Педагогические аспекты развития творческого потенциала школьника в гимназическом образовательном пространстве


Скачать 294,07 Kb.
НазваниеПедагогические аспекты развития творческого потенциала школьника в гимназическом образовательном пространстве
страница1/2
ИЛЬЯШЕНКО Татьяна Анатольевна
Дата конвертации20.09.2012
Размер294,07 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьОбщая педагогика, история педагогики и образования
Год2008
На соискание ученой степениКандидат педагогических наук
  1   2
На правах рукописи


ИЛЬЯШЕНКО Татьяна Анатольевна


Педагогические аспекты

развития творческого потенциала школьника

в гимназическом образовательном пространстве


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


СМОЛЕНСК – 2008



Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор


Селиванов Владимир Семенович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Хачикян Елена Ивановна


кандидат педагогических наук,

заслуженный учитель России

Дюг Леонид Трофимович


Ведущая организация: Рязанский государственный университет им. С. Есенина


Защита состоится «___» __________________2009 г. в ________часов на заседании диссертационного совета Д 212.254.02 при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного университета.


Автореферат разослан «_____» ____________2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Селиванова Л.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время система отечественного образования находится в состоянии модернизации ее структурных компонентов. Утверждение в обществе приоритета общечеловеческих ценностей предопределило такое изменение сущности учебно-воспитательного процесса в современных образовательных учреждениях, которое смогло бы обеспечить не только раскрытие, но и развитие потенциальных творческих возможностей личности субъектов образовательного процесса, способствуя их самореализации. В этих условиях исключительно важной задачей современного образования является развитие творческих способностей всех учащихся и формирование у подрастающего поколения опыта творческой деятельности. Творческие способности и реальный опыт творческой деятельности становятся существенно значимой частью системы образования. Его сущность выражается в стремлении и умении человека изменять материальные и духовные объекты окружающего мира в собственных и общественных интересах.


Проблеме развития творческого человека уделялось внимание на всех этапах становления общества. Она интересовала многих философов, психологов, культурологов, социологов, педагогов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, П.Ф. Каптерев, И.Я. Лернер, Н.О. Лосский, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский и др.).

Сущность процесса творчества была предметом исследования в работах Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, С.П. Иванова, И.С. Кона, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, Н.И. Непомнящей, Я.А. Пономарева.

Проблема развития творческого потенциала в связи с изучением вопросов одаренности и креативности личности, ее творческой активности рассматривается в исследованиях Ф. Баррона, Ф. Джексона, Дж. Гилфорда,
Д. Льюиса, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, К. Тейлора, П. Торренса и др.

В исследованиях по педагогике можно выделить целый ряд приоритетных направлений, посвященных проблеме творчества в образовательном процессе.

Творческое начало в учебно-познавательной деятельности и основы творческого подхода к педагогической деятельности отражены в работах В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, В.Н. Ефимова, Л.А. Колосовой, Н.М. Романенко, А.В. Усовой и др. Факторы, способствующие педагогическому творчеству и творческому применению педагогического опыта, рассмотрены в работах В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, В.В. Краевского, Я.С. Турбовского и др. Педагогическое творчество стало предметом исследований В.И. Андреева, А.С. Белкина, В.П. Беспалько, Ю.Н. Кулюткина, М.И. Махмутова, Н.Д. Никандрова, И.П. Раченко, Н.М. Яковлевой и др. Особенности коллективной творческой деятельности учителей исследованы М.М. Поташником, Р.Х. Шакуровым, Е.Е. Шулешко и др. Проблемы взаимодействия педагогов в творческой деятельности отражены в исследованиях М.М. Бахтина, В.Л. Бенина, В.С. Библера, В.А. Петровского и др.

Особое внимание в целом ряде исследований уделено поиску средств, способствующих развитию творческого потенциала личности в инновационной образовательной системе: решение учебно-творческих задач
(А.П. Акимова, С.Н. Киссельгофф, Ю.П. Кулюткин и др.), диалог (О.А. Анисимов, А.А. Вербицкий, В.В. Сериков, Н.Ю. Посталюк и др.), организация самостоятельной работы (Т.Е. Исаева, Н.Г. Ковалевская, П.И. Пидкасистый и др.), ситуативно-игровое обучение (А.А. Вербицкий, О.В. Пастюк, Х.С. Хайдаров и др.).

В последнее время был выполнен ряд диссертационных работ, посвященных созданию педагогических технологий, способствующих формированию и развитию различных способностей и потенций учащихся (Л.В. Бурая, В.В. Садовая, К.В. Паталаха и др.). При этом проектирование новых технологий тесно связано с организацией образовательно-развивающей среды, обладающей неограниченными возможностями для развития личности всех участников педагогического процесса.

Активное исследование организации и роли образовательных пространств и целостного педагогического процесса в последние годы ведется учеными А.И. Арнольдовым, Е.В. Бондаревской, С.И. Григорьевым, А.Я. Данилюком, Т.Е. Денисович, И.А. Колесниковой, Ю.С. Мануйловым, Л.И. Новиковой, В.М. Полонским, В.И. Слободчиковым, А.П. Тряпицыной и др.

Однако, отстаивая актуальность творческого развития личности ребенка, исследователи недостаточно акцентируют внимание на интересующей нас проблеме развития творческого потенциала школьника и педагога в образовательном пространстве гимназии. В этой связи можно говорить о наличии противоречий между потребностью общества в личности с развитым творческим потенциалом и недостаточным вниманием педагогов к поиску условий ее развития; между объективными потребностями качественного преобразования процесса обучения на основе единства сознания, чувств и поведения учащихся и невозможностью этих изменений в традиционных условиях; между необходимостью развития творческого потенциала личности школьника, потребностью практического воплощения данного процесса в учебной деятельности и отсутствием его достаточной теоретической разработанности и технологического обеспечения.

На этом основании сформулирована проблема исследования: каковы организационная структура и содержание гимназического образовательного пространства, способствующего развитию творческого потенциала школьника.

Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические аспекты развития творческого потенциала школьника в гимназическом образовательном пространстве».

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в российской гимназии.

Предмет исследования – гимназическое образовательное пространство как условие эффективного развития творческого потенциала школьника.

Цель исследования – определение возможности и степени влияния гимназического образовательного пространства на развитие творческого потенциала личности школьника.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что наиболее эффективное развитие творческого потенциала школьников обеспечивается в условиях гимназического образовательного пространства как поля взаимодействия педагогов и учащихся с целью обеспечения максимально возможного развития творческого потенциала учеников и педагогических способностей учителей при умеренной дифференциации процесса обучения и максимальной интеграции процесса воспитания.

Задачи исследования:

  1. На основе теоретического анализа уточнить содержание понятия «творческий потенциал личности».

  2. Выявить системообразующие факторы гимназического образовательного пространства, определяющие развитие творческого потенциала личности.

  3. Определить содержание и специфику гимназического образовательного пространства, обеспечивающего творческое развитие личности.

  4. Обосновать условия эффективного функционирования гимназического образовательного пространства в целях развития творческого потенциала школьника и педагога.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- концепция понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, К.Д. Ушинский и др.);

- основные положения о творчестве применительно к педагогическим явлениям и процессам (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, А.С. Косогова, Н.Д. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.);

- концепция субъектной основы жизнедеятельности личности, ее активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский);

- концепция развития творческого потенциала личности (М.М. Бахтин, В.М. Букатов, С.П. Иванов, В.А. Кан-Калик, О.В. Пастюк и др.);

- гуманистические идеи воспитания и образования (Ш.А. Амонашвили, А.Я. Данилюк, Н.П. Сенченков, В.А. Ситаров, В.А. Сухомлинский,
К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.);

- аксиологический подход (Е.А. Васина, М.С. Каган, И.А. Колесникова,
Л.В. Кондрашова, В.Я. Лыкова, Н.Л. Селиванова, А.П. Сманцер, Е.Н. Степанов и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение; беседа; анкетирование; педагогический эксперимент; статистические методы обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальные общеобразовательные учреждения «Гимназия № 24», «Гимназия № 13», «Гимназия № 30» г. Магадана.

Этапы исследования.

Первый этап (2002–2003 гг.) – теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы с целью выявления состояния проблемы, определение исходных теоретических позиций; анализ и обобщение опыта работы образовательных учреждений по вопросам организации образовательного пространства; разработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2004–2006 гг.) – опытно-экспериментальная работа, проверка эффективности разработанной модели, построение и организация гимназического образовательного пространства гимназии № 24 г. Магадана.

Третий этап (2007–2008 гг.) – анализ, систематизация, обобщение опытно-экспериментального материала, формулировка выводов, разработка и внедрение в практику рекомендаций для учителей образовательных учреждений; оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна: обосновано и уточнено содержание понятия «творческий потенциал личности»; определены системообразующие факторы организации гимназического образовательного пространства; выявлены содержание и специфика гимназического образовательного пространства, обеспечивающего творческое развитие личности; определены условия эффективного функционирования гимназического образовательного пространства.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержательных характеристик понятия «творческий потенциал личности» с психолого-педагогических позиций; в определении системообразующих факторов гимназического образовательного пространства, влияющих на развитие творческого потенциала личности школьника; в выявлении совокупности компонентов образовательного пространства гимназии (факультативы, предметные кружки, спецкурсы, студии, секции, молодежные движения, деятельность клубов и др.), влияющих на развитие творческого потенциала; в определении условий эффективного воздействия гимназического образовательного пространства на развитие творческого потенциала школьника.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и успешной апробации модели инновационного гимназического пространства, позитивно влияющего на творческое развитие личности учащихся и учителей. Разработанные практические аспекты творчески ориентированного образовательного пространства гимназии могут быть использованы при организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, в консультационной деятельности с родителями, при создании программ подготовки будущих педагогов, а также в научно-исследовательской работе со студентами.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены обоснованностью и логичностью методологии исследования, использованием современных научных подходов, комплексом теоретических и эмпирических методов, соответствующих целям, предмету, задачам и логике исследования, разнообразием экспериментальных методик, педагогическим экспериментом, количественным и качественным анализом полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческий потенциал личности – это комплекс свойств индивида, являющийся объектом педагогической деятельности профессиональных педагогов и вовлекаемых в педагогический процесс воспитателей; он представляет собой сложное личностно-деятельностное образование, включающее совокупность задатков, личностных качеств и способностей, формирующихся компетенций, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации личности в ее будущей социально-профессиональной деятельности.

2. Гимназическое образовательное пространство – это специфическое место и особые по сравнению с обычной общеобразовательной школой условия формирования личности учащихся, педагогической деятельности учителей, характерными особенностями которого являются высокий уровень материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса, определенная, ограниченная уставом дифференциация образования на всех этапах обучения, максимальная интеграция воспитательной работы в группах различной интеллектуальной направленности. Системообразующим фактором, наряду с деятельностью государства и педагогов, объединяющим и направляющим развитие субъектов гимназического образовательного пространства, является, в первую очередь, деятельность самих воспитанников, их стремление и способность к совершенствованию своего духовно-нравственного состояния. Через их восприятие и различные виды творчества разнонаправленные воспитательно-образовательные влияния корректируются и реализуются лишь в той части, которая соответствует индивидуальности учащегося-гимназиста.

3. В гимназическом образовательном пространстве как открытой образовательной системе основой содержания учебно-воспитательной деятельности учительского и ученического коллективов является инициируемое педагогами, родителями и общественностью освоение учащимися всех компонентов содержания общего образования: разносторонних знаний о многообразии мира, развитой способности к практической и интеллектуально-творческой деятельности, стремления и умения устанавливать рациональные гуманистические отношения с людьми различной духовной ориентации.

4. Условиями эффективного функционирования гимназического образовательного пространства являются:

- постоянная готовность педагогов, родителей и общественности к работе в инновационном режиме, при постоянно изменяющихся требованиях к личности каждого субъекта педагогического процесса;

- сотворчество педагога и учащихся по овладению умениями и навыками успешного решения коммуникативных задач в сфере межличностных взаимодействий, в реализации творческих идей, в ситуациях поиска;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки и сопровождения гимназистов, их родителей и учителей;

- предоставление широких возможностей и перспектив учащимся для самоопределения в различных сферах деятельности;

- всестороннее обеспечение правовых, материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических условий гимназического образовательного пространства, влияющих на учащихся, их родителей, учителей, сферу социальных связей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования освещались на Всероссийской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (Москва, 2001, 2003); на фестивале-конференции «Авторская школа “Эврика”» (Москва, 2003, 2005); на Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского (Москва, 2005, 2007); на XXIII Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России» (Москва, 2008); на международной научно-практической конференции Северного международного университета «Университет в регионе: наука, образование, культура» (Магадан, 2006); на областных Рождественских чтениях (2005, 2008); на научно-практической конференции, посвященной 60-летию г. Магадана (Магадан, 1999); на VIII научной конференции аспирантов и молодых исследователей Северного международного университета (Магадан, 2001);

Результаты диссертационного исследования докладывались; на международной научно-практической конференции «Образование на Севере: проблемы и перспективы» (Магадан, 2002); на научно-практической конференции «Университетский комплекс – стратегический фактор социально-экономического развития северного региона» (Магадан, 2003); на IV межвузовской научно-практической конференции студенческой и учащейся молодежи (Магадан, 2003); на II региональной научно-практической конференции «Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее» (Магадан, 2003); на научно-практической конференции «Интеллектуальные ресурсы Северо-Востока России» (Магадан, 2005); на заседаниях кафедры педагогики и психологии Северо-Восточного государственного университета, а также на заседаниях экспертных советов департамента образования Магаданской области и управления образования мэрии г. Магадана.

Методические рекомендации, разработанные в ходе исследования, внедрены в практику работы гимназий города Магадана. Основное содержание исследования отражено в 15 опубликованных работах.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность; определяются цель, предмет, объект, задачи, теоретические основы и методы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе «Теоретический анализ проблемы влияния гимназического образовательного пространства на развитие творческого потенциала личности участников образовательного процесса» рассмотрены и проанализированы основные понятия темы, выявлены их сущностные характеристики, раскрыты особенности гимназического образовательного пространства и описана его модель.

Во второй главе «Развитие творческого потенциала школьника и педагога в практике организации и построения гимназического образовательного пространства» проанализировано состояние педагогической практики по исследуемой проблеме, проведен анализ педагогического опыта, анкетных данных, результатов опроса и бесед. Представлена организация и построение гимназического образовательного пространства, способствующего формированию творческого потенциала личности школьника и педагога.

В заключении сформулированы основные выводы, представлены полученные результаты исследования, подтверждающие гипотезу исследования, определены перспективные направления, требующие дальнейшего изучения.

В приложениях представлены опытно-экспериментальные и методические материалы исследования.

  1   2

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница