Любовь аркадьевна педагогические условия организации консультирования в системе предпрофильной подготовки учащихся


Скачать 87,48 Kb.
PDF просмотр
НазваниеЛюбовь аркадьевна педагогические условия организации консультирования в системе предпрофильной подготовки учащихся
ГУЛЕВИЧ
Дата конвертации09.09.2012
Размер87,48 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьОбщая педагогика, история педагогики и образования
Год2007
На соискание ученой степениКандидат педагогических наук
На правах рукописи 
 
 
 
 
 
 
ГУЛЕВИЧ ЛЮБОВЬ АРКАДЬЕВНА 
 
 
 
 
 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ  
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ  
ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 
 
 
 
 
Специальность 13.00.01 – Общая  педагогика,  история  педагогики  
и образования 
 
 
Автореферат 
диссертации на соискание ученой степени 
кандидата педагогических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ижевск 2007 


Работа выполнена в ГОУ ВПО «Глазовский государственный педа-
гогический институт имени В.Г. Короленко» 
 
Научный руководитель:  
доктор педагогических наук, профессор  
  
Мирошниченко Алексей Анатольевич 
 
Официальные оппоненты:   доктор педагогических наук, профессор  
  
Ерофеева Нина Юрьевна 
 
 
кандидат педагогических наук 
 
Кулемин Николай Александрович 
 
Ведущая организация:  
ГОУ ВПО «Вятский государственный  
 
гуманитарный университет» 
 
 
 
 
 
Защита состоится 27 октября 2007 г. в 13 часов на заседании  дис-
сертационного  совета  Д 212.275.02 при  Удмуртском  государственном  уни-
верситете  по  адресу: 426034, г.  Ижевск,  ул.  Университетская, 1, корпус 6, 
ауд. 301. 
 
 
С  диссертацией  можно  ознакомиться  в  библиотеке  Удмуртского 
государственного университета (г. Ижевск, ул. Университетская, 1, кор-
пус 2). 
 
 
 
 
Автореферат разослан 25 сентября 2007 г. 
 
 
 
Ученый секретарь 
диссертационного совета  
кандидат психологических наук, доцент    
     Э.Р. Хакимов

 
 
 
 
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
 
Актуальность  исследования.  Профильное  обучение  как  важней-
шее направление в сфере образования ставит перед педагогической нау-
кой и практикой вопрос об организации содействия школьникам в вы-
боре дальнейшего обучения. Для того чтобы выбор профиля был обос-
нованным, необходимо помочь учащимся в осознании их реальных воз-
можностей и образовательных потребностей. В связи с этим возрастает 
актуальность  решения  проблемы  организации  предпрофильной  подго-
товки  учащихся.  Изучение  вопроса  введения  профильного  обучения  в 
российской  школе  обнаружило  ряд  проблем  его  организации:  недоста-
точно  используются  воспитательный  потенциал  образовательного  про-
цесса,  возможности  индивидуального профконсультирования,  основан-
ного на изучении личности школьника.  
В  российской  и  зарубежной  образовательной  практике  накоплен 
опыт организации помощи учащимся в профессиональном самоопреде-
лении.  Особенности  организации  профориентации  школьников  показа-
ны  в  работах  Н.Д. Андреевой,  А.Е.  Голомштока,  Л.А.  Йовайши,  
Н.С.  Пряжникова,  М.В. Ретивых,  В.Ф.  Сахарова,  Т.В.  Феоктистовой, 
С.Н.  Чистяковой  и  др.  Проблемы  предпрофильной  подготовки  и  про-
фильного  обучения  представлены  в  исследованиях  Т.Б.  Деминой,  
А.Ж. Жафярова, П.В. Матюхиной, М.А. Мичасовой, А.А. Мирошничен-
ко,  Н.В.  Немовой,  Т.Г.  Новиковой,  И.Д.  Чечель,  Г.О. Сторожевой,  
Т.В. Черниковой и др. Особенности профессионального консультирова-
ния отражены в работах С.С. Гриншпун, М.В. Дорн, Г.Ф. Корольковой, 
Е.А. Климова, Б.А. Федоришина, А.П. Чернявской и др.  
Анализ  теоретических  исследований  и  педагогической  практики 
показал, что проблема организации системы предпрофильной подготов-
ки  и  разработки  педагогических  условий  профессионального  консуль-
тирования  как  заключительного  этапа  предпрофильной  подготовки  не-
 


достаточно  изучены.  В  ходе  исследования  установлены  противоречия 
между  социально  обусловленной  необходимостью  предпрофильной 
подготовки учащихся и недостаточной разработанностью научно обос-
нованных  механизмов  её  реализации;  между  потребностью  старше-
классников  в  профконсультировании  и  неразработанностью  организа-
ционно-педагогических условий её проведения.  
Проблема  исследования  заключается  в  определении  педагогиче-
ских условий организации консультирования в предпрофильной подго-
товке учащихся.  
Цель исследования: выявить, обосновать педагогические условия 
профессионального 
консультирования 
учащихся 
и 
опытно-
экспериментальным путем проверить эффективность их реализации. 
Объект  исследования:  процесс  предпрофильной  подготовки  уча-
щихся. 
Предмет исследования: педагогические условия организации кон-
сультирования  в  системе  предпрофильной  подготовки  девятиклассни-
ков. 
Гипотеза  исследования:  консультирование  как  заключительный 
этап предпрофильной подготовки учащихся эффективно, если:  
- на  этапе  диагностики  выраженности  профессионально  важных 
качеств  учащихся  участвуют  все  субъекты  образовательного  процесса: 
сами ученики, педагоги, родители; 
- использованы  единые  для  всех  субъектов  образовательного  про-
цесса критерии оценки выраженности профессионально важных качеств 
учащихся;  
- разработаны и применяются методики организации и проведения 
педагогической 
профконсультации, 
позволяющие 
педагогу-
профконсультанту  помочь  ученику  соотнести  свои возможности  с  тре-
бованиями профильного обучения; 
- педагог подготовлен для выполнения функции профконсультанта; 
- созданы материально-организационные условия для его осущест-
вления. 
В  соответствии  с  принятой  гипотезой  определены  следующие  за-
дачи исследования: 
4   

1.  Проанализировать  степень  изученности  проблемы  профкон-
сультирования в системе образования. 
2.  Определить сущность понятия «педагогическая профконсульта-
ция», её цель, задачи, принципы, основные методы работы; 
3.  Выявить  организационно-педагогические  условия  проведения 
консультирования в системе предпрофильной подготовки учащихся. 
4.  Опытным  путем  проверить  эффективность  реализации  педаго-
гических  условий  организации  консультирования  в  предпрофильной 
подготовке  учащихся,  позволяющих  повысить  мотивацию  учебной  и 
творческой деятельности учащихся в профильном обучении. 
Методологической  основой  исследования  выступили  положения 
теории педагогики о понимании человека как активного субъекта своего 
выбора, 
личностно-деятельностный, 
системный 
и 
личностно-
ориентированный подходы. 
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные 
работы  в  области  профконсультирования  и  психологии  деятельности 
(Л.В. Ботяковой, А.Ф. Кларка, Е.А. Климова, Н.Д. Левитова, Н.А. Рыб-
никова,  Б.А.  Федоришина,  Д.И. Фельдштейна,  А.И.  Щербакова  и  др.); 
психологии  способностей  (Н.В. Кузьминой,  А.Б.  Орлова,  Б.М.  Теплова 
и  др.);  методики  независимых  характеристик  (Л.Л.  Кондратьевой,  
К.К. Платонова и др.); положения о педагогической оценке как средстве 
руководства  в  учебно-воспитательном  процессе  (Б.Г.  Ананьева,  
Ш.А. Амонашвили, Л.Л. Брыляковой и др.); идеи оптимизации учебно-
воспитательного  процесса  средствами  индивидуализации,  дифферен-
циации, адаптации, личностного и профессионального самоопределения 
учащихся  (В.А.  Беспалько,  Е.В.  Бондаревской,  Н.Ю.  Ерофеевой, 
А.А. Мирошниченко, Ю.Н. Семина, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и 
др.);  теории  педагогической  диагностики  (А.И.  Кочетова,  В.Г.  Макси-
мова,  М.А. Холодной  и  др.);  теории  педагогической  поддержки  пред-
профильной  подготовки  (Е.Ю. Пряжниковой,  Н.С.  Пряжникова,  
С.Н. Чистяковой и др.); положения о профориентации (Е.А. Голомштока, 
Л.А. Йовайши, Н.С. Пряжникова, В.Ф. Сахарова, А.Д. Сазонова и др.).  
Методы 
исследования: 
теоретические 
(сравнительно-
сопоставительный, обобщение, моделирование); эмпирические (анкети-
рование, беседа, метод обобщения независимых характеристик, наблю-
 


дение, тестирование, изучение опыта работы школы, отчетной докумен-
тации,  математическая  обработка  данных  и  графическое  изображение 
результатов). 
Базой  для  проведения  исследования  явилось  МОУ  «СОШ  № 2»  
г.  Глазова  и  Чуринская  средняя  школа  Глазовского  района  Удмуртской 
Республики. Участниками эксперимента стали 569 учащихся IX классов и 
40 учителей. Исследование проводилось с 2002 по 2007 г. в три этапа: 
На первом этапе (2002 – 2003 гг.) определились цель, задачи, объ-
ект, предмет, рабочая гипотеза исследования. Это позволило сформули-
ровать  основные  исходные  теоретические  положения  для  решения  ис-
следуемой 
проблемы, 
разработать 
программу 
опытно-
экспериментальной работы в школе.  
На  втором  этапе (2003 – 2007 гг.)  разработанные  теоретические 
подходы  проверялись  в  образовательной  практике  МОУ  «СОШ  № 2» 
г. Глазова и Чуринской средней школы Глазовского района. 
 На  третьем  этапе (2006 – 2007 гг.)  осуществлялась  обработка, 
анализ,  систематизация,  обобщение  результатов  исследования,  уточне-
ние теоретических и экспериментальных выводов, были внедрены в об-
разовательную  практику  результаты  исследования  по  проблеме  совер-
шенствования предпрофильной подготовки учащихся.  
Научная новизна исследования: 
1.  Выявлены педагогические условия организации консультирова-
ния учащихся в предпрофильной подготовке, включающие: 1) проведе-
ние  диагностики  профессионально  важных  качеств  учащихся  всеми 
членами образовательного процесса; 2) отбор единых критериев оцени-
вания; 3) педагогическую помощь ученику в соотнесении возможностей 
и образовательных потребностей для осознанного выбора профильного 
обучения. 
2.   Разработана  система  предпрофильной  подготовки  как  взаимо-
связанность  и  взаимозависимость  этапов  профориентации  с  образова-
тельным  процессом  в  связи  с  особенностью  и  ведущей  потребностью 
каждого возраста учащихся. 
3.  Предложен  алгоритм  прогнозирования  успешности  ученика  в 
будущей профессиональной деятельности, позволяющий строить инди-
видуальные образовательные траектории обучающихся. 
6   

4.  Разработана  модель  педагогической  профконсультации,  пред-
ставленная  когнитивным,  диагностическим,  констатирующим,  интер-
претирующим,  информационно-ориентирующим  и  воспитательным 
компонентами. 
 Теоретическая значимость исследования: 
-  предложена  и  обоснована  модель  организации  системы  пред-
профильной  подготовки  учащихся,  включающая  этапы  профвоспита-
ния,  профинформации,  профактивизации,  диагностики  выраженности 
профессионально важных качеств, педагогической профконсультации; 
-  обоснованы  выявленные  педагогические  условия  консультиро-
вания в предпрофильной подготовке учащихся; 
-  уточнено  содержание  понятия  «педагогическая  профконсульта-
ция»  как  взаимосвязанная  деятельность  педагога-профконсультанта  и 
ученика,  целью  которой  является  помощь  ученику  в  выборе  профиля 
обучения.  
Практическая значимость исследования состоит в следующем: 
- разработана  и  внедрена  в  образовательную  практику  методика 
педагогической профконсультации, отличительной особенностью кото-
рой является участие на подготовительном этапе всех членов образова-
тельного процесса в диагностике выраженности профессионально важ-
ных  качеств  девятиклассников.  Коллегиальность  оценки  повышает  её 
объективность, делает ее убедительной и значимой для ученика при вы-
боре профиля обучения; 
- создан  инструмент  педагогической  профконсультации – проф-
ориентационная карта, экономичная для сбора и фиксирования диагно-
стической информации об ученике, позволяющая в ходе педагогической 
профконсультации помочь ученику определить профиль обучения; 
- материалы  исследования  используются  в  профессионально-
педагогическом образовании в содержании основного и факультативно-
го курса «Основы профориентологии», «Педагогические основы введе-
ния 
профильного 
обучения» 
для 
факультетов 
социально-
информационных технологий, иностранного, филологического, истори-
ческого ГГПИ им. В.Г. Короленко, применяются в системе повышения 
квалификации педагогических и социальных работников. 
 


