Гармонизация воспитательных отношений в педагогическом наследии к. Н. Вентцеля


Скачать 333,75 Kb.
НазваниеГармонизация воспитательных отношений в педагогическом наследии к. Н. Вентцеля
страница1/2
КУДРИЦКАЯ Елена Викторовна
Дата конвертации21.09.2012
Размер333,75 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьОбщая педагогика, история педагогики и образования
На соискание ученой степениКандидат педагогических наук
  1   2






На правах рукописи


КУДРИЦКАЯ Елена Викторовна


ГАРМОНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ


13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования




АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Смоленск -2008



Работа выполнена в государственном образовательном

учреждении высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»



Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

Лыкова Валентина Яковлевна



Официальные оппоненты:



доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

Ситаров Вячеслав Алексеевич






кандидат педагогических наук

Титова Наталья Ивановна



Ведущая организация



Волгоградский государственный педагогический университет



Защита состоится «____»__________________2008 года в _____часов

на заседании диссертационного совета Д 212.254.02 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Смоленском государственном университете по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д.4.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Смоленского государственного университета.


Автореферат разослан «____» ________________2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Селиванова Л. Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, базируются на положении о том, что современное общество нуждается в активно развивающейся, самоопределяющейся, духовной, творческой личности.

Это определило приоритеты новой образовательной траектории, направленной на переориентацию педагогической практики, основой которой становится обращение к ребенку как высшей ценности, формирование положительной «Я - концепции» личности, создание условий психологической защищенности и эмоционального комфорта, становления ребенка как субъекта педагогического взаимодействия. Меняется и роль педагога: его саморазвивающаяся личность призвана помочь ребенку познать самого себя, создать благоприятную среду для самоопределения и самодеятельности. В этих условиях актуализируется проблема гармонизации воспитательных отношений.

К проблеме воспитательных отношений обращались отечественные и зарубежные ученые конца XIX - начала XX веков: И.И. Горбунов-Посадов, В.В.Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Кареев, К.Д. Ушинский,
К.П. Яновский; К. Роджерс, Дж. Дьюи, Р. Штейнер, А. Нейлл и другие. Их труды являются ценнейшим источником педагогических, философских и психологических идей, практических форм применения.

Современная педагогическая мысль стремится к синтезу всего ценного, что есть в педагогическом наследии, поэтому опыт, изученный и заново переосмысленный, дает возможность иначе взглянуть на актуальные проблемы педагогики, найти пути их решения, определить перспективы движения к новым духовно-нравственным воспитательным отношениям. В связи с этим представляется своевременным обращение к педагогическому наследию
К.Н. Вентцеля (1857-1947), провозгласившего культ ребенка и создавшего «Декларацию прав ребенка» в 1917 году.

Константин Николаевич Вентцель – педагог, философ, писатель и общественный деятель, был видным теоретиком свободного воспитания. В своем многогранном творчестве К.Н. Вентцель проявил себя как «гордый независимый исполин, обращающийся к Вечности и Человечеству, к микрокосмосу Личности и макрокосмосу Вселенной» (М.В. Богуславский). К.Н.Вентцель призывал освободить ребенка от авторитарного начала во взаимоотношениях взрослых и детей, любить ребенка; дать простор самодеятельности и инициативе детей; верить в творческие силы ребенка; дать возможность «изжить детство» полностью; помнить, что в основе полноценного развития личности лежит накопление ею собственного опыта, внутренних переживаний, на базе которых осуществляется становление человеческих качеств; не забывать, что учитель лишь помощник ребенка, организатор той среды, в которой живет и развивается ребенок.

Изучению педагогических воззрений К.Н. Вентцеля посвящены работы М.В. Богуславского, Б.М. Бим-Бада, С.Ф. Егорова, Г.Б. Корнетова,
З.И. Равкина, Е.А. Плеханова, В.Г. Пряниковой, М.Е. Стеклова, Е.Н. Шиянова и др.

Философско-антропологические воззрения К.Н. Вентцеля рассмотрены в диссертационном исследовании И.Н. Гелашвили, идеи космической педагогики - в работе И.М. Пушкиной, гуманистические основы теории воспитания
К.Н. Вентцеля - в исследовании Г.А. Репиной. К анализу философских и психолого-педагогических положений ученого обращались А.А. Валеев,
Л.Л. Ворошилова, В.В. Зайцев, Е.В. Иванов, Т.И. Лобачева, С.П. Радионова, Н.В. Самойличенко, Т.П. Толмачева и другие исследователи. Вместе с тем, остаются недостаточно глубоко изученными идеи К.Н. Вентцеля о гармонизации воспитательных отношений. Целостного исследования данного аспекта педагогического наследия ученого не осуществлялось.

Анализ этико-философской, психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволяет констатировать, что в современном образовании возникает ряд объективных противоречий между: декларированием ценности, уникальности каждого ребенка, педагогики ненасилия и недостаточным уровнем компетентности педагогов и родителей в решении данного вопроса; необходимостью гуманных воспитательных отношений педагога и детей и реализуемыми в практике недостаточно эффективными способами организации педагогического взаимодействия; необходимостью изучения и осмысления гуманистических идей К.Н. Вентцеля о гармонизации воспитательных отношений и недостаточной их изученностью педагогической общественностью.

Названные противоречия обозначили проблему исследования: каков вклад К.Н. Вентцеля в развитие теории и практики гармонизации воспитательных отношений и каковы возможности использования идей ученого в современной практике образования.

С учетом проблемы и ее актуальности был сделан выбор темы исследования: «Гармонизация воспитательных отношений в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля».

Объект исследования - педагогическое наследие К.Н. Вентцеля.

Предмет исследования – гармонизация воспитательных отношений в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля.

Цель исследования - научное обоснование концептуальных идей
К.Н. Вентцеля о гармонизации воспитательных отношений и определение их значения для современной педагогической практики.

Задачи исследования:

1. Определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития проблемы гармонизации воспитательных отношений.

2. На основе анализа педагогического наследия К.Н. Вентцеля раскрыть этико-философские и антропологические основы его педагогических взглядов.

3. Выявить и обосновать концептуальные положения К.Н. Вентцеля о гармонизации воспитательных отношений.

4. Определить актуальные идеи К.Н. Вентцеля о гармонизации воспитательных отношений и обосновать целесообразность их использования в практике современного воспитания.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские и психолого-педагогические положения о связи исторического и логического, истории педагогики и современности, о гуманизации образования, о воспитании как общечеловеческой ценности, о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации.

В нашем исследовании мы опирались на:

  • психологические идеи о сущностной роли отношений в развитии человека (Б.Г. Ананьев, С.П. Иванов, А.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев,
    К.К. Платонов и др.); о необходимости учета своеобразия особенностей психического развития личности (А.В. Запорожец, А.Г. Асмолов,
    А.В. Петровский, В.В. Селиванов, В.И. Слободчиков, В.А. Сонин,
    Д.И. Фельдштейн);

  • теорию целостного развития личности в онтогенезе (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.Г. Маралов, Д.И. Фельдштейн и др.);

  • философские и психолого-педагогические идеи о специфике современного детства; о новом понимании взаимоотношений мира детства и мира взрослых (Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, А.В. Мудрик,
    Н.Д. Никандров, М.В. Корепанова, Д.И. Фельдштейн и др.);

  • ведущие теоретические положения гуманистической психологии
    (Р.Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс);

  • аксиологический подход к проблеме ценностей воспитания и воспи­тательных отношений (Н.М. Борытко, Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, В.Я. Лыкова, А.П. Сманцер и др.);

  • идеи о способах построения личностно-ориентированного педагогического взаимодействия (В.А. Лыкова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.);

  • логико-исторический подход к анализу педагогических явлений
    (М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, В.В. Зайцев и др.);

  • культурологический и цивилизационный подходы, позволяющие рассмат­ривать образование как одну из основных составляющих культурных ценностей цивилизации (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, В.П. Борисенков,
    О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, А.Г. Егоров, А.С. Запесоцкий, Г.С. Меркин, Л.В. Разбегаева, Е.А. Сергеев и др.);

  • средовой подход (Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлов);

  • историко-педагогические исследования, в которых нашли отражение гуманистические идеи классической педагогики, актуальные для современной образовательной практики (М.В. Богуславский, Б.М. Бим-Бад, С.Ф. Егоров,
    З.И. Равкин, Н.П. Сенченков, М.Е. Стеклов, Л.В. Романюк, Н.И. Титова и др.);

  • педагогические исследования, посвященные рассмотрению путей и средств гуманизации воспитания, личностно-ориентированного подхода к осу­ществлению воспитательного процесса (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.Я. Лыкова, В.Г. Маралов, И.И. Рыданова, В.В.Сериков,
    В.А. Ситаров, А.П. Сманцер, И.Ф. Харламов и др.);

  • концептуальные идеи о педагогической гармонии (В.А. Сухомлинский, Н.Н. Палтышев, Л.Л. Шевченко и др.);

  • концептуальные идеи о формировании личности учителя, развитии его профессиональной ментальности (Н.Е. Мажар, В.А. Ситаров, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, В.А. Сонин и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы, архивных источников, сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, систематизация, классификация, беседа, анкетирование, наблюдение, обобщение педагогических фактов и явлений.

Источниковедческую базу составили труды К.Н. Вентцеля, материалы и документы научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ); современные публикации, диссертационные работы по вопросам гармонизации воспитательных отношений; исследования различных аспектов педагогического наследия
К.Н. Вентцеля; материалы и документы научного архива Российской академии образования, Санкт-Петербургского центрального архива, Государственного архива Воронежской области (ГАВО).

Базой для внедрения педагогических идей К.Н. Вентцеля о гармонизации воспитательных отношений явились Стабенская муниципальная средняя общеобразовательная школа, Богородицкая муниципальная средняя общеобразовательная школа, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Рябинушка» Смоленского района, Смоленский государственный университет.

Этапы исследования:

Первый этап (2004 - 2005) – теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, архивных материалов с целью выявления состояния проблемы; изучение и осмысление педагогического наследия К.Н. Вентцеля; определение исходных теоретических позиций.

Второй этап (2005 - 2006) – изучение, анализ и систематизация основополагающих идей ученого о гармонизации воспитательных отношений, соотнесение их с тенденциями развития современного воспитания; разработка учебно-методических рекомендаций по использованию идей К.Н. Вентцеля о гармонизации воспитательных отношений в профессиональной подготовке студентов.

Третий этап (2007 - 2008) - систематизация и обобщение материалов исследования, формулировка выводов, оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна: впервые гармонизация воспитательных отношений в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля стала предметом исследования; целостно исследовано научное наследие К.Н. Вентцеля по проблеме гармонизации воспитательных отношений; определены тенденции гармонизации воспитательных отношений в развитии педагогической мысли; раскрыты ценностные ориентиры и принципы гармонизации воспитательных отношений в наследии ученого; определена актуальность идей ученого для современной образовательной практики; обоснована необходимость изучения идей К.Н. Вентцеля в контексте модернизации российского образования.

Теоретическая значимость исследования: рассмотрены понятия «воспитательное отношение», «гармонизация воспитательных отношений», их теоретико-методологические основания; расширены имеющиеся представления о творческом пути К.Н. Вентцеля как представителя классической педагогики; научно обоснован гуманистический потенциал концептуальных положений К.Н. Вентцеля о гармонизации воспитательных отношений; доказана актуальность идей К.Н. Вентцеля о гармонизации воспитательных отношений для современного воспитания.

Практическая значимость исследования: разработаны научно-методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по изучению гуманистических идей творческого наследия К.Н. Вентцеля; составлено электронное учебно-методическое пособие «Концептуальные основы педагогических взглядов К.Н. Вентцеля», которое может быть использовано и в процессе подготовки будущих педагогов в педагогических вузах и колледжах, в системе повышения квалификации педагогических кадров. Выводы и результаты исследования могут обогатить содержание и технологию современной деятельности воспитателей и учителей по организации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. Фактологический материал и обобщенные в диссертации положения могут войти в содержание учебников и учебных пособий.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью и глубиной методологических и теоретических положений, освещенностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам и логике, привлечением широкого круга документальных, архивных источников, апробацией и внедрением результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основные тенденции гармонизации воспитательных отношений в истории развития педагогической мысли ориентированы на самоценность личности человека, ценностно-смысловое равенство участников педагогического процесса, гуманизацию и демократизацию отношений, создание условий для развития свободной, целостной, творческой личности, ее непрерывного стремления к самосовершенствованию, самореализации, гармонии.

Гармонизация воспитательных отношений понимается нами как установление в системе педагогического взаимодействия взаимообусловленных и взаимовлияющих субъект-субъектных отношений воспитателя и воспитанника, основанных на признании самоценности детства, принятии ребенка как субъекта собственного развития; открытости и диалогичности общения, взаимопонимании, поддержке детской индивидуальности, свободы, самоопределения, самореализации.

2. Педагогическое наследие К.Н. Вентцеля отражает преемственную линию антропологических и гуманистических традиций в сфере воспитательных отношений педагога и ребенка, содержит в себе теоретические и практические аспекты ценностных оснований гармонизации воспитательных отношений.

3. Целевым ориентиром гармонизации воспитательных отношений в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля является совокупность идей ученого о гармонии целей жизни человека, уважении к личности, о признании самоценности детства, о ребенке как субъекте воспитательных отношений, признании его прав и свобод, об утверждении любви и веры в достоинство и возможности ребенка, об опоре на общечеловеческие ценности и национальные традиции, сохранении и развитии творческой индивидуальности, самодеятельности и активности ребенка, о многообразии воспитания и создании индивидуальных систем воспитания для каждого конкретного ребенка, о творческом труде как философии жизни, о ценности семьи как основе гармоничных воспитательных отношений, о необходимости сотворчества педагога и ребенка, о преемственном и непрерывном воспитании с опорой на интересы, потребности индивидуальности, о роли личности педагога как субъекта воспитательных отношений.

4. К актуальным идеям педагогического наследия К.Н. Вентцеля о гармонизации воспитательных отношений, значимым для современной педагогической практики нами отнесены:

- подход к ребенку как высшей ценности;

- уважение священного права детей быть искателями высших духовных ценностей жизни;

- личностно-индивидуальная ориентированность воспитательных отно­шений, утверждение индивидуальности во всей ее красоте и самобытности, в стремлении к свободе и независимости;

- обеспечение эмоционально-комфортной жизнедеятельности ребенка в образовательной среде;

- значимость личности педагога как субъекта воспитательных отношений.

  1   2

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница