейшие  технологии,  вступать  в  мировую
конкуренцию  на  мировом  рынке  товаров  и  услуг,  способствовать  притоку
инвестиций во все ключевые хозяйственные сегменты.
Реформы государственного устройства постперестроечной России оказали
влияние  на  экономику  страны,  изменили  приоритеты  во  многих  сферах
народного  хозяйства,  повлияли  на  уровень  жизни  населения,  распределение
трудовых  ресурсов  и  финансовые  потоки,  на    платежеспособный  спрос  на
товары  и  услуги  туризма,  в  частности.  Таким  образом,  проблемы  управления
предприятиями туризма в период рыночной трансформации экономики России
занимают 
важное 
место 
в 
системе 
развития 
общественных 
и
воспроизводственных  отношений.  Для  решения  этих  проблем  необходимо
сформулировать  фундаментальные  основы  и  принципы  формирования
принципиально  новой  модели  подъема  российской  экономики  с  учетом
кардинальных  и  масштабных  изменений,  происходящих  в  современном  мире.
Это  требует  комплексного  подхода  к  корректировке  проводимых  реформ,
важнейшим  элементом  которых  должно  стать  реформирование  системы
управления  национальной  экономикой,  предполагающее  формирование  новых
принципов регулирования туристской индустрии и управления предприятиями.
Разработка  такой  модели  относится  к  классу  научных  вопросов,  требующих
применения принципиально нового мышления.
Для  нашей  страны  решение  указанных  проблем  представляется  особенно
актуальным,  поскольку  российские  экономические  реформы  внесли  большое

4
число  не  совсем  верных  экономических  суждений  и  оценок  о  путях  развития
российской  экономики.  В  первую  очередь  это  относится  к  активному
вытеснению  государства  из  экономической  сферы  и  его  сознательному  уходу
от  функций  управления  и  планирования.  В  этой  связи  содержание
экономической  политики  заключается  в  отказе  от  государственного  плана
экономического  и  социального  развития  страны,  значительном  сужении
возможностей и методов воздействия государства на процесс воспроизводства,
межотраслевые  и  внутриотраслевые  потоки  материальных  и  финансовых
ресурсов. 
Такое 
содержание 
российской 
экономической 
политики
основывалось  на  убеждении  в  том,  что  рыночное  саморегулирование
значительно  эффективнее  централизованного  планирования,  а,  следовательно,
и  государственного  управления.  Такой  подход  нельзя  признать  научным,
поскольку он не отличается от моделей «самотека», от упования на некие силы,
которые могут сами по себе привести к тому или иному результату.
Государство    постепенно    освобождается    от    несвойственных    ему
функций    в    экономической    сфере,  сохраняя    в      собственности    только    те
предприятия,  имущество    которых,  безусловно,  необходимо    для
осуществления    конституционных    функций    и    удовлетворения    жизненно
важных  потребностей  общества.  Опыт  и  история  передовых  стран  дают
немало    свидетельств    того,  как    государство    выступает    гарантом
эффективного    функционирования    рыночного    и    конкурентного    механизма,
объективно занимая  такое  положение  в  обществе,  которое  обязывает  его,
во-первых,  аккумулировать  и  выражать  интересы  общества  в  целом,  во-
вторых,  поддерживать  гибкие,  но  единые  «правила  игры»  в  национальной
экономике,  в-третьих,   служить    надежным    «тылом»,  а    нередко    и
«впередсмострящим»  для    национальных      компаний    на    мировом    рынке.
Таким    образом,  экономические    обязательства    государства    сегодня
становятся  решающим  фактором   социально – экономического  прогресса  в
стране.
Перспективность   
развития 
 
государственных 
 
предприятий,
функционирующих    в    сфере    оказания    лечебно – оздоровительных  и
туристских  услуг,  подтверждается    сегодняшним    состоянием  индустрии
туризма  и    отдыха    в    целом,  а    также    наблюдающимся      сегодня    уровнем
конкуренции в этой сфере.  Развитие  подобных  социально  значимых отраслей
в    современных    условиях    необходимо    подвергать    контролю    со    стороны
государственных    органов,  либо,  что    еще    более    перспективно,
регулировать,  используя  имеющееся  право  собственности  на  них.  В  связи
с    этим    все    более    актуальным    становится    подробное    исследование    всех
аспектов    государственного  регулирования    на    уровне    страны,  на    уровне
конкретного    региона,  а    также    непосредственно    особенностей
функционирования    лечебно – оздоровительных  комплексов    в    рамках
государственных    предприятий    с    точки    зрения    повышения    их
эффективности,  что  позволит  извлечь  наибольшую  экономическую  выгоду

5
для    государства,  а    также    полностью    удовлетворить    социальные    нужды
населения.
Цели  и  задачи  исследования
Основной  целью данной  работы  является  формирование  рационального
механизма    и    эффективно    действующей  системы    управления      объектами
государственной  собственности,  функционирующими  в  сфере  туризма,  на
основе  исследования  современного  этапа  развития  экономики  РФ,  а  также
выявления  основных  особенностей  эффективного управления  предприятиями
данной    организационно – правовой    формы,  как    одной      из    наиболее
перспективных  форм   для   развития  индустрии  туризма.
В    соответствии    с    определенной    целью    в    диссертационном
исследовании поставлены  и  обоснованы  следующие  задачи:
1.  Изучить    и  обобщить  основные  тенденции  развития  современной
туристской    индустрии,  в    т.ч.  аспекты    развития    сферы    оказания
лечебно – оздоровительных  услуг.
2.  Проанализировать    систему    мер,  обеспечивающих    эффективное
государственное  регулирование  современной  туристской  индустрии,
исследовать    вопросы    эффективности    современной    структуры
государственного  управления  туризмом  в  РФ.
3.  Определить    основные    преимущества    использования    предприятий
государственной  собственности  в  сфере  туризма.
4.  Определить    наиболее    перспективные    регионы    РФ    для    развития
государственного    сектора    экономики    в  сфере    туризма    и    оказания
лечебно – оздоровительных  услуг,  проанализировать  сложившиеся  в
них  особенности   развития   индустрии  туризма.
5.  Разработать    методологические    и    методические    основы    и
проанализировать    результаты    стратегического    и    экономического
анализа  деятельности  ГУП  на  туристском   рынке.
6.  Сформировать    рационально    действующую    систему  стратегического
планирования  деятельности  государственных    предприятий    в    сфере
туризма  как  составляющую  системы   стратегического  управления  в
условиях  транзитивной  экономики.
7.  Разработать    предложения    по    выявлению    резервов    повышения
эффективности    управления    государственными  унитарными
предприятиями  в  сфере  туризма  на  основе  определения  наиболее
перспективных  направлений  их  деятельности.
Разработанность  темы  исследования
Анализ    исследований    в    области    теории    и    практики    развития
индустрии  туризма  в  рамках  государственной    собственности    в    России  в
период рыночной трансформации экономики показал,  что  для  решения  задач

6
диссертационного    исследования    имеются    определенные    научные
предпосылки.
         Отечественные  и  зарубежные  исследователи  предпринимали  попытки
проведения 
комплексного 
и 
всестороннего 
анализа 
процессов
государственного  регулирования  в  странах  с  переходной  экономикой.  В  этой
связи можно назвать труды Л.Абалкина, Л.Балцеровича,  А.Гелба, С.Глазьева,
М.Гольдмана, 
М.Дмитриева, 
Я.Корнаи, 
Й.Криппендорфа, 
Р.Лейарда,
С.Меньшикова,  А.Ослунда,  Н.Петракова,  Л.Тернера,  Дж.Эша,  и  др.  Вместе  с
тем,  следует    отметить,  что  в  большинстве  работ  исследуются
преимущественно  макроэкономические  проблемы  переходной  экономики,
особое  внимание  в  них  уделено  экономическому  анализу  поведения
государства 
и 
теоретическим 
аспектам 
государственной 
политики
реформирования  экономики.  В  конечном  счете,  речь  идет  об  обосновании  и
выборе  политики  дальнейшего  продолжения  реформирования  индустрии
туризма с учетом новой стратегии развития России, а также определения роли и
места государства в этом процессе.
Актуальность    и    недостаточная    степень    разработанности    проблем
управления    предприятиями    государственной    формы    собственности,  в
особенности  функционирующими  в  сфере  туризма,  настоятельно  требуют,
чтобы  они  стали  объектом  специального  научного исследования,  в  котором
теоретические    аспекты  сочетались    бы    с    практическими    и    были    бы
направлены    на    совершенствование    процесса    управления    государственной
собственностью.
Объект  исследования
Объектами    диссертационного    исследования    являются    индустрия
туризма    в    целом,  предприятия    государственной    формы    собственности    в
рамках  РФ, функционирующие  в сфере  туризма.
Предмет  исследования
Предметом  исследования  являются  методологические  и  методические
проблемы    разработки  системы  эффективного    государственного
регулирования  развития  индустрии   туризма  в РФ,  а  также  эффективного
управления    государственными      унитарными    предприятиями,
функционирующими  в сфере  туризма.
Теоретическая  и  методологическая  основа  исследования
Теоретической    и    методологической    основой    исследования  является
современная    теория    управления    государственной    собственностью,  труды
отечественных  и  зарубежных  ученых  и  практиков,  посвященные  вопросам

7
развития    индустрии  туризма,   а    также    вопросам    создания    системы
эффективного  управления  на  уровне  региона и  конкретного  предприятия.  В
работе    использованы    нормативно – правовые    акты,  рекомендации    и
распоряжения  государственных  органов  управления,  статистические  данные,
а    также    материалы,  полученные    в    результате    проведенного    автором
анализа    деятельности    государственных    предприятий    сферы      оказания
лечебно – оздоровительных  услуг.
Методика    исследования  основана    на    использовании    общенаучных
методов    системного    подхода,  следующих    эмпирических    методов:
наблюдение,  сравнение,  измерение,  контент – анализ  первичных  документов
предприятий    и    законодательных    актов,  а    также    ряда    статистических
методов,  в    том    числе    метода    экспертных  оценок,  экономического
моделирования,  метода    оценки    достоверности    качественных    и
количественных  статистических  показателей.
Выводы  диссертации
В    соответствии    с  поставленными    задачами    в    диссертации    изложены
следующие  результаты  исследования:
1. Для  эффективного  развития  туристской  индустрии  необходима
координация  и  регулирование  со  стороны  государства.  Мировой  опыт  и
практика  экономической,  социальной  и  политической  стабильности  развитых
стран показывают, что такой подход к регулированию туристской деятельности
может  дать  существенные  экономические  преимущества  и  способствовать
решению многих социальных задач. Туристскую индустрию следует развивать
и  регулировать  на  контролируемой,  комплексной  и  устойчивой  основе,
применяя  принципы  разумного  и  эффективного  планирования.  Благодаря
такому  подходу  туризм  может  принести  дестинации  значительные
экономические  выгоды,  не  порождая  при  этом  каких-либо  серьезных
экологических  и  социальных    проблем  и  неблагоприятных  последствий.
Активизация  роли  государства  в  решении  задачи  обеспечении  устойчивого
экономического  роста  должна  сочетаться  с  процессами  рыночного
реформирования  экономики,  т.е.  необходим  синтез  государственного
регулирования  и  рыночных  инструментов  для  реализации  как  краткосрочных,
так и долгосрочных целей экономического роста.
2. Изучение    и    обобщение    основных    мировых    тенденций    развития
объектов   государственной  собственности  на  современном  этапе  развития
экономики    позволяет    дать    реальную    оценку    состояния    государственного
сектора    экономики,  а    также    обосновать    необходимость    сохранения
существующих    объектов    государственной    собственности    наряду    с
объектами  иных  форм  собственности.

8
Одной    из    наиболее    перспективных    отраслей    для    использования
предприятий  данной  формы  собственности  является  индустрия  туризма.  В
рамках    этой    сферы,  по    сравнению    с    иными    отраслями    экономики,
наиболее    разработанным    является  вопрос    построения    взаимоотношений
между    собственником    государственного    имущества      и    управляющим    им
лицом,  в    силу    возможности    проведения    аналогии    данной    ситуации    и
практики  привлечения  управляющих  компаний  в  гостиничном   хозяйстве.
Данный    вопрос    является    достаточно    актуальным    в    настоящее    время,
поскольку    механизм    получения    государством    дохода    от  пользования
принадлежащим  ему  имуществом,  находящимся  в  хозяйственном  ведении
или  оперативном  управлении  унитарных  предприятий  четко  не  определен.
Как  правило,  он    основывается    на    установлении    норматива    отчислений
исходя   из   размера    фактической   прибыли,  что,  в    определенной    степени,
позволяет    уравнивать  права    собственников    данных      предприятий    и
собственников  предприятий  других  организационно – правовых  форм.
   В    отношении    государственных    унитарных    предприятий,
функционирующих    в    сфере    туризма,  или    оказания    лечебно  –
оздоровительных  услуг,  наиболее  оптимальным  представляется  построение
взаимоотношений    на  основе    аналогии    с    договором    аренды.  Эта    форма
наиболее  распространена  в  странах  с  устоявшимся   законодательством  и
развитой    индустрией    туризма.  В    нашей    стране  она    представляется
актуальной,  поскольку    позволяет    сохранить    определенную    степень
финансового  контроля  за  государством,  а,  с  другой  стороны,  предоставить
значительную    степень    самостоятельности    в    осуществлении    деятельности
предприятия,  например,  при    выборе    предпочтительного    направления
развития,  а  также  методов  повышения  эффективности  функционирования
предприятия.  Проведенное    в    рамках    настоящей    работы  исследование
позволяет    сделать    вывод    о    том,  что    данный    вид    взаимоотношений
собственник – управляющий    позволяет    оптимально    построить    систему
взаимодействия    данного    предприятия    с    другими    субъектами    индустрии
туризма,  что,  в    свою    очередь,  позволит      существенно    повысить
эффективность    функционирования    предприятия    в    целом,  графически
система  данных  взаимоотношений  представлена  на  рисунке 1.
3. Важнейшим 
 
элементом 
 
формирования 
эффективного
государственного    сектора    экономики    в    рамках    индустрии    туризма
является    выявление    региональных    особенностей    развития    данной
индустрии      в    целом,  а    также    наиболее    перспективных    регионов    для
развития    предприятий    данной    организационно – правовой    формы.
Проведенное    в    рамках    настоящей    работы    сравнение    территориальных
особенностей    развития    индустрии    туризма    в    целом    ряде    регионов    РФ,
позволило    выделить    наиболее    перспективные,  а  именно:  регион
Московской  области  и  ряд  регионов  Северо – Запада  России.

9
КУГИ
КВС
КТРК
КЗ
Управляющая
ЛОК  в  форме
компания (или  команда
ГУП
наемных  управленцев)
Арбитраж
Транспортные
Туристские
фирмы
компании
ИМНС
(турагентские и
туроператорские)
Предприятия
Финансовые
торговли,
учреждения
Туристские  и
специализирующие
(банк)
гостиничные
ся на товарах для
ассоциации
туристов
Органы
Объекты
Предприятия
сертификации и
культурного
сферы досуга в
лицензирования
показа
туризме
Рекламно –
Потребители
информационные
лечебно –
предприятия
оздоровительных
услуг
Условные  обозначения:
КУГИ – Комитет по управлению  государственным  имуществом;
КВС – Комитет  по  внешним  связям;
КТРК – Комитет  по  туризму  и  развитию  курортов;
КЗ – Комитет  по  здравоохранению;
ИМНС – инспекция  Министерства  по  налогам  и  сборам.
Рисунок 1. Взаимодействие  ЛОК  в  форме  ГУП  с  субъектами
индустрии  туризма

10
В    рамках    указанных    регионов    наибольшее    внимание    в    настоящее
время    уделяется    развитию    индустрии    туризма    вообще,  а    также    сферы
лечебно – оздоровительного    туризма,  кроме    того,  именно    в    данных
регионах    существуют    предпосылки    для    развития    государственных
предприятий  в  данной  сфере  деятельности.
Таким    образом,  выявление    региональных    особенностей    развития
туризма    позволит    рационально  строить        государственную    политику
развития  туристской  индустрии  в  стране  в  целом,  а также:
·  определять    основные    направления    размещения    производительных    сил
регионального  туристского  бизнеса;
·  развивать  и  расширять  туристский  бизнес  по  всему  отдельно  взятому
региону,  определяя    его    место    в    едином    хозяйственном    комплексе
страны;
·  определять    основные    задачи    долгосрочной    региональной    политики    в
сфере  туризма  на  перспективу.
4. Исследование    роли    сектора    лечебно – оздоровительных    услуг    в
индустрии    туризма,  позволяет    отметить,  что    при    достаточно    высоком
спросе  на  этот  вид  услуг  со  стороны  российских  туристов (см. табл. 1),
лечебный туризм  занимает  менее  1%  в  общемировом  туристском  потоке  и
менее  5-6%  в  общемировой  структуре  доходов.  Таким  образом,  данный
вид  туризма  является оптимальным  направлением  для  развития  в  рамках
государственного  сектора  экономики,  в  силу  его  не  столько  коммерческой,
сколько  социальной  значимости,  но,  вместе  с  тем,  актуальным  и  для  всего
российского  туристского  рынка.
Возраст
Доля  от  всего  объема
Вид  туристских  услуг
потребителей,  лет
услуг,  %
Отдых  на  море
21-40
26
Экскурсии
21-40
18
Оздоровительный  отдых
31-40
10
Спортивный  туризм
26-35
8
Рыбалка
31-35
4
Отдых  в  городе
31-40
4
Охота
21-30, 56-60,
2
Ночная  жизнь (дискотеки,
До 20, 26-30,36-40
2
рестораны,  бары  и  др.)
Образовательный  туризм
-
2
Бизнес – туры
26-35
1
Другое
36-40, 56-70
36
Таблица 1. Предпочтения  туристов – посетителей Москвы  по  данным
1999г.

11
5. Анализ    российской    практики    функционирования    государственных
предприятий  в  рамках  индустрии  туризма  показывает,  что  их  современное
состояние  требует  скорейшего  реформирования  системы  управления  ими.
Внедрение  новых  методов  управления  на  данные  предприятия,  в  частности
использование    инструментов    стратегического    анализа,  позволяет  выделить
наиболее    эффективные    направления    их    деятельности.  Предложенная    в
настоящем    исследовании    политика    государственного    инсентив – туризма,
основанная на   введение  квотированной системы  оздоровления  работников
государственных    предприятий    за    счет    средств,  получаемых    от
коммерческой    деятельности    этих    предприятий,  представляет    собой
социально – ориентированную    систему.  Данное    направление    представляет
собой    экстенсивный    путь    развития    ГУП,  функционирующего    в    форме
лечебно – оздоровительного  комплекса.  Интенсивное  направление  развития
данных  предприятий  представляет  собой ориентацию    на    диверсификацию
их  деятельности    путем  внедрения потоков  конгрессного  туризма  на  базе
уже  имеющегося    оборудования    и    помещений.  Предлагаемые    направления
позволят    предприятию    существенно    повысить    уровень    рентабельности,  а
также  уровень  качества  предлагаемых  услуг.
6. Государственные    предприятия    являются    достаточно    сложными
объектами    для    построения    системы    стратегического    управления,  прежде
всего,  в    силу    практически    полного    отсутствия  таковой  на    современном
этапе  развития  большинства  из  них.  Вместе  с  тем,  отметим,  что  данный
процесс    особенно    актуален    сегодня,  поскольку    достоверная    оценка
перспектив  развития предприятия на  основе  того или  иного  направления,  а
также  планируемых    результатов,  чрезвычайно    важна    для    формирования
общей    стратегии деятельности    предприятия    и    проведения    сравнительного
анализа  различных  вариантов  его  функционирования.
Процесс  формирования  системы стратегического  управления  лечебно –
оздоровительным    комплексом,  функционирующим    в    форме
государственного    унитарного    предприятия,  представлен    на    рисунке 2.
Разработанная    схема    ориентирована    на  выбор    одного    из    двух
рассматриваемых    в    работе    направлений    развития,  каждый    из    которых
определяет  постановку  определенных  целей  и  задач,  а  также,  в  конечном
итоге, формирование  единой  корпоративной  стратегии  предприятия.
7.  Одной  из  наиболее существенных  проблем  государственного  сектора
экономики  в    настоящее    время    является    уровень    обеспеченности
предприятий финансами.  Решение  этого  вопроса возможно  лишь  с  позиций
повышения    экономической    эффективности    отношений    собственности    как
системообразующего    элемента.  Эффективное    управление    государственной
собственностью    позволит    дополнительно    извлечь    ресурсы,  необходимые
для    решения    проблем    данных  предприятий,  которые    невозможно
профинансировать  из-за  скудности  бюджетных  средств.

12
Стратегические  установки,
Определение  перспектив  и
глобальная  цель
возможностей  развития
Развитие  по  экстенсивному
Развитие  по  интенсивному
пути (использование
пути  (использование
государственного  инсентив -
конгрессного  туризма)
туризма)
Портфельная  стратегия
Конкурентная  стратегия
Производствен-
Маркетинговая
Кадровая
Финансовая
ная  стратегия
стратегия
стратегия
стратегия
Корпоративная   стратегия
Стратегический  бюджет
Стратегический  контроль
Разработка
стратегических
альтернатив
Рисунок 2.  Формирование  системы  стратегического  управления
ЛОК  в  форме  ГУП

13
В    связи    с    этим    проведение    подробного    экономического    анализа
деятельности    данных    предприятий    позволит    выявить    имеющиеся    у    них
внутренние    резервы    повышения    эффективности    функционирования,  что
особенно    актуально    для    предприятий    сферы    лечебного    туризма,
обладающих оборудованием  и  помещениями  для  использования  в  рамках
иных  видов  туризма.
Проведенный  в  работе  экономический  анализ  финансового  состояния
трех  рассмотренных  государственных  унитарных  предприятий,     позволил
сделать    вывод    об    их    неустойчивом    финансовом    положении,  а    также
выявить  наиболее  перспективное  предприятие  для  внедрения  предложенной
системы    диверсификации    деятельности.  Данная    политика    позволит
существенно  повысить уровень  его  рентабельности,  что,  затем,  обеспечит
финансирование  аналогичных направлений  развития  менее  перспективных  в
настоящее  время  предприятий,  способствуя также  их  выводу  из  кризисного
состояния.
Кроме    того,  следствием    развития    по    предложенному    направлению
диверсификации  деятельности  будет  являться  изменение  структуры  затрат
рассматриваемого  предприятия,  прогнозный  анализ   состава  затрат  после
внедрения предложенных  новаций  позволяет  сделать  вывод  о  наметившихся
положительных  тенденциях  в  развитии  предприятия.
Вклад  автора  в  проведенное  исследование
Участие    автора    состоит    в    определении    целей    и    задач
диссертационного  исследования,  поиске  источников  информации,  выборе  и
изучении  объекта  и  предмета  исследования. Автором показана актуальность
темы  исследования.  Теоретические  и  методические  положения,  практические
рекомендации  и  выводы,  содержащиеся  в  диссертации,  являются  результатом
практической  работы  и  исследований автора.
Проведенный    автором    стратегический    и    экономический    анализ
деятельности    государственных    унитарных    предприятий    в    сфере    туризма
позволил  сформулировать    основные    пути    их    развития    в  дальнейшем,  а
также  показал  исключительную  значимость  этого  вида    предприятий  на
современном    этапе  экономики    России.  Кроме    того,  в    работе    предложен
принципиально  новый  подход  к  вопросу  построения эффективной  системы
управления    предприятиями    данной    формы    собственности,
функционирующими  на    рынке  лечебно – оздоровительных  услуг.
В    диссертации    сформулированы    основные    задачи    по    выявлению
резервов    повышения    эффективности    управления    государственными
туристскими    предприятиями,  на    базе    которых    даны    конкретные
рекомендации  по  дальнейшему  развитию  данных  предприятий.

14
На    основе    экономического    анализа    существующей    финансовой
системы    государственных    туристских    предприятий    автором    предложен
расчет  конкретных  показателей  их  деятельности  на  современном  этапе,  а
также  выполнен   прогнозный  расчет  указанных  показателей  в  соответствии
с  развитием  в  рамках  предложенного  автором   направления.
Предложенная  автором  система  постановки  стратегического  управления
предприятиями  адаптирована  специально  для  государственных  унитарных
предприятий,  функционирующих    в    сфере    оказания    лечебно  –
оздоровительных  услуг.
Научная  новизна
Научная    новизна    проведенного    исследования    состоит    в
следующем:
o  предложен    механизм    наиболее    эффективного    построения
системы    взаимоотношений    собственника    государственного
имущества    и    управляющих    им    лиц,  способствующий
оптимальному  использованию  данного  имущества;
o  проведен    анализ    территориальных    особенностей    развития
государственного  сектора  экономики  в рамках  индустрии  туризма
в    целом    ряде    регионов,  выявлены  наиболее  перспективные    для
этого  регионы;
o  предложена  социально-ориентированная  система  государственного
инсентив – туризма,  позволяющая    рационально    использовать
финансовые    ресурсы    государственных   предприятий,  а    также  на
основе    использования    системы    квотирования    мест    повысить
эффективность    функционирования    лечебно – оздоровительных
комплексов  в  форме  ГУП;
o  сформулировано  два  наиболее    перспективных    направления
развития 
государственных 
 
унитарных 
 
предприятий,
функционирующих    в    форме    лечебно – оздоровительных
комплексов, а  именно,  интенсивный  путь  развития,  основанный
на  внедрении  практики  конгрессного  туризма,  и  экстенсивный,  в
основе    которого    лежит    развитие    системы    государственного
инсентив – туризма,  выявлено  оптимальное  направление;
o  впервые    разработана    и    предложена    для    внедрения    в    практику
работы    государственных    предприятий    сферы    туризма
комплексная    система    реформирования    структуры    управления
данными    предприятиями,  основанная    на    выделении    отдельных
стратегических  бизнес – областей,  на  их  основе  бизнес – единиц,
а также  создании  оптимальной  организационной  структуры.

15
Практическая  значимость работы
Основные    теоретические    положения  и    выводы,  полученные    в    ходе
исследования,  предложения  по    формированию    основных    методов
управления  объектами  государственной  собственности,  функционирующими
в рамках  индустрии  туризма,  а  также  предложенные  направления  развития
данных    объектов      могут    быть    использованы    федеральными    и
региональными    органами    управления    госимуществом    при    выработке
концепции    развития   данного    сектора    экономики.  Проведенный    в    работе
анализ индустрии  туризма  РФ,  а  также  ряда  зарубежных  стран,  показал
исключительную    значимость    этого    направления    деятельности,  а    также
регулирования    системы    государственного    предпринимательства    в    рамках
данной  сферы,  для    развития    страны    в    целом,  что    позволяет
сформулировать  основные  пути  его  развития  в  дальнейшем.
Предложенный  в  работе  подход  к  определению  основных  направлений
развития    лечебно – оздоровительных    комплексов    государственной    формы
собственности    позволяет    существенно    повысить    конкурентоспособность
данных    комплексов,  используя    имеющиеся    в    их    распоряжении
оборудование  и  помещения.
Материалы  диссертационного  исследования  могут  быть  использованы
в    практической    работе    государственных    предприятий,  функционирующих
на    рынке    лечебно – оздоровительных    услуг,  что    позволит    существенно
повысить    эффективность    процесса    управления    ими,  а    также    расширить
спектр  предлагаемых  ими  услуг,  в  силу  ориентации  на  развитие  новых
направлений  деятельности.
Кроме    того,  содержащиеся    в    работе    предложения        могут    быть
использованы    при    подготовке    специалистов,  как    по    управлению
государственным  сектором  экономики,  так  и  при  подготовке  специалистов
индустрии    туризма.   Кроме    того,  материалы    исследования    могут    быть
использованы при  разработке  учебных  программ  по   курсам    «Управление
государственным    сектором    экономики»  и    «Экономика    и    управление
туристской  деятельностью»,  а  также  в  практике  преподавания  иных  курсов
цикла  туристских  дисциплин.
Апробация  результатов  исследования
Апробация    результатов    исследования    осуществлена    как    в
практическом,  так  и  в  теоретическом  плане.
Предложенная    автором    система    расчетов    в    рамках    экономического
анализа    апробирована    в    четырех    государственных    лечебно  –
оздоровительных  комплексах.

16
Материалы    и    результаты    исследования    используются    при    чтении
специальных    курсов    студентам    специализаций    «Управление
государственным    сектором»  и    «Менеджмент    в    туризме»  Санкт  –
Петербургского  государственного  университета  экономики  и  финансов.
По  теме  диссертации  опубликованы  3  научных  труда.
Структура  и  объем  работы
Диссертация  состоит  из  введения,  трех  глав,  выводов  и  рекомендаций,
библиографии.
В    первой    главе  исследуются  современные  тенденции  развития    сферы
туризма,  туризм  рассматривается  как  индустрия.  Особое  внимание  уделяется
особенностям  различных  видов  туризма  в  период  рыночной    трансформации
экономики,  выявляются  основные  тенденции  развития  рекреационных
технологий  и  совершенствования  структуры  туристского  продукта.  Также
рассматриваются  основные  принципы  государственного  регулирования
туристской  деятельности  в  России  с  учетом  мирового  опыта,  определяются
важнейшие  составляющие  координации  и  регулирования  эффективного
развития туристской индустрии со стороны государства.
Вторая    глава    посвящена    исследованию    особенностей    развития
индустрии    туризма  в  РФ.  Дана    оценка    современному    состоянию
государственной    собственности    в    данной    сфере,  оценены    перспективы
развития  предприятий  данной  организационно – правовой  формы  в  рамках
индустрии  туризма.    Кроме  того,  выявлены  основные  мировые  тенденции
развития    сферы    лечебного    туризма,  исследованы    исторические    этапы
развития    этого    вида    туризма.  Также    рассмотрены    особенности    развития
государственного  сектора  туристской  индустрии  в  различных  регионах  РФ,
выявлены    наиболее    перспективные    для    развития    этого    направления
регионы.
В    третьей    главе  подробно    исследованы    вопросы    повышения
эффективности    управления    ГУП        на    основе    методов    стратегического    и
экономического    анализа.  Выявлены    наиболее    перспективные  направления
развития    государственного    лечебно – оздоровительного      комплекса,
классифицированные  в  группы  экстенсивных  и  интенсивных  направлений.
Представлена  схема    организации    системы    стратегического    управления
деятельностью  данных  предприятий   на период  реформирования  структуры
управления    ими.  Подробно    исследованы    экономические    результаты
деятельности  ГУП  в  рамках  предлагаемого  в  работе  направления  развития
конгрессного    туризма,  проанализированы    прогнозные    данные,  в    т.ч.
структура    затрат.   Предложена    система    построения    оптимальной
организационной    структуры    ГУП    на    основе    выделения    стратегических
бизнес – областей.

17
По  теме  диссертации  опубликованы  следующие  работы:
1.  Бочкарев  А.Ю.,  Илюхина  Е.А.  Перспективные    формы    развития
туристской  индустрии  в  РФ // Проблемы  управления  развитием  социально –
экономических  систем: Сборник науч. тр. Выпуск 10. – СПб.: СПбГУКиТ, 2001
-  0,2 п.л. (авторских – 0,1 п.л.).
2.  Илюхина  Е.А.  Современные  тенденции  в  туристской  индустрии //
Проблемы    управления    развитием    социально – экономических    систем:
Сборник науч. тр. Выпуск 10. – СПб.: СПбГУКиТ, 2001 -  0,3 п.л.
3.  Илюхина  Е.А.  Государственное    унитарное    предприятие    как
перспективная    форма  развития    туристской    индустрии:  Препринт. – СПб.:
СПбГУЭФ, 2001. – 1,0 п.л.


Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница