«Основное богословие»


Скачать 139,73 Kb.
PDF просмотр
Название«Основное богословие»
страница1/4
Дата конвертации23.09.2012
Размер139,73 Kb.
ТипДокументы
СпециальностьКафедра Богословия
На соискание ученой степениКандидат богословия по предмету «Основное богословие»
  1   2   3   4
Московская Православная Духовная Академия 
 
             Кафедра Богословия 
 
 
 
 
 
 Автореферат 
 
диссертации  
на соискание ученой степени кандидата богословия 
 
 

по предмету «Основное богословие» 
 
 
«РЕЛИГИОВЕДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МИРЧИ ЭЛИАДЕ» 
 
 
 
 
    Автор:                                                        (иеромонах Варлаам (Горохов)) 

 
 
 

Научный руководитель:                     (доц. протоиерей Павел Великанов) 
 
 
 
 
 
Сергиев Посад 
Троице Сергиева Лавра 
2008 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 
 
Актуальность темы исследования 
Изучение  истории  религиозной  мысли  человечества,  ее  осмысление  с 
библейских  позиций  является  чрезвычайно  важным  для  более  глубокого 
понимания  смысла  христианского  учения.  Изучение  концепций  западного 
религиоведения  в  этой  связи  является  особенно  важным,  так  как  оно 
обнаруживает  в  себе  целый  ряд  тенденций  и  направлений,  исходящих  из 
различных 
мировоззренческих 
взглядов 
конкретных 
религиоведов. 
Православное богословие, призванное дать ответ на вызовы современности, 
не  может  уклониться  от  детального  рассмотрения  и  анализа  различных 
религиоведческих 
концепций, 
существующих 
в 
современном 
религиоведении.  Религиоведение  сегодня  стремится  позиционировать  себя 
как  принципиально  светскую,  не  богословскую  дисциплину,  обладающую, 
вследствие 
своей 
нейтральности, 
исключительной 
претензией 
на 
объективность. При этом всякое богословское осмысление феномена религии 
зачастую  рассматривается  как  тенденциозное,  необъективное  и  вследствие 
этого  не  могущее  претендовать  на  статус  научного  рассмотрения.  Если  в 
современном  отечественном  религиоведении  сохраняется  устойчивая 
тенденция рассматривать феномен религии с атеистической точки зрения, то 
в  западном  религиоведении  достаточно  распространенной  является  позиция 
«методологического  агностицизма».  Так,  по  мнению  проф.  Дж.  Кокса, 
«новые  методы  в  академическом  изучении  религий  должны  продолжать 
отделение  религии  от  сакрального,  Бога,  трансцендентного  или  великих  и 
могущественных сил. Это освобождает исследование религий от богословия 
и проводит четкую демаркацию между академическим и конфессиональным 
анализами»1. Таким образом, конфессиональный анализ религии однозначно 
рассматривается  как  неакадемический,  и,  следовательно,  ненаучный. 
Подобная  позиция  характерна  и  для  отечественных  религиоведов,  которые 
                                                 
1 Cox J.L. Religion without God: Methodological Agnosticism and the Future of Religious Studies. – Режим 
доступа: http://www.thehibberttrust.org.uk/documents/hibbert_lecture_2003.pdf 
 
2

зачастую  утверждают,  что  экспертами  в  области  религиоведения  могут 
являться  исключительно  светские  религиоведы,  стоящие  на  атеистических, 
или, в лучшем случае, агностических позициях. Любая богословская позиция 
рассматривается  как  субъективная  и  тенденциозная.  Такое  негативное 
отношение  к  христианскому  богословию  в  религиоведческой  среде  требует 
от  православного  богослова  тщательного  изучения  религиоведческих 
концепций современности, чтобы более аргументировано отвечать на вызовы 
светского религиоведения. 
Сегодняшнее  состояние  российской  религиоведческой  науки  можно 
оценивать  как  довольно  сложное  и  противоречивое.  Постепенно  она 
начинает  избавляться  от  груза  атеистических  и  материалистических 
«традиций»,  но  этот  процесс  идет  пока  довольно  медленно.  Устойчиво 
сохраняется  установка  если  не  на  материализм,  то  на  позитивизм,  как 
единственно  научную,  заслуживающую  внимания  религиоведческую 
методологию  и  на  отчуждение  от  религии  и  богословия.  Редким 
исключением  из  этого  правила  является  труд  проф.  МГИМО  А.  Б.  Зубова 
«История  религий.  Книга  первая:  Доисторические  и  внеисторические 
религии.  Курс  лекций».  В  этом  курсе  он  пытается  не  просто  по-новому 
проанализировать  различные  религии,  отойдя  от  редукционистских  и 
материалистических позиций, свойственных светскому религиоведению, но и 
дать обзор основных концепций современного западного религиоведения.  
На  Западе  в  прошедшем XX столетии  религиоведение  проделало 
огромный  путь.  Возникли  целые  направления  и  школы:  преанимизм, 
прамонотеизм,  феноменология  религии  и  т.д.  У  нас  же  труды  западных 
религиоведов подавались только в марксистской методологии. Надо сказать, 
что  наиболее  проницательные  советские  религиоведы  уже  в  конце 
восьмидесятых  годов  писали  об  изменении  методологической  парадигмы  в 
западном  религиоведении: «В  настоящее  время  эволюционный  подход 
практически исчез из западного религиоведения. В философии религии уже 
не  создаются  глобальные  схемы  стадиального  развития  религии.  Следует 
 
3
  1   2   3   4

Разместите кнопку на своём сайте:
поделись


База данных защищена авторским правом ©dis.podelise.ru 2012
обратиться к администрации
АвтоРефераты
Главная страница