На защиту выносятся следующие положения: 
1.  Педагогическая  профконсультация  как  заключительный  этап 
предпрофильной подготовки – это взаимосвязанная деятельность педа-
гога-профконсультанта и ученика, целью которой является помощь уче-
нику в выборе профиля обучения, а задачами – 1) дать представление об 
основах профессиональной деятельности и её требованиях к человеку, о 
профессиональных  возможностях  учащихся; 2) помочь  сформировать 
профессиональный план и выбрать профиль обучения на основе соотне-
сения  требований  профессиональной  деятельности,  выявленных  воз-
можностей  ученика  и  его  образовательных  потребностей; 3) оказать 
влияние на деятельность по самовоспитанию.  
2.  Педагогические  условия  организации  профконсультации  вклю-
чают: 1) участие  всех  субъектов  образовательного  процесса  на  этапе 
диагностики; 2) создание  профориентационной  карты,  позволяющей 
осуществлять сбор, анализ, интерпретацию, прогнозирование успешно-
сти  деятельности  ученика; 3) осуществление  педагогической  помощи 
ученику  объективно  соотнести  свои  возможности  и  образовательные 
потребности, осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. 
3.  Критериями эффективности  педагогического  консультирования 
являются: 1) выбор профиля обучения в соответствии со способностями 
учащихся,  снижение  конфликтности  при  формировании  профильных 
классов; 2) активность учащихся, заинтересованность в учебе, стремле-
ние  к  творчеству; 3) повышение  общей  успеваемости  учащихся  про-
фильных классов. 
Апробация  и  внедрение  результатов  исследования.  Материалы  и 
результаты  диссертационного  исследования  обсуждались  на  педагоги-
ческих  конференциях  учителей  г.  Глазова,  Ижевска,  научно-
практических конференциях г. Глазова (2005 – 2007), Челябинска (2005 
– 2006), Рязани (2007), педагогических  советах,  собраниях  родителей 
МОУ  «СОШ  № 2», Чуринской  средней  школы  Глазовского  района. 
Лекционный и практический курс «Основы профориентологии» прошел 
апробацию в ГГПИ им. В.Г. Короленко и его филиалах. 
Структура  диссертации.  Работа  состоит  из  введения,  двух  глав, 
заключения, списка библиографии (212 наименований, из них 6 на ино-
странном языке) и приложений.  
8   

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 
 
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, 
определяется цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, ме-
тоды, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, при-
водятся данные об этапах работы. 
В первой главе «Теоретические основы организации консультиро-
вания в процессе предпрофильной подготовки» анализируется проблема 
осуществления  предпрофильной  подготовки  учащихся,  которую  рас-
сматривали Н.Д. Андреева, И.С. Артемьева, Д.С. Ермаков, Е.А. Мороз, 
Т.В.  Черникова,  С.Н.  Чистякова  и  др.  Большинство  исследователей  и 
педагогов находят решение проблемы в организации специальных крат-
косрочных курсов по выбору для учащихся IX классов. Ряд других ис-
следователей (Т.Б. Демина, А.Ж. Жафяров, Г.О. Сторожева, Н.В. Мали-
новская и др.) подчеркивают, что подготовку такого рода следует начи-
нать значительно раньше, так как если в детях не заложено уважитель-
ное отношение к труду, нет планомерного знакомства с разнообразными 
видами  профессиональной  деятельности,  то  выбор  профиля  не  будет 
осознанным.  
Рассматривая  вопрос  о  периоде  предпрофильной  подготовки,  её 
содержании, мы обратились к истории профориентации в нашей стране. 
В 50 – 80-е  годы XX века  проблемами  профориентации  занимались  
Л.В.  Ботякова,  Л.Л. Брылякова,  А.Е.  Голомшток,  Л.А.  Йовайша,  
Е.А.  Климов,  Л.Л.  Кондратьева,  И.Г.  Коваленко,  И.Г.  Омельяненко,  
К.К. Платонов, В.Ф. Сахаров, А.Д. Сазонов, Н.Н. Чистяков, С.Н. Чистя-
кова и др. Классически выделялись следующие этапы профориентации: 
профинформация,  профконсультация,  профотбор  и  профадаптация.  В 
систему  школьной  профориентации  включались  этапы  профинформа-
ции и профконсультации. О необходимости включения этапа профвос-
питания,  формирующего уважительное  отношение  к  труду,  различным 
видам профессиональной деятельности, писали Е.А. Климов, Л.Л. Кон-
дратьева, К.К. Платонов и др. На важности этапа профактивизации, ко-
гда можно осуществить пробу сил в различных видах деятельности, на-
 


стаивали И.П. Волков, В.Ф. Сахаров, А.Д. Сазонов и др. Профконсуль-
тация является неизменным этапом в исследованиях, посвященных про-
блеме профориентации, но осуществление её рассматривалось с психо-
логической  точки  зрения  и  только  психологами  (С.С. Гриншпун,  
Е.А. Климовым, Г.Ф. Корольковой, Б.А. Федоришиным и др.). 
Обращение  к  опыту  профконсультации  в  США,  Великобритании, 
Франции, Японии дало представление о тенденциях решения этой про-
блемы за рубежом. В первой половине ХХ века данная проблема реша-
лась средствами психологического тестирования. В 60-е годы исследо-
вания  Р.  Торндайка,  Э. Хагена,  Е.  Гизелли  показали  неубедительность 
прогноза  будущей  профессиональной  успешности  на  основе  тестовых 
испытаний. Решения проблемы за рубежом – длительное наблюдение и 
изучение ученика в течение всех лет обучения в школе, использование 
для этого потенциала педагогического коллектива, отказ от приоритета 
тестовых  методик,  профессиональные  пробы  как  средство  познания 
разнообразного  мира  профессий,  осуществление  профконсультации 
специально  подготовленным  педагогом,  использование  психолога  как 
вспомогательного работника. 
Изучение  отечественного  и  зарубежного  опыта  позволило  опреде-
лить этапы профориентации, необходимые для предпрофильной подго-
товки  учащихся:  профвоспитание,  профинформация,  профактивизация, 
профконсультация.  Проанализировав  ведущие  виды  деятельности,  осо-
бенности и потребности учеников в разные возрастные этапы, мы при-
шли к выводу о том, что младший школьный возраст является чувстви-
тельным  периодом  для  осуществления  профвоспитания,  средний 
школьный возраст – для профактивизации. Профинформацию как этап 
знакомства  с  миром  профессий  следует  проводить  в  течение  всех  лет 
обучения. Этап профконсультации необходим по окончании IX класса, 
когда наступает объективная необходимость выбора профиля обучения. 
Однако  лишь  механический  перенос  всех  этапов  профориентации,  оп-
ределенных ранее, не может быть назван предпрофильной подготовкой 
в новых условиях.  
10  

Профессиональная ориентация в Советском Союзе была направле-
на  на  решение  проблемы  обучения  массовым  рабочим  профессиям  и 
проводилась в  рамках  трудового  обучения.  Специализированных  школ 
и классов было немного, и обучение в них выбиралось подчас в связи с 
территориальными  признаками.  Современное  общество  ставит  новые 
приоритеты  в  образовании,  школа  предлагает  профили  обучения,  на-
правленные  на  развитие  интеллектуальных  возможностей  учащихся, 
что,  в  свою  очередь,  предъявляет  определенные  требования  к  измене-
нию  концепции  профориентационной  подготовки.  Специально  органи-
зованные  профориентационные  мероприятия  без  связи  с  образователь-
ным  процессом  подчас  неэффективны.  Все  этапы  профориентации  не-
обходимо  включить  в  содержание  образовательного  процесса. Каждый 
урок как определенная модель профессиональной деятельности осуще-
ствляет развитие личности как субъекта деятельности и профессиональ-
ного выбора. Задача учителя акцентировать внимание на связи изучае-
мого  предмета  с  миром  профессий,  на  уважительном  отношении  ко 
всем способностям, активизации выявленных склонностей. Таким обра-
зом, этапы профвоспитания, профинформации и профактивизации мож-
но  осуществлять  в  образовательном  процессе,  что  дает  основание  для 
подготовки ученика к выбору дальнейшего профиля обучения. 
Определение составляющих предпрофильной подготовки позволило 
перейти к решению вопроса о заключительном этапе – профконсультиро-
вании. Исследователи С.С. Гриншпун, Е.А. Климов, К.К. Платонов, Е.Ю. 
и Н.С. Пряжниковы, Б.А. Федоришин и др. в определении профконсуль-
тации («индивидуальное психолого-педагогическое руководство выбором 
профессии», «одна из форм руководства профессиональным самоопреде-
лением», «система  психолого-педагогического  изучения  личности  в  це-
лях оказания помощи в выборе профессии», «работа по оказанию помощи 
в выборе профессии путем квалифицированных советов», «подбор соот-
ветствующей  сферы  деятельности»)  акцентируют  внимание  на  активно-
сти  консультанта  и  проектировании  профессионального  пути  с  позиций 
общества и в меньшей степени учитывают активность, инициативу, само-
стоятельность  ученика.  Мы  считаем  возможным  добавить  к  термину 
 
11

«профконсультация»  слово  «педагогическая»,  тем  самым  подчеркивая 
педагогическую направленность данного явления. Педагогическая проф-
консультация – это  взаимосвязанная  деятельность  педагога-
профконсультанта и ученика, целью которой является помощь ученику в 
выборе  профиля  обучения.
  Добавление  термина  «педагогическая»  под-
черкивает то, что назначение консультации заключается не в манипули-
ровании, не в коррекции, не в управлении волей ученика, а предоставле-
нии возможности ученику самостоятельно и осознанно производить вы-
бор, становясь субъектом собственной жизни. Отказ от ранее принятого 
термина  «психолого-педагогическая  профконсультация»  подчеркивает 
осознание  возможности  осуществления  этого  этапа  подготовленным  пе-
дагогом.  Задачами  педагогической  профконсультации  являются: 1) дать 
представление о профессиональной деятельности и её требованиях к че-
ловеку и о возможностях конкретного человека; 2) помочь сформировать 
профессиональный план и выбрать профиль обучения на основе соотне-
сения  требований  профессиональной  деятельности  и  возможностей  кон-
кретного человека, тем самым оказать влияние на последующую деятель-
ность по самовоспитанию. В ходе исследования установлено, что эффек-
тивными  методами  педагогической  профконсультации  являются  беседа, 
наблюдение,  анкетирование,  метод  обобщения  независимых  характери-
стик, который позволяет использовать потенциал всех субъектов образо-
вательного  процесса,  а  главное,  педагогического  коллектива,  имеющего 
возможность  наблюдать  и  изучать  школьников  в  течение  длительного 
периода времени. Метод тестов не является основным, а лишь вспомога-
тельным, при условии простоты и легкости исполнения и интерпретации.  
Анализ педагогического опыта и научной литературы предоставил 
возможность  предположить,  что  к  педагогическим  условиям  организа-
ции профконсультирования относятся: 1) участие всех субъектов обра-
зовательного  процесса  в  сборе  диагностической  информации  об  уча-
щихся; 2) разработка единых критериев для оценки сформированности 
профессионально важных качеств; 3) создание документа для фиксации 
диагностической  информации; 4) организация  деятельности  педагога, 
подготовленного для выполнения функции профконсультанта, 5) созда-
12  

ние материально-организационных условий для проведения педагогиче-
ской профконсультации. 
Во второй  главе  «Педагогические  условия организации профкон-
сультирования  учащихся IX классов»  представлен  материал  экспери-
ментального исследования, проводимого в средней школе № 2 г. Глазо-
ва и Чуринской средней школе Глазовского района в 2003 – 2007 гг. Пе-
дагогический  эксперимент  включал  диагностический,  практический  и 
обобщающий этапы.  
•  Целью  диагностического  этапа  было  выявление  состояния 
профориентации в школе, отношения к ней всех членов образовательно-
го  процесса.  При  этом  изучался  опыт  школ,  планы  учебно-
воспитательной  работы,  школьная  документация.  На  данном  этапе  вы-
яснилось, что: 1) осуществление профориентации носит бессистемный и 
формальный  характер; 2) педагогический  и  родительский  коллективы 
школ нередко относятся отрицательно к проведению профориентацион-
ной и особенно профконсультационной работы; 3) профильные классы 
формируются  на  основе  учета  успеваемости  учащихся; 4) организаци-
онно-методическая  сторона  осуществления  системы  профориентации  в 
школе не разработана. 
•  Целью практического этапа была проверка эффективности реали-
зации педагогических условий организации школьного консультирования 
в предпрофильной подготовке учащихся. Экспериментальным путем был 
создан  инструмент  осуществления  педагогического  профконсультирова-
ния. В результате анализа документов, разработанных ранее Л.В. Ботяко-
вой,  Л.Л. Брыляковой,  Л.А. Йовайшей,  Е.А.  Климовым,  Л.Л.  Кондратье-
вой и др., создана профориентационная карта. В основе документа – оп-
ределение специальных способностей как специфической чувствительно-
сти к предмету, процессу и результатам труда, которая не сводится к зна-
ниям (по Н.В. Кузьминой). Определены показатели специальных способ-
ностей: 1) результат  деятельности; 2) быстрота  овладения  новыми  зна-
ниями, умениями, навыками; 3) оригинальность и творчество; 4) помехо-
устойчивость; представлены критерии их выраженности (по Е.А Климо-
ву, И.Я. Лернеру, Т.А. Матис).  
 
13

В  итоге  был  разработан  рабочий,  экономичный  вариант  профори-
ентационной карты, который принят школой и позволяет осуществлять 
диагностику сформированности профессионально важных качеств обу-
чающихся  и  создавать  профильные  классы.  Составляющими  профори-
ентационной  карты  являются: 1) школьные  предметы  и  другие  виды 
деятельности,  моделирующие  в  определенной  степени  профессиональ-
ную  деятельность;  оценки  выраженности  способностей  к  ним,  а  также 
проявляющихся качеств личности; 2) данные о ситуации, в которой со-
вершается выбор: здоровье, участие в кружках, факультативах, секциях, 
круг  чтения,  сведения  о  выборе  предмета  труда,  предметов  учебного 
плана,  предпочтительной  сферы  деятельности.  В  профориентационной 
карте представлены все стороны жизни и деятельности ученика, имею-
щие  значение  для  выбора  профиля  обучения.  Объем  информации  по-
зволяет установить связь между всеми профессионально важными каче-
ствами  учащегося,  совокупность  которых  характеризует  направлен-
ность развития его способностей в целом.  
В  ходе  практического  этапа  эксперимента  была  осуществлена  ор-
ганизация всех членов образовательного процесса: учеников, учителей, 
родителей,  товарищей  в  подготовительном  этапе  профконсультации,  а 
именно  в  сборе  диагностической  информации,  так  как  в  совокупности 
полученные  от  них  данные  могут  представить  объективную  оценку 
сформированности  профессионально  важных  качеств  каждого  школь-
ника.  Эксперимент  показал,  что  оценка  объективна,  если  всем  членам 
сбора диагностической информации представить единые критерии оце-
нивания,  сбор  оценочных  данных  осуществляется  методом  обобщения 
независимых характеристик. Сбор информации – лишь первый этап ра-
боты. Вслед за этим стоит анализ, обобщение полученных данных, про-
гнозирование сферы профессиональной деятельности, в которой наибо-
лее  полно  раскроются  творческие  способности  ученика,  определение 
путей профильной подготовки, проведение педагогической интерпрета-
ции оценочной информации, цель которой – стимулирование самостоя-
тельной  деятельности  учащегося  по  осознанному  профессиональному 
самоопределению.  
14  

Анализ 569 профориентационных  карт  дал  возможность  разрабо-
тать  алгоритм  прогнозирования  успешности  труда  ученика  в  будущей 
профессиональной  деятельности.  Алгоритм  представляет  собой  струк-
туру мыслительных операций, включающих следующие этапы и шаги: I 
этап – анализ информации, полученной методом независимых характе-
ристик от педагогов, родителей, учеников; II этап – анализ информации 
о ситуации выбора, подтверждающей или опровергающей правильность 
предварительного  вывода; III этап – выработка  прогноза  наиболее  ус-
пешной профессиональной деятельности учащегося.  
Предварительный  анализ  профориентационной  карты  и  прогнози-
рования дальнейшей профессиональной деятельности ученика дает воз-
можность  подготовиться  к  профконсультированию.  В  ходе  практиче-
ского этапа разработана процедура беседы, которая строится на поэтап-
ном  раскрытии  профориентационной карты  учащимся.  Ученик не  про-
сто  знакомится,  но  анализирует  характеристики, полученные от учите-
лей,  родителей,  товарищей.  Они  вызывают  у  него  глубокие  пережива-
ния,  которые  оказывают  непосредственное  влияние  на  последующую 
деятельность по самовоспитанию, подготовку к профессиональной дея-
тельности. Опыт показывает, что обобщенная характеристика, получен-
ная учеником от всех членов образовательного процесса, не подвергает-
ся сомнениям со стороны учащегося. Анализ характеристик и ситуации, 
в  которой  происходит  выбор,  дает  ученику  понимание  необходимости 
выбрать ту сферу деятельности или определенное обучение, где свойст-
венные  им  качества  личности  и  уровень  развития  способностей  пред-
ставляют возможность достигнуть наибольших успехов.  
Проведение  предварительного  и  основного  этапов  педагогической 
профконсультации привели нас к разработке модели организации педа-
гогической профконсультации (рис. 1).  
 
15


16  

Особенностью авторской модели педагогической профконсульта-
ции  является  привлечение  к  участию  всех  субъектов  образовательного 
процесса  в  сборе  диагностической  информации  методом  независимых 
характеристик. Ученик становится полноправным субъектом своего ре-
шения.  В  ходе  работы  с  профориентационной  картой  происходит  не 
только  его  знакомство  с  характеристиками,  но  и  интерпретация  полу-
ченных данных, обобщение, анализ. Ученик делает вывод о том, где он 
более успешен, что ему лучше удается, на этом основании он осуществ-
ляет самостоятельный и осознанный выбор профиля обучения. По ито-
гам профконсультаций формируются профильные классы.  
•  Целью  обобщающего  этапа  был  анализ  результатов  педагогиче-
ского эксперимента, оценка эффективности разработанных организаци-
онно-педагогических условий. Выбор профиля в соответствии с направ-
ленностью развития способностей по годам составил: 73 % – в 2004/05 
уч. г., 76 % – в 2005/06 уч. г., 83 % – в 2006/07 уч. г. Учителя подчерки-
вают возросший интерес школьников к учебе, их стремление к творче-
ству и активность. Администрация экспериментальной школы отмечает 
отсутствие  конфликтов  при  формировании  профильных  классов.  Мы 
констатировали  рост  общей  успеваемости  учащихся  профильных  клас-
сов  по  сравнению  с  успеваемостью  в  профильных  классах,  организо-
ванных до эксперимента (12 % – в 2004/05 уч. г., 13 % – в 2005/06 уч. г., 
10 % – в 2006/07 уч. г.). 
Таким  образом,  результаты  педагогического  эксперимента  свиде-
тельствуют о достижении цели исследования, о доказательстве постав-
ленной гипотезы. 
В заключении диссертации сделаны следующие выводы: 
1.  Эффективность  профконсультирования  обусловлена  участием 
на этапе диагностики всех субъектов образовательного процесса, кото-
рые  следовали  единым  критериям  оценки  выраженности  профессио-
нально важных качеств учащихся. 
2.  Разработка  и  внедрение  профориентационной  карты  способст-
вовали беспроблемному выбору учениками профиля обучения. 
3.  Созданные  алгоритм  прогнозирования  успешности  ученика  и 
методика педагогического профконсультирования обеспечили повыше-
ние мотивации учебной и творческой деятельности учащихся.  
 
17

Дальнейшего изучения требует проблема обоснования этапов, пред-
шествующих педагогической профконсультации, а также подготовки пе-
дагогов для организации педагогического профконсультирования. 
Основные положения диссертационного исследования отражены в 
следующих публикациях: 
 
Статьи  в  журналах,  рекомендованных  ВАК  Министерством 

образования и науки РФ: 
1.  Гулевич,  Л.А.  Предпрофильная  подготовка  как  взаимосвязан-
ность и взаимозависимость процессов образования и профориентации / 
Л.А. Гулевич // Профильная школа. – 2007. – № 5. – С. 3 – 5. 
Учебные пособия: 
1. Гулевич, Л.А. Возникновение и развитие профориентации моло-
дежи как научной и практической проблемы в конце XIX – начале XX 
века:  учеб.  пособие / Л.Л. Брылякова,  Л.А.  Гулевич. – Глазов:  Изд-во 
ГГПИ, 2006. – 76 с. (1/2). 
Статьи в научных журналах
1.  Гулевич,  Л.А.  Профильное  обучение  старшеклассников  на  фоне 
уроков  истории  образования  России / Л.А.  Гулевич // Проблемы  вузов-
ской  и  школьной  педагогики:  материалы  Всерос.  науч.-практ.  конф. 
«Шестые Есиповские чтения». – Глазов: Изд-во ГГПИ, 2005. – С. 73 – 74. 
2.  Гулевич, Л.А. Профориентация как условие осуществления пред-
профильной  подготовки / Л.А.  Гулевич // Модернизация  системы  про-
фессионального  образования  на  основе  регулируемого  эволюциониро-
вания:  материалы IV Всерос.  науч.-практ.  конф. – Челябинск:  Изд-во 
«Образование», 2005. – С. 254 – 257. 
3.  Гулевич,  Л.А.  Педагогическая  оценка  как  средство  диагностики 
при  организации  профильных  классов / Л.А.  Гулевич // Проблемы 
школьного  и  дошкольного  образования:  материалы  Восьмой  регион. 
науч.-практ. конф. – Глазов: Изд-во ГГПИ, 2006. – С. 132. 
4.  Гулевич,  Л.А.  Опыт  подготовки  специалистов  по  организации 
предпрофильной подготовки / Л.А. Гулевич // Интеграция методической 
(научно-методической) работы и системы повышения квалификации кад-
ров: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во «Об-
разование», 2006. – С. 167 – 169. 
18  

5.  Гулевич,  Л.А.  Возникновение  и  развитие  проблемы  педагогиче-
ской  профконсультации  в  истории  профориентации / Л.А.  Гулевич, 
М.А. Захарищева // Научное обозрение. – 2006. – № 4. – С. 129 – 133. 
(1/2). 
6.  Гулевич,  Л.А.  Опыт  создания  профориентационной  карты  в  це-
лях  педагогической  профконсультации / Л.А.  Гулевич // Педагогика  и 
психология  как  ресурс  развития  современного  общества:  материалы 
Междунар. науч. конф. – Рязань: Изд-во РГУ, 2007. – С. 429 – 433. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
19

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подписано в печать 20.09.2007. Напечатано на ризографе.  
Формат 60х841/16. Усл. печ. л. 1,2. Уч-изд. л. 0,79.  
Тираж 100. Заказ № 2047 – 2007. 
 
Глазовский государственный педагогический институт 
427621, УР, г. Глазов, ул. Первомайская, д. 25 
20  


Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница