Семантический подкласс глаголов со значением непроизвольного качественного изменения




Скачать 85.28 Kb.
PDF просмотр
НазваниеСемантический подкласс глаголов со значением непроизвольного качественного изменения
Крючкова Юлия Викторовна
Дата конвертации11.09.2012
Размер85.28 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьГерманские языки А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
На соискание ученой степениКандидат филологических наук
 
На правах рукописи 
                                                                                                                   
Крючкова Юлия Викторовна 
 
 
 
 
 
 
Семантический подкласс глаголов со значением 
непроизвольного качественного изменения 
 Специальность 10.02.04 – германские языки 
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т  
диссертации на соискание ученой степени 
кандидата филологических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург  
2002 



Реферируемое  исследование  посвящено  анализу  семантического 
подкласса  глаголов,  описывающих  непроизвольные  процессы.  Типичными 
представителями  этого  подкласса  являются  глаголы: bloom, (blossom), 
degenerate, faint. В данный подкласс с определенными ограничениями входят 
также  глаголы: mutate. grow, change, mature, fade, perish, darken, blacken, 
redden, increase, vary, alter, ease, fuse, melt, age, 
Перечисленные  глаголы  изучаются  как  отдельный  семантический  
подкласс  впервые.  Специфику  глаголов  исследуемого  подкласса  определяет 
гиперсема 
[НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ 
ИЗМЕНЕНИЕ]: 
они 
означают 
эволюционные  изменения,  меняющиеся  ситуации  и  развитие  качественных  
характеристик.  Наличие  этой  гиперсемы    в    структуре    их    лексического  
значения    подтверждается  данными    из    словаря  Роже.  В    словарных  
дефинициях    гиперсема  [НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ  ИЗМЕНЕНИЕ]  у    единиц 
этого  семантического  подкласса  индицирована  с  помощью    глаголов: grow,  
develop,  evolve  и  т.д. Соответственно, данный подкласс получает название 
глаголов НЕПРОИЗВОЛЬНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ. 
Актуальность    темы  исследования  определяется  необходимостью 
решения  более  общих  задач – исследования  механизмов  влияния 
лексического  значения  на  формирование  грамматической  парадигмы,  на 
полноту  выявления  в  ней  глагольных  категориальных  значений,  а  также  на 
особенности  употребления  глаголов  в  определенных  типах  синтаксических 
структур. 
Цель  настоящего      исследования –  выделить  и  описать  данный 
семантический  подкласс  глаголов,  установить  зависимости  между  их 
семантикой  и  наличием  в  ней  определенных  сем,  общекатегориальным 
значением и их особенностями в парадигматике и синтакгматике, в том числе 
выявить 
причины 
невозможности 
употребления 
некоторых 
парадигматических форм. 
Общие  цели  исследования  обусловили  необходимость  решения 
следующих задач: 

1)  изучение структуры  лексического  значения  исследуемых  глаголов; 
2)  исследование    характера    взаимодействия    глагольной    семантики    и  
значения  грамматических    категорий,  выявление  состава  самих 
грамматических  категорий,  образующих    парадигму  глаголов  изучаемого 
подкласса; 
3)  исследование  влияния    категориального    значения    анализируемых  
глаголов    на  выбор    синтаксической    структуры    предложения    и  их 
лексическую сочетаемость и синтаксическую валентность. 
4) выявление коммуникативных типов предложений, наиболее типичных 
для исследуемого подкласса. 
5)  поскольку  часть  глаголов (increase, ease, fuse, blacken, whiten, redden, 
blacken, change, alter, melt) являются полисемантичными, то для них не всегда 
возможна  реализация  значения  непроизвольного  изменения.  У  некоторых 
глаголов  это  значение  является  закрепленным,  у  некоторых  проявляется  в 
результате особой комбинаторики.  Объектом исследования являются только 
те  ЛСВ  глаголов increase, ease, fuse, blacken, whiten, redden, blacken, change, 
alter, melt, которые  реализуют  значение  качественного  непроизвольного 
изменения. 
В 
задачу 
исследования 
входит 
выявление 
условий, 
способствующих реализации именно этого категориального значения. 
В  качестве  модели    исследования  принимается  схема  реализации 
категориального  значения  глагола,  предложенная  Н.Н.  Болдыревым.  В  этой 
схеме  учитываются  следующие  факторы,  влияющие    на    функциональную  
категоризацию  глагола: 
—  лексическое значение  глагола; 
—  категориальное  значение  его  грамматической  формы; 
—  структурное  значение  предложения; 
—все  элементы  предложения. (Болдырев,  1995:16). 
При    анализе  влияния  элементов  предложения  на    функциональную  
категоризацию  исследуемых  глаголов в первую очередь будет  учитываться  
статус  таких  семантико-синтаксических  категорий,  как  субъект  и  объект. 

Исследование    проводится    в    русле    функциональной    грамматики,  так  как 
данное направление предполагает рассмотрение языковых единиц не только 
в  системном  аспекте,  но  и  непосредственно  в  предложении–высказывании. 
Функциональный    анализ    в    рамках    данного    исследования  рассматривает 
лексическое  значение  как  обобщение,  выраженное  через  грамматические  
категории    и  получающее  конкретную    реализацию    в    синтаксической  
организации  предложения. 
Теоретической  базой  для  исследования  послужили:   
—  теория  функциональной  грамматики  (В.Г.  Адмони,  А.В.  Бондарко, 
Н.А. Кобрина); 
—  теория  семантического  синтаксиса  (Г.Г.  Сильницкий, Ч.  Филлмор,  
Л.М. Васильев); 
— концепция  когнитивной  лингвистики  (Дж. Лакофф,  Р.Лэнекер, Е.С.  
Кубрякова, Н.А.  Кобрина, Н.Н.Болдырев). 
Диссертация    написана  на  материале  3000 примеров,  полученных  
методом  сплошной  выборки  из  современной  английской  и  американской  
литературы    различного    жанра    и    функционального    стиля.  В    качестве  
иллюстративного    материала    использовались    также    данные    английских  
словарей. 
Исследование    фактического    материала    проводилось  по  нескольким 
направлениям с применением  следующих   методов: 
1)  выявление    компонентов    семантической    структуры    глаголов    на  
основании  данных  идеографических и толковых  словарей; 
2) сопоставительный  анализ    общих  и  различительных  элементов  в  
структуре  значения    описываемых    глаголов    и    выделение  
тематических  групп  в  рамках  исследуемого  подкласса. 
3)  описание  валентностных  характеристик  и  спектра  категориальных 
значений глаголов исследуемого подкласса; 

1)  объяснение  причин  образования  лакун  в  парадигме  изучаемых 
глаголов,  путем  выявления  совместимости  лексического  значения 
слов и категориального значения форм. 
Научная    новизна  определяется  самим  объектом  исследования – 
выделяемый  в  данной работе семантический  подкласс  глаголов обладает 
специфичным  категориальным  значением – значением  непроизвольного  
неконтролируемого  процесса.  Исследование  глаголов  проводится  в 
соответствии  с  принципами    функционального  подхода,  предполагающего 
учет  функционального  потенциала  изучаемых    единиц  в  комбинаторике  и 
синтагматике,  а  также    взаимодействия  их    семантики    и    категориальных  
статусов. 
Теоретическая  значимость исследования заключается в том, выделение  
нового 
семантического 
подкласса 
английского 
глагола  расширит 
представления  о  механизмах  влияния  гиперсемы  на  актуализацию  того  или 
иного категориального значения. 
Практическая    ценность    исследования    предполагает    возможность  
использования    данного    материала    в    курсах    лекций    по    теоретической  
грамматике  (разделы  “Части  речи”, “Глагол. Взаимодействие лексической и 
категориальной  семантики”),  а    также    предполагает    использование  
полученных  данных  для  написания  методических  пособий  и спецкурсов  
в  рамках  этой  дисциплины. 
На  защиту  выносятся  следующие  положения: 
1)  Исследуемый  семантический  подкласс  глаголов  непроизвольного 
качественного  изменения  выделяется  на  основании  наличия  в  их 
семантической структуре гиперсемы [НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ], а 
также  на  основании  частных  проявлений  гиперсемы – семантических 
признаков  изменение  качественных  характеристик  (redden, blacken, darken, 
whiten, grow, mutate, increase, ease, degenerate, worsen, fuse)  или исчезновение 
признака (fade, melt, faint).  

Актуализация  значения  непроизвольного  качественного  изменения  
сопряжена  с  употреблением  неагентивного  подлежащего,  являющегося 
пациенсом  или  экспериенцером,  отсутствием  прямого  дополнения  и 
употреблением  наречий,  дающих  качественную  характеристику  протекания  
процесса. 
2) Подкласс глаголов непроизвольного качественного изменения не является 
однородным  по  своей  семантике  и  вследствие  этого  по  основным 
грамматическим характеристикам:  
а)  Прототипы  данного  подкласса – глаголы bloom, faint, degenerate 
являются  непереходными    и  значение  непроизвольного  изменения  является 
их главным словарным значением; 
б) у другой части глаголов – fade, increase, ease, fuse, melt, redden, blacken, 
whiten, darken потенциально  заложена  возможность  быть  использованными 
как  в  качестве  переходных,  так  и  в  качестве  непереходных  глаголов.  Эти 
глаголы  используются  в  качестве  глаголов  непроизвольного  качественного 
изменени  в  результате  функциональной  перекатегоризации (to change – 
change smth, increase – to increase smth, ease – to ease smth, melt – to melt smth, 
fuse – to fuse smth, worsen – to worsen smth).  В  случае  использования 
перечисленных глаголов в качестве переходных, они не относится к глаголам 
исследуемого подкласса. 
 
3) Специфика категориального значения анализируемых глаголов проявляется 
также в неполноте их парадигмы;  
а)  в  связи  с  отсутствием  категориального  значения  акциональности  они  не 
имеют форм пассивного и среднего залогов.  Эти ограничения не относятся к 
глаголам,  у  которых  значение  непроизвольного  изменения  не  является 
главным. 
б) поскольку анализируемые глаголы не содержат сем [ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ] 
и [ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ], они не употребляются в повелительном наклонении, 

для  них  также    характерно  ограничение  на  использование  в  сослагательном 
наклонении, для которого типично значение желательности. 
4)  Особенности  категориального  значения  исследуемых  глаголов  также 
находят  отражение  в  их  синтагматике;  данные  глаголы  не  используются  в 
побудительных предложениях и менее частотны в отрицательных, безличных 
и  вопросительных  предложениях – на 3000 примеров  зарегистрировано 20 
случаев употребления в отрицательных предложениях,  2 случая употребления 
в  безличных  предложениях  и 5 случаев  употребления  в  вопросительных 
предложениях. 
У  исследуемых  глаголов  наблюдаются    ограничения  в  комбинаторике; 
они  не  сочетаются    с  неличными  формами,  хотя  сами  способны 
функционировать в качестве инфинитива,  причастия I, причастия II, а также 
герундия.  Категориальное  значение  непроизвольного  изменения  налагает 
запрет  на  сочетаемость  этих  глаголов  с  модальными  глаголами 
должествования и разрешения. 
Структура    и  объем  работы.  Диссертация  состоит  из  введения,  трех 
глав,  заключения и  приложения. 
Во  введении  дается  обоснование  выбора  темы,  указывается  ее 
актуальность,  определяются  цели  и  задачи  исследования,  формулируется 
научная  новизна,  теоретическая  и  практическая  ценность  работы, 
описываются  методы  исследования,  излагаются  положения,  выносимые  на 
защиту. 
В  первой  главе  “Теоретические  обоснования  исследования”
рассматриваются  проблемы и специфика глагольной классификации. В главе 
представлены  общепринятые  глагольные  классификации,  принципы  их 
построения,  а  также  место  исследуемых  глаголов  в  отечественных  и 
зарубежных  классификациях.  Подробно  рассматриваются  классификации 
Г.А.  Золотовой,  И.Ю.  Шведовой,  Н.Д.  Арутюновой  и  др.  Обосновывается 
необходимость  выделения  исследуемых  глаголов  в  отдельный  подкласс,  а 

также    необходимость  их  специального  исследования,  рассматриваются 
ранее предпринимавшиеся попытки их изучения. 
Во  второй  главе      “Семантическая    структура    глаголов  
качественного    непроизвольного    изменения”,  описывается  специфика 
категориального  значения  исследуемого  подкласса,  а    также    факторы, 
способствующие  актуализации  категориального  значения  анализируемых 
глаголов. Производится  деление  анализируемых  глаголов  на  тематические  
группы. 
В    главе  проводится  исследование  фактического  материала    методом  
компонентного    анализа,  позволяющим    рассматривать    семантическую  
структуру  слова  как  комплекс  взаимосвязанных  элементарных значений –  
сем,  а    также    выявить    общее    и    отличное    в    лексическом    значении  
исследуемых  единиц. Выявляются  прототипы  исследуемых  глаголов.  
Третья  глава    “Функциональная    реализация    семантического  
потенциала”  посвящена  следующим  аспектам исследования: 
а) выявлению диапазона использования этих глаголов в различных видо-
временных формах;  
б)  анализу    механизмов    взаимодействия    значения    грамматических  
категорий    с    семантикой    и    категориальным    статусом    исследуемых  
глаголов; 
с)  Исследование    специфики    функциональных    ролей    исследуемых  
глаголов  и  их  синтаксической  сочетаемости. 
В    заключении    в  обобщенной  форме  подводятся    итоги    результатов  
исследования. 
 
Основное содержание работы 
Классификация    глаголов    вызывает    определенные    трудности    из-за  
особенностей    глагольной    референции  —  их    способности    схематично  
описывать  ситуацию, и помимо обозначения действия,  содержать  указание  
на    количество    ее    участников    (актантов)  и    на    их    характер. 

Неконстантность значения  слова часто  приводит  к  поликатегориальности,   
поэтому один и  тот  же  глагол в разном употреблении   может  входить  в  
разные  семантические  подклассы. Этим обусловлена сложность  глагольной  
классификации  и  наличие    множества  классификаций,  построенных    на  
основании только одного определенного  глагольного  признака. 
Общепринято  деление  глаголов  на  акциональные  и  неакциональные. 
Основанием  для  подобного  деления  является  наличие/отсутствие  
определенных    форм    в    парадигме    глагола,  определяющих 
возможность/невозможность 
реализации 
таких 
признаков 
 
как:  
статичность/динамичность,  предельность/непредельность,  
активный/пассивный  характер  субъекта,  направленность/ненаправленность  
на    объект.  На  основании  этих  критериев  выделяются    следующие  
семантические    подклассы    глаголов:  1)  действия;  2)  процессы;  3)  
состояния;  4)  релятивные  глаголы  (Булыгина,  1982;  Селиверстова,  1982;  
Золотова,  1982;  Никитин,  1988;  Болдырев,  1994,1995;  Падучева,  1994;  
Эргман 1985; Vendler,1967; Lakoff; 1971). 
У.  Чейф  на  основании  признака  статичности/динамичности  выделяет 
следующие подклассы глаголов: глаголы, обозначающие состояния; глаголы,  
обозначающие  действия;  глаголы,  обозначающие  процессы,  действия-
процессы;  амбиентные  состояния;  амбиентные  действия.  Основным 
критерием,  по  которому  определяется  принадлежность  глагола  к  тому  или 
иному  подклассу  является  его  способность/неспособность  соответствовать 
понятиям,  выражаемым  глаголами do и happen. Состояния  и  процессы 
соотносятся  с  понятием “happen”, а  действия  с  понятием “do”. Амбиентные 
состояния  и  амбиентные  действия  определяются  автором  как  понятия 
всеобъемлющие. [Чейф; 1975;117-119].   
Г.А.  Золотова,  строя  свою  классификацию  на  материале  русских 
глаголов,  также  придерживается  общепринятого  деления  глаголов  на 
акциональные  и  неакциональные.  Однако  ее  классификация  отличается 
большей  дробностью  (Золотова; 1998). За  критерий  деления  глаголов  на 

классы  принимается  возможность/невозможность  участия  глаголов  в 
организации  моделей  того  или  иного  типового  значения  и  связь  с 
определенным типом речи. 
На этой основе Г.А. Золотова выделяет следующие подклассы глаголов: 
1)  Акциональные глаголы; 
2)  Глаголы состояния (статуальные); 
3)  Неполнозначные глаголы; 
а) фазисные; 
б) модальные. 
4)  Компенсаторы.  
Акциональные  глаголы  представлены  несколькими  семантическими 
разрядами:  
1)  глаголами  конкретного  физического  действия  (мыть,  чистить,  копать, 
бить, варить, резать, шить, писать, косить, белить, вязать, пилить, стучать  
и т.д.). 
2)  глаголами  перемещения,  движения,  моторно-кратного  и  моторно-
некратного  (ходить,  идти,  бегать,  бежать,  летать,  лететь,  плыть,  шагать, 
ехать и т.д.). 
3)  глаголами  речевого  действия  (говорить,  рассказывать,  сообщать, 
спрашивать,  отвечать, докладывать, возражать, поддакивать и т.д.). 
4)  глаголами  донативного  действия,  изменяющие  поссесивные  отношения 
(давать,  брать,  вручать,  получать,  принимать,  посылать,  дарить, 
продавать, покупать, приобретать, наделять, обмениваться, делиться и др.) 
5)  глаголами  социальных  интерсубъектных  действий  (играть  с  кем-то, 
ссориться,  мириться,  воевать,  драться,  сражаться,  судиться,  голосовать, 
разводиться, здороваться, прощаться и др.). 
Г.А.  Золотова  отмечает  у  всех  акциональных  глаголов  такие  общие  
категориальные  признаки  как  активность  и  целенаправленность  действия, 
совершаемого,  как  правило,  лицом  или  живым  существом,  потенциальная 
наблюдаемость и  способность к конкретно-временной локализации.  

Среди  неакциональных  глаголов  выделяются  следующие  семантические 
разряды: функтивные, реляционные, статуальные.  
Исслеедуемые в настоящей работе глаголы впервые рассматриваются как 
отдельный  подкласс,  хотя  некоторые  из  них  уже  попадали  в  поле  зрения 
лингвистов. 
Среди 
исследователей, 
неоднократно 
отмечавших 
неакциональный  характер    описываемых  глаголов  можно  назвать  Г.А. 
Золотову,  Г.Г. Сильницкого, Н.Н. Болдырева, М.С. Кибардину. 
Г.А. Золотова определяет  глаголы  типа расти, цвести, созревать, таять, 
темнеть  как  статуальные,  т.к.  они    обозначают    состояния    или    изменения  
состояний [Золотова, 1988;  365]. 
Г.Г.  Сильницкий    определяет    некоторые    из    этих    глаголов    как  
“градуальные  процессивы”  [Сильницкий,  1986;46]. 
Л.В.  Кнорина  описывает  группу    глаголов,  обозначающих  постоянные 
изменения: 
прогрессировать, 
регрессировать, 
эволюционировать, 
деградировать,  совершенствовать.  Автор  характеризует  эти    глаголы  как 
обозначающие  действия,  связанные  с  непрерывным  изменением  состояния 
[Кнорина, 1987; 59]. 
Н.Н.  Болдырев, на  материале  английского  языка,  выделяет  глаголы  с  
категориальным  значением  процессуальности  и  проводит  их  
дифференциацию  на следующие  тематические  группы: 
1.“кулинарные”  глаголы: bake,  boil,  cook,  cool,  fry, grill,  heat,  parch,  
roast,  steam,  stew,  etc; 
2. глаголы  движения  и  перемещения:  advance,  appear,  come,  fall,  fly,  
flow,  run,  sink,  slip,  steady,  upset,  wave,  etc; 
3. глаголы  общего  изменения  состояния:  age,  air,  alter,  change,  close,  
ease,  even,  empty,  fill,  fold,  fuse,  grow,  increase,  level,  narrow,  open,  vary,  
etc; 
4. глаголы,  обозначающие  природные  и  стихийные  процессы:  drizzle,  
freeze,  rain,  shine,  snow,  wither,  etc; 

5. процессы,  связанные  с  жизнедеятельностью  человека  и  животных:  
awake,  blush,  die,  doze,  faint,  sleep,  twitch. 
Существует  ряд  классификаций,  в  которых  глаголы,  входящие  в 
исследуемый  в  данной  работе  подкласс  (непроизвольного  качественного 
изменения)  не  находят  отражения  (Н.Д.Арутюнова,  Н.Ю.Шведова, 
Л.М.Васильев,  А.А.Уфимцева).  В  ряде  классификаций,  включающих 
некоторые  из  анализируемых  здесь  глаголов,  они  отнесены  к  глаголам 
состояния  (Г.А.Золотова,  Г.Г.Сильницкий)  Однако,  глаголы  качественного 
непроизвольного изменения неправомерно считать  подклассом со значением 
состояния,  т.к.  их  категориальным  значением  является  непроизвольный 
процесс. Безусловно, процессы и состояния имеют много общего. Состояния, 
как и непроизвольные процессы, исключают значение целенаправленности и 
контролируемости  и  требуют  особого  рода  субъектов – не  агенсов,  а 
пациенсов 
и 
экспериенциров. 
Глаголы, 
обозначающие 
процессы, 
представляют  собой  маргинальный  подкласс,  т.к.  помимо  признаков, 
характерных  для  глаголов  состояния  они  обладают  и  признаками, 
свойственными  акциональным  глаголам – динамичностью  и  способностью 
обозначать результат. 
В  английском  языке  возможно  говорить  о  двух  видах  процессов:  о 
наблюдаемых  процессах,  выраженных  группой  времен Continuous и  о 
процессах  определенные  стадии  которых,  не  всегда  фиксируются 
человеческим сознанием, получающих выражение в семантике определенной 
группы  глаголов.  Именно  к  таким  процессам  относится  исследуемый  в 
данной работе подкласс. 
Таким  образом,  категориальное  значение  анализируемых  глаголов 
требует отдельного исследования. 
В последнее время в лингвистической  науке,  особенно  в  отечественном  
языкознании,  широко  используется  термин    "категоризация"  Принято  
различать    категоризацию    двух    типов:  лексико-семантическую    и  
грамматическую. 

Оба    типа    категоризации    являются    следствием    классифицирующей  
деятельности    сознания,  но  для  их  выделения  используются  различные 
основания.  В    основе    лексико-семантической    категоризации    лежит  
процедура,  в  результате  применения  которой  формируются  определенные  
классы    языковых    единиц,  напоминающих    сходные    онтологические  
сущности  или  денотаты,  т.е.  это  языковое  выражение  знаний  о  реальном  
мире. 
Грамматическая    категоризация    понимается    как    процесс    вывода  
актуализации    значения    на    формально-маркированный    уровень    для  
выражения  общих  категориальных  значений  [О.В.  Трунова,  1999;  40]. 
Глагольная    категоризация    неизбежно    затрагивает    (точнее  
предопределяет)  категоризацию    субъекта  и  объекта,  т.е.  если    глагол,  
например,  относится    к    классу    акциональных,  то    его    акциональная  
категоризация    детерминирует    субъект-агенс;  соответственно  
неакциональные  глаголы  (выражающие состояния,  процессы и  релятивные 
глаголы)  требуют    субъекта    пациенса,  либо    экспериенцера.  
Представляется,  что  более  точно  функциональную    категоризацию  в  этом  
смысле можно  назвать  комплексной  или  соотносительной. 
Переосмысление  значения  глагола    в  связи  с  установлением  связей  с 
нетипичным 
субъектом 
или 
объектом 
приводит 
к 
реализации 
несвойственных его системному значению признаков или нейтрализации его 
прототипических  признаков,  т.е.  его  перекатегоризации  [Н.Н.  Болдырев; 
2001, 47]. 
Иными 
словами, 
явлением 
перекатегоризации 
обусловлена 
возможность    одной    и  той  же  лексемы  при  изменении  статуса  субъекта  и 
объекта  переходить  в  другой  подкласс.  Это  явление  наблюдается  у 
некоторых  глаголов  непроизвольного  качественного  изменения.  Поэтому  в 
главе проводится анализ особенностей реализации категориального признака 
переходности/непереходности  у  глаголов    непроизвольного  качественного 
изменения 
Анализ позволяет выявить, что многие из исследуемых здесь глаголов 
являются  поликатегориальными,  т.е.  способными  функционировать  и  как 
переходные  и  как  непереходные.  В  случаях,  когда  некоторые    из 

анализируемых  глаголов  являются  переходными,  они  переходят  в  другой 
подкласс,  что  подтверждает  тезис  о  размытости  границ  между  классами.  
Контекстными  условиями,  позволяющими  переход  непроизвольных 
процессов  в  подкласс  акциональных  явяется  их  способность  сочетаться  с 
прямым дополнением и с субъектом-агенсом, тогда как у непереходных ЛСВ 
этих глаголов отсутствует прямое дополнение и субъект является пациенсом 
или  экспериенцером.  Таким  образом,  в  исследуемом  подклассе  существуют  
глаголы,  способные функционировать и как переходные и как непереходные 
– grow, change, ease, increase, worsen, alter, melt, но  существуют  и  глаголы, 
которые являются только непереходными – faint, degenerate, bloom. 
Глаголы  качественного  непроизвольного  изменения  представляют  собой 
семантический  подкласс,  общее  категориальное  значение  которого  можно 
определить  как  непроизвольный  процесс.  Данные  глаголы  описывают 
постепенно  идущие  процессы,  изменения  качественных  характеристик, 
которые  внешне  не  наблюдаемы.  Причиной  изменений  в  описываемых 
ситуациях    чаще  всего  являются  природные  процессы.  Этим  объясняется 
особая семантическая роль субъекта – он является не деятелем, а пациенсом 
или  экспериенцером.  Реализация  категориального  значения  исследуемых 
глаголов  влияет  не  только  на  статус  субъекта,  она  определяет  отсутствие  у 
представителей  анализируемого  подкласса    объекта,  а  на  синтаксическом 
уровне  прямого  дополнения    Неагентивный  характер  субъекта  в  роли 
подлежащего и отсутствие прямого дополнения являются критериями отбора 
наиболее 
типичных 
членов 
подкласса. 
Полностью 
требованиям 
прототипичности 
(непереходность 
и 
синтаксическая 
связь 
с 
“псевдоактивным”  субъектом)  соответствуют    глаголы  degenerate, faint, 
mature,  поэтому  данные  глаголы  являются  прототипами  семантического 
подкласса   глаголов непроизвольного качественного изменения. Глаголы  с  
неустойчивой 
 
категоризацией, 
или 
“плавающим” 
признаком 
переходности/непереходности: alter,   grow,  change,  melt, increase, worsen, 
darken, blacken, whiten, vary удалены    от    прототипического    ядра,  т.к. 
способны    реализовывать        валентность    на    прямое    дополнение. 
Валентность 
на 
прямое 
дополнение 
нейтрализует 
значение 

непроизвольности,  и  в  этом  случае  глаголы  переходят  в  другой 
семантический подкласс: 
She  grows  roses  in  her  garden.  [L.D] 
The  incident  changed  their  life  completly  [L.D.] 
They altered the law of God.[U. Eco; 173]. 
Capitalizing on the newest technology Koleco engineers have used a new chip 
in microprocessors FX1925 which has greatly increased its performance. [B. E.; 
77]. 
Прототипы  глаголов  непроизвольного  качественного  изменения 
обладают устойчивым категориальным значением: 
“I am degenerating “ he thought [I. Murdoch,114]. 
He has matured during these years [T.R.] 
В  приведенных  выше  примерах  глаголы  реализуют  значение 
непроизвольного  изменения – описываемые  ими  процессы  идут  независимо 
от  воли субъекта. 
Тематическая  неоднородность  исследуемых  глаголов  обуславливает 
необходимость  их  деления  на  тематические  группы.  Принципом,  по 
которому производится тематическое деление, является характер изменений. 
Понятие  характер  изменений  исследуемых  глаголов  предполагает  не 
только констатацию факта изменений, но и их оценку, т.е. непосредственно 
связано с понятием оценочности. 
В  основе  категориального  значения  глаголов  непроизвольного 
качественного  изменения  лежит  тип  их  оценочности  и  семантика.  Как  уже 
было отмечено, в структуре их семантики выделяются семы разного уровня 
обобщения:  гиперсемы,  интегрирующие  семы  и  дифференциальные  семы. 
Наиболее  типичные  глаголы  (прототипы)  данного  подкласса  имеют  в 
структуре  своего  лексического  значения  на  первом  месте  гиперсему 
[НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ 
ИЗМЕНЕНИЕ], 
семы 
[ГРАДУАЛЬНОСТЬ], 
[МГНОВЕННОСТЬ  ИЗМЕНЕНИЙ],  [ОЦЕНОЧНОСТЬ]  в  вариантах – 
[КАЧЕСТВЕННАЯ 
ОЦЕНКА], [КОНСТАТИРУЮЩАЯ 
ОЦЕНКА], 

[ОДУШЕВЛЕННОСТЬ]/[НЕОДУШЕВЛЕННОСТЬ]. 
Гиперсема 
[НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ 
ИЗМЕНЕНИЕ] 
подтвержается 
наличием 
в 
дефинициях  значения  исследуемого  подкласса  таких  характеризующих 
глаголов как: grow, develope, evolve, а также через   категоризацию субъекта, 
поэтому  данную  сему  можно  назвать  субъектно  ориентированной.  У 
прототипов 
данного 
подкласса 
субъект, 
как 
правило, 
выражен 
одушевленными  именами,  названиями  растений  и  существительными, 
обозначающими природные  и физиологические процессы.  
Категориальное  значение  качественного  непроизвольного  изменения, 
получая  языковое  выражение  через  ряд  предикатных  категорий,  в  то  же 
время    определяет  количество  этих  категорий-параметров  в  парадигме 
анализируемых  глаголов.  В    общем,  анализ    категориальных    особенностей  
глаголов    качественного    непроизвольного    изменения    позволяет    сделать  
вывод    о  неполноте  их    парадигмы    ввиду        отсутствия    некоторых 
онтологических  данных  для  реализации    грамматических    категорий    в    их  
парадигме,  а  именно  —  категория  залога  представлена  только  формой  
действительного  залога, т.к. исследуемые глаголы описывают не действие, а 
непроизвольный  процесс.  Исследуемые    глаголы    не    употребляются    в  
повелительном    наклонении  по  причине    несовместимости  категориального 
значения  данной  грамматической  формы  и  категориального  значения 
исследуемых  глаголов    (непроизвольными  процессами  невозможно 
управлять  усилием  воли).  Неоднозначным    является  реализация 
исследуемыми    глаголами        категории    предельности/непредельности.  
Анализируемый    подкласс    на    уровне    системы    является    непредельным,  
однако,  фактически  все  глаголы, кроме глагола fade,  способны   получать  
значение    предела    в    предложении  при  условии,  что  подлежащее  имеет 
значение причины. 
Кроме    того,  анализируемые    глаголы    характеризуются    низкой  
частотностью  употребления  в  формах  сослагательного  наклонения.   

Функционально-синтаксические  характеристики  отражают  особенности  
функциональной    категоризации    исследуемого    подкласса.  Среди  
коммуникативных  типов  предложений для  исследуемых  глаголов наиболее 
типичным  является  повествовательный  тип,  т.к.  именно  данный 
коммуникативный  тип  предложения  как  нельзя  лучше  соответствует 
коммуникативным    задачам  говорящих – констатации  факта.  Анализ  
фактического    материала    выявил    полное    отсутствие    эллиптических  
предложений.  Вероятно,  это  объясняется  тем,  что  сжатость  информации  в 
эллиптическом  предложении  вступает  в  противоречие  с  коммуникативной 
задачей  констатации  факта,  а  также  связана  зависимостью  самого  значения 
глагола от семантики других членов предложения, в частности подлежащего. 
  Из    всего    подкласса    со    значением    качественного    непроизвольного  
изменения    только    глагол darken  зафиксирован    в    безличных  
предложениях.  
Исследуемые    глаголы,  как  правило,    не  сочетаются  с  вербалиями,  
т.к.  вербалии  чаще  всего  дают  дополнительную  характеристику  именно  
действию,  а    не    самостийному  процессу,  часто        выполняют    функцию  
вторичной  предикации.  Глаголы непроизвольного качественного изменения    
сочетаются  с  модальными  глаголами  только со значением предположения.  
Достаточно  распространены    сочетания    данных    глаголов    с    фазовыми  
глаголами.  
 
 
ПО  ТЕМЕ  ДИССЕРТАЦИИ  ОПУБЛИКОВАНЫ  СЛЕДУЮЩИЕ 
СТАТЬИ: 
1.  Семантический  подкласс  глаголов  со  значением  перехода  в  иное 
качество//  Проблемы  лингвистического  описания  разноуровневых 
языковых единиц. cб. Научных трудов – Уссурийск ,1997.c.55-59. 

2.  Семантический  подкласс  глаголов  со  значением  непроизвольного 
качественного изменения//Единство системного и функционального – 
Белгород 1997 – с.124-126. 
3.  Семантические 
и 
категориальные 
особенности 
глаголов 
непроизвольного действия//Поиск молодых – Уссурийск: издательство 
УГПИ1999 – с.161-162. 
4.  Категориальные  особенности  семантического  подкласса  глаголов  со 
значением  непроизвольного  качественного  изменения//Актуальные 
проблемы лингвистики – Мурманск 1999. – с.62-71. 
5.  Категориальные  особенности  семантического  подкласса  глаголов  со 
значением 
непроизвольного 
качественного 
изменения// 
Царскосельские 
чтения. 
Научно-теоретическая 
межвузовская 
конференция с международным участием – СПб 2000. – c.81-82. 
 
 
 


Добавить документ в свой блог или на сайт
Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница