Формирование стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности


Скачать 131,93 Kb.
PDF просмотр
НазваниеФормирование стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности
страница1/10
Тимофеева Татьяна Ивановна
Дата конвертации09.09.2012
Размер131,93 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьОбщая педагогика, история педагогики и образования
Год2008
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
На правах рукописи
Тимофеева Татьяна Ивановна
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ В КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Ульяновск - 2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального
образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор
Лебедева Людмила Дмитриевна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Донина Ольга Ивановна (ГОУ ВПО
«Ульяновский государственный университет»)
кандидат педагогических наук, доцент
Ясницкая Вероника Романовна (ГОУ ВПО
«Ульяновский государственный педагогический
университет имени И.Н. Ульянова»)
Ведущая организация - Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева
Защита состоится 23 декабря 2008 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.276.02 в ГОУ
ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» по адресу:
432700,  г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного педагогического
университета имени И.Н. Ульянова.
Текст автореферата размещён на официальном сайте Ульяновского государственного педагогического
университета имени И.Н. Ульянова: http://www.ulspu.ru 22  декабря 2008 г.
Автореферат разослан 22 ноября 2008 года.

Учёный секретарь
диссертационного совета Н.Н. Дементьева
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. С ростом межкультурных контактов и социальных связей общество
предъявляет всё более прогрессивные требования к коммуникативным качествам человека, его умениям
ориентироваться в информационных потоках; самообучаться, восполняя недостающие знания; обладать
конкурентоспособностью и мобильностью; решать нестандартные коммуникативные задачи и стремиться к
самоактуализации в коммуникативной деятельности.
Этот факт акцентирует задачу становления коммуникативной компетенции каждого участника
образовательного процесса, что предполагает необходимость качественных изменений в системе высшего
образования как в учебных заведениях гуманитарного, так и технического профиля. В Государственном
образовательном стандарте высшего профессионального образования подчеркивается, что у специалиста должна
быть развита способность «… реального общения с носителями языка и с аутентичными источниками
информации», а также «…коммуникативная способность на изучаемом языке, ядро которой составляет
коммуникативная компетенция». Подчеркнем, что коммуникативная компетенция не сводится к овладению
только вербальным кодом изучаемого языка. В концепциях ряда зарубежных и отечественных авторов
актуализирована необходимость освоения коммуникативных стратегий, детерминирующих коммуникативную
состоятельность личности.
Вместе с тем в исследовательских материалах последних лет подчеркивается, что большинство студентов
вузов слабо подготовлены к эффективной иноязычной коммуникации. Этот факт подтверждён и результатами
проведенной нами диагностики в экспериментальных группах обучающихся, 81% из которых в ходе интервью и
бесед подтвердили, что испытывают трудности в общении и публичных выступлениях, особенно на
иностранном языке. Студенты УлГТУ отметили, что не умеют применять набор вербальных и невербальных
средств в качестве коммуникативных стратегий для компенсации недостающих коммуникативных знаний.
Причем, эти результаты совпали в ответах студентов относительно деловой и межличностной
коммуникативной деятельности как на иностранном, так и на родном языке, что свидетельствует об
общепедагогическом контексте данной проблемы.
Сказанное позволяет сделать вывод об актуальности исследования процесса формирования
стратегической компетенции студентов в коммуникативной деятельности.
В отечественной и зарубежной литературе накоплен теоретический материал, а в системе высшего
образования - достаточный опыт коммуникативной подготовки студентов. Вместе с тем в имеющейся
теоретико-методической базе по проблемам формирования коммуникативной компетенции студентов остаются
существенные противоречия между:
социальной востребованностью компетентных специалистов, подготовленных к активной иноязычной
коммуникации, и преобладанием устаревших дидактических форм, акцентирующих «знаниевый» компонент в
обучении иностранному языку, обусловленный высокой нормативностью учебного процесса;
рамками стандартов образования в средней школе и вузе, что в силу слабой преемственности часто
способствует регрессу знаний иностранного языка у студентов младших курсов;
потребностью молодежи в коммуникативной успешности и недостаточной мотивированностью на
целенаправленную деятельность по саморазвитию коммуникативной компетенции;
ожиданиями качественной иноязычной подготовки с использованием инновационных подходов,
современных образовательных технологий и неготовностью кафедр или отдельных преподавателей обеспечить
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница