Принципы построения устного описательного дискурса (на материале русской спонтанной речи)


Скачать 318,5 Kb.
НазваниеПринципы построения устного описательного дискурса (на материале русской спонтанной речи)
страница1/3
ФИЛИППОВА Нина Сергеевна
Дата конвертации09.09.2012
Размер318,5 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьРусский язык
Год2010
На соискание ученой степениКандидат филологических наук
  1   2   3


Санкт-Петербургский государственный университет


На правах рукописи


ФИЛИППОВА Нина Сергеевна


ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УСТНОГО ОПИСАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА
(на материале русской спонтанной речи)


Специальность 10.02.01 – Русский язык


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Санкт-Петербург

2010

Работа выполнена на Кафедре русского языка Филологического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета



Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Богданова Наталья Викторовна


Официальные оппоненты: доктор филологических наук

Маркасова Елена Валерьевна


кандидат филологических наук, доцент

Зобнина Елена Алексеевна


Ведущая организация: Институт лингвистических исследований РАН


Защита состоится «___» ________________2010 г. в ______ часов на заседании совета Д. 212.232.18 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11, ауд. 195.


С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9).


Автореферат разослан «____» __________________ 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук Руднев Д. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Изучение устной речи – одна из наиболее актуальных проблем современной лингвистики, интерес к которой не угасает на протяжении многих десятилетий.

В настоящем исследовании в центре внимания оказываются принципы построения устного неподготовленного описательного дискурса. Описание изображения как один из жанров устной речи представляет собой особый материал. С одной стороны, такое описание, в значительной степени мотивировано изображением и ограничено тематически, что влечет за собой употребление особого рода конструкций и соответствующей лексики. На этом основании все монологи, являющиеся описаниями одного изображения, можно считать изоморфными и сравнивать между собой на различных уровнях. С другой стороны, монолог-описание, будучи неподготовленным, обладает достаточно высокой степенью спонтанности и типичным для спонтанной речи набором устойчивых черт, среди которых, в первую очередь, отмечают неупорядоченность, неструктурированность, речевые сбои, нарушение смыслового единства и последовательности изложения, частое несовпадение синтаксических и интонационных границ.

Бытовые спонтанные монологи построены иначе, чем устные и письменные тексты на кодифицированном литературном языке, и наиболее показательными в этом смысле являются синтаксис и композиция (Панарина 2002; Богданова, Бродт 2004б, 2007; Павлова 2009). Интересной задачей представляется выявление принципов построения текста, выделение законченных смысловых блоков, анализ конструкций, используемых говорящим для описания.

Таким образом, целью исследования является описание принципов построения устного спонтанного монолога-описания.

Выбранная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

  • формирование теоретической научной базы исследования;

  • разработка методики описания текстообразования спонтанной речи и форм представления сценарной и синтаксической разметки устного монолога;

  • подготовка материала для исследования:

    • отбор изображений для описания;

    • отбор информантов по возрастному и территориальному критериям, а также по сфере их профессиональной деятельности и уровню речевой компетенции (УРК);

    • запись на диктофон устных спонтанных монологов, являющихся описаниями сюжетного и несюжетного изображений;

    • расшифровка полученных текстов на основе слухового анализа и представление их в орфографическом виде;

  • сценарная разметка материала;

  • функциональная разметка материала;

  • проведение сопоставительного анализа структуры различных типов монологов-описаний, записанных от информантов с разными характеристиками.

Материалом для исследования послужили 8 групп монологов-описаний, сформированных по следующим параметрам:

  • тип описания (сюжетное-несюжетное),

  • профессиональная принадлежность информанта (филолог-нефилолог),

  • пол информанта (юноши-девушки).

Основные методы работы:

  • метод слухового анализа,

  • сопоставительный метод,

  • описательный метод (наблюдение, обобщение, анализ, классификация),

  • статистический метод.

Актуальность настоящей работы заключается в том, что она выполнена в русле исследований живой монологической речи средней степени спонтанности в рамках комплексного корпусного подхода, который в последнее время используется для решения самых разнообразных лингвистических задач. Предметом анализа в работе являются принципы текстообразования монологической спонтанной речи и описательного дискурса в частности, непосредственно влияющие на синтаксическую организацию текста, существенно отличающиеся от выявленных на материале письменных текстов и требующие подробного изучения.

Объект исследования – русская бытовая устная спонтанная речь, представленная монологами описательного характера.

Предмет исследования – принципы построения и композиционная организация монологов-описаний.

Научная новизна исследования заключается в анализе стимулов и стратегий описания, принципов текстообразования спонтанной речи и в использовании сценария как крупнейшей лингвистической единицы описания фактов живой речи. Впервые предпринимается анализ композиции спонтанных монологов-описаний, в результате которого выявляются правила построения текстов монологического описательного дискурса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем описывается построение текстов живой речи с учетом композиции, типа дискурса и механизмов текстообразования, разработана модель описательного дискурса, в которой учитываются различные стратегии описания, обосновано изучение синтактики слова в живой речи. Работа выполнена на материале лингвистически и социолингвистически сбалансированного корпуса описательного дискурса, который анализировался в рамках единого подхода с помощью программного обеспечения, разработанного автором. Установлены некоторые корреляции лингвистических параметров с социальными характеристиками информантов. Работа включает комплексный и взаимосвязанный анализ проблем описания речи и намечает пути их преодоления.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут быть использованы как в описании других жанров устной речи, так и в разнообразных прикладных целях, начиная с обучения русскоязычных или иноязычных студентов, в том числе на курсах культуры речи, риторики и т. п., а также разработка и совершенствование автоматизированных систем распознавания и синтеза речи. Так, использование текстов живой устной речи, составляющих материал настоящего исследования, дает возможность значительно обогатить традиционные формы лингвистического анализа на практических занятиях по русскому языку и теории языкознания и позволяет преодолеть разрыв, несомненно существующий между двумя формами реализации языка – письменной и устной.

Апробация работы. Основные идеи, положения и результаты диссертационного исследования были апробированы на различных конференциях в России и Эстонии:

  • VIII Межвузовская научная конференция студентов-филологов (г. Санкт-Петербург, апрель 2006 г.);

  • ХХХVI Международная филологическая конференция (г. Санкт-Петербург, март 2007 г.);

  • X Международная научная конференция молодых филологов (г. Таллинн, февраль 2008 г.);

  • Международная конференция «Диалог» «Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии» (г. Москва, июнь 2008 г.);

  • I Международная научная конференция «Речевая коммуникация в современной России» (г. Омск, апрель 2009 г.);

  • XXXIX Международная филологическая конференция (г. Санкт-Петербург, март 2010 г.).

Структура диссертационной работы отражает ход исследования и включает введение, две части, содержащие пять глав, заключение, список использованной литературы и ряд приложений, содержащих исходные изображениия, спонтанные монологи в расшифрованном виде с простейшей интонационной и сценарной разметкой, конкордансы монологов разных типов, а также наиболее частотные модели, используемые в описании сюжетного и несюжетного изображений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, его теоретическая и практическая значимость, определяются объект и предмет анализа, формулируются цели и задачи работы.

Первая часть«Методика изучения устной спонтанной речи» — носит обзорно-теоретический характер и состоит из трех глав. В этой части исследования рассматриваются основные актуальные и спорные вопросы, связанные с изучением устной живой речи в целом и спонтанного монолога в частности.

В первой главе диссертационного исследования «Проблемы описания речи» – рассматриваются основные трудности, с которыми сталкивается исследователь в ходе анализа фактов естественной спонтанной речи (или естественного языка), включая нативные, технические, этические и методологические проблемы, среди которых наиболее важным является определение границ и статуса лингвистических границ.

В первой главе рассмотрены принципиальные различия кодифицированного, премущественно письменного, языка и устной, естественной, речи, заключающиеся в линейном развертывании и необратимости речи; одновременности формирования мысли и речи. Для всех поставленных проблем приводятся возможные решения, позаимствованные из опыта работы научного семинара «Интегральное моделирование звуковой формы естественных языков», деятельность которого представлена в работах А. С. Асиновского, Н. В. Богдановой, И. С. Бродт, В. В. Кукановой, М. В. Русаковой, А. И. Рыко, Е. М. Сапуновой, С. Б. Степановой и др., из работ со смежной тематикой (Б. М. Гаспарова, А. А. Кибрика, В. И. Подлесской, С. К. Пожарицкой, А. А. Степихова) и из собственных наблюдений автора над речью. Здесь обосновывается эффективность использования современных методов работы со спонтанной речью, в том числе уместность корпусного подхода, необходимость описания фактов речи в рамках динамической семантики и динамического синтаксиса, а также задается общая теоретическая направленность для настоящего исследования и для других работ подобного рода.

Вторая глава «Спонтанный описательный дискурс» посвящена определению лингвистического статуса описательного дискурса и устного монолога, феномена спонтанности, в ней рассматриваются основные точки зрения на монолог как тип речи.

Описание, повествование и рассуждение – это функционально-смысловые типы речи, или «коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи» (Нечаева 1974). В настоящем исследовании мы не рассматривали принадлежность того или иного текста к одному или сразу нескольким функциональным стилям. Устные спонтанные монологи, составляющие материал исследования, представляют описательный дискурс на том основании, что все они направлены на выполнение одной и той же задачи – описание изображения.

Монолог-описание – один из наиболее трудных речевых сценариев, потому что говорящему в условиях спонтанного речепроизводства приходится анализировать изображаемые объекты и события и «переводить», или транслировать, осознаваемые зрительные образы в звучащий текст.

Третья глава«Методика записи речевого материала» содержит описание принципов записи и балансировки корпуса текстов описательного дискурса. Учет многочисленных социальных факторов, основными из которых являются пол говорящего, его возраст, уровень и характер образования, профессиональная принадлежность, происхождение, языковое и социальное окружение в период онтогенеза, место рождения и наиболее длительного проживания, степень общественной активности и ряд др., и, как показано во многих работах (см., напр.: Гловинская, Кузьмина 1973; Крысин 1989; Панов 1990; Богданова 2001; Ерофеева Т. 2004; Ерофеева Е. 2005; и др.), позволяет обнаружить корреляции этих признаков с различными лингвистическими параметрами. Балансировка корпуса предполагает подбор информантов, которые соответствуют ряду общих и различающих критериев.

Общие критерии:

  • территориальный – все информанты, участвовавшие в записи, родились и выросли в Санкт-Петербурге;

  • возраст – все информанты относятся к возрастной группе от 19 до 22 лет;

  • предполагаемый УРК – средний (возможно, средне-высокий у филологов и средне-низкий у нефилологов);

Различающие критерии:

  • пол – к записи приглашались юноши (10 человек) и девушки (10 человек);

  • отношение к речи:

    • профессиональное: речь для информанта – средство коммуникации и объект изучения (студенты-филологи, 10 человек);

    • непрофессиональное: речь для информанта – только средство коммуникации (студенты-нефилологи, 10 человек).

Таким образом, в записи приняло участие 20 человек, всего было сформировано 4 группы информантов, по пять человек в каждой:

  1. юноши-филологи,

  2. девушки-филологи,

  3. юноши-нефилологи,

  4. девушки-нефилологи.

Информантам было предложено без предварительной подготовки описать два изображения (сюжетное и несюжетное). В качестве сюжетного изображения испытуемым предъявлялась копия рассказа в картинках Н. Элсон (Nicki Elson) «Спасение котенка». Несюжетное изображение представляло собой художественную репродукцию картины И. И. Шишкина «Дубы». Монологи записывались в ситуации непринужденного бытового общения, индивидуально с каждым информантом. Записанные на цифровой диктофон спонтанные монологи были расшифрованы в русской орфографии для последующего анализа. На основе слухового анализа была проведена простейшая интонационная разметка материала, расставлены знаки пауз разного типа.

Во второй части работы – «Лингвистический анализ спонтанного описательного дискурса» – представлен собственно анализ материала на разных уровнях; эта часть включает в себя четвертую и пятую главы.

В четвертой главе – «Анализ полученных текстов» – приведены данные о длине монологов в фонтических словах и в предикативных конструкциях, некоторые лингвистические характеристики текстов рассмотрены в сопоставлении с типом изображения, полом информанта и его отношением к речи.

Несмотря на многообразие возможностей описания, которые предоставляет изображение само по себе, обнаруживаются общие тенденции и стратегии, которые зависят от социальных характеристик говорящих и продиктованы типом изображения.

Так, в результате анализа корреляции лингвистических параметров спонтанных текстов и социологических характеристик информантов было установлено, что юноши чаще понимают задачу описания буквально, девушки считают нужным высказать свое мнение об описываемом, их речь эмоциональнее и экспрессивнее. Материал исследования подтвердил выводы гендреных исследований о большей разговорчивости и эмоциональности девушек. Их тексты оказались длинее текстов юношей, в них чаще встречаются «пустые лексемы». Использование «пустых лексем» в описании изображений – устойчивая характеристика спонтанной речи и типичная «женская» речевая черта (Розанова 1983: 36):

тут
  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница