Организационный потенциал промышленного предприятия и методы его оценки с целью повышения качества менеджмента


Скачать 289,06 Kb.
НазваниеОрганизационный потенциал промышленного предприятия и методы его оценки с целью повышения качества менеджмента
страница1/3
Смирнова Марианна Витальевна
Дата конвертации19.08.2012
Размер289,06 Kb.
ТипАвтореферат
СпециальностьГ. Санкт- Петербург, ул. Большая Морская д. 18.
Год2006
На соискание ученой степениКандидат экономических наук
  1   2   3

На правах рукописи




Смирнова Марианна Витальевна




ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами промышленности)


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Санкт-Петербург

2006


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования РФ «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» на кафедре менеджмента

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор

    Титова Марина Николаевна



Официальные оппоненты - доктор экономических наук,

профессор

Кроливецкий Эдуард Николаевич



кандидат экономических наук,

доцент

Введенский Олег Константинович



Ведущая организации Ассоциация промышленных предприятий г. Санкт- Петербурга



    Защита состоится «26» декабря 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета К 212.236.01 при Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна по адресу:

    190000, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская д. 18, ауд. 241.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна по адресу:

    190000, г. Санкт- Петербург, ул. Большая Морская д. 18.


    Автореферат разослан «22» ноября 2006 г.


    Ученый секретарь

    диссертационного совета Шульгина Л.А.


    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современные динамично меняющиеся рыночные условия требуют совершенствования инструментов и технологий управления предприятиями с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Руководители предприятий и компаний в условиях жесткой конкуренции ищут пути, ведущие к стабильному и устойчивому положению предприятий для достижения ими заданных целей. В этой связи требуются такие разработки, которые помогли бы руководителю предприятия взаимодействовать в рыночной среде и с новых позиций осознать процессы, происходящие на его предприятии.

Легкая промышленность России обладает достаточным потенциалом, который можно эффективно использовать для динамичного экономического и социального развития страны. Оборот розничной торговли одеждой, обувью, тканями в 2005 году составил 1,2 трлн. руб., а учтенный официально совокупный оборот предприятий легкой промышленности составил 135,7 млрд. руб. Это значит, что остальная часть торгового оборота занята не российскими предприятиями, а, следовательно, возможности для развития производства в отрасли есть.

В настоящее время доля легкой промышленности в объеме промышленного производства России составляет немногим более 1 %. В 2005 году загрузка мощностей предприятий легкой промышленности составила менее 50 %, а объем рынка в натуральном выражении увеличился в среднем на 8 - 13% . Несмотря на быстрый рост рынка, объем производства в отрасли ежегодно сокращается. Доля убыточных компаний в отрасли в 2005 году составляла около 43 %, против 36 % в среднем по обрабатывающим отраслям индустрии при рентабельности в отрасли на уровне 2 - 4 %. Сегодня в легкой промышленности России занято более 500 тыс. человек, причем более 80% из них – женщины. Около 70 % предприятий легкой промышленности являются градообразующими для малых городов, обеспечивая занятость большинства населения. Легкая промышленность составляет в регионах до 30 % промышленного производства. Следовательно, устойчивое и динамическое развитие отрасли чрезвычайно важно в социальном плане.

Любая организация, определяя цели развития, выявляет возможности их реализации на основе своего потенциала. Решение задачи определения потенциала предприятия является сейчас ключевой проблемой для российских предприятий, что вызвано необходимостью адаптации системы управления предприятием к новым условиям деятельности. Развитие предприятия связано с наличием не только рыночного, финансового и других потенциалов, но и организационного потенциала. Исследования показывают, что предприятия, принадлежащие к одной отрасли и имеющие сходную структуру используемых ресурсов, показывают разные экономические и финансовые результаты своей деятельности.

Качество организационного потенциала имеет исключительное значение для успешной деятельности и выживания фирмы. Однако определению и характеристике потенциала уделялось недостаточное внимание в силу того, что все внимание было обращено на потенциал рынка и потенциал производственный. Поэтому разработка теоретических и методических вопросов, обеспечивающих реализацию единого подхода к решению совокупности проблем формирования и использования организационного потенциала предприятия текстильной и легкой промышленности для их стратегического развития, определяет актуальность настоящего исследования. Комплексное исследование в области организационного потенциала требует рассмотрения научных результатов, полученных учеными, и опыта работы предприятий отрасли.

Степень разработанности проблемы. Проведенный нами анализ отечественных и зарубежных исследований и научных публикаций в области организационного потенциала показывает, что эта проблема изучалась и изучается по ряду направлений. В процессе разработки теоретических вопросов управления российские ученые Л.И. Абалкин, А.Г Аганбегян, А.А. Богданов, Д.М. Гвишиани, В.И.Данилов - Данильян, Б.З. Мильнер, С.Ю.Глазьев, Э.М. Коротков, Г.Б. Клейнер, Д.С.Львов, З.П. Румянцева, Ф.М. Русинов, В.Л. Тамбовцев и другие сформулировали актуальные вопросы, связанные с построением рыночных механизмов использования ресурсного потенциала.

В дальнейшем категория организационного потенциала стала использоваться для различных типов и масштабов управления и решения задач, связанных с повышением эффективности использования ресурсов, что привело к необходимости разработки методов его измерения и оценки. Решению подобных задач были посвящены работы зарубежных ученых И. Ансоффа, Л. Берталанфи, П. Друкера, О 'Доннела, П. Сенге, Д. С. Синка и ряда других.

Использование потенциала организаций для обеспечения устойчивого развития российской экономики предложено в исследованиях Клейнера Г.Б. , Е.Д Коршуновой, Мочалова, Е.В.Попова, А..И. Пригожина, Б.М. Ревуцкого, П.А.Фомина, С.Н. Чудновской и других. Исследованиям в области реформирования предприятия на основе потенциала организации посвящены многие работы ученых: Ф.Ф. Бездудного, С.Ю. Глазьева., О.Н. Виханского, Ф.М Русинова., М. К. Старовойтова, Титовой М.Н., Р.А. Фатхутдинова, П.А. Фомина и других.

Отечественные ученые А. .П. Градов, В.В. Ковалев, А. .П. Павлов, Г.В. Савицкая и зарубежные представители науки управления, теории организации, менеджмента изменений, инновационного менеджмента, эволюционной теории управления, стратегического управления И. Ансофф, Б. Карлофф, А. Мескон, Л. Планкетт, А. .А.. Томпсон, А.. Дж Стрикленд, К. Уолш, Ф Хедоури, и другие предлагают набор конечных результирующих показателей деятельности предприятия.

Анализ этих исследований и сравнение их результатов с требованиями современных экономических процессов и принципов организации и управления позволил нам сделать следующие выводы:

  1. В научной литературе имеет место противоречивость взглядов в определении организационного потенциала как инструмента управления промышленными предприятиями в условиях динамичной внешней среды, а также в оценке организационного потенциала предприятия.

  2. Необходимы исследования в области структурных составляющих организационного потенциала с целью повышения эффективности деятельности предприятия на его основе.

  3. Недостаточно обоснованы и использованы современные теоретические подходы в формировании организационного потенциала промышленного предприятия, как стратегического потенциала, составляющего важнейший ресурс предприятия

  4. Фактически отсутствуют исследования по комплексной оценке организационного потенциала предприятий легкой промышленности. Подобная теоретическая основа вполне определенным образом долгое время ориентировала развитие методологии планирования деятельности промышленного предприятия на использование производственного материально - технического, маркетингового, финансового потенциалов. Организационный потенциал, как ресурс, практически не рассматривался предприятиями отрасли.

  5. Выявлена недостаточная разработанность вопросов, связанных с обоснованием методической базы формирования и определения организационного потенциала, как существенной составляющей механизма управления современным предприятием.

  6. Во многих работах предлагаемые методы измерения потенциала представляют развитие системных методологических подходов и различаются принципами оценки потенциальных возможностей организаций. Развитие этих подходов в качестве экономических приемов и рекомендаций имеет особое значение для практики управления предприятием и повышения качества менеджмента.

  7. Существует объективная необходимость рассматривать организационный потенциал предприятия в совокупности с инновационным потенциалом.

  8. Требуются дальнейшие исследования с целью поиска эффективных путей управления предприятиями легкой промышленности на основе повышения качества менеджмента, т.к. многие вопросы определения и развития организационного потенциала полностью не решены и продолжают разрабатываться.

Таким образом, это подтверждает актуальность настоящего исследования, а также определяет цель и задачи, предмет и объект исследования.

Целью настоящего исследования является разработка и обоснование методов оценки организационного потенциала промышленного предприятия.

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы определения организационного потенциала и качества менеджмента предприятия, обосновать его составляющие как потенциалы системной устойчивости и динамического развития.

2. Проанализировать существующие методы оценки организационного потенциала и качества менеджмента. Выявить общие задачи и роль руководства предприятий в условиях современного этапа развития экономики на основе использования организационного потенциала.

3. Обосновать и разработать структуру и механизм определения стратегического организационного потенциала с позиций основных системных свойств организаций.

4. Разработать модель стратегического организационного потенциала промышленного предприятия.

5. Выявить возможности повышения инновационного потенциала предприятий на основе использования разработанных в отрасли инновационных материалов и изделий.

6. Дать оценку стратегического организационного потенциала предприятия легкой промышленности.

Объектом исследования являются предприятия легкой промышленности г. Санкт-Петербурга.

Предметом исследования является организационно - управленческая функция, выполняемая на предприятиях в современных условиях, методы управления и планирования, а также показатели производственно-экономической деятельности этих предприятий.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют теоретические положения и научные разработки отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам построения современного механизма управления предприятием, диалектические методы познания, системный анализ, методы статистики и экспертных оценок, экономический анализ. В качестве правовой базы в процессе исследования использовались Законы и нормативно-правовые акты РФ, постановления Правительства РФ, а также материалы научных и научно - практических конференций, отраслевые и межотраслевые рекомендации.

Информационной основой исследования послужили официальные статистические данные Госкомстата Российской Федерации, научно-исследовательских институтов, информационно-аналитических агентств, материалы научных изданий и средств массовой информации, законодательные и нормативные документы РФ, постановления Правительства РФ, отечественные и зарубежные публикации, включая работы в специальных периодических изданиях, информация официальных структур, представленная в компьютерной сети “Интернет”, материалы по состоянию и развитию предприятий легкой промышленности г. Санкт – Петербурга, собранные и обработанные автором в ходе исследования и другие документы.

Структура диссертации. Структура диссертации обусловлена целью исследования и сформирована с учетом соблюдения логической последовательности, состава элементов исследуемых проблем и позволяет в наибольшей степени отразить актуальные вопросы по теме диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений Основная часть исследования изложена на 165 страницах печатного текста и включает 6 рисунков, 31 таблицу, 130 наименований литературных источников и 4 приложения.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, определены цели, задачи, объект, предмет исследования и степень разработанности проблемы, обозначена теоретическая и практическая значимость, раскрыта новизна полученных результатов.

В первой главе рассмотрены теоретические основы организационного потенциала и качества менеджмента предприятия, особенности современных предприятий и требования к ним, определены имеющиеся подходы к оценке организационного потенциала, выявлены некоторые противоречия в терминологии и предложено авторское определение организационного потенциала предприятия.

Во второй главе проанализированы существующие методы оценки организационного потенциала и качества менеджмента, уточнены задачи и роль руководства предприятий в условиях современного этапа развития экономики с позиции системного подхода. Показана зависимость эффективности деятельности любой организации от качества менеджмента, предложена классификация методических подходов к оценке качества менеджмента и организационного потенциала.

В третьей главе обоснована и разработана структура и механизм определения стратегического организационного потенциала предприятия. Предложена система показателей стратегического организационного потенциала системной устойчивости и динамического развития предприятия, а также факторы инновационной составляющей потенциала развития предприятий и отрасли.

В четвертой главе проведена оценка стратегического организационного потенциала предприятия легкой промышленности и обобщающие результирующие его показатели, предложены направления наращивания и использования стратегического организационного потенциала.

В заключении обобщены результаты диссертационного исследования, сформулированы выводы и предложения теоретического и практического характера.

Экономические разработки и положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертационной работе, являются результатом самостоятельного исследования автора.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


В ходе проведенного нами исследования экономического состояния предприятий текстильной и легкой промышленности было выявлено, что эффективное развитие любого предприятия связано с наличием не только рыночного, финансового, производственного, кадрового, инновационного и других потенциалов, но и организационного потенциала.

Вопрос о потенциале организации возникает всякий раз, когда говорят об осуществлении новых стратегий и о выходе на новые рынки, о готовности к внедрению новшеств в разных сферах деятельности. Решение задачи определения потенциала предприятия является сейчас ключевой проблемой для российских предприятий, что вызвано необходимостью адаптации системы управления предприятием к новым условиям деятельности.

Однако определению и характеристике организационного потенциала в научной литературе уделялось недостаточное внимание в силу того, что внимание было обращено на потенциал рынка и производственный потенциал.

Учитывая, что реальная потребность товаров легкой промышленности в России в ближайшие годы будет расти не менее чем на 10–12% в год, необходимо максимально освоить резервы организационного потенциала и повысить конкурентоспособность предприятия. Это и определило особую актуальность разработки вопросов потенциала для предприятий этих отраслей, как особой стратегической составляющей общего потенциала предприятия.

Современные предприятия отличаются от тех, которые действовали в прошлом. В качестве основных направлений развития компаний и структур управления ими называются интеграционные процессы в содержании и характере самой управленческой деятельности, стиле управления; развитие сети компаний; трансформация организационных структур компаний; создание стратегических бизнес – единиц, полностью отвечающих за прибыли и убытки; повышение роли инновационной деятельности, постоянное развитие творческой и производственной отдачи персонала. Принципами деятельности компаний будущего становятся: глобализация деятельности, гибкость, адаптивность, самообучаемость, активность использования информационных технологий, ориентация на предвидение, формирование автономных групп как основы построения компании, ориентация не только на акционеров, но и других заинтересованных лиц, опережение конкурентов по времени, инновационность, ориентация на добавленную стоимость и качество.

Организация - это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил или процедур. Любая организация может быть описана с помощью ряда параметров: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

По результатам исследования сформулированы основные свойства предприятия как организации: целенаправленность, целостность, разнообразие качественно различных элементов системы, связность, синергичность, мультипликативность, адаптивность, устойчивость работы системы, самоорганизация, сложность и т.д.

Сделан вывод о том, что любое предприятие только в том случае будет полностью реализовывать предоставленные возможности и собственный потенциал, если оно будет сохранять свойства, присущие ему как системе. Поэтому организационный потенциал определяется и тем, как предприятию удается сохранить системные свойства: целенаправленность, целостность, разнообразие качественно различных элементов системы, связность, синергичность, мультипликативность, адаптивность, устойчивость работы системы, самоорганизация, сложность и т.д.

Вопрос измерения определенных свойств организации остается открытым. Разнонаправленность этих свойств требует и различных методов их измерения и определения.

Потенциал - это материально-технические и организационно-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и территориальное расположение, численность персонала и специализация, профиль производства, объемы выпускаемой и продаваемой продукции (товаров и услуг), форма собственности, состояние основных фондов, финансовое положение, возможности и качество менеджмента. В большинстве работ потенциал рассматривается как результат деятельности.

Определено значение организационного потенциала для предприятия. Потенциал любого предприятия заложен в его ресурсах, как производственных, так и финансовых. Ни один из этих ресурсов сам по себе не начнет действовать, пока он не будет приведен в действие рационально, целенаправленно, в соответствии с миссией и задачами по реализации миссии и целей. Таким механизмом, способным привести в действие все ресурсы, является менеджмент, его качественные характеристик и ряд организационных начал, заложенных как в структуре предприятия, так и в персонале. Возможности этих механизмов определяются организационным потенциалом, направленным на повышение качества менеджмента.

По нашему мнению, организационный потенциал предприятия - это совокупность элементов и механизмов, обеспечивающих упорядочение, согласование и эффективное использование потенциалов и ресурсов предприятия, достижение динамичности, устойчивости и целей его развития на основе современных методов управления, включая программно - целевой и системный подходы.

Классификация основных методик для оценки качества менеджмента проведена по ряду признаков: выявление факторов неблагополучия в деятельности предприятия и выявление лучших предприятий. В целом выделены три группы методик оценки качества менеджмента и организационного потенциала: методики, ориентирующиеся на оценку качества менеджмента и самооценку качества; методики, в основе которых лежат финансовые результирующие показатели; методики, основанные на оценке стоимости бизнеса, т.е. стоимостном подходе.

Общеизвестных методик оценки отдельных свойств организации и менеджмента, в том числе управляемости и адаптивности, нами не обнаружено.

В результате анализа имеющихся вариантов методических подходов к оценке качества менеджмента и организационного потенциала, можно сделать вывод о том, что стратегический организационный потенциал практически не рассматривается в научной литературе, а равно и составляющие этого потенциала с позиции системных свойств организации; большая часть методик ориентирована на финансовые результаты деятельности предприятия, а не на то, с помощью каких факторов эти результаты сформированы.

Был сделан вывод о необходимости формирования научных подходов к оценке качества менеджмента и организационного потенциала предприятий отрасли, чтобы определить барьеры развитию и ключевые факторы успеха. Предложено определение качества менеджмента. Это - характеристика подсистем менеджмента с позиций достижения синергетического эффекта от реализации его основных функций.

Главная цель заключается в определении тех факторов, задействованных в потенциале, которые могут дать значительный импульс развитию предприятия. Изучение научной литературы дает основание сформулировать следующие структурные элементы организационного потенциала (рисунок 1).

В связи с тем, что рассматривать организационный потенциал предприятия в отрыве от инновационного потенциала в современной экономике невозможно, разработана схема взаимосвязи организационного и инновационного потенциалов с учетом растущего влияния рыночных факторов и факторов неопределенности (рисунок 2).

Организационный потенциал и его структурные элементы



Потенциал менеджмента


Степень соответствия организационной структуры предприятия стратегическим целям


Потенциал организационной структуры предприятия






Потенциал организационной культуры





Ключевые компетенции компании и персонала, уровень квалификации и производительности труда







Способность работника к: восприятию новой информации; наращиванию своих профессиональных знаний; выдвижению новых конкурентоспособных идей; нахождению путей наилучшему выполнению функций на основе новых подходов.


Инновационный потенциал персонала предприятия



Уровень инновационности менеджмента


Совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности


Инновационный потенциал



  1   2   3

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница